Управление экономической безопасностью хозяйствующего субъекта и пути оптимизации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 81 81 страница
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 15.04.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения 6
1.1. Правовые основы управления доходами и расходами в целях обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения 6
1.2 Особенности формирования доходов и направления расходов бюджетного учреждения 12
1.3 Основы финансового планирования и контроль в бюджетном учреждении 18
2. Характеристика объекта исследования 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика учреждения 23
2.2. Анализ и оценка имущественного потенциала учреждения 26
2.3. Анализ основных результатов финансово-хозяйственной деятельности, экономические и финансовые индикаторы экономической безопасности учреждения 34
2.4. Анализ внутренних и внешних условий функционирования
учреждения 45
2.5. Анализ и оценка обеспечения экономической и информационной безопасности учреждения 48
3. Пути оптимизации экономической безопасности бюджетного учреждения 51
3.1. Внутренний контроль как инструмент выявления рисков бюджетного учреждения 51
3.2. Внебюджетные доходы как фактор укрепления финансово-экономической безопасности бюджетного учреждения 56
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения
Фрагмент для ознакомления

При построении системы информационной безопасности МБОУДО «Дворец Творчества» необходимо учитывать ряд особенностей. В учреждении хранится и обрабатывается огромное количество различных данных, связанных не только с обеспечением образовательной деятельности, но и с научно-исследовательскими разработками, персональные данные учащихся и сотрудников, служебная, коммерческая и другая конфиденциальная информация.Один из специфических признаков защиты информации в образовательной деятельности заключается в том, что учреждение - публичное заведение с непостоянной аудиторией, которая под влиянием неограниченного использования и других непредсказуемых факторов несет угрозу информационной безопасности учреждения.В учреждении МБОУДО «Дворец Творчества» возможен ряд как внутренних, так и внешних угроз безопасности информации:- попытки несанкционированного администрирования баз данных;- исследование сетей, несанкционированный запуск программ по аудиту сетей;– удаление информации, в том числе библиотек;- запуск на выполнение игровых программ;– установка вирусных программ и троянских программ;– сканирование сетей, в том числе других организаций через Интернет;– несанкционированное скачивание из Интернета нелицензионного программного обеспечения и его установка на рабочие станции;– поиск ―дыр в операционной системе, межсетевых экранах;– попытки несанкционированного удаленного администрирования операционных систем; – сканирование портов и т. п.В общем виде и в соответствии с международными стандартами управление рисками ИБ образовательного учреждения предусматривает:– определение основных целей и задачзащиты информационных активов учреждений;– создание эффективной системы оценки и управления рисками ИБ;– расчет совокупности детализированных качественно, а при возможности и количественно оценок рисков;– применение специального инструментария оценки и управления рисками с использованием для моделирования причинных взаимосвязей, выявленных между концептами некоторой области информационных и технических аспектов учреждения.Управление системой защиты информации заключается в адаптации мер к текущей защите.Проведенный анализ уязвимости информационных ресурсов учреждения целесообразно учитывать, т.к. защиту информации нужно осуществлять с применением единой совокупности законодательные, организационных и технических мер, направленных на выявление, отражение и ликвидацию различных видов угроз информационной безопасности. Следует учитывать внутренние и внешние факторы, которые непосредственно и косвенно влияют на информационную безопасность учреждения.3.Пути оптимизации экономической безопасности бюджетного учреждения3.1.Внутренний контроль как инструмент выявления рисков бюджетногоучрежденияВнутренним контролем является комплекс мер, применяемых руководителем для обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных средств, достижения результатов в соответствии с установленной цели, задач, планов и требований к деятельности распорядителя бюджетных средств с целью обеспечения экономической безопасности учреждения.Внутренний контроль является инструментом обеспечения прозрачного и ответственного управления, которое направлено на получение информации о соблюдении положений нормативно-правовых актов и распорядительных документов, подтверждение достоверности финансовой отчетности и эффективности, экономности при выполнении бюджетных программ.Для функционирования эффективной и надежной системы внутреннего контроля руководитель учреждения должен обеспечить подготовку, обработку и утверждение основных организационно-правовых основ внутреннего контроля – внутреннего документа (Инструкции) по организации внутреннего контроля, который базируется на системе определенных и задокументированных правил и процедур контроля. Отсутствие документально оформленных норм и правил, процедур контроля в соответствующей сфере свидетельствует о необеспечении контролем этого направления деятельности учреждения.Весомой составляющей управления организацией, обеспечения достижения цели, выполнения задач и функций учреждения является управление рисками, возникающими в процессе деятельности.Управление рисками – постоянный процесс, состоящий из следующих этапов: идентификации рисков, их оценки, определения способов реагирования на риски и меры контроля для предупреждения или уменьшения их негативного влияния на достижение бюджетным учреждением миссии (цели), стратегических и оперативных целей.Идентификацию рисков целесообразно проводить как путем создания руководством учреждения специальной рабочей группы по определению рисков и ее сотрудничества с рабочими для выяснения рисковых сфер на всех участках деятельности («сверху вниз»), так и путем выявления и анализа возможных рисковых событий каждым структурным подразделением, его непосредственным руководителем и сотрудниками («снизу вверх»).Важной составляющей этого компонента является оценка рисков в зависимости от вероятности их наступления и степени влияния на деятельность организации.Основные принципы осуществления внутреннего контроля бюджетным учреждением предусматривают определение во внутренних документах учреждения подходов к оценке рисков по вероятности их возникновения и степени влияния на выполнение задач и достижение целей. Сочетание результатов степени влияния риска на деятельность учреждения с определением вероятности этого обобщается в матрице оценки, где общий показатель риска (количество баллов) определяется путем умножения величины степени влияния риска на значение вероятности его наступления.Оцененные риски требуют определения способа реагирования на них, а именно: решения их принять, избежать, разделить или уменьшить. Решение принимается, учитывая все возможные последствия, анализируя соотношение расходов по реагированию на риск с эффектом от уменьшения и тому подобное.Риски с высоким приоритетом (те, что набрали наивысшее количество баллов) требуют внимания и действий на уровне высшего руководства.Реагирования на риски осуществляется исходя из допустимых рисков, которые учреждение может принять без принятия необходимых мер контроля. Однако установление предела риск-аппетита имеет субъективный характер.Механизмы контроля (меры контроля) вводятся в учреждении с целью влияния на риске и осуществляются на всех уровнях деятельности учреждения и во всех функциях, процессах и операциях.Типичными мерами контроля являются:- процедура авторизации и подтверждения путем получения разрешения ответственных лиц на выполнение операций через процедуру визирования, согласования и утверждения;- распределение обязанностей и полномочий (санкционирование, обработка, проверка, фиксация);- контроль доступа к ресурсам и учетным записям;- физический контроль над активами, требующими особых условий хранения;- введение постоянно действующих инструкций, регламентов;- контроль над достоверностью проведенных операций, проверка процессов и операций до и после их проведения, сверка учетных данных с фактическими;- оценка общих результатов деятельности учреждения, отдельных функций и задач;- систематический пересмотр работы каждого работника учреждения;- проверка результатов деятельности учреждением высшего звена.В рамках компонента «информация и коммуникация» учреждение должно решить задачу построения адекватной сети информационных коммуникаций, при этом предотвратить их перегрузку. В первую очередь руководство намерено получить информацию о существенных нарушениях политики учреждения, процедур и правил и по вопросам, имеющим значительное финансовое влияние и последствия.Этот компонент включает в себя сбор, документирование, передачу информации и пользование ею как руководством, так и работниками учреждения для надлежащего выполнения и оценки функций и задач.Представляемая информация должна соответствовать следующим требованиям: быть доступной, актуальной, своевременной, достоверной оперативной, точной, целесообразной, адекватной, репрезентативной и полной.Компонент «мониторинг» предполагает выявление и оценку наличия отклонений в функционировании компонентов процесса управления рисками и вообще качества работы всей системы внутреннего контроля, а также принятие мер для устранения таких отклонений.Мониторинг может осуществляться как в форме постоянного процесса, так и периодических проверок, а также их сопряжения.Постоянный (непрерывный) мониторинг системы внутреннего контроля – составная часть обычной повседневной деятельности учреждения. Это управленческие, надзорные и другие действия руководителей всех уровней и работников учреждения во время выполнения ими своих обязанностей с целью определения и корректировки отклонений.Постоянная деятельность по мониторингу охватывает все элементы контроля и включает в себя меры по противодействию неэкономичности, неэффективности и без - или недостаточной результативности в системе внутреннего контроля.Периодические (отдельные) проверки используют такие же подходы к непрерывному мониторингу, однако это осуществление оценки мер контроля на периодической основе, а не часть деятельности организации.Непрерывный мониторинг является более эффективным, чем отдельные проверки, и противодействующие корректирующие мероприятия потенциально менее затратными и оперативными.Сочетание непрерывного мониторинга и отдельных оценок способствует дальнейшему повышению эффективности системы контроля.Результатом исследования проблем и недостатков МБОУДО «Дворец Творчества» при построении внутреннего контроля стала разработка пошагового механизма первоочередных мер для функционирования внутреннего контроля в учреждении (рис. 11).Рисунок 11. Пошаговый механизм организации и функционирования действенной системы внутреннего контроля в учрежденииПо результатам исследования подтверждена необходимость введения внутреннего контроля в МБОУДО «Дворец Творчества». Проведенный анализ каждого компонента действующей модели внутреннего контроля дал возможность разработать механизм первоочередных мер для организации внутреннего контроля в учреждении. В условиях глобальной информатизации направлением дальнейших исследований может быть, например, построение внутреннего контроля с помощью принципов стратегических целей и повышение эффективности деятельности с помощью применения ИТ-инноваций и технологий.3.2.Внебюджетные доходы как фактор укрепления финансово-экономической безопасности бюджетного учрежденияВ настоящее время принято характеризовать учреждение как некоммерческую организацию, сформированную собственником с целью проведения управленческих, социально-культурных либо иных функция некоммерческого характера и финансируемая им целиком или наполовину. На рис. 12 представлены основные источники финансовых ресурсов МБОУДО «Дворец Творчества».Рисунок 12 – Источники финансовых ресурсов МБОУДО «Дворец Творчества»В финансовом обеспечении МБОУДО «Дворец Творчества»все большее значение приобретают внебюджетные источники финансирования, развитие конкуренции между учреждениями различных типов и социально ориентированными некоммерческими организациями. Это направление считается перспективным с точки зрения реализации альтернативных целей деятельности как бюджетного учреждения. Доходы от внебюджетной деятельности, регламентируемые Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не являются основными источниками финансирования бюджетных учреждений, и полученные денежные средства не применяются на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в случае задержки бюджетного финансирования либо для решения вопросов, связанных с модернизацией оборудования, улучшением условий труда и отдыха персонала, сумма дохода может направляться на расходы по бюджетным статьям, что обеспечивает стабильную платежеспособность учреждений и его экономическую безопасность. МБОУДО «Дворец Творчества»нуждается в средствах для обеспечения своей деятельности. Именно поэтому на сегодняшний день главной проблемой, с которой сталкивается учреждение, является проблема финансирования их деятельности, которого зачастую бывает недостаточно. Помимо приобретения денежных средств от государства учреждениеможет пополнять личный бюджет за счет дополнительной деятельности, приносящей доход. Внебюджетная деятельность учреждения регламентируется Гражданским кодексом РФ и гласит то, что оно «вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях». Можно сказать, что бюджетные ассигнования на выполнение государственного задания не обеспечивают полного покрытия расходов. Привлечение внебюджетных средств может влиять на оценку эффективности его работы. В частности, напрямую от привлеченных средств зависят значения целевых показателей научного потенциала, кадрового потенциала, финансового обеспечения и развития имущественного комплекса. Бюджетные учреждения, выполняющие образовательную функцию, вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности (см. рис. 13). Рисунок 13 – Виды доходов от внебюджетной деятельности МБОУДО «Дворец Творчества»Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности позволяют учреждению расширять материально-техническую базу (приобретать оборудование), осуществлять материальное стимулирование работников, вести расходование, связанное с повышением квалификации работников. Все перечисленное оказывает влияние на качество оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг, увеличение финансовых результатов деятельности, и, следовательно, повышает экономическую безопасность учреждения.В качестве мероприятий по увеличению внебюджетных доходовМБОУДО «Дворец Творчества» предлагаетсяввести платное обучение для двух групп. Первое направление рассчитано на создание детской группы, на 136 часов в течение одного учебного года (по 4 часа в неделю). Уроки будут вести два преподавателя, количество учеников в одной группе 10 человек, а групп всего 4. Вторая программа рассчитана на взрослую группу обучающихся. Занятия будут проходить по 2 часа, пять дней в неделю. Среднее количество учащихся, посещающих данные занятия ежедневно 15 человек. Чтобы узнать, какая из этих дополнительных услуг окажется более рентабельной для МБОУДО «Дворец Творчества», нужно рассчитать будущие результаты по каждой из них. На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2023 год. Калькуляцию платной образовательной деятельности на 2023 год представим в таблице 18. Таблица 18 - Калькуляция платной образовательной деятельности на 2023 год Статьи расходов РасходыДетская группа Взрослая группа Заработная плата педагогического состава 29 37622 440Начисления на заработную плату 8 8136 732Расходные материалы 48 00018 000Всего прямые расходы 86 18947 172Зарплата прочего персонала 7 3445 610Начисления на зарплату прочего персонала 2 2031 683Оплата коммунальных услуг 26 1829 818Всего косвенные расходы 35 72917 111Итого расходы 121 91864 283Планируемая численность контингента 5025Фактическая себестоимость услуги в год 2438,362571,33Стоимость услуги в месяц 270,93285,70Стоимость одного дня - 14,29Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность двух дополнительных услуг и отобразим результаты в таблице 4. Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить: первая в месяц 350,00 рублей; вторая в день 30,00 рублей. Таблица 19 - Финансовый результат и рентабельность образовательных услуг ПоказателиДетская группаВзрослая группаЦена одной услуги 40030Число оказанных услуг 5025Выручка от реализации услуг 180 000135 000Фактическая себестоимость 121 91864 283Прибыль 58 08270 717Рентабельность услуг 32,2752,38Из полученных результатов видно, что второе направление, которое рассчитано на меньшее количество часов, но большее количество человек рентабельнее в полтора раза. Рассчитаем влияние данных мероприятий на общие финансовые результаты учреждения в таблице 20 Таблица 20 – Влияние предложенных программ платной образовательной деятельности на финансовые результаты МБОУДО «Дворец Творчества»Показатели До внедрения мероприятийПосле внедрения мероприятийАбсолютное изменение, тыс. руб.Темп прироста, %Доходы, тыс. руб.70 79871 1133150,44Расходы, тыс. руб.68 64768 8331860,27Операционный финансовый результат, тыс. руб.2 1512 2801296,00Рентабельность продаж, %3,043,210,17-Таким образом, предложенные мероприятия по увеличению внебюджетных доходов позволят увеличить операционный финансовый результат МБОУДО «Дворец Творчества» на 129 тыс. рублей, или на 6%, а рентабельность образовательной деятельности при этом увеличится на 0,17 процентных пункта и составит 3,21%, что в целом укрепит экономическую безопасность учреждения. ЗаключениеТаким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы, рекомендации. Экономическая безопасность бюджетного учреждения имеет большое значение, так как бюджетное учреждение работает с бюджетными средствами, контроль и безопасность которых должна быть на высоком уровнеПравовые основы управления доходами и расходами в целях обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения регулируются Бюджетным кодексом РФ. Нормы бюджетного законодательства Российской Федерации являются основой для принимаемых директив по бюджетному учету и методических указаний по применению бюджетных классификаций применительно ко второму уровню надзора. Этот уровень документации устанавливает правила и принципы разработки учетной политики, учета фактов деятельности бюджетного органа, активов, обязательств, доходов и расходовДоходы бюджетных учреждений имеют специфический характер: делятся на доходы по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, а также приносящей доход деятельность. Порядок формирования доходов регулируется отдельными нормативными актами по каждому виду деятельности. Расходы и затраты бюджетных учреждений отражают, с одной стороны, источники их обеспечения — соответствующему виду деятельности фонды, а с другой стороны — характеризуют две экономические категории, определяющие специфику хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.Надлежащая организация финансового планирования в бюджетных учреждениях может в достаточном объеме определить предельные объемы финансового обеспечения на их содержание, распределить согласно запланированных сроков работ, способствовать постепенному обновлению и модернизации основных фондов. При условии своевременного выполнения запланированных мер достигается эффективность использования финансовых ресурсов и обеспечивается реализация стратегии развития.Необходимо обратить внимание на то, что вопросы финансового планирования бюджетных учреждений на современном этапе развития экономики страны требуют согласованности с политикой развития страны, которая базируется на принципах глобализации экономических процессов. Исследование уровня экономической безопасности проводилось на примере МБОУДО «Дворец творчества».Дворец творчества является крупнейшим учреждением дополнительного образования в Выборге.Анализ имущественного потенциала МБОУДО «Дворец творчества» показал, что общая сумма активов учреждения за 2020-2022 гг. увеличилась на 11789 тыс. рублей, или на 16,96%. При этом нефинансовые активы увеличились на 1043 тыс. рублей, или на 7,61%, а финансовые активы увеличились на 10746 тыс. рублей, или на 19,25%. Обязательства МБОУДО «Дворец Творчества» за 2020-2022 гг. увеличились на 8200 тыс. рублей, или на 10,08%. В структуре активов на протяжении всего анализируемого периода преобладали финансовые активы, удельный вес которых увеличился с 80,30% в 2020 году до 83,43% в 2021 году, а в 2022 году сократились до 81,87%. Анализ основных результатов деятельности учреждения показал, что общая сумма доходов МБОУДО «Дворец Творчества» в 2020-2022 гг. увеличилась на 13807 тыс. рублей, или на 24,23%. В свою очередь, расходы учреждения увеличились на 10833 тыс. рублей, или на 18,74%. Чистый операционный результат за анализируемый период увеличился на 2974 тыс. рублей. При этом следует отметить, что только в 2020 году деятельность учреждения была убыточной, а в 2021-2022 годах – прибыльной.Анализ индикаторов экономической безопасности учреждения показал, что все показатели ликвидности не удовлетворяют нормативным ограничениям. Так, учреждение испытает недостаток высоколиквидных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, что в целом негативно влияет на экономическую безопасность организации. Кроме того, анализ финансовой устойчивости показал, что организация больше, чем наполовину финансирует свою деятельность за счет заемных источников. За счет заемных источников сформированы как основные, так и оборотные средства учреждения, что в целом свидетельствует о существенном уровне зависимости от внешних кредиторов и несет угрозу экономической безопасности учреждения. Динамика общих показателей оборачиваемости свидетельствует об снижении эффективности использования как общей стоимости активов, так и снижении эффективности использования оборотных активов, рабочего капитала и собственного капитала. Показатели рентабельности имеют отрицательное значение в 2020 году из-за убыточного характера деятельности МБОУДО «Дворец Творчества», однако в 2021-2022 году показатели рентабельности имеют тенденцию к росту.МБОУДО «Дворец Творчества»нуждается в средствах для обеспечения своей деятельности. Именно поэтому на сегодняшний день главной проблемой, с которой сталкивается учреждение, является проблема финансирования их деятельности, которого зачастую бывает недостаточно. Помимо приобретения денежных средств от государства учреждениеможет пополнять личный бюджет за счет дополнительной деятельности, приносящей доход. В качестве мероприятий по увеличению внебюджетных доходовМБОУДО «Дворец Творчества» предлагаетсяввести платное обучение для двух групп. Предложенные мероприятия по увеличению внебюджетных доходов позволят увеличить операционный финансовый результат МБОУДО «Дворец Творчества» на 129 тыс. рублей, или на 6%, а рентабельность образовательной деятельности при этом увеличится на 0,17 процентных пункта и составит 3,21%, что в целом укрепит экономическую безопасность учрежденияСписок литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruГражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruФедеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"(ред. от 30.12.2021)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruФедеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruФедеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruФедеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruФедеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ruПриказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 186н Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/72078274/Агафонова Н.П. Финансово-экономический механизм государственных закупок: Практикум / Ставрополь, Агрус. 2020. – 85 с.Артемова И.В. Внутренний контроль в учреждении // Советник бухгалтера. - 2018. - № 3. - С. 54-66.Артюшин, Н. С. Направления и основные приемы анализа финансовой составляющей экономической безопасности бюджетного учреждения на базе экономического анализа / Н. С. Артюшин // Студенческий вестник. – 2019. – № 19-4(69). – С. 18-21.Гаджиев Н.Г. Организационно-методические аспекты обеспечения экономической безопасности бизнес-процессов хозяйствующего субъекта // Вестник ДГУ. - 2018. - Вып. 3. - С. 6-12Гаджиев, Н. Г. Развитие системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении / Н. Г. Гаджиев // HeraldofDagestanStateUniversitySeries3 .Socialsciences. – 2018. – Т. 33, № 4. – С. 6-15Гасанов Г.Н. Особенности финансирования казенных учреждений России в современных условиях / Г.Н. Гасанов // Экономика и бизнес. -2020. - №2(60). - С.48-51Гришина, В. А. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений / В. А. Гришина // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. – Нижний Новгород, 2021. – С. 13-16.Евстафьева, А. А. Механизмы обеспечения экономической безопасности в бюджетном учреждении в сфере государственных закупок / А. А. Евстафьева // От научных идей к стратегии бизнес-развития. – Москва: Научный консультант, 2019. – С. 90-98Игнатьева Е. В. Методология анализа финансового положения предприятий // Молодой ученый. - 2018. - № 5. - С. 272-275Илик, В. В. Доходы от внебюджетной деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности государственных учреждений / В. В. Илик // Проблемы обеспечения конкурентоспособности экономических систем различного уровня. – Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2019. – С. 64-67.Кабышева Д.О. Сущность и содержание экономической безопасности предприятия / Д.О. Кабышева // Экономические науки. - 2021. - №4(55). - С. 20-23.Климова, С. С. Обеспечение экономической безопасности бюджетных учреждений / С. С. Климова // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019. – Рязань: BookJet, 2019. – С. 184-187Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 294 сМакитрук Э.А., Марченкова И.Н. Деловая активность: традиционный подход и совершенствование аналитических процедур. – Махачкала: Алеф, 2021. – С. 270-281Наконечная, Т. В. Использование методов экономического анализа в оценке деловой активности производственного предприятия / Т. В. Наконечная // Финансовый бизнес. – 2021. – № 3(213). – С. 163-167Окорокова О.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие / О. А. ОКОРОКОВА, Н. В. Липчиу; Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. - Краснодар :КубГАУ, 2019. - 116 с.Пугач, А.А. Обеспечение экономической безопасности в условиях управления дебиторской и кредиторской задолженностью / А.А. Пугач, Т.В. Бубновская // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 4. – С. 58-63.Репина, А. И. Угрозы экономической безопасности бюджетных учреждений способы их образования и предотвращения / А. И. Репина, А. С. Салтыкова // От научных идей к стратегии бизнес-развития. – Москва: Научный консультант, 2019. – С. 163-170Румянцева, Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: учеб. пособие / Е.Е. Румянцова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 459с.Свиридов, А. Я. Особенности финансирования деятельности муниципального учреждения в целях обеспечения экономической безопасности / А. Я. Свиридов // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности организации. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. – С. 50-54Силантьева, А. П. Финансовое планирование доходов и расходов бюджетного учреждения / А. П. Силантьева // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 46-48Федорова, О. А. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 138 с.Чернова, Ю. В. Обеспечение экономической безопасности в бюджетных учреждениях в условиях цифровой трансформации экономики / Ю. В. Чернова // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 1(28). – С. 120-123.Шилец, Ю. А. Формирование бюджетов доходов и расходов бюджетного учреждения / Ю. А. Шилец // Аграрная наука, творчество, рост. – Ставрополь: Издательство "АГРУС", 2021. – С. 151-156Ширко Л.М. К вопросу о сущности экономической безопасности предприятия // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 1555-1564Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"(ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 186н Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/72078274/
9. Агафонова Н.П. Финансово-экономический механизм государственных закупок: Практикум / Ставрополь, Агрус. 2020. – 85 с.
10. Артемова И.В. Внутренний контроль в учреждении // Советник бухгалтера. - 2018. - № 3. - С. 54-66.
11. Артюшин, Н. С. Направления и основные приемы анализа финансовой составляющей экономической безопасности бюджетного учреждения на базе экономического анализа / Н. С. Артюшин // Студенческий вестник. – 2019. – № 19-4(69). – С. 18-21.
12. Гаджиев Н.Г. Организационно-методические аспекты обеспечения экономической безопасности бизнес-процессов хозяйствующего субъекта // Вестник ДГУ. - 2018. - Вып. 3. - С. 6-12
13. Гаджиев, Н. Г. Развитие системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении / Н. Г. Гаджиев // Herald of Dagestan State University Series 3 . Social sciences. – 2018. – Т. 33, № 4. – С. 6-15
14. Гасанов Г.Н. Особенности финансирования казенных учреждений России в современных условиях / Г.Н. Гасанов // Экономика и бизнес. -2020. - №2(60). - С.48-51
15. Гришина, В. А. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений / В. А. Гришина // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. – Нижний Новгород, 2021. – С. 13-16.
16. Евстафьева, А. А. Механизмы обеспечения экономической безопасности в бюджетном учреждении в сфере государственных закупок / А. А. Евстафьева // От научных идей к стратегии бизнес-развития. – Москва: Научный консультант, 2019. – С. 90-98
17. Игнатьева Е. В. Методология анализа финансового положения предприятий // Молодой ученый. - 2018. - № 5. - С. 272-275
18. Илик, В. В. Доходы от внебюджетной деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности государственных учреждений / В. В. Илик // Проблемы обеспечения конкурентоспособности экономических систем различного уровня. – Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2019. – С. 64-67.
19. Кабышева Д.О. Сущность и содержание экономической безопасности предприятия / Д.О. Кабышева // Экономические науки. - 2021. - №4(55). - С. 20-23.
20. Климова, С. С. Обеспечение экономической безопасности бюджетных учреждений / С. С. Климова // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019. – Рязань: BookJet, 2019. – С. 184-187
21. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 294 с
22. Макитрук Э.А., Марченкова И.Н. Деловая активность: традиционный подход и совершенствование аналитических процедур. – Махачкала: Алеф, 2021. – С. 270-281
23. Наконечная, Т. В. Использование методов экономического анализа в оценке деловой активности производственного предприятия / Т. В. Наконечная // Финансовый бизнес. – 2021. – № 3(213). – С. 163-167
24. Окорокова О.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие / О. А. ОКОРОКОВА, Н. В. Липчиу; Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 116 с.
25. Пугач, А.А. Обеспечение экономической безопасности в условиях управления дебиторской и кредиторской задолженностью / А.А. Пугач, Т.В. Бубновская // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 4. – С. 58-63.
26. Репина, А. И. Угрозы экономической безопасности бюджетных учреждений способы их образования и предотвращения / А. И. Репина, А. С. Салтыкова // От научных идей к стратегии бизнес-развития. – Москва: Научный консультант, 2019. – С. 163-170
27. Румянцева, Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: учеб. пособие / Е.Е. Румянцова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 459с.
28. Свиридов, А. Я. Особенности финансирования деятельности муниципального учреждения в целях обеспечения экономической безопасности / А. Я. Свиридов // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности организации. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. – С. 50-54
29. Силантьева, А. П. Финансовое планирование доходов и расходов бюджетного учреждения / А. П. Силантьева // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 46-48
30. Федорова, О. А. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 138 с.
31. Чернова, Ю. В. Обеспечение экономической безопасности в бюджетных учреждениях в условиях цифровой трансформации экономики / Ю. В. Чернова // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 1(28). – С. 120-123.
32. Шилец, Ю. А. Формирование бюджетов доходов и расходов бюджетного учреждения / Ю. А. Шилец // Аграрная наука, творчество, рост. – Ставрополь: Издательство "АГРУС", 2021. – С. 151-156
33. Ширко Л.М. К вопросу о сущности экономической безопасности предприятия // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 1555-1564

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы необходимо применять при управлении экономической безопасностью хозяйствующего субъекта?

Основными принципами управления экономической безопасностью хозяйствующего субъекта являются комплексность, системность, эффективность, инновационность и учет жизненного цикла предприятия.

Какие правовые основы управления доходами и расходами в целях обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения?

Правовые основы управления доходами и расходами бюджетного учреждения включают законодательство о бюджетной системе, налоговом законодательстве, законы о государственных закупках, а также нормативные акты, регулирующие бюджетное финансирование и контроль.

Каким образом формируются доходы и направляются расходы в бюджетном учреждении?

Доходы в бюджетном учреждении формируются за счет бюджетных ассигнований, субсидий и грантов, а также приносящей доход деятельности. Расходы направляются на оплату труда, закупку необходимого оборудования и материалов, выплату налогов, уплату кредитов и другие цели, определенные бюджетным планом.

Какие основы финансового планирования и контроля существуют в бюджетном учреждении?

Основами финансового планирования и контроля в бюджетном учреждении являются разработка бюджетного плана, составление отчетности, анализ финансовых показателей, учет и контроль использования бюджетных средств. Также важное значение имеет внутренний аудит, который позволяет выявить и устранить финансовые нарушения и риски.

Что подразумевается под объектом исследования при управлении экономической безопасностью?

Под объектом исследования при управлении экономической безопасностью понимается бюджетное учреждение, которое может быть государственным или муниципальным. Объект исследования включает в себя его финансовую деятельность, организационную структуру, процессы управления и другие аспекты, влияющие на его экономическую безопасность.

Какими способами можно оптимизировать управление экономической безопасностью хозяйствующего субъекта?

Одним из способов оптимизации управления экономической безопасностью хозяйствующего субъекта является мониторинг и анализ финансовых показателей. Также важным является разработка и реализация эффективных стратегий по управлению доходами и расходами, а также использование современных технологий и инструментов для повышения эффективности процессов управления.

В чем заключаются основные правовые основы управления доходами и расходами в целях обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения?

Основные правовые основы управления доходами и расходами в целях обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения заключаются в разработке и принятии соответствующих нормативно-правовых актов, в которых устанавливаются правила и принципы формирования доходов и направления расходов. Это позволяет обеспечить прозрачность и контролируемость финансовых процессов и предотвратить возможные неправомерные действия или злоупотребления.

Какие особенности существуют при формировании доходов и направления расходов бюджетного учреждения?

Особенности формирования доходов и направления расходов бюджетного учреждения включают в себя учет особенностей финансового состояния организации, установление правил и принципов распределения средств, а также соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих деятельность бюджетного учреждения. Также важным аспектом является грамотное планирование и контроль за расходами, чтобы избежать финансовых затруднений и обеспечить устойчивое развитие организации.

Какие основы лежат в основе финансового планирования и контроля в бюджетном учреждении?

Основы финансового планирования и контроля в бюджетном учреждении включают в себя разработку бюджетных планов на основе анализа текущей финансовой ситуации и оценки перспектив развития организации. Также важным аспектом является систематический контроль за выполнением планов, анализ отклонений и принятие корректирующих мер для достижения поставленных целей.

Какое значение имеет управление экономической безопасностью хозяйствующего субъекта?

Управление экономической безопасностью хозяйствующего субъекта имеет большое значение для обеспечения стабильности и устойчивости его деятельности. С помощью эффективного управления можно минимизировать риски, связанные с экономической нестабильностью и внешними воздействиями, и обеспечить долгосрочную устойчивость бизнеса.

Каковы правовые основы управления доходами и расходами для обеспечения экономической безопасности бюджетного учреждения?

Правовые основы управления доходами и расходами бюджетного учреждения определяются законодательством о бюджетном процессе. Учреждение должно строго соблюдать законы и нормативные акты, регулирующие процедуры формирования доходов и направления расходов. Контроль над исполнением бюджета осуществляют финансовые органы и органы государственного управления.