Использование игр при обучении чтению в начальной школе.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 60 60 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 03.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения чтению в начальной школе 7
1.1 Теоретические исследования в области обучения чтению в начальной школе 7
1.2 Особенности обучения чтению в начальной школе 18
1.3 Методы и приемы обучения чтению в начальной школе 26
Выводы по 1 главе 30
Глава 2 Методические основы использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе 32
2.1 Игровая технология и особенности ее организации 32
2.2 Игры при обучении чтению на уроках иностранного языка в начальной школе 36
Выводы по 2 главе 40
Глава 3 Практическое применение игр на уроках иностранного языка в начальной школе 41
3.1 Программа исследования 41
3.2 Комплекс дидактических игр для использования на уроках иностранного языка в начальной школе 45
3.2 Методические рекомендации использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе 47
3.4 Результаты исследования по эффективности использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе 53
Выводы по 3 главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 60

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим формы, в качестве которых игровая технология проявляется на уроках в начальной школе для обучения иноязычному чтению:Как самостоятельная образовательная технология, которую используют для обучения понятиям, темам. Как метод, компонентдругой технологии;Как часть урока или сам урок. При рассмотрении игровой технологии и ее классификации необходимо ориентироваться на обучение чтению на уроках иностранного языка в начальной школе.Так, по данной теме подходят следующие классификации игровых технологий:По характеру педагогического процесса:1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;2. познавательные, воспитательные, развивающие;3. репродуктивные, продуктивные, творческие;4. коммуникативные.По характеру игровой методики1. предметные;2. ролевые;3. имитационные и т. д.;По игровой среде1. с предметами,2. без предметов, 3. компьютерные, 4. комнатные и другие.Самым распространенным приемом игровой технологии среди учителей является прием дидактической игры. Она характеризуется чётко поставленной цельюобразовательного процесса.Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.Регламентированные правила игры способствуют познавательной активности учащихся.Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, дидактический раздаточный материал и другие.Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.Особенность дидактической игры при обучении чтению на иностранном языке является ее включенность в конструкцию урока. При обучении чтению на иностранном языке обучающихся начальной школы выделяются несколько видов дидактических игр:1. Игры-упражнения. Данный вид игры направлен на развитие познавательных способностейобучающихся, а также способствует закреплению навыков чтения, развивая умение применять новые слова в своей речи. 2. Игры-путешествия. Данный вид игры направлен на осмысление прочитанного текста, а также закреплению прочитанных слов.3. Игры-соревнования. Данный вид игры можно применять при проверке техники чтения обучающихся на уроках иностранного языка, а также при соревновательных чтениях по командам. При обучении чтению на уроках иностранного языка в начальной школе могут использоваться ролевые игры. Данный вид игры возможен в организации всего урока.Формы проведения урока-ролевой игры бывают разнообразными. Например:урок-путешествия;урок-дискуссия на основе распределения ролей;пресс-конференции.Игровая технология при обучении чтению на уроках иностранного языка в начальной школе может проявляться с помощью ИКТ-технологии. Многие информационно-коммуникационные сайты, такие как, LearningApps.org и многие другие способствуют развитию мотивации и формирования навыков чтения.Сайт LearningApps.org имеет множество шаблонов для создания игровых упражнений. Например, на сайте есть разработанное упражнение по закреплению знаний о букве Tt. Обучающимся предлагается построить предложение. При выполнении данного упражнения обучающиеся читают набор букв и разделяют его на слова (Рисунок 9). При прочтении данного предложения обучающиеся закрепляют навыки чтения данной буквы.Рисунок 9 – Задание на закрепление знаний о букве Ttна LearningApps.orgНа данном сайте каждый учитель может создать свои упражнения или воспользоваться уже существующими для обучения чтения на уроках иностранного языка в начальной школе.Таким образом, необходимость использования игровых технологий при обучении чтению на уроках иностранного языка в начальной школе возрастает с каждым годом, так как современные обучающиеся нуждаются в дополнительной мотивации к обучению. Выводы по 2 главеРассмотрев игровую технологию и особенности ее организации для обучения чтению обучающихся на уроках иностранного языка в начальной школе, мы пришли к следующим выводам: «Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, провоцирует их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо» [70].При организации обучения посредством игровой технологии, учителям необходимо учитывать концептуальные основы игровых технологий.При рассмотрении игровой технологии и ее классификации необходимо ориентироваться на обучение чтению на уроках иностранного языка в начальной школе.Глава 3 Практическое применение игр на уроках иностранного языка в начальной школе3.1 Программа исследованияОпытное обучениечтению с применением игр на уроках иностранного языка в начальной школе проводилось с целью выявления эффективности разработанного комплекса дидактических игр формирования навыков чтения, а также повышение учебной мотивации и предметных знаний младших школьников. Гипотеза исследования: применение игр на уроках иностранного языка в начальной школеспособствуют формированию навыков чтения младших школьников.Задачи практической работы:разработать комплекс дидактических игр и методические рекомендации использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе;выявить эффективность использования игр для формирования навыков чтения, а также повышения учебной мотивации и предметных знаний младших школьников.База исследования: МОУ СОШ №1 г. УнечаВыборка исследования: в исследовании приняли участие 26обучающихся 3 класса. Ученики обучаются английскому языку по УМК «Английский в фокусе (Spotlight)».Диагностическим инструментарием эксперимента являлись:Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой(Приложение 1); Контрольное тестирование по английскому языку;Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Обучающимся предлагалось прочитать высказывания и выразить свое согласие/не согласие на суждения.Бланк методики, интерпретация представлены в приложении 1.Перед проведением уроков английского языка с применением комплекса дидактических игр нами проводилось предметное тестирование и диагностика учебной мотивациииспытуемых по Методике диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой.Рассмотрим результаты диагностики учебной мотивациииспытуемых по Методике диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой констатирующего этапа:Внешняя мотивация к изучению иностранного языка (под воздействием родителей, учителей) выражена у 14 обучающихся 3 класса;Внутренняя мотивация к изучению иностранного языка (самостоятельный интерес к языку) выражена у 12 обучающихся 3 класса. Результаты исследования говорят о том, что выраженность внешней и внутренней мотиваций примерно одинаковые в исследуемом классе. Сравним результаты исследования по данной методике на диаграмме 1:Диаграмма 1 – Результаты диагностики учебной мотивации испытуемых по Методике диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что у 14 обучающихся 3 класса – 54% выражена внешняя мотивация к иностранному языку. Они изучают его, потому что данный предмет есть в школьной программе и их заставляют обучаться ему.У 12 обучающихся 3 класса – 46% выражена внутренняя мотивация к иностранному языку. Это говорит о том, что обучающимся нравятся уроки иностранного языка и они с удовольствием их посещают. Рассмотрим результаты тестирования по предмету «английский язык» среди обучающихся 3 класса в таблице 7:Таблица 7. Результаты предметного тестирования обучающихсяОценкаSatisfactory (3)Good (4)Excellent (5)Обучающиеся9 учеников11 учеников8 учениковИсходя из результатов предметного тестирования обучающихся, можно сказать, что среди обучающихся 3 класса выявлены ученики, имеющие три уровня предметных знаний.Рассмотрим результаты тестирования на диаграмме 2:Диаграмма 2 – Результаты предметного тестирования обучающихсяТаким образом, у 9 обучающихся– 32% выявлен низкий уровень предметных знаний по иностранному языку, у 11 обучающихся - 39% средний уровень предметных знаний по иностранному языку, а у 8 обучающихся – 29% высокий уровень предметных знаний по иностранному языку.Итак, нами выявлено, что обучающиеся 3 класса в целом имеют средний уровень мотивации, так как внешняя и внутренняя мотивации обучающихся находятся в переходящей зоне. Также обучающиеся, в целом, имеют средний уровень предметных знаний. 3.2 Комплекс дидактических игр для использования на уроках иностранного языка в начальной школе3.2 Методические рекомендации использования игр на уроках иностранного языка в начальной школеОбучая младших школьников чтению на уроках иностранного языка учителю рекомендуется использовать несколько вариантов игр:Рисунок 10 – Рекомендуемые варианты иноязычных игр для обучения чтениюПосле того, как обучающиеся освоили звукобуквенные соответствия, они могут перейти к обучению чтению на фонематическом принципе.Прежде всего, надо учить чтению младших школьников на примере слова, где буквы передают именно те звуки, которые выучили обучающиеся в целых словах.По очереди прикреплять на доску или демонстрировать в мультимедийной презентации буквы. Далее попросить обучающихся назвать звуки, которые они обозначают, затем звуки соединить в слова, по аналогии с принципом чтения на русском языке. Использование ИКТ-технологий в процесс обучения позволяет сделать указанные формы игр интересными и увлекательнымидля обучающихся.Приведем в пример приемы снятия трудностей у обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка при обучении чтению (Рисунок 10):Рисунок 10 - Приемы снятия трудностей у обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка при обучении чтению.Рассмотренные нами методические рекомендации и приемы снятия трудностей у обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка при обучении чтению будут способствовать эффективному обучению чтению обучающихся.Также рассмотрим, как эффективно обучать чтению на уроках иностранного языка в начальной школе в рамках разных методов.Метод слогового чтения похож с обучением грамоте на уроках русского языка. Он является одним из разновидностей фонематического метода обучения чтению. Рассмотрим пошаговое обучение чтению с помощью метода слогового чтения.Шаг 1. Обучающимся нужно запомнить один звук, который обозначает буква. Для этого использует фонетические песни.Шаг 2. Обучающиеся учатся правилам чтения, читают по слогам. Например, объясняем обучающимся правило сочетания с буквой -h-: -sh- (fish), -ch- (chips), -th- (three/this).Например, обучающимся нужно написать на английском языке несколько несложных слов, которые они знают. Далее можно попросить написать обучающихся слово fish.Далее нужно подвести обучающихся к заключению, что в английском алфавите нет буквы для звука [ ʃ ]. Потом необходимо создать проблемную ситуацию: как решили эту проблему в английском языке? После того, как обучающиеся попробовали придумать ответ, подводим их к тому, что, если буквы нет, такой звук можно записать сочетанием нескольких букв. В английском языке для записи звука [ ʃ ] используют буквы –sh-.Такой метод знакомства обучающихся с правилом чтения через проблемную ситуациюявляется эффективным.Также нами подобраны картинки для проведения игр на уроках английского обучения при обучении чтению в начальной школе.Карточки для игр при обучении чтениюИгра 1. Составьте из карточек-частей паззла единую картинку и прочитайте получившееся слово.Игра 2. Подбери к картинке слово и прочитай его.Игра 3. Подбери к картинкам слова-антонимы и прочитай их.В своей работе по обучению чтения можно также использовать интерактивные плакаты.Игру можно организовать несколькими способами. Например, соревновательная игра «Кто быстрее правильно прочтет такую часть лица, тела…. И т.д.»Следующую соревновательную игру можно составить таким образом: обучающимся раздаются карточки, и они поочередно читают, кто прочитает без ошибок карточку, тот берет другую оставшуюся. Кто ошибается – вылетает из игры. Круг продолжается до тех пор, пока все обучающиеся не прочитают. Далее, если несколько обучающихся остаются в выигрыше, между ними проводится следующий круг игры. Побеждает тот, кто прочитает все слова без ошибок.3.4 Результаты исследования по эффективности использования игр на уроках иностранного языка в начальной школеПрименяя на уроках иностранного языка разработанные дидактические игры, нами было проведено повторное исследование для оценки эффективности использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе с целью повышения учебной мотивации и предметных знаний обучающихся. Рассмотрим результаты диагностики учебной мотивациииспытуемых по Методике диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой констатирующего этапа:Внешняя мотивация к изучению иностранного языка выражена у 7 обучающихся 3 класса;Внутренняя мотивация к изучению иностранного языка (самостоятельный интерес к языку) выражена у 19 обучающихся 3 класса. Результаты исследования говорят о том, что выраженность внешней и внутренней мотиваций поменялись. Внешняя мотивация уменьшилась у 7 обучающихся, а внутренняя мотивация увеличилась у 7 обучающихся в исследуемом классе. Сравним результаты исследования по данной методике на диаграмме 3:Диаграмма 3 – Результаты диагностики учебной мотивации испытуемых по Методике диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что у 7 обучающихся 3 класса – 27% выражена внешняя мотивация к иностранному языку. У 19 обучающихся 3 класса – 73% выражена внутренняя мотивация к иностранному языку. Это говорит о том, что обучающимся нравятся уроки иностранного языка и они с удовольствием их посещают. Рассмотрим результаты тестирования по предмету «английский язык» среди обучающихся 3 класса в таблице 8:Таблица 7. Результаты предметного тестирования обучающихсяОценкаSatisfactory (3)Good (4)Excellent (5)Обучающиеся5 учеников8 учеников13 учениковИсходя из результатов предметного тестирования обучающихся, можно сказать, что среди обучающихся 3 класса выявлены ученики, имеющие три уровня предметных знаний.Рассмотрим результаты тестирования на диаграмме 4:Диаграмма 2 – Результаты предметного тестирования обучающихсяТаким образом, у 5 обучающихся – 19% выявлен низкий уровень предметных знаний по иностранному языку, у 8 обучающихся - 11% средний уровень предметных знаний по иностранному языку, а у 13 обучающихся – 50% высокий уровень предметных знаний по иностранному языку.Итак, нами выявлено, что у обучающихся 3 класса выявлена динамика развития учебной мотивации и предметных знаний. Это свидетельствует о том, что разработанные дидактические игры и методические рекомендации использования игр на уроках английского языка повышают уровень знаний обучающихся.Выводы по 3 главеТаким образом, а данном параграфе нами разработаны комплекс упражнений с применением игр на уроках иностранного языка в начальной школе и методические рекомендации использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе.В большей степени нами рекомендуется использовать игровые технологии в совместительстве с технологией наглядного обучения. Примером таких игр являются игры с карточками. Вариантов игр с карточками достаточно много. Данные комплекс упражнений и методические рекомендации являются эффективными при обучении чтению на уроках иностранного языка в начальной школе.ЗаключениеФГОС НОО содержит в себе ряд требований к результатам освоения обучающимися начальной школыпредмета «Иностранный язык» одним из имеющих большое социальное значение является повышение речевой межкультурной компетенции обучающихся начальной школы.Обучение чтению на уроках иностранного языка в начальной школе является необходимым и неотъемлемым составляющим образовательного процесса, а также одним из видов речевой деятельности человека.Проблема обучения чтению на уроках иностранного языка в начальной школе является одной из самых актуальных в современном образовании. Успех в данном образовательном процессе определяет результативность усвоения обучающимися начальных классов межкультурной компетенции, а также создает предпосылки необходимых в жизни навыков речевого поведения, культурой речевого общения.В своем исследовании мы рассмотрели исследования ученых по теоретическим основам и практическим методикам обучения чтению на иностранном языке – Инессы Львовны Бим, Натальи Дмитриевны Гальсковой, Надежды Ивановны Гез, Елены Николаевны Солововой, Анатолия Николаевича Щукина, которые считали, что обучение чтению является основоположным умением для формирования межкультурной компетентности.Исследования Даниила Борисовича Эльконина способствовали эффективному исследованию игровых технологий как важной составляющей обучения чтению на уроках иностранного языка в начальной школе.В данной работе нами были разработаны комплекс упражнений с использованием игр на уроках иностранного языка в начальной школе, а также методические рекомендации использования игр на уроках иностранного языка в начальной школе.На уроках иностранного языка учитель должен в полной мере выполнять задачу не только по обучению чтения текстов младших школьников, но также научить обучающихся осмысливанию содержания данных текстов. При обучении чтению обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка учителю необходимо учитывать особенности учебных текстов, а также определенные алгоритмы работы с учебным иноязычным текстом в зависимости от этапов работы с ним. Для поддержания интереса к обучению чтения среди младших школьников необходимо постоянно разрабатывать новые методы и приемы работы, одной из которых являются игровые технологии. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Список использованных источниковПриложение

-

Вопрос-ответ:

Зачем использовать игры при обучении чтению в начальной школе?

Использование игр при обучении чтению в начальной школе имеет несколько преимуществ. Во-первых, игры помогают детям развивать навыки чтения и письма в игровой и интересной форме, что делает процесс обучения более занимательным и мотивирующим. Во-вторых, игры позволяют детям практиковать прочитанный материал и повторять уже изученные слова и фразы. В-третьих, игры стимулируют развитие речи и коммуникативных навыков детей, так как они взаимодействуют и общаются друг с другом во время игры.

Какие методы и приемы можно использовать при обучении чтению в начальной школе?

При обучении чтению в начальной школе можно использовать разнообразные методы и приемы. Например, чтение вслух, чтение с пониманием, групповое чтение, чтение хором и т.д. Также можно применять техники активного чтения, такие как создание ментальных карт, составление списков важных идей, задавание вопросов о тексте и т.д. Важно также использовать игры и игровые элементы в процессе обучения чтению, чтобы сделать занятия более интересными и эффективными.

Какие особенности обучения чтению в начальной школе следует учитывать?

Обучение чтению в начальной школе имеет свои особенности, которые следует учитывать. В этом возрасте дети только начинают осваивать навык чтения и письма, поэтому важно создать для них подходящую обстановку и использовать методы и приемы, которые будут учитывать их возрастные и психологические особенности. Например, использование игровых элементов, рисунков и картинок, использование интересных и понятных текстов, а также постепенное увеличение сложности материала.

Какие исследования проведены в области обучения чтению в начальной школе?

В области обучения чтению в начальной школе проведено множество исследований. Некоторые из них изучали эффективность использования игр при обучении чтению, другие исследования исследовали различные методы и приемы обучения чтению. В целом, исследования показали, что использование игр и игровых методов может значительно улучшить результаты обучения чтению в начальной школе и сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Какие исследования проводятся в области обучения чтению в начальной школе?

В области обучения чтению в начальной школе проводятся различные исследования, направленные на поиск эффективных методов и приемов обучения чтению. В основном, исследования затрагивают вопросы развития фонетического и смыслового чтения, формирования навыков декодирования и понимания текста, а также эффективности использования игр при обучении чтению.

Какие особенности есть в обучении чтению в начальной школе?

В обучении чтению в начальной школе есть ряд особенностей. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, так как некоторые могут иметь проблемы с фонетическим или смысловым чтением. Также важно создать интерес к чтению, чтобы дети были мотивированы учиться и развиваться в этой области.

Какие методы и приемы используются в обучении чтению в начальной школе?

В обучении чтению в начальной школе используются различные методы и приемы. Например, применение фонетического метода помогает развивать навыки декодирования звуков, а метод понимания текста способствует развитию навыков понимания написанного. Также практикуется использование игр, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.

Какие особенности есть в использовании игр на уроках иностранного языка в начальной школе?

Использование игр на уроках иностранного языка в начальной школе имеет свои особенности. Во-первых, игры помогают детям развивать коммуникативные навыки, так как они вовлекаются в активное общение на иностранном языке. Во-вторых, игры создают положительную атмосферу, что способствует улучшению эмоционального отношения к изучению иностранного языка. В-третьих, игры позволяют повысить мотивацию и интерес учащихся к изучению иностранного языка.

Зачем использовать игры при обучении чтению в начальной школе?

Использование игр при обучении чтению в начальной школе имеет несколько преимуществ. Во-первых, игры делают процесс обучения более интересным и привлекательным для детей. Во-вторых, они способствуют активному участию детей и развивают их коммуникативные навыки. Игры также помогают укрепить понимание прочитанного текста и развить навыки анализа и синтеза информации. Кроме того, игры могут быть использованы для закрепления и повторения уже изученного материала.