1.2. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие «ранний детский аутизм» 5
2. Варианты РДА, симптомы, подходы к коррекции 7
Заключение 11
Список литературы 12
У детей проявляются проблемы речевого развития (нарушения звукопроизношения, грамматической стороны речи, бедность лексикона), с трудом понимаются сложные речевые конструкции, сложности вызывают вербальные инструкции. Способности детей могут проявиться в сферах деятельности, не связанных с речью, например, в музыке, изобразительной деятельности, конструировании.
В эмоциональной сфере у детей проявляются тревожность, неуверенность в себе, внешняя отрешенность. Часто имеются страхи. К специалистам, которые занимаются с детьми, формируется привязанность, прекращение сотрудничества вызывает переживание [72].
Прогноз развития детей всех четырех групп РДА зависит от многих факторов, в том числе от раннего начала коррекционной работы. При благоприятных условиях воспитания, квалифицированной медицинской и психолого-педагогической помощи дети третьей и четвертой группы могут освоить программу общеобразовательной шкалы.
Заключение
Расстройство аутистического спектра включает несколько вариантов скаженного развития: ранний детский аутизм – искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы личности ребенка; атипичный аутизм – искажение преимущественно когнитивной сферы личности ребенка; смешанный вариант. Аутизм включает нарушение аффективно-эмоциональной сферы, а также искажение психического развития в целом.
У детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативные умения отличаются качественным своеобразием. Несформированность коммуникативных умений обусловлена нарушением речевого и эмоционального развития. Дети с РАС не пользуются речью как инструментом общественного взаимодействия. В случаях отсутствия речи исключается использование и невербальных средств коммуникации в качестве компенсаторных средств.
Список литературы
Аршатская, О.С. О детском аутизме / О.С. Аршатская // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 63–70.
Баенская, Е.Р. Психологическая коррекция аффективного развития детей с аутизмом / Е.Р. Баенская // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 3. – С. 202–207.
Башина, В.М. Подходы к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом / В.М. Башина, Н.В. Симашкова // Школа здоровья. – 2015. – № 2. – С. 78–85.
Баянская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: аутизм / Е.Р. Баянская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2011. – 156 с.
Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2015. – 142 с.
Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт, Т. Питерс. – М. : Владос, 2012. – 144 с.
Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с.
Детский аутизм: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 368 с.
Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2004. – 80 с.
Каган, В.Е. Аутизм / В.Е. Каган // Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2011. – С. 205–207.
Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 9 (94). – С. 35–43.
Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 1996. – №2. – С. 18–24.
Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. – 2014. – № 3. – С. 23–40.
Мельникова, С.В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом / С.В. Мельникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. – № 1. – С. 38–45.
Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра / О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 2013. – 29 с.
Хрустов, А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом / А.В. Хрустов // Практическая психология и логопедия. – 2015. – № 5–6. – С. 9–15.
Шипицына, Л. М. Социальная реабилитация детей с аутизмом / Л.М. Шипицына, И.Л. Первова // Детский аутизм: хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 269–295.
Шрамм, Р. Детский аутизм и ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм; пер. З. Измайлова-Камар. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208 с.
6
1. Аршатская, О.С. О детском аутизме / О.С. Аршатская // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 63–70.
2. Баенская, Е.Р. Психологическая коррекция аффективного развития детей с аутизмом / Е.Р. Баенская // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 3. – С. 202–207.
3. Башина, В.М. Подходы к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом / В.М. Башина, Н.В. Симашкова // Школа здоровья. – 2015. – № 2. – С. 78–85.
4. Баянская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: аутизм / Е.Р. Баянская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2011. – 156 с.
5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2015. – 142 с.
6. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт, Т. Питерс. – М. : Владос, 2012. – 144 с.
7. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с.
8. Детский аутизм: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 368 с.
9. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2004. – 80 с.
10. Каган, В.Е. Аутизм / В.Е. Каган // Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2011. – С. 205–207.
11. Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 9 (94). – С. 35–43.
12. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
13. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 1996. – №2. – С. 18–24.
14. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. – 2014. – № 3. – С. 23–40.
15. Мельникова, С.В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом / С.В. Мельникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. – № 1. – С. 38–45.
16. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
17. Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра / О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 2013. – 29 с.
18. Хрустов, А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом / А.В. Хрустов // Практическая психология и логопедия. – 2015. – № 5–6. – С. 9–15.
19. Шипицына, Л. М. Социальная реабилитация детей с аутизмом / Л.М. Шипицына, И.Л. Первова // Детский аутизм: хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 269–295.
20. Шрамм, Р. Детский аутизм и ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм; пер. З. Измайлова-Камар. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные симптомы раннего детского аутизма?
Ранний детский аутизм проявляется наличием ряда характерных симптомов, таких как нарушения речевого развития, проблемы в звукопроизношении, грамматической стороне речи и бедность лексикона. Дети с аутизмом трудно понимают сложные речевые конструкции и испытывают затруднения с выполнением вербальных инструкций.
Какие подходы используются для коррекции раннего детского аутизма?
Для коррекции раннего детского аутизма используются различные подходы, такие как поведенческая терапия, коммуникативная терапия, сенсорная интеграция и музыкальная терапия. Эти подходы помогают развивать речь и коммуникативные навыки, улучшать саморегуляцию и координацию движений, а также улучшать общую социальную адаптацию детей с аутизмом.
Что такое ранний детский аутизм?
Ранний детский аутизм (РДА) - это расстройство развития, которое проявляется в раннем возрасте, до 3-х лет. Характеризуется нарушениями в области коммуникации, социального взаимодействия и поведения. Дети с РДА испытывают трудности в общении, проблемы с эмоциональной связью и ограниченным интересом к окружающему миру.
Какие варианты раннего детского аутизма существуют?
Существует несколько вариантов раннего детского аутизма, такие как аутизм с преобладанием нарушений социального взаимодействия, аутизм с преобладанием нарушений коммуникации и аутизм с преобладанием нарушений поведения. В каждом случае симптомы и подходы к коррекции могут отличаться.
В каких сферах деятельности дети с ранним детским аутизмом могут проявлять свои способности?
У детей с ранним детским аутизмом способности могут проявляться в различных сферах деятельности, не связанных с речью. Например, они могут проявлять таланты в музыке, в искусстве, в математике или в других областях, где есть ярко выраженные интересы и способности.
Какие основные симптомы раннего детского аутизма?
Основными симптомами раннего детского аутизма являются проблемы речевого развития, нарушения звукопроизношения, грамматической стороны речи, бедность лексикона. Дети с аутизмом с трудом понимают сложные речевые конструкции и испытывают затруднения при выполнении вербальных инструкций.
В чем заключаются подходы к коррекции раннего детского аутизма?
Подходы к коррекции раннего детского аутизма разнообразны. Одним из них является метод АВА, основанный на систематическом применении искусственных признаков и обучении ребенка через разделение навыков на более простые компоненты. Другой подход - интегрированный подход, объединяющий медицинскую и психолого-педагогическую помощь, с применением различных методик и техник.
Какие способности могут проявиться у детей с ранним детским аутизмом?
У детей с ранним детским аутизмом способности могут проявиться в сферах деятельности, не связанных с речью. Например, они могут проявлять интерес и таланты в музыке. Такие дети могут быть чувствительны к звукам и проявлять выдающиеся музыкальные способности.