ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 04.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общие положения регулирования труда педагогических работников 5
1.1 Право на занятие педагогической деятельностью 5
1.2 Ограничения, связанные с допуском к педагогической деятельности 8
1.3 Источники правового регулирования труда педагогических работников 16
2. Анализ регулирования условий труда педагогических работников 20
2.1 Особенности трудового договора педагогических работников 20
2.2 Определение регулирования труда педагогического работника 22
2.3 Проблемы правового регулирования труда педагогический работников 25
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
При этом особенности регулирования труда, приводящие к снижению уровня гарантий работникам, ограничению их прав, увеличению дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут быть установлены исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и предусмотренные процедуры.Работодатель обязан отстранить педагогического работника (не допустить его к работе) в случае получения информации от органов, ответственных за правоохранительные органы, о привлечении работника к ответственности за грубые и особо тяжкие нарушения, в том числе за умышленные нарушения категорий не указанные в ТК РФ. ТК РФ, за весь период привлечения к уголовной ответственности уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.Конституционный Суд Российской Федерации решает вопрос о возможности допуска лиц, совершивших деяние, декриминализированное новым уголовным законом, к участию в воспитательная деятельность и иная профессиональная деятельность, связанная с непосредственным и регулярным общением с несовершеннолетними.Установление нагрузки педагога, от которой зависит заработная плата, является существенным условием трудового договора.Рабочее время педагогических работников включает педагогическую (воспитательную), воспитательную, а также иную педагогическую работу при условии соблюдения должностных обязанностей и рабочего времени, утвержденного в установленном порядке.Таким образом, специфика педагогическая деятельность, заключаетсяв заботе государства по охране жизни и здоровья несовершеннолетних, определяет, что что правом на занятие педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях обладают не все потенциальные работники.Помимо общих оснований, установленных в ТК РФ, предусмотрены два дополнительных основания для расторжения трудового договора с педагогическими работниками – это неоднократное нарушение в течение года Устава организации воспитательных методов, а также применение, хотя бы однократного, методов воспитания, связанных с физическим насилием или психическим насилием над личностью обучающегося.Учитывая, что объектом исследования являются трудовые отношения и что основу системы образования составляют учителя, проанализируем, как действующее законодательство регулирует профессиональную деятельность учителей. Приказ Минобразования РФ № 536 определяет режим труда и отдыха различных педагогических работников системы образования всех уровней.Установленный для учителя объем рабочей нагрузки определяет нормируемую часть его рабочего времени. Продолжительность учебных занятий и перерывов (перемен) между ними устанавливается уставом или локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и норм, утвержденных в установленном порядке.Режим работы педагогического коллектива определяется режимом деятельности этих учреждений (круглосуточное пребывание студентов, воспитанников, пребывание в определенное время, сезон, изменение курса и другие особенности работы учебного заведения), установленных правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, режимом рабочего времени, коллективным договором в соответствии с действующим законодательством.Отдельно стоит вопрос о графике работы учителей-совместителей. Трудовой кодекс ограничивает рабочее время совместителей. Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 41 установлено, что продолжительность рабочего времени является неполной. Время занятости этих категорий работников в течение одного месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисляемой от установленной продолжительности рабочей недели.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 644. Право на продление отпуска до одного года в соответствии с Законом об образовании 2012 года предоставлено всем учителям. Основным документом в образовательном учреждении является Устав, сочетающий в себе общие и специальные нормы индивидуально-правового регулирования.Уставом предусмотрен порядок комплектования образовательного учреждения работниками и условия оплаты их труда. Регулирование трудовых отношений педагогов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе локальных актов, таких как правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о стимулирующих выплатах и трудовые инструкции, принятые при создании общеобразовательных учреждений.2.3Проблемы правового регулирования труда педагогический работниковНа современном этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется реализации прав учащихся и преподавателей на обеспечение их полноценного существования в обществе. В настоящее время правовой статус педагогов детально проработан и закреплен как международными актами и соглашениями, так и национальным законодательством Российской Федерации.Их основные права и обязанности содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе об образовании, а также в ведомственных нормативных правовых актах. Однако в то же время существуют и проблемы с реализацией прав, свобод и гарантий этих участников образовательных отношений, которые носят теоретический и практический характер и связаны с различными обстоятельствами. В частности, имеются серьезные недостатки в правовом регулировании прав педагогических работников, отсутствует единый подход к реализации этих прав и свобод, не находят отражения отдельные положения нормативных правовых актов в сфере правовой охраны образовательной среды. Одной из глобальных проблем правовой защиты в сфере образования является нарушение прав педагогов и ослабление их судебной защиты. Современная негативная тенденция нарушения трудовых прав и свобод педагогов не теряет своей актуальности. Чаще всего нарушаются право на справедливую и равную оплату труда, охрана труда, свобода от принудительного труда (неоплачиваемой и длительной работы, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени), свобода от преподавательской деятельности.Противоречия, связанные с нарушением условий оплаты труда и определения режима рабочего времени учителей школ, заключаются в том, что действующими правовыми актами на федеральном, региональном и местном уровнях устанавливается прямая зависимость размера заработной платы от количества проведенных занятий, и что иная непосредственно связанная с ним педагогическая работа, входящая в состав его профессиональных обязанностей, не нормируется, не учитывается и не оплачивается.Видно, что нормативные акты, якобы основанные на принципах трудового права, касающиеся оплаты труда и условий труда педагогов, содержат условия, препятствующие применению федерального законодательства. Часто возникают ситуации, связанные с нарушением прав педагогов, субъектами которых, как правило, являются институциональные образования - образовательные учреждения или органы управления образованием.Основными темами вопросов, с которыми педагоги обращаются в КТС образовательных учреждений, являются: распределение нагрузки, установление стимулирующих выплат, продолжительность отпусков, оплата и работа в выходные и праздничные дни, режим рабочего времени. Кроме того, анализ практики показывает, что к основным нарушениям, совершаемым работодателями, относятся:Несоблюдение правил создания и реализации инструкций по применению в образовательном учреждении.Проявляется как:- отсутствие должностных инструкций школе (неосведомленность работника при приеме на работу), что дает возможность директору требовать от учителя исполнения любых его распоряжений;- введение в инструкцию применение положений, противоречащих трудовому законодательству (например, обязанность выполнять работы без дополнительного вознаграждения, не входящие в должностные обязанности работника); - путем включения в должностную инструкцию слишком общих формулировок, под которыми директор может подвести любое свое требование (вариант - расширенная интерпретация задач, перечисленных в ЕКС); Несоблюдение полной материальной ответственности:- незаконное заключение договора о полной материальной ответственности с учителем (вариант - незаконное требование о возмещении учителем всей стоимости школьного имущества сверх среднемесячной заработной платы учителя; за исключением случаев, когда какой-либо работник полностью несет юридическую ответственность: в случае «недостачи ценностей, полученных по одному документу», если вред причинен умышленно или в состоянии опьянения, наркотических средств, либо в результате «преступных действий работника, установленных приговором суда»); - незаконное требование компенсации за счет учителя ремонта школьного имущества, испорченного из-за того, что работодатель не обеспечил надлежащих условий содержания и хранения.Несоблюдение трудового договора междуработодатель и работником:- недобросовестное заключение срочного трудового договора с последующим давлением на педагога под угрозой непродления договора;- отказ от обсуждения и изменения содержания трудового договора;– незаключение трудового договора; - заключение договора после фактического начала работы, невыдача работнику копии трудового договора.ТК РФ предусматривает дисциплинарную ответственность руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, его заместителей по требованию представительного органа работников. В случае подтверждения нарушения работодатель обязан применить дисциплинарные взыскания к руководителю организации образования, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям, вплоть до увольнения. Кроме того, в последние годы вынесено большое количество несправедливых решений органами управления образованием и судами по жалобам родителей, в связи неумением использовать доступные правовые механизмы.Чтобы рассмотреть все жалобами на учителей, можно условно разделить на две группы:- заявления о жестоком обращении (во всех вариантах - физическом, психологическом и сексуальном);- обвинения в профессиональной некомпетентности (как субъекта и как руководителя класса). В данном случае это ложные, безосновательные обвинения, основанные на провокации и клевете.Таким образом, ситуация осложняется тем, что в основополагающем документе - Федеральном законе об образовании - не учтены правовые аспекты взаимодействия педагогических работников с обучающимися и их родителями, а также некоторые аспекты этого взаимодействия, требующие правовое регулирование отсутствует. В целях усиления правовой защиты педагогов необходимо расширить и уточнить в законодательстве об образовании правовые аспекты конструктивного взаимодействия педагогов с учащимися и их родителями. Все это создает угрозу реализации прав педагога в настоящее время и требует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.ЗаключениеОсобенности регулирования труда педагогов являются проявлением дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений, обусловленной особой ролью педагога в жизни общества, а также спецификой и значимостью воспитательной деятельности, характеризующейся высокий уровень ответственности и значительные умственные и эмоциональные нагрузки. Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы:1. Правовое регулирование деятельности педагогов образовательных организаций фактически представляет собой совокупность нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, а также решений государственных судебных органов.2. Деятельность педагогов в организациях образования определяется трудовым договором.3. Трудовой договор следует рассматривать как межотраслевой правовой институт, включающий в себя несколько подинститутов: заключение трудового договора с педагогическими работниками в организациях образования; изменение трудового договора с преподавателями организаций образования; расторжение трудового договора с педагогами организаций образования.4. Общие положения правового института «трудовой договор с преподавателями организаций образования» должны содержаться в Налоговом кодексе Российской Федерации.5. Частные положения правового института «трудовой договор с преподавателями образовательных организаций» должны содержаться в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому принимаемые законодателем меры по повышению социального статуса и профессионализма педагогов пока недостаточны и существует необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования в этой сфере.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237
-1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// "Российская газета" от 31 декабря 2012 г. N 303
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022)// "Российская газета" от 18 (ст.ст. 1-96)
3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022)// "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022)// "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"// "Российская газета" от 20 октября 2010 г. N 237
6. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 N 644 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 N 42532)// "Российская газета" от 13 июля 2016 г. N 152
7. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388)//Консультант Плюс
8. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.2003 N 4963) //Консультант Плюс
9. Проект Постоянной комиссии СНГ ст. 71//Консультант Плюс
Судебная практика
10. Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 1. 2017. Утв. Президиумом Верховного суда РФ 16 февраля 2017 г., пункт 11 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017)//Консультант Плюс
11. Определение Конституционного суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 251-О//Консультант Плюс
12. Решение Пензенского областного суда от 16.02.2017 по делу № 7-67/2017//Консультант Плюс
13. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 07 августа 2017 г. по делу № 33-16358/2017//Консультант Плюс
Научная литература
14. Аверьянова, М.И., Право социального обеспечения (с практикумом): учебное пособие / М.И. Аверьянова. - Москва : КноРус, 2020. - 288 с.
15. Андриановская И.И. Трудовой договор (заключение, изменение, прекращение): Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 7, 8.
16. Гладков Н.Г. Реализация и защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников: настольная книга профсоюзного работника и профсоюзного актива. / Н.Г. Гладков. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2019. – 920 с.
17. Городилина И.А. Трудовое право России: Учеб. пособие. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2019. С. 65, 66.
18. Гребенщиков А.В. Трудовое право России: учебник для высших учебных заведений / А. В. Гребенщиков – М.: Норма: Инфра-М, 2017. – 607.
19. Гусов К. Н. Трудовое право: учебник для бакалавров / К. Н. Гусов - М.: Проспект, 2017. – 222 с.
20. Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права // Право и образование, 2017. № 2. С.5-22.
21.Крипакова, А. В. Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования Российской Федерации / А. В. Крипакова, // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (116). - С. 613-615.
22. Куров В. С. Образовательное и гражданское право / В. С. Куров. - М.: Готика, 2017. - 121 с.
23. Матюшева Т.Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Современное право. 2017. № 4. С. 47—52.
24. Микушина М.Н. Трудовой договор: Учеб.- метод. пособие. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2017. С. 5-9.
25. Орловский Ю. П. Трудовое право России. / Ю. П. Орловский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 854 с.
26. Певцова Е.А. Трудовое право: учебник / Е.А. Певцова. – М.: Юстиция, 2017. – 206 с.
27. Першина, Л. Б. Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников / Л. Б. Першина. // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 5-7.
28. Рыженков А. Я. Трудовое право: краткий курс лекций / А. Я. Рыженков.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 206 с.
29. Трудовое право: практикум / Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. – М: Юрайт: ИД Юрайт, 2018. – 290.
30. Трудовое право: учебник / Бриллиантова Н. А.– М.: РГ-Пресс, 2017. - 536 с
31.Усова С. А. Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу / С. А. Усова. // Молодой ученый. - 2020. - № 14 (304). - С. 191-194.
Электронные ресурсы
32.Быковская Т.С. Особенности рабочего времени педагогических работников: пробелы законодательства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rabochego-vremeni-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 10.12.2022).
33.Галузо В.Н. О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-regulirovanii-truda (дата обращения: 10.12.2022).
34.Гоголев А.М. Квалифицирующие элементы понятия «Педагогический работник». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifitsiruyuschie (дата обращения: 10.12.2022).
35.Егошина Л.А. Аттестация как способ оценки квалификации педагогических работников: проблемы правового регулирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/attestatsiya-kak-sposob-otsenki (дата обращения: 10.12.2022).
36.Ибрагимов М.Г. Новое в правовом статусе педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-v-pravovom-statuse (дата обращения: 10.12.2022).
37.Иванова Е.И. Правовое регулирование труда педагогических работников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-truda-pedagogicheskih-rabotnikov-1 (дата обращения: 10.12.2022).
38.Карамурзова Ж.З. Ограничения на занятие педагогической деятельностью. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-na-zanyatie-pedagogicheskoy-deyatelnostyu (дата обращения: 10.12.2022).
39.Красноярова Е.В. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в образовательной организации высшего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovye-dogovory-na-zameschenie-dolzhnostey-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 10.12.2022).
40.Миниханов Р.С. Регулирование труда педагогических работников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-truda-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 10.12.2022).
41.Мишалин А.Б. Правовое регулирование труда и отдыха педагогических работников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-truda (дата обращения: 10.12.2022).
42.Николаева С.Т. Правовые аспекты в обеспечении деятельности высших учебных заведений. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-kadrovogo-deloproizvodstva (дата обращения: 10.12.2022).
43.Пискарева Ю.М. Особенности регулирования труда педагогических работников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti (дата обращения: 10.12.2022).
44.Поленова И.В. Есть ли в действительности особенности регулирования труда педагогических работников? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-v-deystvitelnosti-osobennosti-regulirovaniya-truda-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 10.12.2022).
45.Сагандыков М.С. Ограничения трудовых прав педагогических работников: вопросы теории и практики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-trudovyh-prav-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 10.12.2022).
46.Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000680687 (дата обращения: 10.12.2022).
47.Устинова Е.В. О педагогах, осуществляющих образовательную деятельность в Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pedagogah-osuschestvlyayuschih-obrazovatelnuyu-deyatelnost-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 10.12.2022).
48.Устинова Е.В. Правоприменение в РФ. Педагогический аспект. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoprimenenie-v-rossiyskoy-federatsii-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 10.12.2022).
49.Черных Н.В. Дифференциация в регулировании труда научных работников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-v-regulirovanii-truda-nauchnyh-rabotnikov-1 (дата обращения: 10.12.2022).
50.Шмелева О. Г. Правовое регулирование труда педагогических работников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-truda-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 10.12.2022).
Вопрос-ответ:
Какие права имеют педагогические работники в отношении занятия педагогической деятельностью?
Педагогические работники имеют право на занятие педагогической деятельностью в соответствии с их профессиональными навыками и квалификацией.
Какие ограничения могут быть связаны с допуском к педагогической деятельности?
Ограничениям, связанным с допуском к педагогической деятельности, могут подлежать лица с судимостью за преступления в сфере образования, насилия над детьми или иных преступлений, связанных с нарушением прав и интересов детей.
Какие источники правового регулирования труда педагогических работников существуют?
Источниками правового регулирования труда педагогических работников могут являться трудовое законодательство, нормативные акты, коллективные договоры, локальные нормативные акты и иные документы, регулирующие трудовые отношения.
Какие особенности имеет трудовой договор педагогических работников?
Трудовой договор педагогических работников может содержать специфические условия, связанные с особенностями педагогической деятельности, такие как режим работы, расписание занятий, требования к квалификации и опыту работы.
Какие условия труда педагогических работников подлежат регулированию?
Условия труда педагогических работников подлежат регулированию в том числе вопросы оплаты труда, рабочего времени, отпусков, охраны труда, социального обслуживания и другие аспекты, влияющие на условия и благополучие труда педагогических работников.
Какие основные положения регулируют труд педагогических работников?
Основные положения, регулирующие труд педагогических работников, включают в себя право на занятие педагогической деятельностью, ограничения связанные с допуском к педагогической деятельности, а также источники правового регулирования труда педагогических работников.
Какие ограничения существуют для педагогической деятельности педагогических работников?
Существуют определенные ограничения, связанные с допуском к педагогической деятельности. Например, педагогическим работникам запрещается заниматься деятельностью, которая противоречит требованиям этики педагогической работы или которая может нанести ущерб здоровью и развитию детей.
Какие особенности трудового договора у педагогических работников?
У педагогических работников имеется ряд особенностей в трудовом договоре. Например, там могут быть указаны особые требования к квалификации работника, условия оплаты труда, режим работы, а также возможность использования отпуска на учебные каникулы.