Религиоведение и информатика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 18 18 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.01.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 3
Глава 1. Миф: подходы к определению и концепции 4
1.1. Понятие мифа и специфика мифологического мышления 4
1.2. Ритуальная концепция мифа 7
Глава 2. Концепции происхождения мифов и устойчивые мифологемы 11
2.1. Типология происхождения мифов 11
2.2. Мифологемы права: зарождение идеи справедливости в мифе 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17




Фрагмент для ознакомления

Среди всего множества концепций, объясняющих происхождение мифа, следует отметить общий момент – все исследователи видят истоки мифа в изменении структур мышления человека, который отошел от позиции простого наблюдателя к позиции вопрошающего – человек более не довольствовался простым наблюдением за окружающим его миром, но и стремился его объяснить.2.2. Мифологемы права: зарождение идеи справедливости в мифеСтремление к осмыслению сущности права, природы закона можно обнаружить уже у ранних античных авторов, в первую очередь, у Гомера. По мнению А. Ф. Лосева, в «Одиссее» и «Илиаде» были отражены кардинальные перемены, произошедшие в социально-политической и культурной жизни гомеровской эпохи. По мысли философа, «борьба нового со старым – это первое, что бросается в глаза, когда мы задаемся вопросом о социально-исторической основе гомеровских поэм». Согласно А. Ф. Лосеву, очевидное стремление Гомера к переосмыслению современной ему духовно-нравственной традиции воплотилось в его текстах в ряде прогрессивных тенденций, к которым А. Ф. Лосев причисляет, например, антивоенную тенденцию, проявляющуюся в осуждении несправедливой войны и антиаристократическую тенденцию, заключающуюся в обличении безнравственных правителей. Назревающее столкновение мировоззрений, связанное с переходом античного общества от общинно-родового к классовому строю, явственно обнаруживается в текстах античного автора.Пессимистические настроения Гесиод воплощает в виде мифа о смене нескольких исторических эпох, которые проживает человечество: золотой век, серебряный век, бронзовый век, век героев и железный век. О современном ему «железном веке» Гесиод пишет как о времени всеобщего упадка. Поэт противопоставляет «правильный» общественный порядок, основанный на принципе справедливости «неправильному» порядку, основанному на насилии и произволе.Размышления Гесиода на тему права демонстрирует и переосмысленная мифология «Теогонии». Смена поколений богов приводит к изменению принципов их правления, то есть к трансформациям морально-нравственных основ власти. Как указывает В. С. Нерсесянц: смена олимпийских божеств (Уран – Крон – Зевс) параллельно сопровождалась трансформацией принципов их правления, что, согласно мифу,оказывало влияние не только на специфику отношений между самими богами, но и на их взаимоотношенияс людьми в рамках социально-политического порядка. Именно с утверждением в древнегреческом пантеонебогов во главе с верховным богом Зевсом античные теогонические мифы связывают возникновение идей законности, справедливости и полисной жизни. В отличие от абсолютной власти первого поколения богов власть богов-олимпийцев реализуется в соответствии с принципом справедливости. По мысли В. С. Нерсесянца, развитие в теогоническом ряду (Хаос – Уран – Крон – Зевс и олимпийские боги и герои) в «Теогонии» интерпретируется как процесс развития различных этических сил и утверждения принципа справедливости, законности в делах божественных и человеческих. В данном контексте интересен эпизод, в котором, согласно теогонии Гесиода, от брака Зевса с Фемидой, рождаются дочери – богини Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Соответственно, правление Зевса знаменуется установлением начал справедливости и законности Таким образом, «Теогония» Гесиода представляет собой яркий образец взаимовлияния зарождающегося рационально-философского и мифологического мировоззрений.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности мифологического мышления и факторы его генезиса.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Исследователи видят истоки мифа в изменении структур мышления человека, который отошел от позиции простого наблюдателя к позиции вопрошающего – человек более не довольствовался простым наблюдением за окружающим его миром, но и стремился его объяснить.Значимой сущностной характеристикой мифа следует назвать его всеобъемлющий характер, в силу которого мышление древнего человека функционирует в границах мифологических представлений и идей и не мыслится за его рамками. Миф способствовал выработке определенных правил поведения, что позволило стабилизировать человеческий коллектив.Эволюция мифа ведет к вычленению из исходного «тела» мифа новых, самостоятельных компонентов. Исторически трансформируясь вместе с другими продуктами человеческой активности, отдельные такие компоненты способны продуцировать такие инновационные духовные формы, как право, закон.Сам миф становится способом, посредством которого в художественной форме обосновывалась необходимость соблюдения правил поведения в обществе, от которых, изначально, зависела простая выживаемость человеческого коллектива (табу), а затем – стабильность его существования (закон, право). Список использованной литературыГурвич Г. Д. Философия и социология права. Избранные сочинения / Г.Д. Гурвич – Санкт-Петербург : Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 848 с.Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. – 280 с.Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург :Алтейя, 2003. – 360 с.Коломыц Д. М. Явление мифологизации как закономерность сознания / Д.М. Коломыц // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 4-2. – С. 30-34.Корниенко Т. Сущность и структура политического мифа / Т. Корниенко // Власть. – 2009. - № 10. – С. 49-54.Леви-Стросс К. Мифологики. Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс – Москва : Издательский дом «Флюид», 2006. – 400 с.Лосев А. Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. – Москва : Молодая гвардия, 2006. – 400 с.Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции / В.С.Нерсесянц. – Москва : Наука, 1979. – 264 с.Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – Москва : Политиздат, 1980. – 704 с.Целыковский А. А. Политические учения античной Греции: диалектика мифологии и философии / А.А. Целыковский // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. - № 7 (403). – С. 27-32.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Санкт-Петербург :Symposium, 2004. – 544 с.

Список использованной литературы



1. Гурвич Г. Д. Философия и социология права. Избранные сочинения / Г.Д. Гурвич – Санкт-Петербург : Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 848 с.
2. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. – 280 с.
3. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург :Алтейя, 2003. – 360 с.
4. Коломыц Д. М. Явление мифологизации как закономерность сознания / Д.М. Коломыц // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 4-2. – С. 30-34.
5. Корниенко Т. Сущность и структура политического мифа / Т. Корниенко // Власть. – 2009. - № 10. – С. 49-54.
6. Леви-Стросс К. Мифологики. Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс – Москва : Издательский дом «Флюид», 2006. – 400 с.
7. Лосев А. Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. – Москва : Молодая гвардия, 2006. – 400 с.
8. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции / В.С.Нерсесянц. – Москва : Наука, 1979. – 264 с.
9. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – Москва : Политиздат, 1980. – 704 с.
10. Целыковский А. А. Политические учения античной Греции: диалектика мифологии и философии / А.А. Целыковский // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. - № 7 (403). – С. 27-32.
11. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Санкт-Петербург :Symposium, 2004. – 544 с.

Вопрос-ответ:

Что такое мифологическое мышление?

Мифологическое мышление - это специфический способ восприятия и понимания мира, основанный на мифах и символах.

Какая концепция объясняет происхождение мифов?

Существует множество концепций, объясняющих происхождение мифов. Но все они имеют общий момент - изменение структуры общества.

Какие идеи связаны с мифологемами права?

Мифологемы права связаны с идеей справедливости в мифе. Они объясняют происхождение понятий о правде, справедливости и законе в мифологическом мышлении.

Какие подходы к определению мифа существуют?

Существуют различные подходы к определению мифа, такие как религиозный, эмпирический, структуралистский и другие. Каждый из них выделяет свои особенности в понимании мифа.

В чем заключается ритуальная концепция мифа?

Ритуальная концепция мифа предполагает, что мифологические рассказы возникают в процессе проведения ритуалов и служат для объяснения и обоснования ритуальных действий и обрядов.

Что такое мифологическое мышление?

Мифологическое мышление - это специфический способ мышления, характерный для мифологии, основанный на символах, образах и мифологических представлениях. Оно отличается от рационального, логического мышления и предполагает веру в сверхъестественные силы и явления, а также символическое и метафорическое понимание мира.

Какова ритуальная концепция мифа?

Ритуальная концепция мифа основана на представлении о мифе как священном ритуале. Согласно этой концепции, миф является основанием для проведения религиозных обрядов и ритуалов, которые передают и подтверждают мифологические представления и ценности сообщества. Мифология и ритуалы тесно связаны друг с другом и взаимно поддерживаются в рамках религиозной практики.

Какие существуют концепции происхождения мифов?

Существует несколько концепций происхождения мифов. Одна из них - теория аналогии, которая предполагает, что мифы возникают из прямого или переносного отражения реальности. Другая концепция - теория декодирования, считает, что мифы являются символьно-метафорическими формами передачи знаний и опыта. Еще одна концепция - теория ритуала, согласно которой мифы возникают в процессе религиозных ритуалов и обрядов. Каждая из этих концепций имеет свои аргументы и сторонников, однако нет единого ответа на вопрос о происхождении мифов.

Какие истоки мифа видят все исследователи?

Все исследователи видят истоки мифа в изменении структуры сознания и появлении системы религиозных представлений. Различные концепции объясняют это изменение разными способами - через эволюцию человеческого мышления, символическую коммуникацию или уникальные культурные особенности. Однако все эти концепции признают, что мифология возникает как реакция на определенные потребности и проблемы, с которыми сталкиваются люди в разных культурных и исторических контекстах.