СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 16.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Исторические аспекты развития системы социального обеспечения в России 5
1.2. Правовые основы социального обеспечения в Российской Федерации 8
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ 13
2.1. Досоветский период развития права социального обеспечения 13
2.2. Зарождение и развитие социального обеспечения в советский период 16
2.3. Современное развитие социального обеспечения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Одним из видов социального обеспечения является пенсия. Пенсия - денежная ежемесячная выплата, направленная на компенсацию гражданам заработной платы или другого дохода, которые застрахованные лица получали перед назначением им трудовой пенсии или утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц по причине смерти данных лиц. Еще один вид социального обеспечения – пособия. Пособие – это ежемесячная, периодическая или разовая «оплата, заменяющая потерянный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством. Также к видам социального обеспечения относят компенсационные выплаты. Среди данных выплат признакам формы социального обеспечения в наибольшей мере отвечают назначаемые с принятием во внимание уровня доходов.
В нормативно-правовых актах о социальном обеспечении можно встретить положения, заставляющие сомневаться в возможностях их реализации. Например, согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском (для целей данного закона) считается утрата застрахованным лицом заработка (вознаграждений, выплат в пользу застрахованного лица) или иного дохода в связи с наступлением страхового случая - инвалидности, старости, потери кормильца. Обязательным страховым обеспечением являются трудовые пенсии, вместе с тем трудовая пенсия по случаю потери кормильца и по инвалидности. Здесь необходимо обратить внимание на слово «обязательным». При наступлении инвалидности вследствие осуществления застрахованным лицом умышленного уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба собственному здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему может быть назначена лишь социальная пенсия по инвалидности, которая будет меньше, прежде всего, в связи с отсутствием переменного размера страховой части (рассчитываемого на основе пенсионного капитала, который был заработан гражданином).
Данное положение весьма часто критикуется, и совершенно обоснованно. В данной ситуации не приходится говорить ни о всеобщности, ни о дифференциации социального обеспечения, а понятие «обязательное страховое возмещение» утрачивает собственный смысл. Сходным образом решен вопрос предоставления пособия по временной нетрудоспособности при ее наступлении вследствие указанных причин - в соответствии со ст.9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в назначении пособия вообще будет отказано.
Право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется ст. 39 Конституции РФ. Отметим - «право каждого», то есть вне зависимости от причин возникновения такой ситуации. В то же время появление этих норм заставляет задуматься о необходимости введения такого признака социального риска, как его независимость он наличия вины лица, оказавшегося в социально-рисковой ситуации. Что касается реализации принципа дифференциации социального обеспечения, отметим следующее. Иногда в законодательстве недостаточно четко установлены те самые объективные критерии, от которых зависит социальное обеспечение. Так, относительно новым социальным риском признается малообеспеченность.
В настоящее время государство, признавшее себя социальным, принимает на себя социальные обязательства в связи с малообеспеченностью. Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» ее получателями могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Что понимается под независящими причинами, из содержания названного закона неясно. Между тем в социальной сфере, как нигде, важно соблюдение того, чтобы обстоятельства, выступающие основаниями дифференциации, соответствовали и общеправовому принципу равенства. Именно поэтому полагаю, что перечень причин, которые, по мысли законодателя, являются «независимыми от человека», должны быть закреплены в нормативном правовом акте федерального уровня. В качестве критериев адресности используются уровень душевого дохода в домохозяйстве, членом которого является потенциальный реципиент социального пособия; социальный состав домохозяйства; материальные и денежные активы домохозяйства, а также их доходность.
В заключение данной главы необходимо сказать, что законодательное закрепление принципов позволило бы создать ту основу, с опорой на которую строились бы другие нормы данной отрасли права. Кроме того, это могло бы обеспечить правоприменение, наиболее полно учитывающее интересы граждан. Во-первых, государственные органы и их должностные лица руководствовались бы принципами права социального обеспечения в своей деятельности и принимали бы решения, основываясь на руководящих началах этой отрасли права. Во-вторых, при наличии пробелов в законодательстве государственные органы и суды смогли бы разрешать споры, возникающие в отношениях по поводу социального обеспечения, на основе законодательно закреплённых принципов подобно тому, как это делается в гражданско-правовой сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенной работы можно заключить, что система социального обеспечения каждого государства обладает своими характерными особенностями в связи с определенными общественно-экономическими условиями. Система социального обеспечения в России включает в себя такие виды: пенсии; пособия; обслуживание и содержание инвалидов и престарелых в особых учреждениях (домах-интернатах); трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; реабилитацию и врачебно-трудовую экспертизу инвалидов; преимущества и льготы инвалидам.
Действующая система социальных служб включает государственную, негосударственную и муниципальную службу. Все социальные службы нацелены, в первую очередь, на обеспечение нуждающихся категорий населения разнообразными видами социальных услуг.
Стратегия преобразования социального сектора, которая предлагается современным российским правительством, включает предложения по развитию определенных отраслей комплекса социальной сферы (культура, здравоохранение, образование, спорт, социальная защита, занятость и др.).
Общие ориентиры тут: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.
Таким образом, социальное обеспечение – система со сложной структурой, содержание которой может изменяться в зависимости от того, что берется за ее основу. Существуют две основные структуры: структура по общественным отношениям и структура системы социального обеспечения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. 02.08.2019) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс.
Алексеев С.С. Избранное / Вступ. сл., сост.: П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2016.
Андреева Е.И. Реализация принципа адресности и нуждаемости в социальной поддержке: возможные подходы к оценке благосостояния домохозяйств в России // Финансы. 2018. № 11. С. 12-18.
Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. – М., 2010.
Безина А. К. Историко-правовой анализ становления и развития социального обеспечения в России / А. К. Безина, А. Б. Вайман // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2020. № 6. С. 136-147.
Бецкой И.И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя / И.И. Бецкой // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. – СПб., 1789. С. 273.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. –М., 2012. 212 с.
Истомина Е. А. Правовой механизм управления социальными рисками : Монография / Е. А. Истомина, М. Ю. Федорова. – Екатеринбург : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018.
Повесть временных лет [Текст] / пер. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича; 129 ил. Мюда Мечева. – СПб.: Вита Нова, 2012. 507 с.
Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 2011. 312 c.
Советское право социального обеспечения: вопросы теории / Гущин И.В.; Науч. ред.: Андреев В.С. - Минск: Наука и техника, 2010. 176 c.
Алексеев С.С. Избранное / Вступ. сл., сост.: П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2016. С. 143.
Безина А. К. Историко-правовой анализ становления и развития социального обеспечения в России / А. К. Безина, А. Б. Вайман // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2020. № 6. С. 138.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. 02.08.2019) // СПС Консультант Плюс
Повесть временных лет [Текст] / пер. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича; 129 ил. Мюда Мечева. – СПб.: Вита Нова, 2012. С. 214.
Бецкой И.И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя / И.И. Бецкой // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. – СПб., 1789. С. 273.
Советское право социального обеспечения: вопросы теории / Гущин И.В.; Науч. ред.: Андреев В.С. - Минск: Наука и техника, 2010. С. 78.
Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 2011. С. 149.
Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. – М., 2010. С. 69.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. –М., 2012. С. 89.
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс.
Истомина Е. А. Правовой механизм управления социальными рисками : Монография / Е. А. Истомина, М. Ю. Федорова. – Екатеринбург : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. С. 113.
Андреева Е.И. Реализация принципа адресности и нуждаемости в социальной поддержке: возможные подходы к оценке благосостояния домохозяйств в России // Финансы. 2018. № 11. С. 13
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС Консультант Плюс
7. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. 02.08.2019) // СПС Консультант Плюс
8. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс.
9. Алексеев С.С. Избранное / Вступ. сл., сост.: П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2016.
10. Андреева Е.И. Реализация принципа адресности и нуждаемости в социальной поддержке: возможные подходы к оценке благосостояния домохозяйств в России // Финансы. 2018. № 11. С. 12-18.
11. Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. – М., 2010.
12. Безина А. К. Историко-правовой анализ становления и развития социального обеспечения в России / А. К. Безина, А. Б. Вайман // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2020. № 6. С. 136-147.
13. Бецкой И.И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя / И.И. Бецкой // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. – СПб., 1789. С. 273.
14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. –М., 2012. 212 с.
15. Истомина Е. А. Правовой механизм управления социальными рисками : Монография / Е. А. Истомина, М. Ю. Федорова. – Екатеринбург : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018.
16. Повесть временных лет [Текст] / пер. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича; 129 ил. Мюда Мечева. – СПб.: Вита Нова, 2012. 507 с.
17. Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 2011. 312 c.
18. Советское право социального обеспечения: вопросы теории / Гущин И.В.; Науч. ред.: Андреев В.С. - Минск: Наука и техника, 2010. 176 c.
Вопрос-ответ:
Какие исторические аспекты влияли на развитие системы социального обеспечения в России?
Развитие системы социального обеспечения в России было оказано влияние рядом исторических аспектов, таких как революции, войны и экономические кризисы. Необходимость обеспечения защиты граждан в периоды социальных потрясений стала одной из основных задач государства.
Какие правовые основы определяют социальное обеспечение в Российской Федерации?
Основные правовые основы социального обеспечения в Российской Федерации закреплены в Конституции, федеральных законах и нормативных актах, таких как Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Эти документы определяют права и обязанности граждан в сфере социального обеспечения, а также порядок предоставления социальных услуг.
Какие этапы формирования системы социального обеспечения можно выделить в России?
В России можно выделить несколько этапов формирования системы социального обеспечения. На досоветском периоде развития права социального обеспечения гражданам предоставлялись определенные социальные гарантии, но они были несистематизированными. В советский период произошло зарождение и развитие системы социального обеспечения, которая включала в себя множество социальных программ и услуг для граждан. В современной России система социального обеспечения постепенно совершенствуется и усовершенствуется в соответствии с потребностями граждан и изменениями в экономической сфере.
Какое значение социальное обеспечение имело в период досоветского развития?
В период досоветского развития социальное обеспечение имело значение гарантии определенного уровня жизни для граждан. Государство обеспечивало некоторые социальные гарантии, такие как пенсии и пособия, но система социального обеспечения была несовершенной и несистематизированной.
В какой период развивалась система социального обеспечения в России?
Система социального обеспечения в России развивалась на различных этапах: досоветском периоде, советском периоде и современном периоде.
Какие исторические аспекты влияли на развитие системы социального обеспечения в России?
Исторические аспекты, такие как революции, войны и экономические кризисы, оказывали значительное влияние на развитие системы социального обеспечения в России.
Какие правовые основы регулируют социальное обеспечение в Российской Федерации?
Правовые основы социального обеспечения в России включают федеральные законы, конституцию РФ, международные договора и другие нормативно-правовые акты.
Каковы основные этапы формирования системы социального обеспечения в России?
Основные этапы формирования системы социального обеспечения в России включают досоветский период, зарождение и развитие социального обеспечения в советский период, а также современный период.