Оказание неотложной медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинической системы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 60 60 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 13.02.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. Понятие, структура неотложной помощи 7
1.2. Амбулаторно-поликлиническая помощь как основная форма первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения Российской Федерации 10
1.3. Особенности деятельности амбулаторно-поликлинической системы при оказании неотложной медицинской помощи 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 19
2.1. Цель, организация, методы практической части исследования 19
2.2. Анализ структуры неотложной помощи на примере Поликлиники 17 ГБУЗ Московской области «Балашихинская областная больница» 21
2.3. Выявление дефектов оказания неотложной помощи в Поликлинике 7 ГБУЗ Московской области «Балашихинская областная больница» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

Фрагмент для ознакомления

Большая их часть приходится на детей 3-7 лет и 10-14 лет. В первом случае это может быть связано с адаптацией к детскому саду, во втором случае – с подростковым возрастом. Распределение по полу равномерное. Чаще всего пациенты обращаются за помощью в рабочие дни (80,22% всех обращений). Обычно причиной являются острые заболевания (78,77% всех обращений), что объясняется низкой долей хронических заболеваний в детском возрасте по сравнению с острыми. Чаще всего обращения происходят во вторую половину дня (69,19% обращений), обычно обращаются в первые сутки после начала заболевания (60,21% обращений).Чаще всего помощь оказывается в течение 2 часов и менее (96,14%). Отмечается сезонность обращений, пик которых приходится на декабрь (18,92%), ноябрь (17,92%) и январь (15,74%), т.е. периоды, на которые приходится пик развития острых респираторных заболеваний.2.3. Выявление дефектов оказания неотложной помощи в Поликлинике №7 ГБУЗ Московской области «Балашихинская областная больница»Было проведено анкетирование родителей, которые в течение месяца обратились за неотложной помощью непосредственно в поликлинику. Анкета представлена в таблице 8.Таблица 8Уважаемые родители. Просим Вас ответить на вопросы, предложенные нижеВаш пол?МужскойЖенский Ваш возраст?До 18 лет18-24 года25-34 года35-44 года45-54 года55 лет и болееВаше образование?ВысшееСреднее специальноеСреднееДругое _____________________________________________________________Ваше социальное положение?УчащийсяСтудентРаботаюПенсионерНе работаюВозраст Вашего ребенка?1-5 лет6-10 лет11-15 лет16-18 летКак часто Вы обращаетесь за неотложной помощью в поликлинику?1 раз в год и реже2-4 раза в год5 раз в год и чащеКак чаще всего Вы получаете неотложную помощь?В поликлиникеНа домуСколько Вам приходится ждать помощи?1 час и менее1-2 часа2-3 часа3 часа и болееОцените работу регистратуры по приему вызовов по оказанию неотложной помощи (от 1 балла – неудовлетворительно до 5 баллов – отлично)?1 балл2 балла3 балла4 балла5 балловОцените работу среднего медицинского персонала (медицинские сестры, фельдшеры) по оказанию неотложной помощи (от 1 балла – неудовлетворительно до 5 баллов – отлично)?1 балл2 балла3 балла4 балла5 балловОцените работу врачей по оказанию неотложной помощи (от 1 балла – неудовлетворительно до 5 баллов – отлично)?1 балл2 балла3 балла4 балла5 балловКакие недостатки системы оказания неотложной помощи следует исправлять по Вашему мнению (укажите)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за участие в опросе!Всего было опрошено 88 человек.Распределение опрошенных по полу представлено на рисунке 23.Можно видеть, что доля мужчин составила 34,1% (30 человек), женщин – 65,9% (58 человек) (рисунок 23).Распределение опрошенных по возрасту представлено на рисунке 24. Большая часть опрошенных имели возраст 25-34 года (44 человека, 50,0%) и 35-44 года (26 человек, 29,5%). Меньшая доля приходилась на опрошенных 18-24 лет (11 человек, 12,5%), 45-54 лет (3 человека, 3,4%) и 55 лет и старше (4 человека, 4,5%) (рисунок 24).Рисунок 23 – Распределение опрошенных по полу, %Рисунок 24 – Распределение опрошенных по возрасту, %Высшее образование было у 39,8% опрошенных (35 человек), среднее специальное – у 60,2% опрошенных (53 человека) (рисунок 35).Рисунок 25 – Распределение опрошенных по образованию, %Работали 80,7% опрошенных (71 человек). Еще 14,8% опрошенных были безработными (13 человек), 2,3% – учились (2 человека), 2,3% – были на пенсии (2 человека) (рисунок 26). Рисунок 26 – Распределение опрошенных по социальному положению, %Чаще всего у опрошенных были дети 1-5 лет (22 человека, 25,0%) и 6-10 лет (51 человек, 58,0%). Доля опрошенных с детьми 11-15 лет составила только 6,8% (6 человек), 16-18 леи – 10,2% (9 человек) (рисунок 27).За неотложной помощью опрошенные обращались сравнительно часто. В частности, 5 раз в год и чаще такая помощь требовалась детям 76,1% опрошенных (67 человек), 2-4 раза в год – детям 14,8% опрошенных (13 человек). Только 9,1% опрошенных обращались за неотложной помощью 1 раз в год и реже (8 человек) (рисунок 28).Рисунок 27 – Распределение опрошенных по возрасту ребенку, %Рисунок 28 – Распределение опрошенных по частоте обращения за неотложной помощью, %Чаще всего за помощью обращались родители, чьи дети имели возраст 10 лет и младше.Чаще всего неотложную помощь опрошенные получали на дому (72 человека, 81,8% опрошенных). В поликлинике такую помощь получали только 18,2% опрошенных (16 человек) (рисунок 29).Рисунок 29 – Распределение опрошенных по месту получения неотложной помощи, %Обычно неотложной помощи приходилось ждать 1 час и менее (24 человека, 27,3%) и 1-2 часа (45 человек, 51,1%). Ожидание в 2-3 часа отметили 13,6% опрошенных (12 человек), 3 часа и более – 8,0% опрошенных (7 человек) (рисунок 30).Оценка опрошенными работы регистратуры, среднего медицинского персонала и врачей представлена в таблице 9.Рисунок 30 – Распределение опрошенных по времени ожидания неотложной помощи, %Таблица 9Оценка опрошенными работы регистратуры, среднего медицинского персонала и врачейОценкаРегистратураСредний медицинский персоналВрачиАбс.%Абс.%Абс.%1 балл55,71112,522,32 балла44,555,789,13 балла1213,61618,21314,84 балла2528,455,72933,05 баллов4247,75158,03640,9Итого88100,088100,088100,0Итак, работу регистратуры поликлиники большая часть опрошенных оценили как отличную (42 человека, 47,7%) и хорошую (25 человек, 28,4%).Удовлетворительной ее признали 13,6% опрошенных (12 человек), плохой – 4,5% опрошенных (4 человека), неудовлетворительной – 5,7% опрошенных (5 человек) (рисунок 31). Рисунок 31 – Оценка опрошенными работы регистратуры, %Работу среднего медицинского поликлиники большая часть опрошенных оценили как отличную (51 человек, 58,0%) и удовлетворительную (16 человек, 18,2%).Хорошей ее признали 5,7% опрошенных (5 человек), плохой – 5,7% опрошенных (12,5 человека), неудовлетворительной – 12,5% опрошенных (11 человек) (рисунок 32).Работу врачебного персонала поликлинки большая часть опрошенных оценили как отличную (36 человек, 40,9%) и хорошую (29 человек, 33,0%).Удовлетворительной ее признали 14,8% опрошенных (13 человек), плохой – 9,1% опрошенных (8 человек), неудовлетворительной – 2,3% опрошенных (2 человека) (рисунок 33).Рисунок 32 – Оценка опрошенными работы среднего медицинского персонала, %Рисунок 33 – Оценка опрошенными работы врачебного персонала, %Говоря о недостатках системы оказания неотложной помощи, опрошенные выделили следующие недостатки:Нехватка врачей и среднего медицинского персонала в период подъема заболеваемости.Задержки с прибытием на вызов в период подъема заболеваемости.Низкое качество оснащения бригады, которая выезжает на вызов.Низкий уровень профессионализма ряда специалистов.Неуважительное отношение сотрудников регистратуры, среднего и врачебного медицинского персонала к пациентам.Нежелание среднего и врачебного медицинского персонала разъяснять результаты анализов, назначаемое лечение, обучать особенностям ухода за больным ребенком.Таким образом, были опрошены родители пациентов, которые в течение 1 месяца получали неотложную медицинскую помощь в условиях поликлиники №17. Большая часть опрошенных – это женщины (65,9%), чаще всего опрошенные имели возраст 25-34 года (50,0%) и 35-44 года (29,5%), среднее специальное медицинское образование (60,2%), работали (80,7%). Как правило, в неотложной помощи нуждались дети 1-5 лет (25,0%) и 6-10 лет (58,0%). Оценка работы поликлиники по оказанию неотложной помощи в целом положительная. В частности, работу регистратуры на отлично оценили 47,7% опрошенных, среднего медицинского персонала – 58,0% опрошенных, врачей – 40,9% опрошенных. Однако, опрошенные выделили и ряд проблем, среди которых нехватка врачей и среднего медицинского персонала в период подъема заболеваемости, задержки с прибытием на вызов в период подъема заболеваемости, низкое качество оснащения бригады, которая выезжает на вызов, низкий уровень профессионализма ряда специалистов, неуважительное отношение сотрудников регистратуры, среднего и врачебного медицинского персонала к пациентам, нежелание среднего и врачебного медицинского персонала разъяснять результаты анализов, назначаемое лечение, обучать особенностям ухода за больным ребенком. Иными словами, в работе поликлиники по оказанию неотложной медицинской помощи есть ряд недостатков, исправление которых имеет большое значение.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе исследования были изучены возможности совершенствования системы неотложной помощи в условиях амбулаторно-поликлинических организаций. Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Неотложной медицинской помощью называется медицинская помощь, которая оказывается при внезапных острых заболеваниях, травмах, отравлениях, резком ухудшении состояния здоровья пациента, обострении у него хронических заболеваний при условии, что состояние пациента не угрожает его жизни.Амбулаторно-поликлиническая помощь на территории Российской Федерации обеспечивается по территориально-участковому принципу, вне стационара. Целями работы таких учреждений является оказание квалифицированной медицинской помощи на дому, в поликлинике, диспансеризация населения, профилактические мероприятия, экспертиза временной нетрудоспособности, санитарно-гигиеническое просвещение населения.Амбулаторно-поликлинические учреждения могут содержать в своей структуре отделения неотложной медицинской помощи, которые оказывают неотложную помощь населению, в т.ч. и получая вызовы от службы скорой медицинской помощи. При этом существенно снижается нагрузка на бригады скорой медицинской помощи, снижается смертность, повышается качество медицинской помощи пациентам, чье состояние не предполагает угрозу жизни в момент вызова.На примереПоликлиники №7 ГБУЗ Московской области «Балашихинская областная больница»было показано, что в поликлинике ежегодно обслуживается около 2,5 тыс. неотложных вызовов. Большая их часть приходится на детей 3-7 лет и 10-14 лет. В первом случае это может быть связано с адаптацией к детскому саду, во втором случае – с подростковым возрастом. Распределение по полу равномерное. Чаще всего пациенты обращаются за помощью в рабочие дни (80,22% всех обращений). Обычно причиной являются острые заболевания (78,77% всех обращений), что объясняется низкой долей хронических заболеваний в детском возрасте по сравнению с острыми. Чаще всего обращения происходят во вторую половину дня (69,19% обращений), обычно обращаются в первые сутки после начала заболевания (60,21% обращений). Чаще всего помощь оказывается в течение 2 часов и менее (96,14%). Отмечается сезонность обращений, пик которых приходится на декабрь (18,92%), ноябрь (17,92%) и январь (15,74%), т.е. периоды, на которые приходится пик развития острых респираторных заболеваний.Опрос показал, что существуют такие проблемы оказания неотложной медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения как нехватка врачей и среднего медицинского персонала в период подъема заболеваемости, задержки с прибытием на вызов в период подъема заболеваемости, низкое качество оснащения бригады, которая выезжает на вызов, низкий уровень профессионализма ряда специалистов, неуважительное отношение сотрудников регистратуры, среднего и врачебного медицинского персонала к пациентам, нежелание среднего и врачебного медицинского персонала разъяснять результаты анализов, назначаемое лечение, обучать особенностям ухода за больным ребенком. Можно предложить такие пути улучшения качества оказания неотложной помощи в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения как:Расширение штата отделений неотложной медицинской помощи, в т.ч. на период подъема заболеваемости.Повышение качества материально-технического обеспечения отделений неотложной медицинской помощи, в т.ч. транспортного, оснащения оборудованием, медикаментами.Привлечение к работе в отделении специалистов с большим стажем в педиатрии, медицине неотложных состояний.Создание системы видео-консультирования с ведущими специалистами в той или иной области с целью оказания более качественной медицинской помощи в тех случаях, когда требуются такие знания.Выявление случаев грубого отношения к пациентам, работа с сотрудниками, которые допускают такое отношение в части их обучения, психологической поддержки при выявлении признаков эмоционального выгорания.Выявление случаев недостаточного информирования пациентов, из законных представителей, работа с сотрудниками, которые допускают такое отношение в части их обучения.Создание на сайте организации службы дистанционного консультирования как пассивного (буклеты, готовые ответы на часто возникающие вопросы), так и активного (онлайн-консультирование с врачом поликлиники).Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. Полученные результаты могут быть полезны для администрации амбулаторно-поликлинических учреждений при организации работы по оказанию неотложной помощи населению.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБрынза Н.С. Об опыте передачи пациентов с неотложными состояниями из службы скорой медицинской помощи в территориальные поликлиники / Н.С. Брынза, А.М. Сульдин, Ю.М. Салманов // Школа науки, 2019. – №7(18). – С. 30-33.Жданова Л.А. Организация неотложной медицинской помощи в городской детской поликлинике / Л.А. Жданова, О.С. Рукнова, И.И. Постол, А.В. Шишова // Вестник Ивановской медицинской академии, 2015. – Т.20. – №2. – С. 5-9.Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 171 с.Искандеров И.Р. Структура неотложных амбулаторных посещений взрослого населения в городе Набережные Челны / И.Р. Исканедеров, А.А. Гильманов // Казанский медицинский журнал, 2017. – Т.98. – №3. – С.419-423Кузенко П.И. Медико-социальная характеристика пациентов службы амбулаторной неотложной первичной медико-санитарной помощи / П.И. Кузенко, Т.М. Лебедева, Т.Н. Говязина // Здоровье семьи – 21 век, 2012. – №4(4). – С. 8-20Постол И.И. Опыт работы отделения неотложной медицинской помощи в детской городской поликлинике / И.И. Постол, О.С. Рунова, Л.А. Жданова, А.В. Шишова // Актуальные вопросы профилактики, ранней диагностики и медицинской реабилитации больных с неинфекционными заболеваниями и травмами. Материалы III Международной научно-практической конференции врачей ЦФО, 2015. – С. 44-46Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 года №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70195856/ (дата обращения: 14.12.2022).Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 года №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 года №92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/542620453 (дата обращения: 28.12.2022). Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.03.2013 года №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70438200/ (дата обращения: 14.12.2022).Федеральный закон от 21.1.12011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 14.12.2022). ЧолоянС.Б. Двадцатилетний опыт работы службы неотложной медицинской помощи на базе городской детской больницы / С.Б. Чолоян, О.Г. Павловская, М.В. Шеенкова, Л.И. Павленко // Вестник современной клинической медицины, 2018. – Т.11. – №6. – С. 52-56.

1. Брынза Н.С. Об опыте передачи пациентов с неотложными состояниями из службы скорой медицинской помощи в территориальные поликлиники / Н.С. Брынза, А.М. Сульдин, Ю.М. Салманов // Школа науки, 2019. – №7(18). – С. 30-33.
2. Жданова Л.А. Организация неотложной медицинской помощи в городской детской поликлинике / Л.А. Жданова, О.С. Рукнова, И.И. Постол, А.В. Шишова // Вестник Ивановской медицинской академии, 2015. – Т.20. – №2. – С. 5-9.
3. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 171 с.
4. Искандеров И.Р. Структура неотложных амбулаторных посещений взрослого населения в городе Набережные Челны / И.Р. Исканедеров, А.А. Гильманов // Казанский медицинский журнал, 2017. – Т.98. – №3. – С.419-423
5. Кузенко П.И. Медико-социальная характеристика пациентов службы амбулаторной неотложной первичной медико-санитарной помощи / П.И. Кузенко, Т.М. Лебедева, Т.Н. Говязина // Здоровье семьи – 21 век, 2012. – №4(4). – С. 8-20
6. Постол И.И. Опыт работы отделения неотложной медицинской помощи в детской городской поликлинике / И.И. Постол, О.С. Рунова, Л.А. Жданова, А.В. Шишова // Актуальные вопросы профилактики, ранней диагностики и медицинской реабилитации больных с неинфекционными заболеваниями и травмами. Материалы III Международной научно-практической конференции врачей ЦФО, 2015. – С. 44-46
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 года №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70195856/ (дата обращения: 14.12.2022).
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 года №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 года №92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/542620453 (дата обращения: 28.12.2022).
10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.03.2013 года №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70438200/ (дата обращения: 14.12.2022).
11. Федеральный закон от 21.1.12011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 14.12.2022).
12. Чолоян С.Б. Двадцатилетний опыт работы службы неотложной медицинской помощи на базе городской детской больницы / С.Б. Чолоян, О.Г. Павловская, М.В. Шеенкова, Л.И. Павленко // Вестник современной клинической медицины, 2018. – Т.11. – №6. – С. 52-56.

Вопрос-ответ:

Что такое неотложная медицинская помощь?

Неотложная медицинская помощь - это медицинская помощь, которая оказывается в случаях, требующих немедленного вмешательства для спасения жизни или предотвращения ухудшения состояния пациента.

В каких случаях требуется оказание неотложной медицинской помощи?

Неотложная медицинская помощь требуется в случаях, когда у пациента возникают острые или угрожающие жизни симптомы или состояния, такие как сердечные приступы, инсульты, травмы, отравления и др.

Как организована структура неотложной помощи?

Структура неотложной помощи основана на принципе "цепочки выживания" и включает в себя три уровня: первичную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь и стационарную медицинскую помощь.

Какую роль играет амбулаторно-поликлиническая система в оказании неотложной медицинской помощи?

Амбулаторно-поликлиническая система является основной формой первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения Российской Федерации и выполняет важную роль в оказании неотложной медицинской помощи, осуществляя диагностику, лечение и предотвращение острых и хронических заболеваний.

Какие особенности имеет деятельность амбулаторно-поликлинической системы при оказании неотложной медицинской помощи?

При оказании неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлиническая система сталкивается с необходимостью оперативного реагирования на срочные запросы пациентов, обеспечения доступности и качества медицинской помощи, а также координации работы с другими уровнями медицинской помощи.

Что такое неотложная медицинская помощь?

Неотложная медицинская помощь - это медицинская помощь, оказываемая больным, нуждающимся в незамедлительном лечении или медицинском вмешательстве, для предотвращения угрозы жизни или осложнений состояния здоровья.

Какая роль амбулаторно-поликлинической помощи в оказании неотложной медицинской помощи?

Амбулаторно-поликлиническая помощь является основной формой первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения Российской Федерации. Именно в амбулаторно-поликлинической системе оказывается большая часть неотложной медицинской помощи.

Какие особенности существуют при оказании неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинической системе?

Оказание неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинической системе имеет свои особенности, связанные с организацией работы, наличием ограниченных ресурсов и высокой нагрузкой на медицинский персонал. Неотложная помощь в этой системе требует быстрого реагирования на ситуацию, оценки состояния пациента и незамедлительного оказания медицинских мероприятий.