Исторические и символические действия священнослужителя на литургии Иоанна Златоустого ( современное чинопоследование)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Богословие
  • 31 31 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 11.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИНА ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО 7
1.1. Чины литургий Восточной Церкви: формирование и развитие 7
1.2. Особенности совершения литургии Иоанна Златоустого в современном чинопоследовании 13
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШИТЕЛЯ ЛИТУРГИИ ПО ЧИНУ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО 17
2.1. Исторически обусловленные действия при совершении литургии 17
2.2. Символические действия священнослужителя на литургии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления

Другие экзегеты пытались устранить очевидную непоследовательность, нарушавшую гармоничный план теоретической интерпретации, с помощью более тонких догматических толкований.По их предположению, в данном случае совершается только акт приготовления Евхаристии, речь не идет о жертве Христа, а совершаются только элементы таинства: то же самое таинство с символическими ритуалами, которые относятся к последним событиям жизни Спасителя, значит, нет необходимости относить проскомидийный акт к событиям страдания и смерти Христовой.На наш взгляд, трудность, которую хотели преодолеть экзегеты с помощью таких объяснений, неизбежна именно потому, что часть всей проскомидии является поздним дополнением к литургии, которая основана не на каком-то символическом действии, а на простом акте приношения. Если проскомидия получила такое значение и символическое наполнение в литургическом процессе, то следует воспринимать этот чин условно.Далее отметим, каково значение изъятия частей из просфор в честь Богородицы и святых. Изъятие этих частиц – остаток и сокращение древнего акта приношения. Древняя христианская Церковь впитала символический смысл жертвы, принесенной Христом на кресте, и совершала приношения в основном за ушедших, но и открыла спасительный смысл этого действия всем живым и здравствующим членам Церкви Христовой – праведным и неправедным.Сегодня проскомидия является дошедшим до нас древним церковным обычаем, но измененным, так как со временем получил несколько иной иной характер. В современной проскомидии церковь, вспоминая святых, отделяет своих несовершенных членов от их числа, не молясь за них, но призывает усилить нашу молитву и исполняет эту память о них «в честь и память».Кроме того, при вынимании частиц (если их не слишком много) священнослужитель старается не соприкасать их с Агнцем, так как они не пресуществляются в Тело Христово во время Евхаристического канона. Только Христос – един Царь и Господь, Глава Церкви и Бог по существу, остальные же, те, которые Христовы, – боги по благодати.Следующим символическим действием, на которое хотелось бы обратить внимание – это каждение. Каждение пред дарами – это остаток древнехристианского обычая приносить в числе даров и ладан. На это указывает и сам текст молитвы, которая произносится при этом действии священником: «кадило Тебе приносим, Христе, Боже наш»…Следующие действия имеют такие символические значения (Таблица2):СимволЗначениеАнтифоныветхозаветные пророчества о Христе Малый вход выход Христа на общественное служениеИсхождение священника на горнее место переход от Ветхого Завета к НовомуАпостолпризвание апостоловЕвангелиетрехлетняя проповедь ХристаВеликий вход погребение Христа Иосифом и Никодимом в новом гробе (о чем говорят тропари, которые священник читает после поставления Святых Даров на престол)Иные символыЖертвенник, от которого начинается шествие, – Голгофа. Престол – гроб Господень. Закрытие царских врат – схождение души Спасителя во ад.Задергивание завесы – приставление стражи ко гробу. Покрытие Святых Даров воздухом – приваливание камня ко дверям гроба, кадило – погребальные ароматы, звездица – знаменование гроба печатью. Отдергивание завесы к Символу веры – разбегание стражи при Воскресении Христовом. Поднятие воздуха – землетрясение, сопровождавшее Воскресение.Оставление звездицы на дискосе – сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении. Анафора – само ВоскресениеТаблица 2 – Символы литургииСледующее, на что хотим обратить внимание – это умовение рук. Одно из первых свидетельств об умовении рук во время литургии содержится в 5-м тайноводственном поучении святителя Кирилла Иерусалимского:«умывать руки – значит быть неповинным осуждению за грехи».Необходимо отметить, что умовение рук зачастую не упоминается в ранних византийских евхологиях. Но, несомненно, и в епископской, и в священнической литургии этот чин присутствовал.Древняя восточная церковь, между приношением даров и каноном Евхаристии, предполагала ряд предварительных действий, которые носили как религиозно-нравственное, так и дисциплинарное назначение. Также к ним относится возглас диакона: «возлюбим друг друга». Это восклицание – преобразованная формула более древнего и прямого призыва: «целуйте друг друга лобзанием святым». Внутренний смысл этих возгласов практически идентичен, поскольку на литургическом языке любовь отождествляется с поцелуем как ее выражением.Подчеркнем, что дополнительные слова диаконского возгласа: «да единомыслием исповемы» в древних списках чина литургии свят. Иоанна Златоустого не читаются: они приложены к чтению символа веры, как исповеданию учения о Святой Троице, введенного на литургии в восточной церкви константиноп. патр. Тимофеем в 510 году, а на западе еще позднее, именно, Толедским собором 569 года.Лаодикийский собор запрещает придверником отлучаться от входа в храм. Об этом мы читаем в комментариях Ап. Постановлений: «диаконы должны стоять при дверях мужчин, а диакониссы (иподиаконы) при дверях на женской половине, чтобы никто не выходил; двери не должны отворяться, если бы даже во время возношения вошел кто-либо из верных». Скажем далее о самом причастии. Мы знаем, как первые христиане причащались, из описания Иустина, а именно: диаконы подносили Святое Причастие всем. Присутствующие получали порцию хлеба, употребляли вино и воду, а те, кто не мог присутствовать по болезни или по другой весомой причине, причащались в своих домах, куда освященные дары приносились диаконами иди другими служителями. Это была самая простая форма приобщения Тела и Крови Христовой.Другая форма причащения отличалась тем, что присутствующие на богослужении сами подходили к алтарю и здесь, распевая псалмы, принимали святое Тело из рук священника и чашу Крови из рук диакона, при этом особое внимание уделялось тому, чтобы ни одна частица не упала и не затерялась.Также возношения Агнца служителем и крестообразное осенение Агнцем над дискосом при возглашении «Святая святым» – символизирует созидание Церкви Христовой от всех концов земли. «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое… и от четырех ветров собери ее, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей…». Собрание губкой всех частиц в центр дискоса имеет также очень глубокое значение. Это действие символизирует, что все – Небесные и земные – «собираются во едину Церковь совокупишася» крестною смертью Христа.Разделение Агнца на четыре части означает преломление хлеба, которое Христос совершил на Тайной вечери, а крестообразное расположение частиц символизирует, что Господь находится вокруг своего народа. И это второй крест. Опускание Частицы «Иисус» в потир с начертанием креста над потиром и произнесением слов: «Исполнение Духа Святаго» – есть соединение таинств Тела и Крови Христа, совершающееся, как и вся литургия, под божественным наитием Святого Духа» (Еф 1:23). Этот третий крест Святым Агнцем над потиром означает«освящение четвероконечного мира»: «Три креста представляют таинство Святой Троицы».Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством животворящим и не претерпело тления.Когда священник совершает причащение священнослужителей в алтаре, то это действиепрообразует Тайную вечерю и причащение апостолов. Позднее, выход с Чашей через Царские врата на амвон для причащения народа – это символизирует явление воскресшего Христа Его ученикам. Таких чаш может быть одна или несколько. Это не нарушает общий смысл действа.Символические действия священнослужителя на литургии со временем преобразовывались и дополнялись, но всегда целью их было -соделание христиан сопричастниками евангельской истории.И чем дальше последующие поколения христиан оказывались от времен жизни Христа, апостолов и их учеников, тем сильнее проявлялось это стремление, в постепенном и последовательном формировании ряда литургических форм, чинов, которые являются памятью о земной жизни Иисуса Христос, благодаря которому человечество получило Спасение.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы пришли к выводу, что во времена Иоанна Златоуста и позднее, на протяжении многих веков христианская Церковь преобразовывалась и была открыта нововведениям, которые имели в своем содержании какбогословское, так и пастырское обоснование. Однако ряд возникавших в течение определенного времени обрядов не раскрывали, а «уводили» от первоначального смысла священнодействия. Со временем к основной части божественной литургии была присоединена служба трех антифонов, исторические истоки которой происходят из обычая городских литургических шествий в Константинополе. Далее, возникли торжественные обряды Великого входа, в том числе и Херувимская песнь. Просительная ектения, которая следует за анафорой, повторяется после Великого входа. Был создан отдельный чин приготовления Даров до начала литургии — проскомидия, а наряду с Агнцем на дискос стали полагаться частицы, вынутые из просфор, как символ жертвы за живых и усопших. Молитвы литургии стали читаться намеренно «тайно», и возникла заамвонная молитва, читаемая вслух и дублирующая по содержанию анафору. В обиход вошло причащение с помощью лжицы, и, наконец, почти все литургическое действо оказалось скрытым за высоким иконостасом, а в русской православной традиции —за закрытыми Царскими вратами.Итак, мы делаем вывод, что символические и исторические традиции действий священнослужителя на литургии в течение многих веков не представляли собой неизменного чина. Сохраняя основную структуру, сама литургия постоянно преобразовывалась и развивалась. Следовательно, изменения в служении священников возможны и сегодня, однако основой таких преобразования должны являться исключительнообоснованные богословские и пастырские рассуждения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБирюков Д.С. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 3. С. 302-324.Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 324 с.Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий Федорович; архиеп. Нижегородский и Арзамасский; 1739-1811) Новая скрижаль, или Пополнительное объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных, составленное Вениамином, архиепископом Нижегородским и Арзамазским [Текст]. - Изд. 7-е. - Санктпетербург : издание Кораблева и Сирякова : в Типографии военно-учебных заведений, 1848.Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике / А. П. Голубцов. - СПб. :Сатисъ, 1995. - 370,[1] с.Голубцов А.П. Историческое объяснение обрядов литургии // Богословский вестник. 1915. Т. 2. № 7-8. С. 563-601Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии : Основано на Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных соборов и на Писании св. отцев церкви / Сост. И. Дмитревским. - [Репринт. воспроизведение изд. 1897 г.]. - Москва :Моск. патриархат : Моск. отд-ние ВООПИИК, 1993. - 427 с.Дронов М., прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, т. 5, 816 с., вкл. 24 с. // Журнал Московской Патриархии. М., 1987. №3 С. 132Из чтений по церковной археологии и литургике. : Издание посмертное. : (Издал И.А. Голубцов) / проф. Московск. духовн. академи А.П. Голубцов. - Сергиев Посад : Склад издания в книжном магазине М.С. Елова, 1918. - III, 286 с.Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригенавключительно : Ист.-догмат. исслед. А. Катанского. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1877. – 424 с.Кирилл, архиепископ Иерусалимский, святитель. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1991. С. 333Петровский С., свящ. Порядок совершения Святой и Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста. Опыт перевода с церковнославянского языка на язык русский. Одесса, 1908. - 136 с.Сидоров А. И. «Дидахе:» Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи // Символ. - 1993. - № 29. - С. 307-316.Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. Издание Московской Патриархии, М., 1977, 768 с. // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. №1 (ЖМП). С. 79-80.Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда / Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»). – 4#е изд. — М.: Издательство ББИ, 2012. — 214 с.Успенский Н.Д. «Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной Литургии», Сб-к «Богословские труды», - N2, 1961г.Фудель С. И. Записки о Литургии и Церкви / С. И. Фудель; [Предисл. В. Воробьева; Примеч. Ю. С. Терентьева]. - Москва : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1996. - 114 с. Матеос Х., Тафт Р. Развитие византийской Литургии [Электронный ресурс]. – URL: Развитие византийской Литургии - Хуан Матеос и Роберт Тафт - читать, скачать (azbyka.ru) (дата обращения 06. 02. 2023)Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. [Электронныйресурс].–URL: Часть IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, Настольная книга священнослужителя (Тома I-VIII) (azbyka.ru) (датаобращения 06. 02. 2023)

1. Бирюков Д.С. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 3. С. 302-324.
2. Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 324 с.
3. Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий Федорович; архиеп. Нижегородский и Арзамасский; 1739-1811) Новая скрижаль, или Пополнительное объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных, составленное Вениамином, архиепископом Нижегородским и Арзамазским [Текст]. - Изд. 7-е. - Санктпетербург : издание Кораблева и Сирякова : в Типографии военно-учебных заведений, 1848.
4. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике / А. П. Голубцов. - СПб. : Сатисъ, 1995. - 370,[1] с.
5. Голубцов А.П. Историческое объяснение обрядов литургии // Богословский вестник. 1915. Т. 2. № 7-8. С. 563-601
6. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии : Основано на Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных соборов и на Писании св. отцев церкви / Сост. И. Дмитревским. - [Репринт. воспроизведение изд. 1897 г.]. - Москва : Моск. патриархат : Моск. отд-ние ВООПИИК, 1993. - 427 с.
7. Дронов М., прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, т. 5, 816 с., вкл. 24 с. // Журнал Московской Патриархии. М., 1987. №3 С. 132
8. Из чтений по церковной археологии и литургике. : Издание посмертное. : (Издал И.А. Голубцов) / проф. Московск. духовн. академи А.П. Голубцов. - Сергиев Посад : Склад издания в книжном магазине М.С. Елова, 1918. - III, 286 с.
9. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно : Ист.-догмат. исслед. А. Катанского. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1877. – 424 с.
10. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, святитель. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1991. С. 333
11. Петровский С., свящ. Порядок совершения Святой и Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста. Опыт перевода с церковнославянского языка на язык русский. Одесса, 1908. - 136 с.
12. Сидоров А. И. «Дидахе:» Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи // Символ. - 1993. - № 29. - С. 307-316.
13. Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. Издание Московской Патриархии, М., 1977, 768 с. // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. №1 (ЖМП). С. 79-80.
14. Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда / Пер. с англ. (Серия «Современное бого словие»). – 4#е изд. — М.: Издательство ББИ, 2012. — 214 с.
15. Успенский Н.Д. «Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной Литургии», Сб-к «Богословские труды», - N2, 1961г.
16. Фудель С. И. Записки о Литургии и Церкви / С. И. Фудель; [Предисл. В. Воробьева; Примеч. Ю. С. Терентьева]. - Москва : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1996. - 114 с.

Вопрос-ответ:

Какие чины литургий существуют в Восточной Церкви?

В Восточной Церкви существует несколько чинов литургий, включая чины святого Иоанна Златоустого. Одним из наиболее распространенных чинов является Великая Литургия святого Иоанна Златоустого, которая совершается воскресными и торжественными днями. Этот чин имеет богатую историю и служит основой для современного чинопоследования.

Какие особенности совершения литургии Иоанна Златоустого в современном чинопоследовании?

В современном чинопоследовании литургия Иоанна Златоустого совершается с использованием особых символических и исторически обусловленных действий. Например, священнослужитель при совершении литургии Иоанна Златоустого использует специальные молитвы, жесты и движения, которые имеют глубокий символический смысл. Также в ходе литургии происходят особые ритуальные действия, такие как возношение хлеба и вина во время проскомидии.

Какое значение имеют исторические и символические действия священнослужителя на литургии Иоанна Златоустого?

Исторические и символические действия священнослужителя на литургии Иоанна Златоустого имеют глубокое религиозное и духовное значение. Они помогают священнослужителю и верующим сосредоточиться на богослужении, войти в состояние молитвы и погружения в духовную реальность. Такие действия укрепляют веру, призывают к осознанной и поклоняющейся молитве и связывают современное богослужение с традициями церковной истории.

Какие исторически обусловленные действия происходят при совершении литургии по чину Иоанна Златоустого?

При совершении литургии по чину Иоанна Златоустого происходят различные исторически обусловленные действия. Например, священнослужитель совершает особые движения и жесты, такие как метания, крестные знамения, поклоны и поклоны совершаемых. Он также говорит определенные молитвы, взаимодействует с алтарем и святынями, ходит вокруг алтаря, возносит хлеб и вино во время проскомидии, равноправно почитает святых. Все эти действия имеют своеобразную симфонию и символическую значимость.

Какие чины литургий существуют в Восточной Церкви?

В Восточной Церкви существуют различные чины литургий, включая Литургию Иоанна Златоустого. Кроме нее, есть такие чины, как Литургия святого Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, Литургия Преждеосвященных Даров пресвитера, Литургия Преждеосвященных Даров диакона и другие.

Какие особенности имеет совершение литургии Иоанна Златоустого в современном чинопоследовании?

В современном чинопоследовании при совершении литургии Иоанна Златоустого присутствуют некоторые особенности. Например, есть определенный набор исторически обусловленных действий, которые совершает священнослужитель. Также этим чином предусмотрены символические действия, которые отражают специфику и смысл службы.

Какие исторически обусловленные действия совершает священнослужитель при совершении литургии по чину Иоанна Златоустого?

При совершении литургии по чину Иоанна Златоустого священнослужитель выполняет несколько исторически обусловленных действий. Например, он осуществляет множество молитвенных перекличек, приносит жертву в виде прещенного хлеба и вина, а также производит различные обрядовые движения и жесты во время службы.

Какие символические действия присутствуют при совершении литургии Иоанна Златоустого?

При совершении литургии Иоанна Златоустого присутствуют различные символические действия. Например, священнослужитель касается различных предметов (например, ковчега с Евангелием), чтобы показать их особую священность. Также имеются символические действия, связанные с жертвенными дарами, которые символизируют приношение и попрошение Божьей благодати.

Какие чины литургий существуют в Восточной Церкви?

В Восточной Церкви существуют различные чины литургий, которые формировались и развивались со временем. Одним из таких чинов является Литургия святого Иоанна Златоустого.

Какие особенности совершения литургии Иоанна Златоустого в современном чинопоследовании?

В современном чинопоследовании литургии Иоанна Златоустого существуют определенные особенности. Например, во время этой литургии священнослужитель совершает исторически и символически значимые действия, которые передают духовное содержание и ценности христианской традиции.

Какие исторические и символические действия совершает священнослужитель при совершении литургии Иоанна Златоустого по современному чину?

Совершитель литургии Иоанна Златоустого при современном чинопоследовании выполняет исторически обусловленные действия, такие как чтение священного Писания, возношение молитв и раздача причастия. Кроме этого, он также осуществляет символические действия, передающие глубинные смыслы веры и обращающие внимание на определенные моменты в жизни и служении Иисуса Христа.