Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 2 уровня
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 10.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие общее недоразвитие речи и его этиология 5
2. Уровни общего недоразвитие речи 12
3. Психомоторная речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи II уровня 16
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 25
Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сензитивный период развития речи. Развитие ручной моторики, как показывают исследования Кольцовой М.М., оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Обусловлено это анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, которые регулируют движения руки.ЗаключениеВ ходе выполнения аналитического обзора источников литературы по исследуемой теме удалось сформировать следующие выводы:–недоразвитие речи характеризуется различными сложными речевыми расстройствами у детей, которые приводят к нарушению формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте;–в основе возникновения общего недоразвития речи, являются следующие причины: негативные факторы во время беременности и родов, «педагогическая запущенность» здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом. Частые болезни, инфекции, травмы, вплоть до 3-х лет, наследственные факторы, анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата, без особого внимания к их речи дети малоактивны. В редких случаях, они являются инициаторами общения, мало общаются со сверстниками и редко обращаются к взрослым с вопросами;– учеными педагогами были исследованы 4 уровня ОНР, каждый из которых характеризуется особенностями. Начиная с первого уровня, каждый последующий предполагает сохранение нарушений предыдущего уровня и добавление патологий, которые являются вторичными, то есть возникают на фоне первичных признаком, являются следствием нарушений;– многократный обзор литературы психолого-педагогического подхода позволил сделать вывод о том, что в настоящее время, мало уделено внимания II уровню ОНР. Это связано промежуточным и схожим свойством как с предыдущим, так и последующим уровнем. Однако данный уровень имеет ряд специфичных характеристик, выражаемых в лексико-грамматическом нарушении, в экспрессивной и импрессивной речи, скудного словарного запаса и др.Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной целиизучение процессапсихолого-педагогической характеристики детей с общим недоразвитием речи II уровня.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:Провели аналитический обзор психологической, педагогической, психолингвистической литературы по исследуемой теме.Изучилиособенности общего недоразвития речи у детей.Выявили особенности этиологии общего недоразвития речи у детей.Изучили виды уровней общего недоразвития речи у детей.Рассмотрели особенности общего недоразвития речи у детей II уровня.Список литературы1. Аршунова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Аршунова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – С. 272.2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. 2017. № 2 (74). С. 38-43. 3. Бадалян Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. / Л.О. Бадалян. – М.: Академия, 2006. – 400 с. 4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное/ Т.Г. Визель. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей/ Г.А. Волкова. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 144 с.6. Выгосткий Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 462 с. 7. Гафурова Ю. А., Высоцкая Е. А., Китаева Н. Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. С. 35-37. 8. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. – М.: Сфера, 2011. – 298 с.9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 400 с.10. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973. – 222 с.11. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: ЭКСМО, 2011. – 288 с.12. Зайцева Е.С. Текстовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет/ Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. – СПб.: КАРО, 2012. – 72 с.13. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале олигофренов).// Избр. психол. труды Т.1. . -М., 1986. – 231 с.14. Кукушкина О.И., Королевкая Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». Москва: Полиграфсервис, 2003. – 450 с.15. Ковалёва А.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для академического бакалавриата/ А.В. Ковалёва. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 183 с. 16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. 17. Комарова М.Ю. Основные направления коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникационных технологий // Актуальные вопросы в науке и практике: материалы XIV международной научно-практической конференции в 3 ч. – Ч. 3. – Уфа, 2019. – С. 87-91. 18. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.19. Логопедия. Теория и практика. / Под ред. Филичева Т.Б. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.20. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016. – 450 с. 21. Тетерина М.О. Почему увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи? Причины и пути решения проблемы / О.М. Тетерина. Международный школьный научный вестник: конф. – 2019. – С. 328-336.22. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. 2001. № 4. С. 6923. Основы теории и практики логопедии. Cтер. изд. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2017. – 366 с. 24. Федосовой О.Ю., Нестеровой Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей // Самарский научный вестник. – 2014. – №.1 (6). – С. 110-113. 25. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с.26. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2016. - №2. – С. 57-68.27. Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова. – М.: Арти, 2005. – 240 с.28. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями/ Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург.: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.29. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 22-45.30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. – М., 1989. – 560 с.ПриложениеПриложение 1Примерный план работы на год, с детьми имеющими ОНР II уровня
1. Аршунова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Аршунова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – С. 272.
2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. 2017. № 2 (74). С. 38-43.
3. Бадалян Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. / Л.О. Бадалян. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное/ Т.Г. Визель. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей/ Г.А. Волкова. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 144 с.
6. Выгосткий Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 462 с.
7. Гафурова Ю. А., Высоцкая Е. А., Китаева Н. Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. С. 35-37.
8. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. – М.: Сфера, 2011. – 298 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 400 с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973. – 222 с.
11. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: ЭКСМО, 2011. – 288 с.
12. Зайцева Е.С. Текстовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет/ Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. – СПб.: КАРО, 2012. – 72 с.
13. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале олигофренов).// Избр. психол. труды Т.1. . -М., 1986. – 231 с.
14. Кукушкина О.И., Королевкая Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». Москва: Полиграфсервис, 2003. – 450 с.
15. Ковалёва А.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для академического бакалавриата/ А.В. Ковалёва. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 183 с.
16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
17. Комарова М.Ю. Основные направления коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникационных технологий // Актуальные вопросы в науке и практике: материалы XIV международной научно-практической конференции в 3 ч. – Ч. 3. – Уфа, 2019. – С. 87-91.
18. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
19. Логопедия. Теория и практика. / Под ред. Филичева Т.Б. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.
20. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016. – 450 с.
21. Тетерина М.О. Почему увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи? Причины и пути решения проблемы / О.М. Тетерина. Международный школьный научный вестник: конф. – 2019. – С. 328-336.
22. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. 2001. № 4. С. 69
23. Основы теории и практики логопедии. Cтер. изд. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2017. – 366 с.
24. Федосовой О.Ю., Нестеровой Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей // Самарский научный вестник. – 2014. – №.1 (6). – С. 110-113.
25. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с.
26. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2016. - №2. – С. 57-68.
27. Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова. – М.: Арти, 2005. – 240 с.
28. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями/ Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург.: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.
29. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 22-45.
30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. – М., 1989. – 560 с.
Вопрос-ответ:
Что такое общее недоразвитие речи?
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это патология, характеризующаяся задержкой или отклонением от нормы в развитии речи у детей. ОНР может иметь различные уровни, одним из которых является ОНР 2 уровня.
Какие могут быть причины общего недоразвития речи?
Причины общего недоразвития речи могут быть разнообразными, включая наследственность, недостаточную стимуляцию речи в раннем детстве, ранние инфекционные заболевания, неврологические расстройства и другие факторы.
Какие уровни общего недоразвития речи существуют?
Существуют три уровня общего недоразвития речи: I уровень - недостаточное развитие фонетики и лексики; II уровень - недостаточное развитие грамматики и синтаксиса; III уровень - нарушение прагматики, дисфазия.
Какая психомоторная речевая характеристика у детей с общим недоразвитием речи II уровня?
У детей с общим недоразвитием речи II уровня наблюдаются нарушения психомоторной речевой активности. Они могут испытывать трудности в последовательном выполнении двигательных заданий, нарушать последовательность элементов действия и опускать составные части задания.
Где можно найти дополнительную литературу на тему общего недоразвития речи?
Дополнительную литературу на тему общего недоразвития речи можно найти в указанном списке литературы в статье. Там перечислены источники, которые позволят более детально изучить данную проблематику.
Что такое общее недоразвитие речи и каковы его причины?
Общее недоразвитие речи — это состояние, при котором ребенок отстает в развитии речи от своих сверстников. Причины этого состояния могут быть разнообразными, включая генетические факторы, нарушения развития центральной нервной системы, недостаток познавательного опыта и недостаточное общение с окружающими.
Какие уровни общего недоразвития речи существуют?
Существует три уровня общего недоразвития речи. Первый уровень характеризуется нарушениями только в звуковом аспекте речи. На втором уровне наблюдаются нарушения как в звуковом, так и в лексическом и грамматическом аспектах. На третьем уровне присутствуют нарушения во всех аспектах речевого развития, включая словарный запас, грамматику и связную речь.
Как проявляется психомоторная речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи 2-го уровня?
Дети с общим недоразвитием речи 2-го уровня имеют сложности в понимании и произношении звуков, они испытывают трудности в формировании правильной грамматической структуры предложения. У них также наблюдаются проблемы с пониманием последовательности элементов действия и опусканием составных частей задания.
Какие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи 2 уровня?
Дети с общим недоразвитием речи 2 уровня обычно отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам. Они также могут нарушать последовательность элементов действия и опускать его составные части.