«Развитие системы социальной защиты населения, в Республике Казахстан»
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 26.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основы системы социальной защиты населения 8
1.1. Сущность и принципы социальной защиты 8
1.2. Инструменты оказания социальной защиты 16
1.3. Проблемы социальной защиты 19
2. Оценка особенностей управления системы социальной защиты в Восточно – Казахстанской области 26
2.1. Краткая характеристика ВКО 26
2.2. Особенности социальной работы в ВКО 32
2.3. Анализ основных программ социальной защиты в ВКО 38
3. Предложение по повышению эффективности социальной защиты 53
Заключение 65
Список литературы 69
Приложение 1 76
Приложение 2 77
Приложение 3 77
Мероприятие 2. Предлагается использовать для повышения результативности национальнойсистемы социальной защиты на основе адресатных социальных проектов, введением в регионах страны дифференцируемых денежные выплаты (ДДВ) и персонализированных социальные пенсии.Программы ДДВ представляют собой новую форму программы социальной защиты, для которой характерно узкое определение целевой группы – беднейшие группы общества Казахстана. В таких программах следует использовать ряд методов, таких как географический таргетинг, проверка нуждаемости, косвенная проверка нуждаемости и отбор на основе сообщества. При этом они сочетают финансовую помощь бедным семьям с рядом инициатив, направленных на укрепление их человеческого капитала. Для получения пособий домохозяйства – получатели должны брать на себя обязательства в сфере здравоохранения, образования и питания.Программы ДДВ характеризуются специфической направленностью на получающие помощь группы населения. По определению адресность предназначена для достижения большей эффективности в борьбе с бедностью за счет сосредоточения усилий на бедных домохозяйствах, а не на населении в целом (универсальность). Однако определение получателей особенно затруднено из – за повышенного риска двух типов ошибок: ошибки включения, включения домохозяйств, которые не должны соответствовать требованиям программы или политики, и, наоборот, ошибки исключения, которая ложно лишает получатели своих прав. Государства использовали различные методы для эффективного охвата населения – получателя. Такие методы можно разделить на две основные категории:1) те, которые проверяют обоснованность запросов соискателей на основе имеющихся данных, которые затем могут быть дополнены анкетированием и интервью; 2) те, которые пытаются классифицировать отдельных лиц и домохозяйства как бедных.Первый подход заключается в том, чтобы просить отдельных лиц и домохозяйства обращаться в местные отделения. Второй подход включает в себя ряд различных методологий.Теоретически наиболее целесообразным является проведение опросов населения – кандидатов на основе вопросников для отбора домохозяйств или отдельных лиц на основе их дохода или уровня потребления, что является формой проверки нуждаемости.Однако сбор и точное измерение данных о средствах (например, о доходах, трансфертах, пожертвованиях и помощи) может быть чрезвычайно трудным и непомерно дорогим. По этой причине следует использовать другой метод, а именно проверку нуждаемости по доверенности. Эта форма адресности включает в себя разработку числового показателя, полученного путем добавления и взвешивания ограниченного числа переменных, связанных с условиями жизни домохозяйства. Эти переменные обычно включают качество жилья и статус занятости; владение товарами длительного пользования; демографическая структура домохозяйств; и статус, сектор деятельности или уровень образования членов домохозяйства. Вместо того, чтобы ориентироваться на отдельных лиц или домохозяйства на основе дохода на единицу, может быть проще и эффективнее ориентироваться на географические районы – регионы Казахстана, где бедность наиболее сконцентрирована. Однако эффективность географической адресности в значительной степени зависит от концентрации бедных в рассматриваемых районах. Если население довольно неоднородно с точки зрения бедности, эта форма адресности порождает как ошибки включения (районы, определенные как бедные, но содержащие большую долю небедных людей), так и ошибки исключения (бедные люди, проживающие в районах определены как небедные).В качестве альтернативы адресация получателей может также быть нацелена на особо уязвимые слои населения, определяемые на основе пола (женщины), возраста (дети и пожилые люди) или этнического происхождения (меньшинства). МОТ, ЮНИСЕФ и крупные НПО, продвигают этот метод. Хотя в нем есть недостаток, связанный с предоставлением трансфертов отдельным лицам или домохозяйствам, которые на самом деле могут и не быть бедными, выбор получателей на основе уязвимости, тем не менее, дает значительные преимущества.Ориентация по категориям менее затратна и сложна в реализации, чем системы таргетинга, основанные на строгих критериях, связанных с доходом, снижает стигматизацию и пользуется большей общественной поддержкой. Он также производит положительные внешние эффекты.В течение двух десятилетий международные финансовые организации и агентства отдавали предпочтение работе с беднейшими группами получателей социальных защиты. Тем временем, однако, многие исследования выявили крайние проблемы с реализацией и пагубные последствия упора на узконаправленные программы. Все большее число экспертов и организаций в настоящее время отдают предпочтение более широким программам, основанным на простых категориальных критериях, таких как всеобщие детские пособия или ненакопительные социальные пенсии для пожилых людей.Общая концепция социального страхования, лежащая в основе предоставления денежных пособий при условии участия получателей в программах укрепления человеческого капитала, представляет собой отход от прежних программ социальной защиты, часто выдаваемых в натуральной форме (например, продовольственная помощь или субсидии на основные продукты) и относительно свободных от условий.ДДВ одновременно направлены на борьбу с непосредственной бедностью, а также на подготовку к будущему, разорвав цикл бедности, передающийся из поколения в поколение. 1) мнение о том, что ДДВ слишком затратны, чтобы их можно было финансировать в рамках сильно ограниченных внутренних бюджетов; 2) представление о том, что эти программы являются социальными затратами за счет производственных инвестиций; 3) предполагаемое усиление культуры зависимости среди получателей; 4) низкий уровень политического капитала, получаемого от таких программ для правящих элит; 5) отсутствие согласования с предпочтениями доноров; 6) трудности в реализации методов таргетинга.Мероприятие 3. Перевод инструментов социальной поддержки в формат «социального казначейства»ВКОИспользованием формата «социального казначейства» ВКО как организационно-технологического механизма на базе использования всеми органами и организациями социальной защиты ВКО единой цифровой платформы через повышение эффективности и адресности мер социальной поддержки.Социальное казначейство ВКО - модель предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты посредством использования единой цифровой платформы в формате «одного окна».Задачи «социального казначейства» ВКО: содействие созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и инфраструктуры системы социальной защиты ВКО;информационно-аналитическое сопровождение учреждений социальной работы ВКО.Рис. 3.1 – Приоритеты формата «социального казначейства» ВКОИсточник: составлено авторомСледует выделить такие инструменты для формата «социального казначейства» ВКО:Проактивная социальная поддержка.Социальный банкинг.Помощь при опеке.Социальный маркетплейс.Помощь в трудной ситуации.Адресное социальное обслуживание.Электронный сертификат на соцуслуги.Формат «социального казначейства» ВКО позволит обеспечить:Реализация процессно-проектной модели для мер соцподдержки.Интеграция используемых информационных систем. Снижение административных расходов. Доступ к полной информации о всех положенных мерах социальной защиты. Повышение оперативности технологических процессов .Адаптация под законодательные изменения.Вывод по третьей главеДля повышения результативности системы социальной защиты ВКО предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1. Цифровизация социальной работы в ВКО.Мероприятие 2. Предлагается использовать для повышения результативности национальной системы социальной защиты на основе адресатных социальных проектов, введением в регионах страны дифференцируемых денежные выплаты (ДДВ) и персонализированных социальные пенсии.Мероприятие 3. Перевод инструментов социальной поддержки в формат «социального казначейства» ВКОВ качестве мер поповышению эффективности социальной защиты были приложены следующие: 1 Трансформация на основе диверсификации основного национального перечня специальных социальных услуг населению: вовлечение гражданского общества и НКО в деятельности организаций социальной защиты и обслуживания;активное внедрение социального проектирования и формирование проектного офиса специализирующегося на реализации социальных проектов на территории ВКО;обучение новым технологиям и методам работы социальных работников ВКО. 2 Содействие в снижении уровня «социального одиночества» и развитии продуктивной социализации отдельных групп населения ВКО3 Содействие преактивным программам по снижению уровня бедности населения ВКО – формирование условий по созданию новых рабочих мест.4 Содействие эффективному программно – целевому управлению сферой социальной защиты и адресности социальной помощи на основе использования современных технологий. 5. Поддержка программ доступной среды ля населения с ограниченными возможностями. 6. Повышение качества жизни населения ВКО.Панируется, что реализация предложенных мер позволит обеспечить:1) повысить уровень удовлетворенности населения оказанием социальных услуг и деятельностью власти ВКО; 2) повышение уровня качества жизни социально незащищенных слоев населения ВКО; 3) повышение качества оказания социальных услуг социальными учреждениями ВКО; 4) обеспечить возможность развития материально-технической базы учреждений социальной защиты ВКО.ЗаключениеВ рамках проведённого исследования были получены следующие выводы и результаты в рамках решения поставленных задач:Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы.Современные тенденции в сфере развития системы социальной защиты населения диктуют необходимость трансформации системы вединое социально – защищённое пространство – социальную экосистему XXI века, основным предназначением которой – выступать в качестве базы для выстраивания тесной взаимосвязи между процессом обеспечения социальных прав личности и оптимальным использованием человеческих ресурсов. В качестве основных большинство исследователей выделяют следующую системупринципов: достижение социальной справедливости; реализациясоциальной ответственности; обеспечение социальных гарантий; формирование социального партнерства; преемственность трансформации системы. В настоящий момент в РК выделяются четыре основных направления решения проблем в сфере социальной защиты населения. 1. Социальная защита детей, детства и отрочества – ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям. 2. Социальная защита трудоспособного населения. 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан – должна быть нацелена на германизацию всех сфер жизни этих людей. 4. Социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков. Проведённый анализ показал, что на социальноеразвитие ВКО оказывает воздействие ряд факторов, которые следует учитывать при определении приоритетов, целей и задач социальной защиты населения: более высокие, темпы экономического роста, многоотраслевая структура экономики ВКО, основу которой составляют цветная металлургия, развита металлообработка, сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая, пищевая промышленность и широкий сектор услуг; наличие развитой социальной сферы, представленной большим числом организаций здравоохранения, образования, культуры, обеспечения эффективности соцзащиты, физической культуры и спорта; среднийуровень жизни большей части населения ВКО, существенные масштабы потребительского спроса, развитая система розничной торговли, соответствующая мировым стандартам.Так же, по итогам изучения особенностей управления системы социальной защиты в Восточно – Казахстанской области можно выделить позитивные (сильные) и слабые стороны положения. Положительными сторонами являются: усиление внимания вопросам социального благополучиянаселения ВКО, как со стороны государственных институтов, так и со стороны неправительственных организаций, гражданского общества; разработка специальных государственных отраслевых, национальных и региональных программ, с учетом в них представителей социально – уязвимых групп населения ВКО в качестве целевой группы населения (например: специализированная программа в рамках Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие» в Республике Казахстан до 2025 года); материальная поддержка населения в раках социального страхования через трансформацию пенсионной системы, пенсионных накоплений, участия работодателей. Слабыми сторонами являются: не достаточно системный и комплексный подход по привлечению внимания к проблемам представителей социально – уязвимых групп населения ВКО, реагированию на их особые потребности и их решению; недостаточное развитие системы гериатрической и паллиативной помощи; недостаточное развитие сектора специализированного социального обслуживания и обеспеченность квалифицированными социальными работниками и соответствующими специалистами; неразвитость доступных организаций для отдыха, образования, оздоровительных, культурных и спортивных мероприятий, отвечающих потребностям представителей социально – уязвимых групп населения ВКО и как следствие – недостаточная их социализация; существование стереотипов, эйджизма и насилия в отношении пожилых людей; гендерная ассиметрия в структуре населения в виду сохраняющейся разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин и проблема феминизации бедности в старших возрастах; недостаточная работа, проводимая по вопросам продвижения позитивного имиджа и отношения к представителям социально – уязвимых групп населения ВКО.В качестве мер поповышению эффективности социальной защиты были приложены следующие: 1 Трансформация на основедиверсификации основного национального перечняспециальных социальных услуг населению: вовлечение гражданского общества и НКО в деятельности организаций социальной защиты и обслуживания;активное внедрение социального проектирования и формирование проектного офиса специализирующегося на реализации социальных проектов на территории ВКО;обучение новым технологиям и методам работы социальных работников ВКО. 2 Содействие в снижении уровня «социального одиночества»и развитии продуктивной социализации отдельных групп населения ВКО3 Содействие преактивным программам по снижению уровня бедности населения ВКО – формирование условий по созданию новых рабочих мест.4 Содействие эффективному программно – целевому управлению сферой социальной защиты и адресности социальной помощи на основе использования современных технологий. 5. Поддержка программ доступной среды ля населения с ограниченными возможностями. 6. Повышение качества жизни населения ВКО.В заключение отметим, что поставленные в исследовании задачи в целом были решены. Список литературыКонституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.). [Электронный ресурс]: доступ из справочно – правовой системы «Информационная система «ПАРАГРАФ». – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 – II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.)[Электронный ресурс]: доступ из справочно – правовой системы «Информационная система «ПАРАГРАФ». – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Указ Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» (с изменениями от 10.09.2019 г.)[Электронный ресурс]: доступ из справочно – правовой системы «Информационная система «ПАРАГРАФ». – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIIIмеждунар. науч. – практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, – 2019. – С. 52 – 60. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Проспект, 2020. 238 с.Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и обеспечения эффективности соцзащиты государственных служащих. Научно – практическое пособие. – М: Проспект, 2021. – 416 с.Актуальные проблемы трудового права и права обеспечения эффективности соцзащиты. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно – практической конференции. – М: 2021. – 264 с.Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право обеспечения эффективности соцзащиты России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2022. – 184 с.Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление / Р.В. Бабун. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.Бихдрикер, А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в регионе / А.С. Бихдрикер, Т.В. Лисицина // Социальная работа: современные проблемы и технологии. – 2020. – № 1. – С. 30 – 37. Бондаренко, Н.А. Социальная защита населения и ее нормативно – правовое регулирование в РФ / Н.А. Бондаренко, И.О. Демьянова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» – 2017, – Том 8, – № 1, – С. 429 – 433. Бондарева, Л.В. Государственное управление / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. – М.: Инфра – М, 2018. – 336 c.Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2021. – 428 с.Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. – М: Проспект, 2020. – 112 с. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2020. – 384 с.Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // в сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно – практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. – 2018. – С. 161 – 166. Замараева, З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб.пособие / З. П. Замараева, Г. А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун – т. – Пермь, 2019. – 108 с. Замараева, З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход / З.П. Замараева // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. – № 4. – С. 137 – 141. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Учебное пособие. – М: Омега – Л, 2021. – 170 с.Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Звонников, В.И. Звонников. – М.: Инфра – М, 2017. – 368 c.Золотов, А.С. Социальная защита населения / А.С. Золотов // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – С. 275 – 276. Зуй, К.В. Социальная защита населения в регионе / К.В. Зуй // в сборнике: Молодые экономисты – будущему России Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно – практической конференции студентов и молодых ученых. – 2019. – С. 153 – 154.Казеева, Ю.Н. Местное самоуправление как гарант в сфере социальной защиты населения / Ю.Н. Казеева // в сборнике: Социально – экономическое и политическое развитие территории: проблемы и решения Сборник статей VII Международной научно – практической конференции. Под редакцией Э.В. Алёхина, А.В. Осташкова. – 2019. – С. 66 – 68. Камышников, А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России / А.И. Камышников // в сборнике: Социально – политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4 – й студенческой научно – практической конференции. – 2019. – С. 61 – 67. Киселев, И.Н. Теоретико – правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11 – 1. – С. 150 – 163. Кожухова, Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения / Н.В. Кожухова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 84 – 88.Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра – М, 2018. – 416 c.Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Практикум. Учебное пособие для академическогобакалавриата. – М: Юрайт, 2021. – 188 с.Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Практикум. Учебное пособие для СПО. – М: Юрайт, 2019. – 188 с.Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно – методического семинара молодых ученых. – 2020. – С. 94 – 99. Косаренко Н.Н. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Учебник. – М: КноРус, 2019. – 240 с.Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. – М.: Русайнс, 2018. – 112 c.Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – М.: КноРус, 2018. – 294 c.МидельскийС.Л. Местное самоуправление в Казахстане: традиции, проблемы и вызовы времени // Материалы II Межрегиональной научно – практической конференции «Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление» 29 – 30 октября 2013 года. Ассоциация образовательных учреждений «Международный Восточно – Европейский университет», Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно – Европейский институт», Ижевск, 2013 г.Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. – М.: Юнити, 2015. – 135 c.Мусабеков Т. О концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан. – Агентство по исследованию рентабельности инвестиций, Астана, 2013.Палкина, Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка / Д.С. Палкина // в сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий Материалы региональной межвузовской научной студенческой конференции. – 2019. – С. 11 – 15. Петрова, А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения / А.А. Петрова // в сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования материалы Международной научно – практической конференции. – 2019. – С. 326 – 331. Право обеспечения эффективности соцзащиты. / Под ред. Филиппова М. В. – М: Юрайт, 2019. – 406 с.Право обеспечения эффективности соцзащиты России/ отв. ред. Э. Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2017. – 480 с.Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9. – № 11. – С. 32 – 39. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 5 (39). – С. 24 – 26. Соснова, А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 5. – С. 18 – 24. Состав и значение системы социальной защиты населения / Н.М. Теманова // в сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва, – 2019. – С. 134 – 137.Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская; Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др.; – М. :ВШЭ, 2022. – 184 сСулейманова Г. В. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2019. – 430 с. Тарасова, Л. А. Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения / Л.А. Тарасова, Ф.Ж. Суркина // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 187 – 189. Темавова, Н.М. Тучкова Э. Г. Право обеспечения эффективности соцзащиты России. – М: Проспект, 2020. – 480 с.Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 c.Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление.введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. – М.: КноРус, 2018. – 352 c.Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК: Режим доступа https://new.stat.gov.kz/ru/Прогноз социально – экономического развития Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы:Режим доступа https://pharm.reviews/images/document/2022/prilozhenie – prognoz – 2023 – 2027 – compressed.pdfСайт НацбанкаКазахстана: Режим доступаhttps://www.nationalbank.kz/ruПриложение 1Приоритеты развития КазахстанаПриложение 2Ключевые национальные показатели развития КазахстанаСфераУровень КНИПоказатели Ед.изм.Значения2016 год 2021 год 2025 год 2050 год Рост благосостоянияЭкономический ростIВВП на душу населениядолл. США7 71513 19018 50033 270в международных долларах26 04834 60046 10060 000IIРост производитель – ности труда% прироста – 2451363Качественный рост экономикиМакроэкономическая стабильностьIНенефтяной дефицит государственного бюджета% от ВВП 9,0<6,6<6,0 – Инфляция% 8,53,0 – 4,03,0 – 4,0 – ДиверсификацияIОбъем несырьевого экспорта товаров и услугмлрд. долл. США19,229,241,090,0IIИндекс сложности экономики (Гарвард)место в рейтинге(балл)78( – 0,5)70( – 0,3)55(0)16(1,5)Бизнес – среда и развитие предпринимательстваIДоля МСП в ВВП% ВДС от ВВП26,830,035,050,0Индекс конкурентной среды ОЭСРместо в рейтинге(балл) – 40(2,7)37(2,2)23(1,5)IIДоля МСП% ВДС в ВВП4,8101520Доля теневой экономики % в ВВП25,8232015Технологии и инновацииIЗатраты в экономике на НИОКР% от ВВП0,140,51,03,0IIОбъем частного софинансирования проектов НИОКР% от общего объема 72050≥50Финансовый рынок и инвестицииIИнвестиции в развитие производства% от ВВП16,417,119,430,0IIОбъем кредитования% от ВВП18≥3030 – 5050≤ИнфраструктураIИндекс развития ИКТ место52342515IИндекс эффективности логистики место77403830IIОбеспеченность централизованным водоснабжением:в городах%88,098,0100,0100,0в СНП52,364,080 – Рост качества жизниЗдравоохранениеIОжидаемая продолжительность жизни при рождениилет72,473,375,084,0IIМладенческая смертностьколичество на 1000 8,67,87,23,5Материнская смертностьколичество на 100 тыс. 12,711,010,09,0ОбразованиеIОценка качества СОШ по результатам теста PISAСред.балл по математике460470480510Сред.балл по чтению427440450510Сред.балл по науке456465490510Доля иностранных студентов в ВУЗах, %%2,661020IIДоля ТиПО%23100100 – ВУЗы отмеченныеминимум в двух международныхрейтингах ед.0235ЗанятостьIУровень безработицы%4,9≤4.9≤4.93 – 4IIДоля непродуктивно занятых% от общего числа самостоятельно занятых13,612,410,05ДоходыIРост реальных денежных доходов населения% прироста – 18,242,3292,0IIРасходы домашних хозяйств на продовольственные товары% в общих расходах45,841,337,130,0Доля доходов наименее обеспеченных 40% населения% в общих доходах населения22,824,927,034,5Региональное развитиеIУровень урбанизации%56,858,060,070,0IIРазрыв развития по ВРП на душу населения между регионамиn раз3,23,02,72,5Обеспеченность населения жильемкв.м на чел21,423,12635Зеленая экономика и окружающая средаIЭнергоемкость ВВП % 13202550IIДоля электроэнергии от возобновляемых источников энергии% от общего объема производства0,93650ИнститутыIИндекс эффективности государственного управления процентиль51,4455 – 6060 – 7575 – 90IIИндексвосприятиякоррупциибалл29323562Индексверховенствазаконаместо в рейтинге(балл)73(0,50)65 – 70(0,51)55 – 60(0,53 – 0,54)25 – 30(0,66 – 0,70)Приложение 3Механизм выявления основных направлений развития ВКОРК
2. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 – II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.)[Электронный ресурс]: доступ из справочно – правовой системы «Информационная система «ПАРАГРАФ». – Режим доступа: https://online.zakon.kz/
3. Указ Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» (с изменениями от 10.09.2019 г.)[Электронный ресурс]: доступ из справочно – правовой системы «Информационная система «ПАРАГРАФ». – Режим доступа: https://online.zakon.kz/
4. Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIIIмеждунар. науч. – практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, – 2019. – С. 52 – 60.
5. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Проспект, 2020. 238 с.
6. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и обеспечения эффективности соцзащиты государственных служащих. Научно – практическое пособие. – М: Проспект, 2021. – 416 с.
7. Актуальные проблемы трудового права и права обеспечения эффективности соцзащиты. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно – практической конференции. – М: 2021. – 264 с.
8. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право обеспечения эффективности соцзащиты России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2022. – 184 с.
9. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление / Р.В. Бабун. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.
10. Бихдрикер, А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в регионе / А.С. Бихдрикер, Т.В. Лисицина // Социальная работа: современные проблемы и технологии. – 2020. – № 1. – С. 30 – 37.
11. Бондаренко, Н.А. Социальная защита населения и ее нормативно – правовое регулирование в РФ / Н.А. Бондаренко, И.О. Демьянова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» – 2017, – Том 8, – № 1, – С. 429 – 433.
12. Бондарева, Л.В. Государственное управление / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. – М.: Инфра – М, 2018. – 336 c.
13. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
14. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2021. – 428 с.
15. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. – М: Проспект, 2020. – 112 с.
16. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2020. – 384 с.
17. Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // в сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно – практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. – 2018. – С. 161 – 166.
18. Замараева, З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб.пособие / З. П. Замараева, Г. А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун – т. – Пермь, 2019. – 108 с.
19. Замараева, З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход / З.П. Замараева // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. – № 4. – С. 137 – 141.
20. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Учебное пособие. – М: Омега – Л, 2021. – 170 с.
21. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Звонников, В.И. Звонников. – М.: Инфра – М, 2017. – 368 c.
22. Золотов, А.С. Социальная защита населения / А.С. Золотов // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – С. 275 – 276.
23. Зуй, К.В. Социальная защита населения в регионе / К.В. Зуй // в сборнике: Молодые экономисты – будущему России Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно – практической конференции студентов и молодых ученых. – 2019. – С. 153 – 154.
24. Казеева, Ю.Н. Местное самоуправление как гарант в сфере социальной защиты населения / Ю.Н. Казеева // в сборнике: Социально – экономическое и политическое развитие территории: проблемы и решения Сборник статей VII Международной научно – практической конференции. Под редакцией Э.В. Алёхина, А.В. Осташкова. – 2019. – С. 66 – 68.
25. Камышников, А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России / А.И. Камышников // в сборнике: Социально – политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4 – й студенческой научно – практической конференции. – 2019. – С. 61 – 67.
26. Киселев, И.Н. Теоретико – правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11 – 1. – С. 150 – 163.
27. Кожухова, Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения / Н.В. Кожухова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 84 – 88.
28. Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра – М, 2018. – 416 c.
29. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Практикум. Учебное пособие для академическогобакалавриата. – М: Юрайт, 2021. – 188 с.
30. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Практикум. Учебное пособие для СПО. – М: Юрайт, 2019. – 188 с.
31. Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно – методического семинара молодых ученых. – 2020. – С. 94 – 99.
32. Косаренко Н.Н. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Учебник. – М: КноРус, 2019. – 240 с.
33. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. – М.: Русайнс, 2018. – 112 c.
34. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – М.: КноРус, 2018. – 294 c.
35. МидельскийС.Л. Местное самоуправление в Казахстане: традиции, проблемы и вызовы времени // Материалы II Межрегиональной научно – практической конференции «Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление» 29 – 30 октября 2013 года. Ассоциация образовательных учреждений «Международный Восточно – Европейский университет», Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно – Европейский институт», Ижевск, 2013 г.
36. Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. – М.: Юнити, 2015. – 135 c.
37. Мусабеков Т. О концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан. – Агентство по исследованию рентабельности инвестиций, Астана, 2013.
38. Палкина, Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка / Д.С. Палкина // в сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий Материалы региональной межвузовской научной студенческой конференции. – 2019. – С. 11 – 15.
39. Петрова, А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения / А.А. Петрова // в сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования материалы Международной научно – практической конференции. – 2019. – С. 326 – 331.
40. Право обеспечения эффективности соцзащиты. / Под ред. Филиппова М. В. – М: Юрайт, 2019. – 406 с.
41. Право обеспечения эффективности соцзащиты России/ отв. ред. Э. Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2017. – 480 с.
42. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9. – № 11. – С. 32 – 39.
43. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 5 (39). – С. 24 – 26.
44. Соснова, А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 5. – С. 18 – 24.
45. Состав и значение системы социальной защиты населения / Н.М. Теманова // в сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва, – 2019. – С. 134 – 137.
46. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская; Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др.; – М. :ВШЭ, 2022. – 184 с
47. Сулейманова Г. В. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2019. – 430 с.
48. Тарасова, Л. А. Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения / Л.А. Тарасова, Ф.Ж. Суркина // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 187 – 189. Темавова, Н.М.
49. Тучкова Э. Г. Право обеспечения эффективности соцзащиты России. – М: Проспект, 2020. – 480 с.
50. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 c.
51. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление.введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. – М.: КноРус, 2018. – 352 c.
52. Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК: Режим доступа https://new.stat.gov.kz/ru/
53. Прогноз социально – экономического развития Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы:Режим доступа https://pharm.reviews/images/document/2022/prilozhenie – prognoz – 2023 – 2027 – compressed.pdf
54. Сайт НацбанкаКазахстана: Режим доступаhttps://www.nationalbank.kz/ru
Вопрос-ответ:
Каковы основы системы социальной защиты населения в Республике Казахстан?
Основы системы социальной защиты населения в Республике Казахстан включают в себя сущность и принципы социальной защиты, а также инструменты оказания социальной помощи.
Какие принципы лежат в основе системы социальной защиты в Республике Казахстан?
Основными принципами системы социальной защиты населения в Республике Казахстан являются универсальность, обеспечение достойной жизни, справедливость и эффективность социальной помощи.
Какие инструменты используются для оказания социальной защиты населению в Республике Казахстан?
В Республике Казахстан для оказания социальной защиты населению используются такие инструменты, как назначение государственных пособий, предоставление социальных услуг, развитие общественного партнерства и поддержка независимых некоммерческих организаций.
Какие проблемы существуют в системе социальной защиты в Республике Казахстан?
В системе социальной защиты в Республике Казахстан существуют такие проблемы, как недостаточное финансирование, неравномерное распределение социальных услуг, отсутствие доступа к социальной помощи для определенных категорий населения и низкая осведомленность граждан о своих социальных правах.
Какими особенностями характеризуется управление системы социальной защиты в Восточно-Казахстанской области?
Управление системой социальной защиты в Восточно-Казахстанской области характеризуется тесным взаимодействием между государственными и негосударственными организациями, активной работой местных социальных служб и наличием специализированных программ социальной защиты населения.
Каковы основы системы социальной защиты населения в Республике Казахстан?
Основы системы социальной защиты населения в Республике Казахстан включают сущность и принципы социальной защиты, а также инструменты оказания социальной защиты.
Что означает сущность и принципы социальной защиты?
Сущность социальной защиты включает в себя механизмы и меры, направленные на обеспечение минимального уровня благосостояния и социальной безопасности населения. Принципы социальной защиты включают принцип правового государства, принцип государственной поддержки, принцип обязательности, принцип регуляции и принцип социального партнерства.
Какие инструменты используются при оказании социальной защиты в Казахстане?
Основные инструменты оказания социальной защиты в Республике Казахстан включают государственные социальные гарантии, государственное социальное обеспечение, социальные услуги, социальное страхование и благотворительность.
Какие проблемы существуют в области социальной защиты населения в Казахстане?
В области социальной защиты населения в Казахстане существуют проблемы, включающие недостаточное финансирование социальных программ, недостаточную доступность и качество социальных услуг, несовершенство системы социального обеспечения и неравномерное распределение социальных льгот.
Какие особенности управления системой социальной защиты в Восточно-Казахстанской области?
Управление системой социальной защиты в Восточно-Казахстанской области имеет свои особенности, включающие особенности социальной работы, анализ основных программ социальной защиты и предложения по их улучшению.
Какие основы у системы социальной защиты населения в Республике Казахстан?
Основы системы социальной защиты населения в Республике Казахстан включают в себя сущность и принципы социальной защиты, а также инструменты оказания социальной помощи.