Юридический состав административного правонарушения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 25 25 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 18.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Административное правонарушение, понятие, признаки 5
2. Юридический состав административного правонарушения 11
3. Виды административных правонарушений 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

При этом, такое деяние является наказуемым нормами Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации. Институт административных правонарушений постоянно находится под пристальным вниманием правоведов, юристов, авторов научных статей, которые высказывают различные точки зрения по поводу сущности и понятия административного правонарушения. Так, по мнению Н.А. Колоколова, административное правонарушение - юридический и социальный антипод нормального поведения человека в обществе. Стоит отметить, что административным правонарушением, с точки зрения права предусмотрено наличие нескольких условий, при которых может являться таковым действие либо бездействие. Это виновность действия либо бездействия, его противоправность и за такие деяния предусмотрена ответственность, закрепленная нормами административного права. Что же касается признаков, которые квалифицируют деяние как административное, то они следующие: - противоправность; - виновность; - наказуемость деяния; - общественная опасность. Первый признак, имеющий название противоправность подразумевает под собой нарушение норм права в результате совершения данного деяния (действия или бездействия). Второй признак, виновность деяния означает, что оно совершено при наличии вины, которая бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Третий признак, наказуемость деяния - за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность. Четвертый признак, общественная опасность, совершенное преступление несет в себе общественную опасность, то есть пострадает непосредственно общество, государство. Существуют определенные критерии разграничения правонарушений от преступлений. Например, преступлению свойственны следующие критерии: 1. Характер последствий, которые наступили в результате совершенного деяния. 2. Наличие цели совершения деяния, а также мотивов.3. Непосредственно форма вины. 4. Совершенное преступление предусмотрено уголовным законом (в нашем же случае правонарушение предусмотрено административным кодексом), и влечет за собой определенные последствия, они имеют название наказание и судимость. Каковы основные задачи административного законодательства РФ? Это защита и охрана свобод и прав человека и гражданина, защита интересов юридических лиц, а также публичных интересов. К публичным интересам можно отнести: защита и охрана окружающей среды, соблюдение всеми членами общества общественного порядка и общественной безопасности и другое. Именно поэтому, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает виды административных правонарушений различной направленности и охватывает многие общественные отношения. Что же предусматривается за совершенные административные правонарушения? Нормами закона предусматривается административная ответственность, которая установлена в зависимости от характера совершенного действия либо бездействия. Нормами КоАП РФ оговорены все виды административных правонарушений, данный Кодекс объединяет в отдельные классификационные группы. В правоприменительной деятельности возникают определенные сложности с разграничением административных правонарушений от преступлений. Такие же проблемы возникают в теоретическом аспекте.Бытует мнение, что правонарушения, которые не обладают признаком общественной опасности, в отличие от преступления, являются вредными для общества. С данной точкой зрения соглашается В.С. Чижевский. По его мнению, вредность – это специфическая особенность проступков, а общественная опасность представляет собой свойство только преступлений. Большинство составов административных правонарушений являются материальными, которые предполагают, наступление неблагоприятных последствий и не имеют аналогичных составов, следовательно, они не носят уголовно-правовой характер. Уточним, что меры ответственности, предусмотренные КоАП РФ, ставят целью справедливое наказание лица, совершившего административный проступок, а также моральное и общественное воздействие не нарушителя закона, что диктуется необходимостью формирования у общества правосознания. Уважение к закону определяется, прежде всего, тем насколько эффективно применяются меры административной ответственности за административное правонарушение. Слишком мягкое либо чрезмерно жесткое наказание не выполнит функцию и реализацию целей наказания. В первом случае это приведет к формированию чувства безнаказанности за совершенное деяние, а во втором формирует у гражданина чувство несправедливости закона, примененного в отношении него.Вместе с тем, как справедливо указывает Руденко А.В., законодатель при осуществлении нормотворческой деятельности, устанавливая размер административного наказания за конкретное правонарушение, должен оценивать его с точки зрения соотносимости его с характером и степенью общественной опасности данного административного правонарушения, наделять его разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Административное правонарушение характеризуется наличием состава, то есть юридических компонентов. Состав административного правонарушения представляет собой совокупность определенных признаков, которые предусмотрены законом и согласуются с конституционными принципами. Благодаря наличию состава административного правонарушения рассматриваемый проступок может именоваться административным. В состав административного проступка входит четыре элемента: объект, субъект, объективная и субъективная сторона правонарушения. Что представляет собой объект административного правонарушения? Объект - определенные социальные отношения либо явления окружающего мира, определенные личностные и социальные ценности, подлежащие охране нормами права. То есть то, чему наносится вред в результате совершенного административного проступка. Объект правонарушения является одним из основных элементов, входящих в состав административного правонарушения.К нему относятся такие общественные отношения, которые регулируются и охраняются положениями административного права. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться в случае нарушения наказания, в соответствии со ст. 3.2. Ко АП РФ. Отсюда возникает вопрос, что понимается под объективной стороной административного правонарушения? Это противоправное деяние (действие иди бездействие), влекущее вредные последствия, в виде реально выраженного вреда (имущественного или неимущественного), которые характеризуются наличием причинной связи, между совершенным деянием и последствиями. Правонарушитель привлекается к административной ответственности вследствие совершения противоправного деяния, выраженного в мере наказания, как неблагоприятного последствия, которое становится неизбежными для него. Субъект - нарушитель нормы закона, то есть физическое либо юридическое лицо. В этой связи можно отметить, что когда правонарушение совершено отдельным гражданином, то следует рассматривать индивидуального субъекта, а при массовом совершении, к примеру, группой лиц, то речь идет о коллективном субъекте. Субъект должен быть вменяемым и достигшим необходимого возраста, установленного административным законодательством, то есть 16 лет. При этом, ряд авторов неоднократно высказывали мнение по поводу ужесточения наказаний по отдельным видам составов правонарушений и снижениявозраста административной ответственности до 14 лет, что будет способствовать реализации одной из основных задач административно-деликтного законодательства, а именно: предупреждение и профилактика административных правонарушений как в Российской Федерации, так и в Республике Крым. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется отношением лица к своему проступку и юридическим последствиям, то есть наличием вины субъекта правонарушения. Объектом состава административного правонарушения, согласно действующему законодательству, являются и все формы собственности. За повреждение, уничтожение или мелкое хищение принадлежащего юридическим или физическим лицам имущества предусматриваются наказания, оговоренные в 7 главе КоАП РФ. ЗАКЛЮЧЕНИЕАдминистративное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП (далее – КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Учитывая изложенное, предлагаем определить понятие состава административного правонарушения как совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, его обстоятельства и последствия, а также характеристик лица, его совершившего, а также позволит отнести это деяние к правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ или нормативными актами субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность за их совершение и дифференцирующим систему наказаний. Таким образом, законодательное закрепление определения понятия состава административного правонарушения в КоАП РФ позволит улучшить содержание правового института и будет способствовать появлению дополнительных гарантий прав участников производства по делам об административных правонарушениях, которые напрямую вытекают из норм Конституции Российской Федерации, что в результате повысит эффективность правоприменительной деятельности.В заключение следует отметить, что в практике существует проблема юридической квалификации и разграничения некоторых видов административных правонарушений. Подводя итоги вышесказанному, необходимо уточнить, что действующее законодательство требует внесения изменений. А именно, законодатель должен более четко сформулировать и закрепить в КоАП РФ такие базовые понятия как: - «квалификация административного правонарушения», - «состав административного правонарушения», - «объект административного правонарушения», - «объективная сторона административного правонарушения», - «субъект административного правонарушения», - «субъективная сторона административного правонарушения», - «состояние административнойнаказанности».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 26.03.2022). – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс»Бабкин И.С. Проблемы классификации административных правонарушений в свете реформирования административного законодательства // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 72 — 75.Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. С. 800.Вагин О.А. Конституционные проблемы оперативно-розыскной деятельности (научный доклад) // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник материалов Всероссийского круглого стола, 3 ноября 2011 г. / Сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. С. 36 — 39.Добрецов Г. Б. Событие и состав административного правонарушения: различие дефиниций на примере ответственности за нарушения при выборе способа закупки // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. №3. С. 86-95.Зырянов С.М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях Особенной части КоАП РФ // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 105 — 126.Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты определения понятия состава административного правонарушения // Административное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 910-915.Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 456.Никулин М. И., Чернопятенко Н. В. Вина, как элемент состава в делах об административных правонарушениях // StudNet. 2020. №12. С. 379- 384.Петрищев В.С. Региональные административные правонарушения: тенденции судебной практики // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 1. С. 201 — 215.Романова Н. Л. Некоторые вопросы соотношения уголовной и административной ответственности // Глаголъ правосудия. 2019. № 2. С. 25-28.Судебные и нормативные акты РФ. - Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/JUiEUFcxewbX/ (дата обращения 05.02.2023)Сургутсков В.И. К вопросу о категоризации административных правонарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4. С. 545 — 549

1. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 26.03.2022). – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Бабкин И.С. Проблемы классификации административных правонарушений в свете реформирования административного законодательства // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 72 — 75.
3. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. С. 800.
4. Вагин О.А. Конституционные проблемы оперативно-розыскной деятельности (научный доклад) // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник материалов Всероссийского круглого стола, 3 ноября 2011 г. / Сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. С. 36 — 39.
5. Добрецов Г. Б. Событие и состав административного правонарушения: различие дефиниций на примере ответственности за нарушения при выборе способа закупки // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. №3. С. 86-95.
6. Зырянов С.М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях Особенной части КоАП РФ // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 105 — 126.
7. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты определения понятия состава административного правонарушения // Административное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 910-915.
8. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 456.
9. Никулин М. И., Чернопятенко Н. В. Вина, как элемент состава в делах об административных правонарушениях // StudNet. 2020. №12. С. 379- 384.
10. Петрищев В.С. Региональные административные правонарушения: тенденции судебной практики // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 1. С. 201 — 215.
11. Романова Н. Л. Некоторые вопросы соотношения уголовной и административной ответственности // Глаголъ правосудия. 2019. № 2. С. 25-28.
12. Судебные и нормативные акты РФ. - Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/JUiEUFcxewbX/ (дата обращения 05.02.2023)
13. Сургутсков В.И. К вопросу о категоризации административных правонарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4. С. 545 — 549

Вопрос-ответ:

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение - это незаконные действия или бездействие, предусмотренные административным законодательством и противоречащие общепринятым правилам поведения в обществе.

Какие признаки характеризуют административное правонарушение?

Признаки административного правонарушения включают наличие вины, необходимость наступления определенных последствий или общественной опасности, совершение действия или бездействия, предусмотренного законом, и возможность применения административного наказания.

Каков юридический состав административного правонарушения?

Юридический состав административного правонарушения включает элементы, такие как объективная и субъективная стороны правонарушения, наличие прямого или косвенного вреда, наличие общественной опасности, причинная связь между действием (бездействием) нарушителя и последствиями.

Какие виды административных правонарушений существуют?

Существуют различные виды административных правонарушений, такие как дорожные правонарушения, нарушение торгового законодательства, экологические правонарушения, нарушения в сфере административных услуг и т.д. Каждый вид правонарушения имеет свои особенности и последствия.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники и литература по теме административного правонарушения.

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение - это правонарушение, совершенное в сфере административного права и предусмотренное нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Какие признаки составляют юридический состав административного правонарушения?

Юридический состав административного правонарушения включает следующие признаки: субъект правонарушения, объект правонарушения, деяние, противоправность, вина и наказуемость.

Какие виды административных правонарушений существуют?

Существует множество видов административных правонарушений, например: нарушение правил дорожного движения, нарушение правил торговли, нарушение правил по охране окружающей среды и др. Каждый вид административного правонарушения имеет свои особенности и предусматривает различные санкции.

Какие нормативные акты регулируют вопросы административных правонарушений?

Вопросы административных правонарушений регулируются нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В этом Кодексе содержатся основные положения о правонарушениях, их виды, юридический состав, ответственность и наказания за их совершение.

Чем занимается институт административных правонарушений?

Институт административных правонарушений занимается изучением и анализом административных правонарушений. Он осуществляет разработку и совершенствование нормативных актов, рассматривает спорные ситуации, связанные с административными правонарушениями, и предлагает пути их решения.

Какие признаки характеризуют административное правонарушение?

Административное правонарушение характеризуется следующими признаками: нарушение общественного порядка, правил и законов, причинение ущерба государству или гражданам, наличие административно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за такое нарушение.