Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 24 24 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 08.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ 4
1.1. Понятие исполнительной власти 4
1.2. Общая характеристика полномочий отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 7
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 11
2.1. Правовые основы разделения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов 11
2.2. Проблемы реализации полномочий органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22


Фрагмент для ознакомления

Четвертая модель организации исполнительной власти принята в тех федеральных субъектах, которые не установили в собственных уставах и конституциях должность должностного высшего лица, а его полномочия и функции реализует руководитель высшего исполнительного органа власти государства: председатель правительства, губернатор, глава администрации.
При наличии такой модели организации системы исполнительной власти субъекта должно иметь место перераспределение исполнительных функций и полномочий в пользу высшего исполнительного органа, который, собственно, и возглавляет систему органов исполнительной власти.
То есть руководитель высшего исполнительного органа в межсистемных и внутрисистемных взаимосвязях должен выступать от имени высшего исполнительного органа. В противном случае структурные, организационные и функциональные характеристики данной модели ничем не будут отличаться от первой модели, при которой высшее должностное лицо на основе единоначалия руководит деятельностью высшего исполнительного органа. Таким образом, высшее должностное лицо представляется обязательным элементом государственной власти субъекта Российской Федерации, должность которого подлежит учреждению в каждом субъекте Российской Федерации.
Следует также отметить, что каждый орган исполнительной власти является особым аппаратом, созданным для обеспечения деятельности исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации определила систему органов государственной власти, которая основывается на принципах законности, демократизма, федерализма и разделения властей. Однако различия в правовом статусе субъектов РФ приводят к их конституционному неравноправию.
Разнообразие органов исполнительной власти субъектов РФ в принципе отвечает Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Однако анализ каждой такой системы на уровне субъектов РФ свидетельствует о несовершенстве ее структуры. Эффективность деятельности исполнительных органов субъектов РФ также зависит от того, насколько оптимально организована система данных органов, которая должна учитывать особенности политического, административного, социального, экономического развития территории субъекта.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ имеет следующие недостатки:
1. В некоторых субъектах РФ отсутствует деление органов исполнительной власти на органы, имеющие властные полномочия, и обслуживающие их органы. То есть непонятно, какие органы вправе принимать властные решения, а какие не имеют таких полномочий. В таких случаях не выстраивается соподчиненность органов.
2. На уровне субъектов РФ встречается дублирование властных полномочий отдельных органов, вследствие чего уменьшается эффективность деятельности органов исполнительной власти. Кроме того, не всегда обеспечивается прозрачность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Функции некоторых органов исполнительной власти непонятны общественности.
3. Нестабильная структура органов исполнительной власти субъектов РФ объясняется не только частой сменой руководителей и экономическими проблемами, но и отсутствием политической инициативы. Отсутствие четкой стратегии при осуществлении государственной политики в условиях реформирования приводит к «бегству» государственных служащих из системы управления.
Создание федеральных округов в РФ предполагало формирование новых окружных органов исполнительной власти, создание федеральных инспекций, их аппаратов в каждом субъекте РФ. Однако такие изменения носят двойственный характер: с одной стороны, они направлены на усиление президентского контроля над деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ, а с другой - приводят к росту числа федеральных госслужащих. Как представляется, чем проще система органов исполнительной власти (общее подчинение, количество структурных подразделений, четкое взаимодействие, правовое обеспечение, организация контроля за деятельностью), тем эффективнее работа этих органов.
Думается, для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ необходимо:
- назначение в качестве руководителей органов исполнительной власти квалифицированных управленцев;
- совершенствование программы профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих;
- объективная оценка результатов деятельности государственных служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена;
- исключение дублирования властных полномочий при формировании органов исполнительной власти;
- решение проблемы частой смены управленческих кадров в органах исполнительной власти субъектов РФ.
Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день назрела настоятельная необходимость установить единую нормативно-правовую модель организации государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующую общероссийской модели, основанную на государственной самостоятельности главы субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная система субъектов всякой федерации должна быть ориентирована на федеральную схему организации государственной власти, что является залогом федеративного единства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Органы исполнительной власти федерального субъекта представляют собой сравнительно самостоятельную, единую систему государственных организаций, во главе с высшим исполнительным органом власти федерального субъекта, выступающую составной частью аппарата государства и осуществляющую исполнительно-распорядительные полномочия посредством выполнения особых нормативно закрепляемых функций, в целях соблюдения законов в процессе управления (регламентирования) социально-культурной, экономической и административно-политической сферами жизни социума в федеральном субъекте.
Органы исполнительной власти Федерации и органы исполнительной власти федеральных субъектов являются единой системой органов государственной власти, реализующей в соответствии с Конституцией, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Федерации и федеральных субъектов исполнительную власть на уровне как Федерации, так и федеральных субъектов.
Органы исполнительной власти федеральных субъектов имеют собственные полномочия, разграничиваемые согласно трем основаниям: по предметам совместного ведения Федерации и федеральных субъектов; по предметам исключительного ведения федеральных субъектов; по вопросам местного значения. В собственной деятельности данные органы взаимодействуют с иными органами государственной власти, как по горизонтали, так и по вертикали. От слаженного взаимодействия находится в зависимости результативность работы всей системы органов исполнительной власти.
Более тщательного законодательного регламентирования требует функциональная составляющая органов исполнительной власти. На практике часто бывает так, что разные органы исполнительной власти имеют право разрешать вопросы в одной и той же сфере деятельности, что ведет к неэффективности деятельности указанных органов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС Консультант Плюс.
Административное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2022. 
Багрова Н. А. Некоторые аспекты правового статуса главы местной администрации / Н. А. Багрова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8(99). С. 63-66.
Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 2018.
Бирило С. А. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации / С. А. Бирило // Синергия Наук. 2021. № 60. С. 158-167. 
Бровченко Т. В. Полномочия и правовые основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации / Т. В. Бровченко // Проблемы науки. 2019. № 12(48). С. 80-82.
Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М. : Новая правовая культура, 2018.
Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2019. № 9. С. 77.
Лапина М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 314-318.
Макаров Т.Б. К вопросу о правовом статусе отраслевых органов субъектов Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
Соловьев С. Г. Модели организации системы муниципальной власти: проблемы теории и практики // Муниципальная служба: правовые вопрос. 2018. № 1. С. 30-42.
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма, 2017.
Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2020. С. 419-420.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2019. № 9. С. 77.
Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 2018. С. 101.
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма, 2017. С. 160.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Лапина М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 316.
Административное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2022. С. 139.
Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2020. С. 419-420.
Бровченко Т. В. Полномочия и правовые основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации / Т. В. Бровченко // Проблемы науки. 2019. № 12(48). С. 80-82.
Бирило С. А. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации / С. А. Бирило // Синергия Наук. 2021. № 60. С. 158-167. 
Багрова Н. А. Некоторые аспекты правового статуса главы местной администрации / Н. А. Багрова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8(99). С. 63-66.
Макаров Т.Б. К вопросу о правовом статусе отраслевых органов субъектов Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС Консультант Плюс.
Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М. : Новая правовая культура, 2018. С. 439.
Соловьев С. Г. Модели организации системы муниципальной власти: проблемы теории и практики // Муниципальная служба: правовые вопрос. 2018. № 1. С. 38.
Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М. : Новая правовая культура, 2018. С. 442.












23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС Консультант Плюс.
3. Административное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2022.
4. Багрова Н. А. Некоторые аспекты правового статуса главы местной администрации / Н. А. Багрова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8(99). С. 63-66.
5. Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 2018.
6. Бирило С. А. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации / С. А. Бирило // Синергия Наук. 2021. № 60. С. 158-167.
7. Бровченко Т. В. Полномочия и правовые основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации / Т. В. Бровченко // Проблемы науки. 2019. № 12(48). С. 80-82.
8. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М. : Новая правовая культура, 2018.
9. Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2019. № 9. С. 77.
10. Лапина М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 314-318.
11. Макаров Т.Б. К вопросу о правовом статусе отраслевых органов субъектов Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
12. Соловьев С. Г. Модели организации системы муниципальной власти: проблемы теории и практики // Муниципальная служба: правовые вопрос. 2018. № 1. С. 30-42.
13. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма, 2017.
14. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2020. С. 419-420.

Вопрос-ответ:

Какие полномочия имеют органы исполнительной власти субъектов РФ?

Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают широким спектром полномочий, включающих в себя реализацию законов и нормативных актов, управление бюджетом, разработку и реализацию региональных программ, контроль и надзор за исполнением законов и многие другие функции.

Каково понятие исполнительной власти?

Исполнительная власть представляет собой одну из трех ветвей власти в Российской Федерации, которая осуществляет исполнение законов, разрабатывает и реализует программы и проекты на региональном уровне, осуществляет контроль и надзор за исполнением законов и нормативных актов.

Какие правовые основы разделения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти?

Правовые основы разделения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти установлены Конституцией РФ и законами о статусе субъектов РФ. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти обладают исключительными полномочиями по определенным сферам, в то время как региональные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по управлению внутренними делами региона и другими отведенными им сферами.

Какие общие характеристики можно назвать у полномочий отдельных органов исполнительной власти субъектов РФ?

Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают полномочиями по разработке и реализации региональных программ, контролю и надзору за исполнением законов, управлению бюджетом, реализации законов и нормативных актов на региональном уровне, ведению внешней экономической деятельности, организации мероприятий в сфере социальной защиты и многое другое.

Какие задачи решает исполнительная власть субъектов РФ в современной России?

Исполнительная власть субъектов РФ решает множество задач, таких как обеспечение экономического развития региона, социальной защиты населения, поддержки предпринимательства, реализации законов и нормативных актов, разработки и реализации региональных программ, управления бюджетом, контроля и надзора за исполнением законов и многое другое.

Какие полномочия имеют органы исполнительной власти субъектов РФ?

Органы исполнительной власти субъектов РФ имеют широкий спектр полномочий, которые включают в себя реализацию законодательства, разработку и осуществление программ и мероприятий, обеспечение исполнения федеральных законов, охрану прав и свобод граждан, управление бюджетными и финансовыми ресурсами и многое другое.

Какое понятие имеет исполнительная власть?

Исполнительная власть - это одна из ветвей власти, которая осуществляет исполнение законов и решений органов государственной власти. Она включает в себя органы государственного управления, которые обеспечивают реализацию политических, социально-экономических и иных задач государства.

Какие органы исполнительной власти субъектов РФ имеют особые полномочия?

Некоторые органы исполнительной власти субъектов РФ имеют особые полномочия и статус. Например, президент республик имеет право распускать и созывать представительные органы власти, назначать и освобождать от должностей высших должностных лиц, участвовать в формировании правительства республики и другие полномочия в рамках Конституции и законов РФ.

Каким образом осуществляются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в современной России?

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляются в соответствии с Конституцией РФ и законодательством, а также в рамках положений и решений органов федеральной власти. Они регулируют свою деятельность на основе конституционных и законодательных норм, осуществляют контроль за исполнением законов, разрабатывают программы и планы, решают вопросы управления бюджетными и финансовыми ресурсами и другие задачи.

Что такое исполнительная власть?

Исполнительная власть - это одна из трех ветвей государственной власти, осуществляющая исполнение законов и принятие административных решений. В Российской Федерации исполнительная власть представлена федеральными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.