Субъектно-ориентированное управление органом внутренних дел как средство предотвращения организационных конфликтов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конфликтология
  • 42 42 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 20.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ 6
1.1. Понятие, виды и функции конфликтов 6
1.2. Особенность организационных конфликтов 11
1.3. Типичные причины организационной конфликтности 16
1.4. Анализ причин конфликтности в ОВД 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ 25
2.1. Разрешение конфликтов. Профилактика и управление конфликтами в ОВД 25
2.2. Предупреждение деструктивных конфликтов в полиции 28
2.3 Профилактика внутриличностных конфликтов как источника суицидов среди сотрудников ОВД 30
2.4. Управление конструктивными конфликтами в ОВД 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Фрагмент для ознакомления

Анализ деятельности правоохранительных органов, и особенно межличностных отношений при исполнении служебных обязанностей, позволяет предложить следующие меры по предотвращению конфликтов в полиции:1) организация и управление производительностью должны быть основаны на дружеских межличностных отношениях;(2) формирование таких общественных отношений, которые направлены на повышение авторитета сотрудников полиции;3) создание условий, гарантирующих гармоничные отношения, направленные на закрепление персонала;4) организация правильного восприятия и понимания всеми членами коллектива поставленных перед ними задач, благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу к работе;5) формирование необходимых деловых качеств и профессиональных навыков работников;6) формирование психической устойчивости у работников перед лицом негативного влияния лиц асоциальной направленности, нейтрализация условий, способствующих профессиональной деформации персонала.Для разрешения конфликтов в правоохранительных органах используются различные психолого-педагогические и административные средства, которые направлены на разъяснение требований Присяги, инструкций, приказов, кодекса чести сотрудника полиции. Основное внимание руководителя любого подразделения должно быть направлено на соблюдение норм и этики поведения его подчиненных.При разрешении конфликтных ситуаций особое внимание следует уделить способу убеждения, основанному на обобщении конкретной ситуации, референтной деятельности работника, основанной на убеждающем поведении, осознанном подходе к профессиональным обязанностям и умению обоснованно оценивать свои действия. Формирование убеждений должно носить личностный характер, а для решения ситуации, связанной с психологическими барьерами, необходимо получение положительного опыта от коллег, пользующихся уважением и доверием.2.3 Профилактика внутриличностных конфликтов как источника суицидов среди сотрудников ОВД В структуре суицидальных инцидентов среди сотрудников полиции широко представлены суициды в результате внутриличностных конфликтов, имевших место в период социально-психологической адаптации к особым условиям службы или вызванных иными профессиональными проблемами, а также семейными и личными проблемами. проблемы. Деструктивные внутриличностные конфликты характерны для полицейских, имеющих острые семейные конфликты, например, вызванные неудовлетворенностью материальным положением, невозможностью полноценно заниматься домашним хозяйством, воспитанием детей, в силу специфики полицейской работы.Для предупреждения внутриличностных конфликтов и суицидальных попыток по возможности необходимо нейтрализовать их внешние факторы и детерминанты. Он должен конструктивно влиять на укрепление отношений в семье или другой референтной группе (дружеской, профессиональной); устранить факторы экстремизма, гиперответственности в служебной деятельности, резко снизить эмоциональное напряжение и т.д. Создать условия для повышения образования и профессионализма, открыть перспективы профессионального роста для сотрудников, подверженных риску суицидального поведения.Руководители ОВД должны знать, что пожилые работники чаще, чем молодые работники, переживают внутренние конфликты и самоубийства в результате «кризиса идентичности» и потери смысла («вакуум существования»). Поэтому необходимы разумная ротация кадров и систематическое обновление полицейских кадров.Необходимы решительные действия по искоренению алкоголизма, так как злоупотребление алкоголем, является одним из суицидальных фоновых факторов. В кадровой работе и деятельности Психологической службы ОВД требуется не только постоянный обмен с личным составом, но и активная психоэмоциональная, социальная поддержка ветеранов, офицеров в отставке, так как в этой среде суициды могут возникать и в результате внутриличностные конфликты.. Там, где руководство, сотрудники и психологические службы органов внутренних дел работают с конфликтологическими, девиантными и суицидальными кадрами, оснащенными конфликтологическими, девиантологическими и психологическими знаниями, риск суицидального поведения значительно ниже, что частично подтверждается нравственной статистикой.2.4. Управление конструктивными конфликтами в ОВДОсновываясь на концепции Л. Козера о функциональном или конструктивном конфликте, рассмотрим основы управления конфликтами применительно к службе в полиции. Содержание понятия «управление конфликтом» предполагает управленческий процесс воздействия на его объективные и субъективные причины и элементы.Управление конфликтом включает в себя его симптомы, диагностику, прогнозирование, урегулирование и разрешение с помощью специальных методов.При решении конфликта на личностном и организационном уровне необходимо учитывать влияние ряда групп факторов.информационные факторы. Они связаны с неприемлемость информации для одной из сторон (неполные и недостоверные факты), слухи, дезинформация, нежелательная огласка информации (оскорбление чувств), смысловая неоднозначность терминов и вариативность трактовок.поведенческие факторы. Это характеристики человеческого поведения: грубость, непредсказуемость, неадекватность, стремление к превосходству, проявления агрессии и эгоизма, невыполнение обязательств.Факторы отношений. В их основе лежит неудовлетворенность взаимодействием, личными отношениями. Кроме того, это различия в уровне образования, в профессиональных целях, негативные воспоминания о предыдущих отношениях, дисбаланс сил в отношениях.Ценностные факторы. К ним относятся несоответствие принципов и ценностей, которых придерживаются и разделяют стороны, система личных убеждений (предубеждения, предпочтения, приоритеты), традиции, нормы, способы ведения дел, представления о том, что должно быть, что правильно.Структурные факторы. Эти факторы определяют конфликты на групповом уровне в организации. Они существуют объективно, вне зависимости от субъективных характеристик людей, их воли, желаний и сознания. К ним относятся власть, система управления (структура), организационные нормы, статусные различия и подчиненность.Структурированные методы управления конструктивным конфликтом широко используются в организациях, в том числе в полиции. К ним относятся: уточнение требований к работе; координация; постановка и поддержание корпоративных целей; использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов; увеличение доступности ресурсов; приз.Разъяснение требований к работе. Этот метод реализуется путем составления должностных инструкций, распределения прав и обязанностей по иерархическим уровням. Сотрудник полиции должен иметь четкое представление о типе результатов работы, которые от него ожидаются. Кроме того, ясность касается системы полномочий, ответственности, информации, процедур и правил.Координация. Должностные лица и структурные подразделения ОВД, отвечающие за механизмы координации и интеграции, могут вмешиваться в конфликт и, при необходимости, разрешать разногласия. Иерархия полномочий оптимизирует взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Проще говоря, если два сотрудника расходятся во мнениях по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, связавшись с их общим начальником, предложив им принять решение, основанное на принципах единоначалия и дисциплины.Установление и поддержание общеорганизационных целей. Эффективная реализация организационных целей требует совместных усилий различных групп сотрудников, отделов, отделов, служб. Объединение усилий, консолидация и, следовательно, снижение конфликтности способствует выработке и реализации в полицейской службе общих высших целей, таких как бескомпромиссная борьба с преступностью (общим врагом).Использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов. К ним относятся властные, положительные и отрицательные санкции со стороны руководства ОВД.Увеличение доступности ресурсов. Преодоление нехватки ресурсов на организационном уровне уменьшает поле конфликта в деятельности полиции.Вознаграждение. Поощряться должны те сотрудники, которые вносят наибольший вклад в достижение общеорганизационных целей. Иначе говоря, система вознаграждений в организации должна стимулировать функциональное, неконфликтное поведение, ориентированное на позитивные результаты в служебной деятельности.Если же развитие конфликта все же происходит по деструктивной траектории (диалог затруднен или невозможен, не удается использовать перечисленные выше межличностные или структурные методы управления конфликтами), то для реагирования на конфликт можно использовать некоторые косвенные приемы регулирования. Среди них используются методы:- высвобождение чувств, при котором оппонент имеет возможность высказать все, что его задевает;- положительное отношение к личности. Этот прием основан на том, что участник конфликта воспринимает себя страдающим, поэтому он должен выразить свое сочувствие, дать положительную характеристику своих личностных качеств;вмешательства авторитетной третьей стороны. Положительная оценка стороне конфликта дается не прямо, а косвенно, третьей стороной;- обмен позициями. Сторонам спора предлагается озвучивать претензии с позиции противника, что позволяет оставить вне досягаемости личные обиды, цели, интересы и, следовательно, лучше понять противника;- расширить духовный кругозор участников конфликта. Цель рецепции – вывести конфликтующих лиц из поля субъективного восприятия субъекта конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций и мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации различают участников конфликта и объект конфликта. Объект конфликта – это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников, полностью или частично лишающее другую сторону возможности достижения своих целей. Конфликт – очень сложное психологическое явление. Считается, что его нельзя рассматривать как исключительно негативное явление. Она приносит пользу и вред сторонам конфликта.Конфликтность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сочетании с конфликтными ситуациями в коллективе отрицательно сказывается на микроклимате в коллективе, отношениях между отдельными сотрудниками и эффективности действий. Коллективы ОВД отличаются существенными особенностями, обусловленными возложенными на них задачами непосредственной охраны законности и правопорядка в обществе, защиты прав и свобод гражданина, борьбы с преступностью и иными правонарушениями.Правоприменительная деятельность протекает в условиях скрытого и открытого конфликта. Многие исследователи этой проблемы считают такие столкновения естественными, поскольку конфликты, по их мнению, являются конкретным выражением общего закона единства и борьбы противоположностей, они неизбежны и даже необходимы. Атмосфера острого конфликта нередко является источником стресса у сотрудников полиции, состояния психического напряжения, что неизбежно приводит к сужению сознания, ведет к дезорганизации профессиональной деятельности.Основными причинами конфликтных ситуаций в деятельности коллектива сотрудников органов внутренних дел являются: недостатки в организации труда, неритмичность, высокая степень ответственности, постоянные перегрузки, неопределенности компетенции и функциональных обязанностей, издержки морального и материального стимулирования сотрудников, несовершенство управления; причины, связанные с межличностными отношениями в коллектив.Одной из первоочередных задач руководителей любого должностного уровня в системе ОВД является своевременное предупреждение и разрешение конфликтов на профессиональной или межличностной почве, выявление истинных причин, их порождающих. В то же время это не означает, что обязательно нужно стремиться к полной бесконфликтности среди сотрудников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — Москва : Юнити, 2000. — 551 с. — ISSN:978-5-496-01605-6. — Текст: электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007941400 (дата обращения: 26.01.2023) . — Режим доступа: по подпискеБакулин, А.Ю. Особенности конфликта в организациях / А.Ю. Бакулин, П.Е. Кондрашов // Вестник науки. — 2021. — №12 (45). — С. 70-76. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konflikta-v-organizatsiyah (дата обращения: 26.01.2023).Большаков, А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции: Курс лекций / А.Г. Большаков. – Казань: Издательство «Центр инновационных технологий», 2004. – 90 с. — ISSN: 978-5-93962-669-9Борзиева, З. М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития / З. М. Борзиева // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 118-119. — ISSN: 2077-8295. — Текст: электронный // Интернет-журнал «Молодой человек» [сайт]. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78241/ (дата обращения: 26.01.2023).Бочкарев, М.В. Управление конфликтами в подразделениях ОВД: Методические рекомендации/ М. В. Бочкарев, Е. Г. Телегина. — Москва ; ДГСК МВД России, 2011. — 100 с. — ISBN 978-5-907187-05-4Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. — 1994. — №5. — С. 57. — ISSN: 0132-1625. — Текст: электронный // Интернет-портал журнала «Социологические исследования» [сайт]. — URL: https://www.socis.isras.ru/ (дата обращения: 26.01.2023).Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 386 с. — ISSN: 978-5-16-106151-0. — Текст: электронный // Электронная библиотечная система «Знаниум» [сайт]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1082421 (дата обращения: 26.01.2023).Елесина, И. Г. Основные причины конфликтных ситуаций в коллективе сотрудников правопорядка / И.Г. Елесина // Вестник Московского университета МВД России. — 2022. — №2. — С. 309-311. — ISSN: 2312-5500. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-prichiny-konfliktnyh-situatsiy-v-kollektive-sotrudnikov-pravoporyadka (дата обращения: 26.01.2023).Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций (Серия. «Учебники и учебные пособия») / Д.П. Зеркин. — Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 1998.— 480 с. — ISBN-5-222-00031-1 Комлев, Ю.Ю. Профилактика внутриличностных конфликтов как источника суицидов среди сотрудников ОВД / Ю.Ю. Комлев // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 3 (5). — С. 23-27. — ISSN: 2542-1247. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-vnutrilichnostnyh-konfliktov-kak-istochnika-suitsidov-sredi-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 26.01.2023).Комлев, Ю.Ю. Основы конфликтологии: теория, анализ и управление конфликтами в ОВД: учебное пособие / Ю.Ю.Комлев. — Казань: Издательство Казанского юридического ин-т МВД Росси, 2014. — 178 с. — ISBN 978-5-901593-25-7. — Текст: электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006774158/ (дата обращения: 26.01.2023). — Режим доступа: по подпискеКудрявцев, С.С. Позитивные и деструктивные функции конфликта / С.С. Кудрявцев // Бюллетень науки и практики. — 2019. — №7. — С. 412-416. — eISSN: 2414-2948. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnye-i-destruktivnye-funktsii-konflikta (дата обращения: 26.01.2023).Мецоян, Д. Е. Профилактика конфликтов в воинских коллективах / Д.Е. Мецоян // Мат. междунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий научный форум». — Текст: электронный // Электронный журнал [сайт]. — URL: www.russian-scientists.ru (дата обращения: 26.01.2023).Николаева, А. А. Реорганизация в сфере образования и педагогические конфликты / А.А. Николаева, Ю.Ю. Казачкина // Образовательные ресурсы и технологии. — 2018. — №3 (24). — С. 70-75. — ISSN: 2312-5500. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reorganizatsiya-v-sfere-obrazovaniya-i-pedagogicheskie-konflikty (дата обращения: 26.01.2023).Олейник, А.Н. Основы конфликтологии / А.Н. Олейник. — Москва : Наука, 2008. — 51 с. — ISSN:5-85449-019-6. — Текст: электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002124295 (дата обращения: 26.01.2023) . — Режим доступа: по подпискеРодин В. Ф. Изучение поведенческих особенностей сотрудников правоохранительных органов в конфликтных ситуациях/ В. Ф. Родин, И. Б. Марьясис // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 6. — С. 295-298. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-povedencheskih-osobennostey-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-v-konfliktnyh-situatsiyah (дата обращения: 26.01.2023).Чекалдин, А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения / А.М. Чекалдин // Вестник НГИЭИ. — 2015. — №9 (52). — С. 73-77. — ISSN: 2227-9407. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-organizatsionnyh-konfliktov-i-sposoby-ih-ustraneniya (дата обращения: 26.01.2023).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций и мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации различают участников конфликта и объект конфликта. Объект конфликта – это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников, полностью или частично лишающее другую сторону возможности достижения своих целей. Конфликт – очень сложное психологическое явление. Считается, что его нельзя рассматривать как исключительно негативное явление. Она приносит пользу и вред сторонам конфликта.
Конфликтность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сочетании с конфликтными ситуациями в коллективе отрицательно сказывается на микроклимате в коллективе, отношениях между отдельными сотрудниками и эффективности действий. Коллективы ОВД отличаются существенными особенностями, обусловленными возложенными на них задачами непосредственной охраны законности и правопорядка в обществе, защиты прав и свобод гражданина, борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
Правоприменительная деятельность протекает в условиях скрытого и открытого конфликта. Многие исследователи этой проблемы считают такие столкновения естественными, поскольку конфликты, по их мнению, являются конкретным выражением общего закона единства и борьбы противоположностей, они неизбежны и даже необходимы. Атмосфера острого конфликта нередко является источником стресса у сотрудников полиции, состояния психического напряжения, что неизбежно приводит к сужению сознания, ведет к дезорганизации профессиональной деятельности.
Основными причинами конфликтных ситуаций в деятельности коллектива сотрудников органов внутренних дел являются: недостатки в организации труда, неритмичность, высокая степень ответственности, постоянные перегрузки, неопределенности компетенции и функциональных обязанностей, издержки морального и материального стимулирования сотрудников, несовершенство управления; причины, связанные с межличностными отношениями в коллектив.
Одной из первоочередных задач руководителей любого должностного уровня в системе ОВД является своевременное предупреждение и разрешение конфликтов на профессиональной или межличностной почве, выявление истинных причин, их порождающих. В то же время это не означает, что обязательно нужно стремиться к полной бесконфликтности среди сотрудников.

Вопрос-ответ:

Что такое субъектно ориентированное управление органом внутренних дел?

Субъектно ориентированное управление органом внутренних дел - это подход, основанный на активном взаимодействии с субъектами управления (сотрудниками органа внутренних дел) с целью предотвращения организационных конфликтов и обеспечения эффективного функционирования организации.

Какие виды конфликтов существуют в организации?

В организации существуют различные виды конфликтов, включая межличностные конфликты между сотрудниками, конфликты между отделами или подразделениями, конфликты, связанные с процессом принятия решений и распределением ресурсов, и другие.

В чем особенность организационных конфликтов?

Организационные конфликты отличаются тем, что они возникают внутри организации и связаны с ее внутренними процессами и структурой. Они могут быть вызваны различными факторами, включая разногласия в целях и задачах, недостаток ресурсов, столкновение интересов и т.д.

Какие типичные причины организационной конфликтности?

Типичные причины организационной конфликтности включают нечеткость и противоречивость целей и задач, недостаточную коммуникацию и информационную прозрачность, неправильное распределение ресурсов, недостаток лидерских навыков и т.д.

Как можно проанализировать причины конфликтности в органе внутренних дел?

Для анализа причин конфликтности в органе внутренних дел можно использовать методы социологического исследования, анкетирование сотрудников, анализ документов и статистических данных, проведение фокус-групп и т.д. Такой анализ поможет выявить основные факторы, способствующие возникновению конфликтов, и разработать соответствующие меры для их предотвращения.

Какими способами орган внутренних дел предотвращает организационные конфликты?

Орган внутренних дел предотвращает организационные конфликты путем субъектно ориентированного управления. Это означает, что управление осуществляется с учетом интересов и потребностей сотрудников, создаются условия для их активного участия в процессе принятия решений, разрабатываются механизмы коммуникации и консультации. Также осуществляется профилактика и управление социальными конфликтами, что помогает предотвращать развитие организационных конфликтов.