Специфика установления цен по географическому признаку
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН 9
1.1 Понятие сущности цены 9
1.2 Функции цены 12
1.3 Основные подходы к формированию цены 13
2 СПЕЦИФИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ 21
2.1 Географическая сегментация рынка в маркетинге 21
2.2 Географический подход к ценообразованию 23
2.3 Особенности учета транспортной составляющей в цене товара 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
установление зональных цен (суть этого способа состоит в определении единой цены на продукт только в нескольких вариациях, например 1-4, в зависимости от зоны, при этом все районы куда в принципе возможна доставка поделены в соответствием с этими зонами, как можно понять стоимость товара становиться выше в зависимости от расположения зоны и ее удаленности от производственной площадки. Например компания «Дроу» может выделить 3 зоны с разной стоимостью товара: восточную, среднезападную и западную, соответственно наценка на логистику будет $10, $15 и $25. В этом случае товар компании становиться более конкурентноспособным для части покупателей а для части может показаться, что они переплачивают, находясь на границе одной из зон.установление цен применительно к базисному пункту (суть этого способа в том, что заказчик устанавливает некоторые базисные пункты, например это могут быть несколько крупных городов и устанавливает цену доставки, но относительно отдаления клиента от выбраных городов при этом цена товара остается одинаковой для всех клиентов на всех базисных пунктах в размере $100. То есть номинально склад компании «Дроу» находиться в Атланте, но заказчик, сделав заказ в Чикаго, будет оплачивать стоимость доставки от базисного пункта в Чикаго, это значит, что заказчик из Атланты по итогу оплатит стоимость транспортных расходов заказчика из Чикаго).Этот методо выгоден для торговли в регионах так как есть возможность зайти на рынок с конкурентной ценой и снизить стоимость для региональных заказчиков.Наиболее популярна такая стратегия у продавцов сахара, цемента, автомобилей и т.д., при использовании данного метода выгоднее выбивать несколько базисных центров.установление цен с принятием на себя расходов по доставке (суть этого способа в несении продавцом частичных или полных расходов на транспортные услуги, рассчмтывая при этом приобрести постоянных клиентов и лояльность у них, покрыть расходы в таком случае можно за счет увеличения количества продаж и производства. Этот метод как правило используют для проникновения на на новые рынки и при обостряющейся конкуренции.2.3 Особенности учета транспортной составляющей в цене товараЕще одной статьей расходов при формировании цены товара является статья расходов на транспортные и экспедиторские услуги, которые как и любой вид деятельности имеют свои затраты, а значит должны быть обязательно учтены в цене товара еще на этапе заключения договора и определения условий поставки товара. Тем более, что география России достаточно обширна и планирование распределения товара до пункта продажи должно быть рассчитано еще на этапе бизнес плана и коммерческого обоснования нормы прибыли.Затраты на распределение товара включают несколько факторов влияния, но основными являются расходы на стадия транспортировки груза (товара), так называемое транспортирование и чем удаленнее регион, тем более должно быть уделено внимание рассчету данных издержек и согласованию балланса к требованиям заказчика в данном вопросе, а также самой возможностью выполнения этих требований исполнителем услуг.Выделяют следующие факторы, влияющие на величину издержек:характер и количество груза;готовность груза к отправке;повреждаемость (хрупкость) груза;ценность товара;транспортабельность груза;уровень конкуренции транспортных компаний в регионе;используемые транспортные средства;накладные расходы;стоимость страховки;наличие обратной загрузки;географические условия.Примерная структура издержек физического распределения приведена в таблице 5.Таблица 5 Структура издержек физического распределенияЗатратыДоля в общих затратах, %Транспортирование46Складирование26Административные расходы4Упаковывание1Получение и отгрузка товаров6Поддержание запасов10Прочее4Как правило все логистические затраты берет на себя поставщик, поэтому необходимо четко прописать данные условия в договоре между поставщиком и заказчиком, особое внимание обращают на следуюшие стадии:прогнозирование;обработка заказа;управление запасами;хранение на складе и обслуживание запасов.Важность правильного рассчета логистической составляющей обусловлена тем, что вместе с производством она занимает примерно 1/3 цены конечного продукта.Затраты на обслуживание транспортировки товара складываются из нескольких элементов, их перечень и доля в общих затратах на товародвижение представлены в таблице 6.В свою очередь величина транспортной составляющей зависит от следующих основных факторов:общеэкономические факторы (включают инфляцию, конъюнктуру рынка товаров и рынка услуг, степень внедрения инноваций, нестабильности цен на энергоресурсы и т.п.);географические регионы товарообмена (зависят от длительности и сложности маршрута, чем сложнее схема доставки тем дороже стоимость), для России характерны большие расстояния и длятельная протяженность територии, что обязательно необходимо учесть в первую очередь;транспортные тарифы (зависят от конкуренции специализированных транспортных компаний и сложности маршрута);тарифы на транспортно-экспедиторскую услугу (как правило, тесно связаны с транспортнымитарифами);качество транспортной услуги (определяется параметрами заказа и включает такие показатели как скорость, регулярность, сохранность, надежность и т.д.);транспортная инфраструктура (определяет наличие альтрнативных вариантов доставки и количества компаний, оказываюших логистические услуги, наличие вариантов по цене);характеристики груза (количество, готовность к отправке, повреждаемость, ценность, транспортабельность);характеристики условий перевозки (в основном это климатические условия, они могут непосредственно влиять на транспортные тарифы);прочие, в том числе накладные, расходы, стоимость страхования и другие ценовые факторы.Таблица 6 Структура затрат на обслуживание товародвиженияЗатратыДоля в общих затратах, %Расходы на транспортирование59Расходы на хранение12Административные расходы4Прочие расходы25Качество транспортной услуги и транспортная инфраструктура оказывают двоякое действие на величину транспортной составляющей.С повышением качества сервиса и усложнением инфраструктуры товародвижения расходы на доставку увеличиваются, поскольку каждый участник процесса должен компенсировать свои затраты на обеспечение качества и инвестиции. В то же время, хотя низкий уровень сервиса и неразвитая инфраструктура снижают расходы на доставку товара, такая ситуация может привести к нарушению сроков, существенным потерям в количестве и качестве товаров и других параметров поставок и иметь серьезные экономические последствия для продавцами покупателя товара.Определения ценовых факторов, влияющих на величину транспортной составляющей, раскрыты в таблице 7:Таблица 7 Ценовые факторы транспортной составляющейФакторОпределениеИзбранная единица измерения ценыКоличественные характеристики, предъявляемой к доставке партии груза: количество, масса, объем, состав грузовой единицы и т.п.Базис ценыСтоимость оговоренного комплекса операций (с учетом или без учета перевозки)Валюта цены товараСоотношение валюты ставок транспортно - экспедиционной операции, перевозки и цены товара для учета возможных изменений валют и создания резерваСпособ фиксации ценыИспользуемая в расчетах ставка цены: твердая, с последующей фиксацией в процессе исполнения договора, подвижная цена, скользящая ценаУровень ценЗаявленные или расчетные цены, принимаемые за основу при расчетах величины транспортной составляющейЕсть некоторые не очевидные факторы, влияющие на формирование конечной стоимости логистических услуг, например, в случае срочной поставки, при этом договор предвариельно может быть составлен таким образом, что с большой долей вероятности предполагается изменение сроков поставки со стороны заказчика и тогда цена в договоре не является фиксированной а перед экспедитором ставятся задачи предусмотреть дополнительные маршруты и разные сроки в договоре.В таблице 8 приведен пример изменения величины транспортной составляющей в зависимости от используемого при доставке товара вида транспорта.Таблица 8 Структура себестоимости доставки промышленного оборудования различными видами транспорта РасходыЖелезнодорожный транспортВнутренний водный и морской транспортВоздушный транспортТариф204104190,04Страхование12,2412,247,14Простой и прочие расходы19,2--Агентские расходы7,567,567,56Портовые сборы-47,46-Таможенные расходы6,965,7618Тара и упаковка97,14157,1428,02Всего347,1334,16251,36Для покупателя одним из определяющих величину транспортной составляющей факторов в цене товара является выбранное при заключении договора базисное условие поставки, которое определяет обязанности и ответственность между продавцом и покупателем товара и состав расходов по доставке товара, которые понесет каждый участник сделки.В цену товара (в транспортную составляющую цены товара) включаются все расходы по доставке, которые несет продавец.При базисном условии поставки, все затраты, связанные с доставкой товара, несет покупатель, и в состав транспортной составляющей могут входить только расходы по подготовке товара к отгрузке, среди которых можно выделить затраты:на подготовку товара к транспортированию, проверку его качества и количества;упаковку;транспортную маркировку;формирование пакета и укладку его на поддон и (или) в контейнер;оплату погрузки товара.При базисном условии поставки в цену товара включаются расходы, связанные с движением груза в стране продавца к месту погрузки и погрузкой на магистральный вид транспорта для выполнения основной перевозки: оплата перевозки до магистрального вида транспорта; расходы, связанные с временным хранением груза; оплата расходов по погрузке товара на транспортное средство магистрального вида транспорта.Наибольшая величина транспортной составляющей, учитывающей все расходы по доставке товара покупателю, в том числе оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы, формируется при базисном условии поставки - доставлено с оплатой пошлины. В состав расходов при поставках на этих условиях дополнительно к затратамвходят следующие затраты:на транспортирование со склада отправителя в пункт передачи второму перевозчику;оплата всех дальнейших перегрузок, хранений и перевозок,осуществляемых другими перевозчиками и терминалами;аренда транспортного оборудования (контейнеры и т.п.);на выгрузку груза из контейнера или из ТС в пункте назначения;платежи за ТЭО, в том числе при сдаче товара покупателю;на страхование и таможенное оформление.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании изученной информации можно сделать вывод, что географический признак в общей специфике установления цен может сыграть действительно важную роль и в значительной степени внести изменения в цену товара или услуги в соответствии с географическим расположением места его продажи.На примере компании по производству бумаги «Дроу»пришли к выводу, что наиболее ощутимую рольв формировании стоимости относительно географического признака сыграет транспортная составляющая, формирование цены здесь будет напрямую зависеть от географии поставки в том числе будет учтена как транспортная доступность так и наличие конкурентов в регионе. В результате проведенных исследований удалось выяснить, что, при прочих равных в формировании стоимости единицы товара, себестоимость доставки, например, промышленного оборудования железнодорожным транспортом будет наиболее высокой, в сравнении с морским и воздушным транспортом, а суммарные расходы на транспортирование составят 59% от доли в общих затратах в структуре затрат на обслуживание товародвижения и 46% от доли в общих затратах в структуре издержек физического распределения.Таким образом, применяя основные подходы к установлению цены, крайне необходимо учитывать географический признак, в особенности с точки зрения транспорной доступности так как этот признак способен повлиять более, чем на 50% общей установленной стоимости товара.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБаздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 332 с. Васюхин О.В. Основы ценообразования: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 1999. – 79 с. Панкрухин А. П. // Журнал Практический маркетинг - 2011. – №9.Маховикова Г.А. Ценообразование: практикум / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н.Ю. Пузыня. – М.: - Эксмо, 2008. – 304 с.Просветов Г.И. Цены и ценообразование: задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 188 с. Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 304 с. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Слепова. – Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 152 с. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с. Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие. – М.: - Финансы и статистика, 2004. – 480 с. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия (метод. пособие). – М.: ИНФРА-М, 1995. – 224Ефимова С.А., Плотников А.В. Цены и ценообразование. – М.: Омега-Л, 2012. – 190 с.Завьялов Ф.Н. Практическое ценообразование. – Ярославль: Яросл. гос. у-нт, 1998. – 143 с.Лазурин Е.А. Современные стратегические аспекты ценовой политики предприятий в условиях ранка / В сборнике: Вызовы современности и их научная рефлексия. сборник научных трудов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). – Ярославль: МУБиНТ, 2008. - С. 107-111.Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. - М.: Магистр, 2009. – 527 с.Цены и ценообразование: учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2007. – 360 с.Цены и ценообразование: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2008. – 480 сЦенообразование на предприятии: теория и методология, том 1: монография / кол авторов; под научн. ред. В.А. Кваши. - Ярославль, Канцлер, 2019. – 242 с.Ценообразование на предприятии: теория и методология, том 2: монография / кол авторов; под научн. ред. В.А. Кваши. - Ярославль, Канцлер, 2019. – 240 с.Официальный сайт «Бібліотека Букліб працює за підтримки агентства Magistr.ua». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://buklib.net/books/28058/Дерябин А. А. Проблема территориальной дифференциации цен на продукцию сырьевых отраслей // Учет природно-географического фактора в ценообразовании. М. Ин-т экономики АН СССР, 1973. С. 1—23.Энциклопедия по экономике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy-ru.info/info/78460/. Андрійчук В. Г. Підручник. — 2-ге вид., доп. і перероблене. / В. Г. Андрійчук. — К.: КНЕУ, 2002. — 624 с.Wendell R. Smith Product Differentiation and Market Segmentation as Alternative Marketing Strategies // Journal of Marketing. – July 1956. – 20 (3). – pp. 3-8Pierre Martineau Social Classes and Spending Behavior // Journal of Marketing. – October 1958. – pp. 121-130.Koponen A. “Personality characteristics of purchasers”. Advertising Research, Vol 1, 1960, 6-12).
2. Васюхин О.В. Основы ценообразования: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 1999. – 79 с.
3. Панкрухин А. П. // Журнал Практический маркетинг - 2011. – №9.
4. Маховикова Г.А. Ценообразование: практикум / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н.Ю. Пузыня. – М.: - Эксмо, 2008. – 304 с.
5. Просветов Г.И. Цены и ценообразование: задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 188 с.
6. Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 304 с.
7. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Слепова. – Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 152 с.
8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с.
9. Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие. – М.: - Финансы и статистика, 2004. – 480 с.
10. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия (метод. пособие). – М.: ИНФРА-М, 1995. – 224
11. Ефимова С.А., Плотников А.В. Цены и ценообразование. – М.: Омега-Л, 2012. – 190 с.
12. Завьялов Ф.Н. Практическое ценообразование. – Ярославль: Яросл. гос. у-нт, 1998. – 143 с.
13. Лазурин Е.А. Современные стратегические аспекты ценовой политики предприятий в условиях ранка / В сборнике: Вызовы современности и их научная рефлексия. сборник научных трудов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). – Ярославль: МУБиНТ, 2008. - С. 107-111.
14. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. - М.: Магистр, 2009. – 527 с.
15. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2007. – 360 с.
16. Цены и ценообразование: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2008. – 480 с
17. Ценообразование на предприятии: теория и методология, том 1: монография / кол авторов; под научн. ред. В.А. Кваши. - Ярославль, Канцлер, 2019. – 242 с.
18. Ценообразование на предприятии: теория и методология, том 2: монография / кол авторов; под научн. ред. В.А. Кваши. - Ярославль, Канцлер, 2019. – 240 с.
19. Официальный сайт «Бібліотека Букліб працює за підтримки агентства Magistr.ua». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://buklib.net/books/28058/
20. Дерябин А. А. Проблема территориальной дифференциации цен на продукцию сырьевых отраслей // Учет природно-географического фактора в ценообразовании. М. Ин-т экономики АН СССР, 1973. С. 1—23.
21. Энциклопедия по экономике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy-ru.info/info/78460/.
22. Андрійчук В. Г. Підручник. — 2-ге вид., доп. і перероблене. / В. Г. Андрійчук. — К.: КНЕУ, 2002. — 624 с.
23. Wendell R. Smith Product Differentiation and Market Segmentation as Alternative Marketing Strategies // Journal of Marketing. – July 1956. – 20 (3). – pp. 3-8
24. Pierre Martineau Social Classes and Spending Behavior // Journal of Marketing. – October 1958. – pp. 121-130.
25. Koponen A. “Personality characteristics of purchasers”. Advertising Research, Vol 1, 1960, 6-12).
Вопрос-ответ:
Какое понятие включает в себя сущность цены?
Сущность цены включает в себя стоимость товара или услуги, а также дополнительные факторы, влияющие на ее формирование, такие как спрос и предложение на рынке, конкуренция, затраты на производство и транспортировку товара.
Какие функции выполняет цена?
Цена выполняет несколько функций: индикативную, информационную, регулирующую, стимулирующую и распределительную. Она позволяет определить стоимость товара, передать информацию о качестве и доступности товара, регулировать спрос и предложение на рынке, стимулировать покупателей к покупке и распределить доходы между участниками рынка.
Какие основные подходы существуют к формированию цены?
Основными подходами к формированию цены являются затратный подход, спросовой подход и конкурентный подход. Затратный подход основывается на затратах на производство и транспортировку товара. Спросовой подход учитывает спрос и предложение на рынке. Конкурентный подход основывается на ценах конкурентов и сопоставлении своей цены с ними.
Что такое географическая сегментация рынка в маркетинге?
Географическая сегментация рынка в маркетинге - это разделение рынка на сегменты на основе географических признаков, таких как местонахождение, климат, демографические и социально-экономические характеристики региона. Это позволяет более точно определить ценообразование и маркетинговые стратегии для каждого сегмента.
Каким образом учитывается транспортная составляющая в цене товара?
Транспортная составляющая в цене товара учитывается путем включения затрат на транспортировку товара из места его производства в место реализации. Это может включать затраты на транспортные услуги, топливо, упаковку, страхование и другие издержки, связанные с доставкой товара.
Какое понятие лежит в основе установления цены?
Основой для установления цены является понятие сущности цены. Цена представляет собой денежную сумму, которую покупатель готов заплатить за товар или услугу. Она является эквивалентом стоимости товара и выступает в качестве основы для обмена между продавцом и покупателем.
Какие функции выполняет цена?
Цена выполняет несколько функций. Во-первых, она является сигналом для потребителей о стоимости товара и способствует принятию решения о покупке. Во-вторых, цена позволяет ориентироваться производителям на рынке и определять объемы производства. В-третьих, цена также имеет функцию распределения доходов между различными участниками экономической системы.
Какие подходы существуют к формированию цены?
Существуют различные подходы к формированию цены. Один из них - это стоимостной подход, который основывается на определении затрат на производство и добавлении к ним желаемой прибыли. Другой подход - это конкурентный подход, при котором цена формируется исходя из цен конкурентов на рынке. Также существует потребительский подход, при котором цена определяется исходя из спроса и готовности покупателей заплатить.
Что такое географическая сегментация рынка в маркетинге?
Географическая сегментация рынка в маркетинге предполагает разделение рынка на различные географические области, такие как страны, регионы, города и т. д. Это позволяет учитывать особенности и потребности потребителей в конкретной географической области и адаптировать цены под эти условия. Например, цены могут отличаться в разных странах из-за разницы в уровне жизни и платежеспособности потребителей.
Какие особенности учета транспортной составляющей в цене товара?
Учет транспортной составляющей в цене товара включает принятие во внимание расходов на транспортировку товара от места производства до места реализации. Это включает в себя расходы на топливо, оплату транспортных услуг, аренду складов и т. д. Особенности учета транспортной составляющей зависят от дальности и видов транспорта, а также от наличия или отсутствия таможенных пошлин и барьеров.
Какова сущность цены?
Сущность цены в экономике заключается в том, что она представляет собой денежную стоимость товара или услуги, которую покупатель готов заплатить, а продавец готов принять в обмен.
Какие функции исполняет цена?
Цена выполняет несколько функций. Она может служить сигналом для потребителей о качестве товара, уровне его редкости и престижности. Цена также может регулировать спрос и предложение в определенном рыночном сегменте. Кроме того, цена имеет функцию распределения доходов между производителями и потребителями.