Профессиональный психофизиологический отбор и обучение операторов
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 12.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие о профессиональном отборе 4
2 Принципы и методы отбора 9
2.1 Метод беседы 10
2.2 Метод наблюдения 11
3. Обучение операторов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Главное в обучении – это активность самих учащихся.
Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от знания системы, находящейся в его распоряжении, но и от точности и своевременности выполняемых им действий.
Действия, несущие в себе определенную степень совершенства, выполняются легко, быстро и экономично, с максимально возможным результатом и в то же время с наименьшим напряжением. Как бы на автомате это называется мастерством в психологии. Основным средством их формирования является упражнение.
В психологии выделяют три основных типа навыков. Сенсорные – перцептивные (перцептивные навыки), моторные (моторные навыки) и интеллектуальные (навыки решения задач). Процесс формирования навыков имеет много общих элементов.
Первый – объединение нескольких базовых движений в единое целое. Сочетание элементов действия в общей формации основано на открытых И. П. Павловым закономерностях образования височных нервных связей.
Особая форма навыка, включающая в себя эту функцию, представляет собой сочетание нескольких различных действий во времени (например, манипулирование элементами управления и одновременное наблюдение).
Второй особенностью является постепенное устранение лишних движений и снижение напряжения.
Третья особенность – смещение акцента с процесса на результат. В начале практики внимание обычно направляется на собственные действия, а затем на результат объекта.
Четвертая характеристика – модуляция темпа выполняемых действий. Его темп позволяет тем, у кого есть навыки, работать долгие часы без усталости.
Пятая особенность – большое количество возможностей для произвольного изменения скорости работы.
В процессе формирования навыков наблюдаются следующие основные этапы:
1. Начальный этап приобретения знаний о структуре действия, средствах и условиях работы;
2. Аналитический этап – этап освоения отдельных элементов действия;
3. Стадия синтеза, на которой элементы объединяются в одно целое;
4. Модификация и «автоматизация» действий. Это позволяет вам переключать внимание с процесса на результат и регулировать скорость работы по своему усмотрению.
Используется производственная система. Он предусматривает следующие меры воспитательного воздействия:
а) устные инструкции;
б) указание на правильные рабочие действия;
в) подтверждение результатов. Ключевым моментом в обучении является контроль не только результата, но и направления приобретения навыка.
Соответствующие меры также были выбраны на основании данных о трудностях в приобретении навыков:
а) упражнения тренировочного характера, которые применяют в тех случаях, когда учащийся затрудняется в освоении требуемого ритма и концентрации внимания;
б) образовательные упражнения, основанные на том, что учащиеся явно не выполняют или пропускают действия, указанные в инструкциях;
в) использование экстренной информации с помощью специальных устройств-информаторов – если учащиеся затрудняются анализировать сигналы обратной связи, которые они получают в процессе работы.
г) психологически обоснованная инструктаж;
д) различные виды письменных инструктажей применяют, когда учащиеся затрудняются спланировать последовательность рабочих действий при выполнении сложных манипуляций.
Навыки, формируемые операторами, не являются независимыми друг от друга. Они взаимодействуют. Изучение взаимодействия навыков особенно важно, когда оператор, освоивший одну технику, начинает осваивать другую.
Способность человека к труду формируется на основе знаний и умений, связанных с определенными видами деятельности.
Важнейшее значение для любого вида деятельности имеет способность работника к самостоятельному планированию. План действий оператора должен включать прогнозирование хода управляемого процесса и оценку вероятности наступления тех или иных событий. Умению планировать свою деятельность можно и нужно научить каждого оператора. Это часть культуры труда Большое значение в процессе подготовки к сложной деятельности имеет формирование у оператора умения произвольно корректировать свои условия. Эксперименты показали, что при определенных условиях человек может научиться регулировать пульс, кровяное давление, мышечный тонус и другие физиологические функции.
При подготовке операторов также необходимо формировать определенную систему качеств, таких как эмоциональная устойчивость, самоконтроль. Организация образования также должна учитывать индивидуальные особенности каждого человека.
Под стилем индивидуальной деятельности понимается система приемов, связанных с типологическими признаками. Таким образом, человек с неактивной нервной системой склонен торчать, пока начатая работа не будет завершена.
В формировании стиля деятельности человека возникают два взаимосвязанных принципа. Один состоит в том, чтобы в полной мере использовать возможности, связанные с типовыми характеристиками нервной системы. Другой способ — компенсировать особенности, которые могут быть нежелательными для определенных видов деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор адаптивной стратегии определяется степенью пластичности нервной системы. Индивиды с низким уровнем выраженности таких характеристик нейродинамического процесса, как неустойчивость и подвижность, адаптируются к социальной среде прежде всего за счет аффективно-волевой составляющей их личности. У людей с высокой пластичностью адаптация происходит в основном за счет коммуникативных особенностей личности и рационального поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. 2. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972. 3. Рытов М. Ю., Спасенников В. В. Теоретико-прикладные вопросы отбора и подготовки операторов человеко-машинных комплексов в отечественной эргономике // Эргодизайн. 2020. №4 (10). 4. Башкина О.Е. Психологические аспекты профотбора в режимных видах деятельности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10). 5. Бухтияров И.В., Жбанкова О.В., Юшкова О.И., Гусев В.Б. Новые психофизиологические подходы, применяемые при профотборе кандидатов в опасные профессии // Мед. труда и пром. экол.. 2019. №3.
2
Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972.
Рытов М. Ю., Спасенников В. В. Теоретико-прикладные вопросы отбора и подготовки операторов человеко-машинных комплексов в отечественной эргономике // Эргодизайн. 2020. №4 (10).
Башкина О.Е. Психологические аспекты профотбора в режимных видах деятельности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10).
Бухтияров И.В., Жбанкова О.В., Юшкова О.И., Гусев В.Б. Новые психофизиологические подходы, применяемые при профотборе кандидатов в опасные профессии // Мед. труда и пром. экол.. 2019. №3.
Вопрос-ответ:
Какие принципы и методы используются в профессиональном отборе?
В профессиональном отборе используются такие принципы, как обоснованность, целесообразность, системность и непредвзятость. Кроме того, применяются методы беседы, наблюдения и другие, направленные на выявление психофизиологических особенностей кандидатов.
Какой метод используется в профессиональном отборе для выявления психофизиологических особенностей кандидатов?
Для выявления психофизиологических особенностей кандидатов используется метод беседы. При помощи этого метода эксперт собирает информацию о личности кандидата, его мотивации, стремлениях, эмоциональной устойчивости и других психологических характеристиках.
Чему зависит эффективность и надежность действий оператора?
Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от знания системы, но и от точности и своевременности выполняемых им действий. Важными факторами являются также психофизиологические особенности оператора, его способности к концентрации внимания, скорости реакции и уровню устойчивости к стрессу.
Что является главным в обучении операторов?
В обучении операторов главное значение имеет активность самих учащихся. Они должны принимать активное участие в учебном процессе, осуществлять практические задания, развивать свои навыки и способности. Это позволяет достичь более высокой эффективности и надежности в исполнении операторских действий.
Какие действия несут в себе определенную степень совершенства?
Действия, несущие в себе определенную степень совершенства, включают точность и своевременность. Чем более точно и своевременно выполняются действия оператора, тем более эффективными и надежными будут его действия в целом. Поэтому важно обращать особое внимание на эти аспекты при обучении операторов.
Какие методы используются при профессиональном психофизиологическом отборе и обучении операторов?
При профессиональном психофизиологическом отборе и обучении операторов используются такие методы, как метод беседы и метод наблюдения.
Какой принцип основан на профессиональном отборе операторов?
Профессиональный отбор операторов основан на принципе, что эффективность и надежность действий оператора зависят не только от его знания системы, но и от точности и своевременности выполнения действий.
Что является главным в обучении операторов?
Главным в обучении операторов является активность самих учащихся. Эффективность и надежность их действий зависят от точности и своевременности выполнения действий.
Какие принципы и методы используются при отборе операторов?
При отборе операторов используются такие принципы и методы, как метод беседы и метод наблюдения.
От чего зависит эффективность и надежность действий оператора?
Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от его знания системы, но и от точности и своевременности выполнения действий.