«"Русские" романы В. Набокова: темы, лейтмотивы, специфика образного строя и композиции»
Заказать уникальный доклад- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 11.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Темы и лейтмотивы Набокова 5
Специфика образного строя и композиции 9
Заключение 14
Литература 15
Набоков использует различные стилистические приемы в своем творчестве, чтобы отделить фантастический мир воображения от более приземленной реальности. Эти методы включают искажения, преувеличения, пародии, иронию и антитезы. Эти стилистические приемы служат способом дистанцировать читателя от реальности рассказа, позволяя Набокову создать необычный мир из ряда вон выходящий. Эти устройства также позволяют ему устанавливать иерархию реальностей, основанную на миметическом сходстве. Именно в этой точке соприкосновения мира воображения и реальности учитель композиции может найти способы использовать сходство между двумя мирами для обучения академическому письму.Русская классика была важным источником тем, приемов и аллюзий для Набокова, особенно в его ранний "сиринский" период. Онтологические темы, важные для русской литературы 19 века, были переведены на уровень литературного фона, подтекста и интертекста в его рассказах и романах 1920-1930-х годов. Набоков, формируя свой собственный стиль, использовал стилистические элементы и поэтику Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Блока, Бунина и даже Ходасевича. Многие художественные принципы и эстетические ценности в творчестве Набокова восходят к произведениям этих классиков русской литературы. Набоков научился у многих из них создавать подтексты и в то же время разрабатывал свои собственные программы взаимодействия основных событий с контекстуальными, ища новые способы изменить хронотоп романа и преодолеть родовую определенность текста. Одной из таких программ было использование интертекста, в частности пушкинского. Использование Набоковым пушкинского интертекста было более осмысленным и онтологичным в его ранних работах, до того, как он переехал за границу, и менее осмысленным в его более поздних романах. В прозе Набокова функции пушкинского слова различны, причем семантическое значение пушкинского интертекста не ограничивается одним рассказом или романом. Связь пушкинской темы с художественными идеями Набокова проявляется в том, как он выделяет этические и эстетические характеристики персонажей. Главные герои его романов, таких как "Отчаяние", "Дар", "Лолита", "Ада" и "Бледное пламя", - все они художники, участвующие в эстетическом и нравственном эксперименте автора, и их судьба зависит от их восприятия творчества Пушкина. Разрешая этот эстетический конфликт, Набоков определяет свою собственную позицию и взгляд на вечное и преходящее в искусстве.Определяющей характеристикой нерегулярных строф является их свободная структура, которая нарушает ритмические ожидания читателя, поскольку модели строф непредсказуемо меняются. В произведениях Набокова этот тип строфы составляет большинство его неидентичных произведений и ссылок, причем 57 из 78 стихотворений выполнены в этом стиле. Еще в 16 стихотворениях сходство строф сопровождается ассимиляцией других элементов, в результате чего образуются симметричные строфические узоры. Эти шаблоны часто строятся на неидентичных четверостишиях, они отличаются временем окончания, схемой рифмы и, в некоторых случаях, метрической структурой. Шаблоны строф меняются случайным образом, но тип рифмы меняется предсказуемо, создавая отчетливое ожидание рифмы. Примером этого является последовательность из четырех строф, которые повторяются четыре раза, в которой первая и последняя имеют перекрестную рифму, а центральные имеют покровную рифму.Вопреки распространенному мнению, простота и условность неидентичных строф Набокова в его литературных произведениях не соответствует действительности. На самом деле Набоков приложил значительные усилия для разработки этих структур и изучения их потенциала. Уникальность его неидентичных работ можно объяснить несколькими факторами: использованием разных метрико-строфических форм для разных стихотворений, использованием четверостиший, которые отличаются схемой рифмы и концовкой, а также включением сложных композиционных структур, таких как зеркальная симметрия и маргинальные формы. Эти структуры, часто реализованные с зеркальной симметрией, усложняют его неидентичные строфы.ЗаключениеНабоков, русско-американский писатель, в своем творчестве испытал сильное влияние русской литературы. Его особенно привлекали темы, приемы и аллюзии русской классики, и это особенно заметно в его раннем "сиринском" периоде. Он перевел онтологические темы, важные для русской литературы 19 века, на уровень литературного фона, подтекста и интертекста в своих рассказах и романах 1920-1930-х годов. При формировании своего собственного стиля он опирался на элементы поэтики Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Блока, Бунина и даже Ходасевича. Многие художественные принципы и эстетические ценности в творчестве Набокова восходят к произведениям этих классиков. У многих из них он научился создавать подтексты и разработал свои собственные программы взаимодействия основных событий с контекстуальными, ища новые способы изменить хронотоп романа и преодолеть общую определенность текста. Одной из таких программ было использование интертекста, в частности пушкинского. Использование Набоковым пушкинского интертекста было более осмысленным и онтологичным в его ранних работах, до того, как он переехал за границу, и менее осмысленным в его более поздних романах.ЛитератураБелова Т. Н. Пространство и время в романах ВВ Набокова как многоуровневая художественная перспектива //Stephanos. – 2015. – №. 6. – С. 188-196.Белова Т. Эволюция пушкинской темы в романном творчестве Набокова //АС Пушкин и ВВ Набоков: Сборник докл. международн. конф. – 1999. – С. 15-18.Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: биография. – Изд-во Независимая газета, 2001.Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. – Новое литературное обозрение, 1998.Злочевская А. В. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиций русской классической литературы //Вестник Московского государственного университета. Сер. 9. Филология. – 1997. – №. 4. – С. 9-19.Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) //Вопросы литературы. – 1994. – №. 3. – С. 72-95.Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: в 5 т //СПб.: Симпозиум. – 1999. – Т. 2000.Степанова Н. С. Воспоминания и память в русских романах ВВ Набокова //Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №. 2. – С. 162-166.
1. Белова Т. Н. Пространство и время в романах ВВ Набокова как многоуровневая художественная перспектива //Stephanos. – 2015. – №. 6. – С. 188-196.
2. Белова Т. Эволюция пушкинской темы в романном творчестве Набокова //АС Пушкин и ВВ Набоков: Сборник докл. международн. конф. – 1999. – С. 15-18.
3. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: биография. – Изд-во Независимая газета, 2001.
4. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. – Новое литературное обозрение, 1998.
5. Злочевская А. В. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиций русской классической литературы //Вестник Московского государственного университета. Сер. 9. Филология. – 1997. – №. 4. – С. 9-19.
6. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) //Вопросы литературы. – 1994. – №. 3. – С. 72-95.
7. Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: в 5 т //СПб.: Симпозиум. – 1999. – Т. 2000.
8. Степанова Н. С. Воспоминания и память в русских романах ВВ Набокова //Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №. 2. – С. 162-166.
Вопрос-ответ:
Какие темы и лейтмотивы присутствуют в русских романах В. Набокова?
В русских романах В. Набокова можно выделить несколько основных тем и лейтмотивов. Одной из таких тем является тема потерянной родины и эмиграции. Набоков сам являлся эмигрантом и в своих произведениях часто изображал жизнь эмигрантов, их чувства ностальгии и тоски по родине. Еще одной важной темой является тема искусства. Автор часто обращается к вопросам творчества, роли художника, проблематике интерпретации истины через искусство. Также в романах Набокова встречаются темы любви, смерти, времени, судьбы и другие.
Какие стилистические приемы использует Набоков в своих романах?
В своих романах Набоков использует различные стилистические приемы. Одним из таких приемов является искажение, когда автор сознательно преувеличивает или искажает некоторые детали, чтобы вызвать у читателя определенные эмоции или впечатления. Также важным приемом является пародия, когда Набоков играет на стилевых и жанровых интонациях, пересаживая героев в совершенно непривычные для них ситуации. Ирония также является одним из характерных приемов Набокова, он часто использовал иронию, чтобы повысить эффект своих произведений. И, конечно, в романах Набокова присутствуют антитезы, когда автор противопоставляет элементы реальности и фантазии, света и тени, добра и зла и т.д.
Какие художественные особенности присутствуют в образном строе и композиции романов Набокова?
В образном строе и композиции романов Набокова можно выделить несколько художественных особенностей. В первую очередь, стоит отметить его виртуозное владение языком и богатый словарный запас. Автор умело играет с звуковыми и смысловыми ассоциациями слов, создавая необычные и запоминающиеся образы. Также Набоков часто использует мотивы и символы, которые возвращаются в его произведениях, создавая своеобразные "лейтмотивы". Он также склонен к экспериментам с композицией, часто использует нелинейное повествование и переключение между разными временными планами.
Какие стилистические приемы использует Набоков в своих русских романах?
Набоков использует различные стилистические приемы, такие как искажения, преувеличение, пародия, ирония и антитеза, чтобы отделить фантастический мир воображения от более приземленной реальности.
Какие темы и лейтмотивы можно найти в русских романах Набокова?
В русских романах Набокова можно найти различные темы и лейтмотивы, которые он варьирует и повторяет в своих произведениях. Они могут включать в себя тему любви, искусства, памяти, исследование идентичности и другие.
Какую специфику имеет образный строй и композиция русских романов Набокова?
Образный строй и композиция русских романов Набокова характеризуются сложной структурой, мозаичностью и игрой с хронологией. Он использует различные приемы, такие как флешбэки, параллельные сюжеты, повествование от первого лица и другие, чтобы создать многослойность и запутанность повествования.
Какие литературные средства помогают Набокову дистанцировать читателя от реальности в русских романах?
Для дистанцирования читателя от реальности Набоков использует различные литературные средства, включая искажения, преувеличения, пародию, иронию и антитезу. Эти стилистические приемы создают определенную игру с текстом и усиливают эффект фантастичности и отчуждения.
Какие работы можно порекомендовать для дальнейшего изучения темы русских романов Набокова?
Для дальнейшего изучения темы русских романов Набокова можно порекомендовать следующие работы: "Лолита", "Приглашение на казнь", "Отчаяние", "Другие берега", "Соглядатай". В этих произведениях можно изучить различные стилистические приемы и темы, которые присутствуют в творчестве Набокова.