Теория и методика профессионального образования в сфере музыки
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 12.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ЧУВСТВО РИТМА КАК ПОНЯТИЕ В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
2. ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА 8
3. АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Данная программа также отличается универсальностью, она прекрасно дополняется другими методиками, отводит важное место музыкальным движениям как методу развития чувства ритма. Комплексная программа «Развитие» Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко базируется на синтезе движения, музыки и слова. Данная программа традиционно уделяет большое внимание развитию способностей к творчеству, формированию чувства ритма, однако формирование чувства ритма осуществляется в комплексной работе [14]. Вместе с тем, данная программа также может быть дополнена иными методиками, связанными с движениями под музыку в аспекте становления и развития чувства ритма. Программа под названием «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной рассчитана для работы с детьми от 3 до 9 лет. Она может оказать значительную помощь в формировании у детей чувства ритма посредством движений под музыку.Формирование чувства ритма происходит через эмоциональную раскованность ребенка. Сначала ребенок учится двигаться свободно, без страха, зажимов, а затем уже его движения становятся ритмичными, музыкально и выразительно наполненными. Особое значение в программе уделяется личностному подходу к каждому ребенку [3]. Развитие чувства ритма здесь происходит через раскрытие эмоционального состояния ребенка, что можно считать огромным достоинством программы. Наконец, обратимся к рассмотрению программы «Ладушки». Ее авторы - И. Каплунова, И. Новооскольцева, программа рассчитана на возраст 3 до 7 лет. Программа предполагает, что дети обучаются разным видам деятельности: музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование, пение, слушание, музыкально-игровая деятельность. Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп [17].Музыкально-ритмические движения в данной программе направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. Программа предлагает достаточно широкий диапазон танцевальных движений. Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. В программе также активно используются игры на формирование чувства ритма. Эта программа в аспекте развития чувства ритма является одной из самых лучших и сбалансированных. Наконец, рассмотрим программу К. Орфа. Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) разработал поистине уникальную авторскую систему, которая направлена на комплексное музыкальное развитие детей. Данная система относится к числу самых востребованных в современной педагогической практике, в особенности в аспекте развития чувства ритма. Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи. Можно выделить следующие базовые принципы Орф-педагогики: - Креативность, данный принцип подразумевает процессы сотворчества, созидания, доверительного отношения между взрослым и ребенком в процессе обучения. - Синтез музыки – движения – речи, где ритм – базис, первооснова, данный синтез открывает перед ребенком уникальные возможности самореализации, творческого выбора, исходя из способностей, желания, стремлений. - Упор на проблемы, связанные с личностной адаптацией, коммуникативными навыками детей. - Оздоровление. Орф-педагогика реализует лечебно-оздоровительное действие посредством музыки, творческого процесса. Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: - движение и танец (традиционный и художественный);- ритмические упражнения (как говорил Орф, «в начале был барабан»);- пение в синтезе с ритмическими упражнениями, движениями, игрой на музыкальном инструменте;- речевые упражнения,- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).Орф-занятие предполагает обязательное использование следующих инструментов: - барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);- ксилофоны.В качестве музыкальных инструментов можно также использовать шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы, издающие те или иные звуки. Многое зависит как от фантазии и креативности воспитателя, так и от самих детей. Итак, в первую очередь обратимся к такой технологии, как ритмизованная речь. Ритмизированная речь занимает важное место в занятиях, стимулирует мотивацию, интерес детей. На занятиях с применением элементов Орф–педагогики ритмованные созвучия и речевой ритм способствуют развитию фантазии, у детей рождается интерес к речи, к звукообразованию, к богатым оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. На занятиях используются детские стишки и считалочки, которые детям легко запоминать. Важно обращать внимание на то, чтобы дети ясно и четко произносили слова, чтобы интонация была естественная. Безусловно, важно избегать такого явления, как монотонное скандирование слогов. Обязательно следим за дыханием, опора должна присутствовать. Следуя заветам Орф-педагогики, тексты песен и стихов сопровождаем соответствующими ритмизированными жестами, добиваясь «орфовского синтеза». Текст речевых упражнений следует подбирать так, чтобы он помогал запоминать ритм, удерживать его, чтобы все движения были органичны и понятны, доступны ребенку. Кроме развития чувства ритма речевые игры и упражнения по Орф-технологии служат прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают перед ребенком разнообразие динамических оттенков и темпов. Итак, на занятиях с элементами Орф–педагогики большее внимание уделяется развитию общей моторики. Наряду с развитием музыкального и речевого начал большое внимание уделяется развитию элементарных двигательных навыков. Двигательные упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками) и тактированием ритмической и мелодической последовательности.Занятия по методике Орфа обязательно включают в себя ритмические движения под музыку, так реализуется важная задача – развивается динамика движений, их выразительность. Орф предлагал различные движения под музыку, например, круговые движения, элементы ходьбы, активные движения, прыжки и т.д. Для выработки и становления чувства ритма используется и такой интересный метод, как «вербальный эквивалент». Основой этого метода является усвоение ритма через звучащее слово, например, это может быть ассоциация определенного ритма или ритмической последовательности со словом кошечка и т.п. Используются для этой цели и названия цветов. Орф считал, что формировать чувство ритма посредством движений следует еще до того, как дети начнут играть на музыкальных инструментах. Главная цель движения под музыку заключается в том, чтобы формировать у ребенка восприятие музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке, как результат, это способствует становлению чувства ритма. Движения под музыку разнообразны, соответственно, это определяет качества их многофункциональности, многозадачности. Орф считал, что формировать чувство ритма посредством движений следует еще до того, как дети начнут играть на музыкальных инструментах. К. Орфом вводятся в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, могут импровизировать сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составление ритмических рондо, а затем исполнять их как каноны.Также интересно и другое упражнение Орфа, которое называется – эхо. Оно основано на том, что ребенок повторяет ритм, заданный педагогом.Далее переходим к играм с инструментами. Данному виду деятельности Орф также придавал большую значимость, полагая, что игра на инструменте позволяет ребенку открыть для себя тонкости темпа, ритма, динамики. Кроме того, Орф-педагогика подразумевает, что дети играют в ансамбле, таким образом, они учатся взаимодействию друг с другом, учатся слышать друг друга, импровизировать.В современной практике ДОУ можно проводить и различные «игры голосом», совместно с ритмизованными движениями. Наконец, рассмотрим такую технологию, как элементарный музыкальный театр. Данная технология является интегративной игровой формой деятельности, которая базируется на одновременном воздействии музыки, движения, танца, речи, художественного образа в игре. В практике современного ДОУ используются игротренинги, которые помогают не только решать развивающие задачи, но и сделать досуг детей полезным, увлекательным, наполненным музыкой и творчеством. Например, дети могут попробовать музыкально озвучить сказку «Теремок», используя шумовые инструменты: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном реферата были проанализированы основные программы музыкального развития дошкольников, акцент был сделан на развитии чувства ритма, без чего невозможно себе представить полноценное музыкальное воспитание детей. Вышесказанное позволяет вывод о том, что чувство ритма – это ведущая музыкальная способность, которая обеспечивает во многом степень успешности музыкальной деятельности. Один из эффективных методов развития чувства ритма в ДОУ – это различные движения под музыку. Развитие чувства ритма у ребенка является необходимостью. Анализ программ показал, что полноценные системы развития чувства ритма, движений под музыку стали появляться в начале 20 столетия. Современные программы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста отличаются сбалансированностью, они способствуют тому, чтобы дети всесторонне развивались в музыкальном отношении. Среди зарубежных программ первенство принадлежит программе, разработанной К. Орфом. В рассматриваемой системе (Орф-педагогике) особое внимание обращается на игру на музыкальных инструментах, на логоритмику, движения под музыку. И чувство ритма Орф считал фундаментом всей последующей музыкальной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопрос-ответ:
Что такое чувство ритма в педагогике музыкального образования?
Чувство ритма в педагогике музыкального образования означает способность человека воспринимать и ощущать ритмические структуры музыки, а также умение выразить ритмический характер музыкального произведения через движение и игру на музыкальных инструментах.
Каким образом развивается ритмическое чувство у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях?
На музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста активно используется методика движения под музыку. Этот метод направлен на развитие ритмического чувства у детей через движение в соответствии с музыкальным ритмом и музыкальной динамикой. Дети учатся слушать и ощущать ритм и темп музыки, а затем выражать их через свое тело, танцы и игру на ритмических инструментах.
Какую роль играют музыкальные движения в развитии чувства ритма детей дошкольного возраста?
Музыкальные движения играют важную роль в развитии чувства ритма детей дошкольного возраста. Через движения в соответствии с музыкальным ритмом дети учатся воспринимать и ощущать ритмические структуры музыки. Игра на музыкальных инструментах также способствует развитию ритмического чувства, так как дети учатся выражать ритмический характер музыкального произведения через игру и звучание инструментов.
Какие методики по развитию чувства ритма используются в программе по музыкальному образованию детей дошкольного возраста?
В программе по музыкальному образованию детей дошкольного возраста используются различные методики по развитию чувства ритма. Одной из них является методика движения под музыку, где дети учатся двигаться в такт музыке и выражать ритмический характер музыкального произведения через свое тело. Также используются методики игры на ритмических инструментах, где дети учатся выражать ритмический характер музыки через звучание инструментов.
Какое значение имеет понятие "чувство ритма" в педагогике музыкального образования?
Понятие "чувство ритма" играет важную роль в педагогике музыкального образования. Оно означает способность человека ощущать и воспринимать ритмические структуры, как в музыке, так и в движении. Развитие чувства ритма позволяет детям более глубоко вживаться в музыкальные композиции, исполнять их с точностью и выразительностью. В педагогике этот термин используется для обозначения методов и приемов формирования у детей способности к точному соблюдению ритмической структуры музыки.
Как можно развить ритмическое чувство у дошкольников через движение под музыку?
Развитие ритмического чувства у дошкольников может происходить через движение под музыку. Этот метод позволяет детям ощутить ритмическую структуру музыки не только слушая, но и активно участвуя в движении. Педагог может использовать различные упражнения и игры, которые требуют от детей синхронизировать свои движения с ритмом музыки. Такие занятия способствуют развитию координации, внимания и музыкальной чувствительности у детей.
Какие программы по музыкальному образованию для дошкольников способствуют развитию чувства ритма?
Существует много программ по музыкальному образованию для дошкольников, которые акцентируют внимание на развитии чувства ритма. Например, программа, основанная на методе Д.К. Ушинского, включает в себя специальные упражнения и игры, направленные на формирование ритмического чувства у детей. Также программа О.А. Орфа предлагает различные музыкально-ритмические игры, которые помогают развивать чувство ритма у дошкольников.
Какая особенность у программы по музыкальному образованию для дошкольников в аспекте развития чувства ритма?
Одной из особенностей программы по музыкальному образованию для дошкольников в аспекте развития чувства ритма является ее универсальность. Программа отлично дополняется другими методиками и учитывает разные потребности и возможности детей. Также ей отводится важное место музыкальным движениям, которые способствуют формированию и развитию ритмического чувства у дошкольников.
Что такое чувство ритма в педагогике музыкального образования?
Чувство ритма в педагогике музыкального образования - это способность воспринимать, ощущать и интерпретировать ритмические элементы в музыке. Оно включает понимание и исполнение ритмических фигур, умение следовать темпу и ритму музыкального произведения, а также способность самостоятельно создавать и импровизировать ритмические паттерны.
Как развивать ритмическое чувство у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях?
На музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста можно развивать ритмическое чувство с помощью различных методик и игр. Например, можно использовать музыкальные инструменты, чтобы дети могли исполнять простые ритмические рисунки или повторять ритмические последовательности. Они также могут двигаться под музыку, повторяя ритмические движения. Важно предоставить детям возможность экспериментировать и творчески подходить к созданию своих собственных ритмических композиций.
Как анализировать программы по музыкальному образованию дошкольников с точки зрения развития чувства ритма?
Для анализа программ по музыкальному образованию дошкольников в аспекте развития чувства ритма можно использовать следующие критерии. Вначале, нужно оценить, включает ли программа достаточное количество музыкальных заданий, направленных на развитие ритмического чувства. Также важно обратить внимание на разнообразие ритмических упражнений, предлагаемых в программе. Дополнительно, нужно учитывать, насколько эффективно программа использует музыкальные инструменты и движение под музыку для развития ритмического чувства.
Какая методика помогает развить чувство ритма в профессиональном образовании в сфере музыки?
В профессиональном образовании в сфере музыки одной из эффективных методик развития чувства ритма является использование музыкальных движений. Эта методика предполагает обучение студентов исполнять ритмические фигуры и двигаться в соответствии с музыкальным ритмом. Она помогает студентам расширить свою музыкальную память, развить синхронизацию движений с музыкой и улучшить музыкальное восприятие.