роль православного духовенства Таврической епархии в организации народного образования в пределах Керчь-Еникальского градоначальства в конце 19 начало 20 вв.
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 17.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬСТВА 7
1.1 Особенности присоединения Крыма к Российской империи 7
1.2 Специфика становления Керчь-Еникальского градоначальства 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЧАЛЬНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ 18
2.1 Оформление православного духовенства в Таврической губернии 18
2.2 Особенности системы начальных церковных школ Таврической епархии 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬСТВА 30
3.1 Становление и развитие начальных церковных школ Керчь-Еникальского градоначальства 30
3.2 Организация образовательного и воспитательного процессов в церковно-приходских школах Керчь-Еникальского градоначальства 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Кроме того, учащиеся приучались к чтению в церкви за богослужением. Подобные занятия были особенно необходимы, в связи с тем, что многие обучающиеся приходили в школы неграмотными, не умели даже базовых навыков чтения и письма, что существенным образом усложняло их жизнь. А, учитывая тот факт, что на многих фабриках и заводах нередко требовались именно грамотные сотрудники, которые были обучены хотя бы азам грамоты, после нескольких лет обучения в церковно-приходских, а также в воскресных школах, у них появлялись куда большие возможности для развития. По русскому языку дети учились читать, наизусть учили стихотворения, списывать тексты из книг и писать под диктовку. На уроках русского языка ученикам сообщались сведения из отечественной истории и географии. Также необходимо отметить, что нередко уроки совмещались, а учебники по географии могли использоваться также и, к примеру, на занятиях по русскому языку. В целом, несмотря на тот факт, что в церковно-приходских школах вплоть до начала XXв. отсутствовал какая-то строгая программа или регламент обучения, тем не менее, они сыграли важнейшую в роль в повышении уровня образования у жителей Таврической губернии в целом и Керчь-Еникальского градоначальства в частности [13, с. 287].По арифметике изучались простейшие математические действия и решались задачи в числовых пределах до миллиона. Ознакомление с русскими мерами длины, веса, времени, объёма. Совершение действий с простейшими дробями, изучение квадратных и кубических мер, вычисление площадей и объёмов в простейших случаях.Позже на занятиях по арифметике обучающиеся могли изучать куда более сложные темы, которые проходились в профессиональных училищах. Из отчета о состоянии Воскресной мужской школы при Свято-Троицком соборе г. Керчи за 1897-1898 гг. следует, что занятия в школе происходили с 11-ти часов утра до 3-х часов по полудни. На преподавание Закона Божия, русской грамоты и арифметики уделялось по 50 минут, последний урок посвящался общему чтению и пению. Количество участников составляло 59 человек. Было образовано 3 группы: неграмотных – 19, малограмотных – 15 и грамотных – 25. Неграмотные ученики хорошо усвоили механизм чтения и письма по «Азбуке» Пуцыковича. Обучение велось по звуковому способу, при совместном обучении чтению и письму. Письменные работы состояли из письма элементов и отдельных слов. По арифметике прямой и обратный счет до 100, нумерация в пределах 100. Слабо грамотные в своем большинстве к концу года хорошо усвоили механизм чтения и понимания прочитанного. Письменные работы слабо грамотных учеников состояли из диктовок на усвоение первоначальных правил правописания. По арифметике учащиеся этих групп решали устно и письменно задачи по Гольденбергу в пределах десяти, ознакамливались с нумерацией до 100 и изучали таблицу умножения.Таким образом, необходимо отметить, что, по окончании церковно-приходских школ, обучающиеся могли:– Грамотные ученики могли прочитать несколько статей по книге Радонежского, с пересказом прочитанного, а также выполнить письменные упражнения состояли из диктовок на усвоение различных грамматических правил и писались ответы на вопросы из прочитанных статей;– По арифметике ученики были знакомы с нумерацией до миллиона, устно решали задачи до ста и письменно примеры и задачи на четыре действия простых чисел в пределах тысячи; соответственно, могли проводить, как в уме, так и на бумаге, простейшие арифметические операции, а иногда и не только базовые.Также было две группы на уроках по Закону Божию. В младшей группе разучивались молитвы с объяснениями, в старшей разучивали 10 заповедей и почленно Символ Веры с объяснениями, а также читались Воскресение Евангелия с пересказом.После занятий полчаса продолжалось чтение несложных рассказов и сказок и пение из молитв и тропарей. Для общего чтения и пения все группы соединялись вместе. Заведующий школой состоял настоятель собора, священник Дмитрий Говоров, заведующим хозяйственной частью о. Петр Сербинов, библиотекарем В.П. Надеждин и секретарем И.И. Сербинов. Преподающих в школе было 12. Законоучителями состояли священники: о. Димитрий Говоров, о. Петр Сербинов и о. Дмитрий Игнатенко. Учителями: П.И. Веззабава, М.Е. Варварев, Хр. Хр., Зенкевич, В.П. Надеждин, А.Ф. Поль и П.М. Федотов. Учительницы: М.И. Литвиненко, А.М. Лешенко и В.М. Лешенко. Замещающими учительниц были Е.Ф. Головлева и Е.Н. Кумпан.При Воскресной школе по воскресным и праздничным дням велись вечерние чтения религиозного и исторического содержания. Чтения велись священником о. Дмитрием Говоровым, о. Петром Сербиновым и учителями Хр.Хр. Зенкевичем и П.М. Федотовым [10, с. 85].Необходимо отметить, что церковные школы по замыслу их создателей выполняли в первую очередь воспитательную функцию, которая заключалась в утверждении среди народа православного вероучения и христианской нравственности. Распространение в народной среде первоначальных «полезных знаний» и азов грамотности играло второстепенную роль в определении назначения церковно-приходских школ, весь уклад жизни которых и определялся этими задачами.Во всех церковно-приходских школах перед началом уроков и по окончании занятий совершались молитвы. Положенные молитвословия читались очередным чтецом, некоторые молитвословия – «Царю Небесный…», «Отче наш…», «Спаси, Господи…» и др., пелись всеми учащимися. В некоторых школах, где было возможно, утреннее правило совершалось в присутствии священника, полагавшего начало молитве возгласом и заканчивающего её дневным отпустом, после прочитывалось дневное евангелие. По окончании молитвы учащиеся, обратившись к портрету императора, пели гимн «Боже, Царя храни…» [6].Также учащиеся церковно-приходских школ приучались к посещению храма и присутствию за богослужением в воскресные и праздничные дни, и накануне их. В субботу или предпраздничный день уроки в школе заканчивались на час или два раньше, чтобы ученики успели пообедать дома и вернуться обратно к вечернему богослужению. Часть детей принимали участие в богослужении в качестве певцов, чтецов и алтарников. Во время Великого и Рождественского постов учащиеся церковных школ вместе со своими учителями говели, исповедовались и приобщались Святых Христовых Таин.Хор учащихся церковно-приходских школ играл немаловажную роль в воспитательном процессе. В некоторых школах дети настолько преуспевали в пении и чтении, что сами без помощи учителя-псаломщика пели литургию, вечерню и утреню. В 1892/93 учебном году в Керченской братской школе учащиеся старшего отделения основательно изучили порядок церковного богослужения и приучились к клиросному пению, сами находили необходимые молитвословия и исполняли их всегда внятно, осмысленно и с благоговением [11, с. 680].Также в воспитательных целях для учащихся церковно-приходских школ устраивались разнообразные праздники. Ежегодно в церковных школах в конце декабря устраивались новогодние празднования, к которым готовились заранее, разрабатывали программу и проводили репетиции. В сам праздник ученики в сопровождении своих преподавателей и родителей собирались в украшенном зале с нарядной ёлкой, дети читали стихи и пели песни, после чего получали в качестве подарков книги, игрушки и сладости. Новогоднее торжество было радостным событием в жизни детей, особенно приятным для учеников из несостоятельных семейств, которые с искренним восторгом, отрешившись от бедной неприглядной обстановки повседневного домашнего быта, принимали участие в устроенном для них празднике. Определением Св. Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 г. для всех духовно-учебных заведений и церковных школ было установлено торжественное празднование 11 мая дня памяти славянских просветителей равноапостольных Мефодия и Кирилла. Программа празднования для всех школ была единообразна: в местном приходском храме накануне совершалось торжественное всенощное бдение с чтением, по желанию акафиста святым. Непосредственно 11 мая совершалась божественная литургия, затем – молебен святым Мефодию и Кириллу, при этом учащиеся принимали активное участие в пении и чтении. После проходил торжественный акт, на котором дети декламировали стихи и исполняли песни, затем производилась выдача свидетельств выпускникам школ, вручались книги и картины духовно-нравственного содержания [10, с. 85].В церковных школах особое внимание уделялось воспитанию в детях чувств преданности и повиновения царю, любви к отечеству и вообще исполнения гражданских обязанностей, уважения к начальствующим и старшим. При этом, существовали отдельные занятия, в рамках которых обучающиеся познавали основы этики и эстетики. Также ученикам преподавались манеры, а именно, как необходимо вести себя со старшими, с младшими, с незнакомыми, каким образом относиться к священнослужителям и т.д.В отношениях между собой детям внушались чувства братства, дружбы, услужливости и искренней заботы друг о друге, взаимной помощи, поддержки, защиты и уклонения от ссор, пререканий и тем более от обид, насмешек, ругательств и драк. В учащихся воспитывались такие качества, как правдивость, откровенность, признание чужой собственности, чистоплотность, опрятность, аккуратность, и, напротив, преследовались всякого рода ложь, притворство, присвоение чужих вещей, неряшливость и подобные пороки. При рассказах из библейской истории, при чтении материалов из учебных книг, которые могли быть прилагаемы к жизни и нравственности детей, преподавателями делались разъяснения, наставления, давались советы, предостережения, указывались примеры. Вообще учащие церковно-приходских школ заботились не только об обогащении детских умов различного рода полезными знаниями, но и о воспитании положительных душевных качеств, об укреплении их воли в добрых навыках [12, с. 201].В церковно-приходских школах Таврической епархии старались придерживаться твёрдой дисциплины. Обычными дисциплинарными мерами за баловство, невнимательность и леность учащихся были замечания, выговоры, просьба встать из-за парты, оставление в школе после уроков на один или два часа; при более серьёзных проступках – обращение к родителям для принятия соответствующего воздействия с их стороны к исправлению замеченных в ученике нравственных недостатков. В качестве крайнего средства употреблялось удаление учащегося из школы ввиду его полной неисправимости и вредного влияния на других учеников. Наряду с взысканиями употреблялись и поощрительные меры, заключавшиеся в похвале старательных в учении школьников перед товарищами, в награждении хороших учеников книгами и т.п. [11, с. 680]Телесные наказания в качестве дисциплинарных мер не применялись. Заведующие и преподаватели Таврических начальных церковных школ в организации воспитательного процесса во всём руководствовались с определением Св. Синода от 16–30 января 1891 г. за № 91 о мерах взыскания за проступки и поощрения за успехи учеников. Этим определением епархиальным училищным советам предписывалось не допускать в церковно-приходских школах, чтобы учителя в числе мер поощрения, оказывая внимание и любовь к хорошо учащемуся ученику, отказывали в том же ленивым и непослушным детям; чтобы не выставлялись ленивые ученики из класса во время урока, не удалялись нерадивые учащиеся на несколько дней из школы, чему некоторые из них были бы только рады, и ослабление занятий во всяком случае для таковых будет не полезно; чтобы не применялись в качестве мер взыскания чтение псалмов в неурочное время, положение поклонов перед иконой, лишение пищи и запрещение прогулок и физических упражнений на переменах; чтобы не производились наказания, связанные с унижением детей и с телесным страданием, как, например, продолжительное стояние на коленях, удары линейкой по рукам [9, с. 209].Таким образом, можно сделать вывод о том, что к концу XXстолетия в Керчь-Еникальском градоначальстве сложилась особая система начального образования, важнейшим элементом которой являлись церковно-приходские школы. Учитывая тот факт, что чаще всего они были при церквях, нельзя не отметить то, что внушительную часть образования учеников составляли изучение Закона Божьего, основ церковного пения и церковно-славянской грамоты. Церковно-приходские школы, а также училища позволили большому количеству детей обучиться грамоте, базовым навыкам чтения и письма, а также основам географии, математики, астрономии и других наук. ЗАКЛЮЧЕНИЕКерчь в первые десятилетия XIX в. представляет собой небольшой город: поселения с грязными узкими улочками, обветшавшая турецкая крепость, несколько старых мечетей и общественных бань. Основное население – рыбаки и мелкие торговцы.Перелом в истории города наступает в 1821 г.. В это время император Александр Первый издает указ об организации в Керчи морского порта. Одновременно с учреждением порта восстанавливается карантин и таможня. А территория Ени-Кале и Керчи становится новой крупной административной единицей – Керчь-Еникальским градоначальством. С этого момента начинает формироваться новый, крупный, промышленный и торговый город. Возрождаются старинные промыслы, растет число предприятий, возводятся общественные и административные здания.Особого расцвета город достигает при градоначальнике Иване Стемпковском, который за 4 года (1828-1832 гг.) своего правления сделал Керчь лучшим городом Таврической губернии. В это время преображается внешний вид города: растут новые городские кварталы, строится площадь и городской сад, прокладывается шоссе с тротуарами, улицы освещаются фонарями.При этом состояние церковно-приходских школ в Керчь-Еникальском градоначальстве позволяет сделать вывод об их значимой роли в развития народного образования. В Керчи на рубеже конца XIX – начала XX вв. развивались церковно-приходские школы, школы грамоты, где уровень образования был высоким. Данные учреждения обладали учебно-методической и материальной основой, были выделены просторные современные помещения, соответствующие всем санитарно-гигиеническим нормам того периода. Церковные школы способствовали повышению начального уровня образования населения. Типы церковных школ Керчь-Еникальского градоначальства были представлены виде одноклассных, воскресных и школ грамоты.Безусловно в развитии церковных школ на начальном этапе присутствовал ряд трудностей. Некоторые выделенные здания требовали ремонта, не хватало учебных пособий и книг, отсутствовали квалифицированные кадры для преподавания, были разногласия как в педагогическом составе, так и с родителями учеников. Особо стояла проблема потребности в женском образовании.Церковная школа внесла весомый вклад в дело народного образования. При этом она не ограничилась преподаванием закона Божия и нескольких предметов по вероучению. Речь идет не только о правильном изучении веры, а также об обучении жизни посредством веры – это первоначальный смысл любого духовного образования.Анализируя деятельность церковно-приходских воскресных школ, можно выделить ряд направлений, которые особенно актуальны в современном обществе:– формирование православных представлений о мире, Боге, человеке, самом себе;– формирование благостного отношения к святыням;– разъяснение и изучение Евангелия, навыков постоянного чтения Священного Писания;– изучение Символа Веры Православной Церкви;– осознание догматов Церкви, Ветхого и Нового Завета, Священного Писания в духе святоотеческих традиций;– изучение истории Церквей, в том числе Русской Православной;– пояснение сути церковного Богослужения учащимся, обучение осознанному участию в литургической жизни Церкви, подготовка к таинствам Святого Причащения и Исповеди;– обучение церковной и домашней молитве;– развитие духа евангельских заповедей в учащихся для того, чтобы Закон Божий стал законом их жизни; пояснение понятия греха, потребности каждому видеть собственные грехи, постоянно бороться с ними и каяться;– пояснение нравственных критериев во всем разнообразии их действия в современном мире;– воспитание любви к ближним, членам семьи, умения выражать заботу и терпение, привитие навыков милосердия, заботы о бедных и болящих; – формирование православного отношения к не православному окружению у учащихся;– привитие любви к Родине, родной земле, изучение ее традиций и истории;– формирование и приобщение у учащихся адекватного отношения к ценностям мировой культуры, в первую очередь православной, к церковному искусству.На современные учебные заведения возлагается роль воспитания и образования у молодого поколения моральных и духовных принципов, нравственности и патриотизма. Исследуя исторический опыт церковных школ Керчь-Еникальского градоначальства, мы видим, насколько он важен, и применим в настоящее время. В целом вывод напрашивается следующий: школа и церковь, прежде всего, должны сформировать в воспитанниках духовно- нравственные качества, откуда в жизнь будут выходить не только образованные, но и добродетельные люди. Мало толку быть образованным, но безнравственным человеком, могущим обратить знания во зло.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИсточники: Белоконский И. Народное образование в Таврической губернии (к 25-летию земских учреждений) // Русская школа. 1892. № 11. С. 179-186.ГАРК. – Ф. 100. – Оп. 1. – Д. 2149. – Л. 201.ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 66. – Л. 3.ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 67. – Л.3.ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 71. – Л. 1.ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 71. – Л. 14.Казенныя и частныя объявления // Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства. 1898. № 17. л. 4.Манифест «О присоединении к Российской Империи Крыма, Тамана и Кубани,заключённый междуИмпериею Всероссийскою и Портою Оттоманскою» от 28 декабря 1783 года.Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1891. № 21. С. 209-210.Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1901. № 15. С. 85-86.Отчёт о церковно-приходских школах и школах грамоты Таврической епархии за 1892/93 уч. год // Таврические епархиальные ведомости. 1894. № 25. С. 680-697.Отчёт Таврического Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1907-1908 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1909. № 12. С. 201-210.Отчёт Таврического Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1909-1910 учебном году // Таврические епархиальные ведомости, 1915. № 25. С. 287-292.РГИА. – Ф. 803. – Оп. 16. – Д. 1827. – Л. 1 об., 44 об., 92 об., 126 об.Тихомиров Д. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / составил преподаватель Могилевской духовной семинарии Д. Тихомиров. – Могилев на Днепре: Скоропечатня и литография Ш. Фридланда, 1887. – 99 с.Указ Императора Александра I от 8(20).10.1802 «О разделении Новороссийской губернии». Утерянный паспорт крестьяниномъСофроновымъ // Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства. 1898. № 2. л. 4.Флавиан, иеромонах. Открытие Таврического епархиального женского училища // Таврические епархиальные ведомости. 1873. №15. С. 490-496; №16. С. 509-524.Ясский мирный договормежду Российской и Османской империями: Трактат вечного мира и дружбы заключенный между Империею Всероссийскою и Оттоманскою Портою в Яссах в 29 день Декабря 1791 года.Milner Th. The Crimea, Its Ancient and Modern History: The Khans, the Sultans, and the Czars... – L.: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1855. – 368 p.Литература:Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 3 (18). С. 61.Акишева М. С. Историография становления и развития религиозного образования народов Крыма // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С. 4-7.Акишева М. С. О состоянии церковно-приходских школ Таврической губернии в к. XIX – нач. XX вв. // Научный вестник Крыма. 2018. №2 (13). С. 1-7.Акишева М. С. Факторы, влияющие на религиозное образование Таврической губернии к. XIX – нач. ХХ вв. // Научный вестник Крыма. 2019. №4 (22). С. 1-7.Андреев А. А. История Крыма. [Электронный ресурс]. URL:http://acrimea.narod.ru/p12.htm (Дата обращения: 03.01.2023).Богданович М.А. Восточная война 1853-1856 годов. Сочинение генерал-лейтенанта Богдановича: в 4-х томах. Том 3. – СПб: Тип. Ф. Сущинского, 1876. – 418 с.Большой толковый словарь русского языка [Текст] / [под ред. Д.Н. Ушакова]. – М.: АСТ, 2009. – 1280 с.Большой энциклопедический словарь [Текст] / М.: Советская энциклопедия, Прогресс, 1974. – 748 с.Быковская Н. В., Смекалова Т. Н. Следы ортогонального размежевания в Восточном и Северо-Западном Крыму: античность или XIX век? // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. №1 (63). С. 126-139.ВульфЛ. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / пер. с англ. И.И. Федюкин. – М.: НЛО, 2003. – 560 с.Ганкевич В.Ю. Структура национально-конфессионального образования этнических групп Таврической губернии (рубеж XIX – XX вв.) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «История». Том 14 (53). 2001. № 1. С. 1-8.Деятельность церковных школ в отношении беженцев. [Электронный ресурс], URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/74/cb/74cb9318-5f83-4cae-ad08-9776bc225611.pdf (дата обращения: 09.01.2023).Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 368 с.Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя: в 3-х томах. Том 3. – СПб: Общественная польза, 1900. – 466 с.Дубровин Н. Ф. Присоединение Крыма к России. –СПб., 1885-1889. – Т. 1. – 917 с.Житенев Т. Е. Условия обучения в начальных церковных школах в конце XIX – начале XX вв. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2009. № 1. С. 246-261.Ищенко Э. С. Купола на фоне минаретов: Крым православный и мусульманский // Пространство и Время. 2014. №2 (16). С. 151-158.Кабузан В.М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII – начале XX вв. (1719–1917) // Религия и церковь в истории России: современная историография. 2016. №2016. С. 23-31.Катунин Ю. А. История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX – начало XX века): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. – Запорожье, 1994. – 186 с.Кохомский С. Значение и характер церковной школы. [Электронный ресурс], URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/b7/ee/b7ee80ff-4bc2-4e92-b193-0afd2f412b57.pdf (дата обращения: 09.01.2023).Носков А. В., Носкова Э. А. Бои на Керченском полуострове во время Крымской войны 1853-1856 гг. // ВИЖ. 2011. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boi-na-kerchenskom-poluostrove-vo-vremya-krymskoy-voyny-1853-1856-gg (дата обращения: 03.01.2023).Сарахман С.А. История государственности Крыма // Инновационная наука. 2018. №7-8. С. 136-141. Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах Ведомства православного исповедания / Сост. Ф. Федотов. – Спб: Синод. тип., 1907. №18. – 447 с.Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII в. до присоединения его к России. –Одесса, 1898. – 253 с.Смирнов В. Д. Сборник некоторых важных известий и официальных документов касательно Турции, России и Крыма. –СПб., 1881. – 361 с.Старченко Р. А. Динамика численности и расселения русских Крыма в XVIII–XIX веках // Вестник КГУ. 2013. №6. С. 38-41.Тарле Е. В. Крымская война: В 2-х томах. Том 1. – М.: Наука, 2011. – 463 с.Тархов С. А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет // газета «География». М.: ИД «Первое сентября», 2001. № 15. С. 65-101.Тимофеева О. И. Проблемы развития образования в Керчь-Еникальском градоначальстве в XIX веке. [Электронный ресурс], URL: https://clck.ru/Y7j9f (дата обращения: 09.01.2023).ХасьяноваА. Д.«Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» как источник криминальной журналистики дореволюционного периода в конце XIX – начале XX века // Крымское историческое обозрение. 2019. №2. С. 126-132.Храпунов Н. И.«Восток в Европе»: Крым после присоединения к Российской империи глазами иностранцев // НП/NP. 2018. №1. С. 63-78.ШендриковаС. П. Промышленное и сельскохозяйственное освоение Крыма в русле мероприятий после присоединения к Российской империи // Гасырларавазы– Эхо веков. 2014. №3-4. С. 32-36.
Источники:
1. Белоконский И. Народное образование в Таврической губернии (к 25-летию земских учреждений) // Русская школа. 1892. № 11. С. 179-186.
2. ГАРК. – Ф. 100. – Оп. 1. – Д. 2149. – Л. 201.
3. ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 66. – Л. 3.
4. ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 67. – Л.3.
5. ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 71. – Л. 1.
6. ГАРК. – Ф. 419. – Оп. 1. – Д. 71. – Л. 14.
7. Казенныя и частныя объявления // Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства. 1898. № 17. л. 4.
8. Манифест «О присоединении к Российской Империи Крыма, Тамана и Кубани,заключённый междуИмпериею Всероссийскою и Портою Оттоманскою» от 28 декабря 1783 года.
9. Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1891. № 21. С. 209-210.
10. Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1901. № 15. С. 85-86.
11. Отчёт о церковно-приходских школах и школах грамоты Таврической епархии за 1892/93 уч. год // Таврические епархиальные ведомости. 1894. № 25. С. 680-697.
12. Отчёт Таврического Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1907-1908 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1909. № 12. С. 201-210.
13. Отчёт Таврического Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1909-1910 учебном году // Таврические епархиальные ведомости, 1915. № 25. С. 287-292.
14. РГИА. – Ф. 803. – Оп. 16. – Д. 1827. – Л. 1 об., 44 об., 92 об., 126 об.
15. Тихомиров Д. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / составил преподаватель Могилевской духовной семинарии Д. Тихомиров. – Могилев на Днепре: Скоропечатня и литография Ш. Фридланда, 1887. – 99 с.
16. Указ Императора Александра I от 8(20).10.1802 «О разделении Новороссийской губернии».
17. Утерянный паспорт крестьяниномъСофроновымъ // Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства. 1898. № 2. л. 4.
18. Флавиан, иеромонах. Открытие Таврического епархиального женского училища // Таврические епархиальные ведомости. 1873. №15. С. 490-496; №16. С. 509-524.
19. Ясский мирный договормежду Российской и Османской империями: Трактат вечного мира и дружбы заключенный между Империею Всероссийскою и Оттоманскою Портою в Яссах в 29 день Декабря 1791 года.
20. Milner Th. The Crimea, Its Ancient and Modern History: The Khans, the Sultans, and the Czars... – L.: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1855. – 368 p.
Литература:
21. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 3 (18). С. 61.
22. Акишева М. С. Историография становления и развития религиозного образования народов Крыма // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С. 4-7.
23. Акишева М. С. О состоянии церковно-приходских школ Таврической губернии в к. XIX – нач. XX вв. // Научный вестник Крыма. 2018. №2 (13). С. 1-7.
24. Акишева М. С. Факторы, влияющие на религиозное образование Таврической губернии к. XIX – нач. ХХ вв. // Научный вестник Крыма. 2019. №4 (22). С. 1-7.
25. Андреев А. А. История Крыма. [Электронный ресурс]. URL:http://acrimea.narod.ru/p12.htm (Дата обращения: 03.01.2023).
26. Богданович М.А. Восточная война 1853-1856 годов. Сочинение генерал-лейтенанта Богдановича: в 4-х томах. Том 3. – СПб: Тип. Ф. Сущинского, 1876. – 418 с.
27. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / [под ред. Д.Н. Ушакова]. – М.: АСТ, 2009. – 1280 с.
28. Большой энциклопедический словарь [Текст] / М.: Советская энциклопедия, Прогресс, 1974. – 748 с.
29. Быковская Н. В., Смекалова Т. Н. Следы ортогонального размежевания в Восточном и Северо-Западном Крыму: античность или XIX век? // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. №1 (63). С. 126-139.
30. ВульфЛ. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / пер. с англ. И.И. Федюкин. – М.: НЛО, 2003. – 560 с.
31. Ганкевич В.Ю. Структура национально-конфессионального образования этнических групп Таврической губернии (рубеж XIX – XX вв.) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «История». Том 14 (53). 2001. № 1. С. 1-8.
32. Деятельность церковных школ в отношении беженцев. [Электронный ресурс], URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/74/cb/74cb9318-5f83-4cae-ad08-9776bc225611.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
33. Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 368 с.
34. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя: в 3-х томах. Том 3. – СПб: Общественная польза, 1900. – 466 с.
35. Дубровин Н. Ф. Присоединение Крыма к России. –СПб., 1885-1889. – Т. 1. – 917 с.
36. Житенев Т. Е. Условия обучения в начальных церковных школах в конце XIX – начале XX вв. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2009. № 1. С. 246-261.
37. Ищенко Э. С. Купола на фоне минаретов: Крым православный и мусульманский // Пространство и Время. 2014. №2 (16). С. 151-158.
38. Кабузан В.М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII – начале XX вв. (1719–1917) // Религия и церковь в истории России: современная историография. 2016. №2016. С. 23-31.
39. Катунин Ю. А. История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX – начало XX века): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. – Запорожье, 1994. – 186 с.
40. Кохомский С. Значение и характер церковной школы. [Электронный ресурс], URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/b7/ee/b7ee80ff-4bc2-4e92-b193-0afd2f412b57.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
41. Носков А. В., Носкова Э. А. Бои на Керченском полуострове во время Крымской войны 1853-1856 гг. // ВИЖ. 2011. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boi-na-kerchenskom-poluostrove-vo-vremya-krymskoy-voyny-1853-1856-gg (дата обращения: 03.01.2023).
42. Сарахман С.А. История государственности Крыма // Инновационная наука. 2018. №7-8. С. 136-141.
43. Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах Ведомства православного исповедания / Сост. Ф. Федотов. – Спб: Синод. тип., 1907. №18. – 447 с.
44. Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII в. до присоединения его к России. –Одесса, 1898. – 253 с.
45. Смирнов В. Д. Сборник некоторых важных известий и официальных документов касательно Турции, России и Крыма. –СПб., 1881. – 361 с.
46. Старченко Р. А. Динамика численности и расселения русских Крыма в XVIII–XIX веках // Вестник КГУ. 2013. №6. С. 38-41.
47. Тарле Е. В. Крымская война: В 2-х томах. Том 1. – М.: Наука, 2011. – 463 с.
48. Тархов С. А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет // газета «География». М.: ИД «Первое сентября», 2001. № 15. С. 65-101.
49. Тимофеева О. И. Проблемы развития образования в Керчь-Еникальском градоначальстве в XIX веке. [Электронный ресурс], URL: https://clck.ru/Y7j9f (дата обращения: 09.01.2023).
50. ХасьяноваА. Д.«Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» как источник криминальной журналистики дореволюционного периода в конце XIX – начале XX века // Крымское историческое обозрение. 2019. №2. С. 126-132.
51. Храпунов Н. И.«Восток в Европе»: Крым после присоединения к Российской империи глазами иностранцев // НП/NP. 2018. №1. С. 63-78.
52. ШендриковаС. П. Промышленное и сельскохозяйственное освоение Крыма в русле мероприятий после присоединения к Российской империи // Гасырларавазы– Эхо веков. 2014. №3-4. С. 32-36.