Страны Востока в Средневековье: своеобразие политической истории

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 27 27 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 17.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Средневековые арабо-исламские восточные государства 5
1.1.Характеристика этапов развития средневекового арабского Востока: Арабский халифат 5
1.2.Формы государственности на Арабском Востоке 11
Глава 2.Обзор политического развития восточных государств в эпоху Средневековья 14
2.1. Индия и Япония в эпоху Средних веков 14
2.2.Средневековый Китай 20
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Фрагмент для ознакомления

К примеру, в VIII в. в танском Китае военные губернаторы фактически стали местными правителями. Стоит заметить, что основа процветания централизованной империи в Китае была заложена императорами династии Тан (618-907 гг.). Система государственного управления в Танской империи была сложной, но стройной. Её главой был император. При императоре существовал Государственный совет, куда входили самые видные сановники. Бразды правления находились в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ.Данная модель управления является классической, она существовала в Китае столетиями. Наиболее многоаспектное воплощение эта модель обретет в минском Китае, после того, как будет ликвидировано монгольское господство (1368-1644 гг.). У императора имелась высшая законодательная и судебная власть. Трон наследовал старший сын императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в управлении государством. Также постепенно происходило усложнение специального иерархически организованного центрального аппарата чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов.Великая династия Мин воцарилась в Китае после того, как Китай отделился от империи монголов Юань с 1368 года по 1644 год. В результате восстания Ли Цзычэна, часть страны оставалась под контролем лояльного к династии Мин режима (Южная Мин) до 1662 года.В целом, эпоха династии Мин полна как больших достижений, так и многих провалов в области внутренней и внешней политики. Тем не менее, следует сказать о создании постоянной армии и флота в империи Мин, росте государственного сектора земельных владений. Экономика империи была основана на надельной системе, несмотря на то, что ее установление носило формальный характер. Система управления была жестко централизирована, императоры династии Мин уделяли повышенное внимание регламентации всех сфер жизни граждан империи.Правление первых двух императоров династии Мин - Чжу Юаньчжана и его сына Чжу Ди — можно оценить как крайне удачное, однако постепенно, государственный аппарат империи начал ослабевать, в начале 17 века в государстве начался сильнейший кризис. Последующие императоры позволили империи скатиться в пропасть коррупции и анархии. Следует сказать о том, что в эпоху династии Мин произошло усиление власти евнухов и придворных. Впрочем, об этом еще будет сказано далее.Кризисные явления затронули все аспекты политической и экономической жизни. А тотальная приватизация земель привела к фактической ликвидации государственного земельного сектора. Что касается внешней политики, то последние императоры отдавали предпочтение политике самоизоляции. В это время на северо-восточных окраинах Китая возникло молодое, но сильное государство маньчжуров под властью клана Нурхаци. Воспользовавшись крестьянским восстанием Ли Цзычэна, они захватили Пекин и присоединили Китай к маньчжурской империи Цин.После падения столицы и смерти императора Чжу Юцзяня, покончившего жизнь самоубийством, властители оставшихся под контролем Мин Нанкина, Фуцзяня, Гуандуна, Шаньси и Юньнаня так и не смогли скоординировать свои действия и к 1662 году один за другим пали под натиском маньчжуров. Один из главнокомандующих Южной Мин, Чжэн Чэнгун, сознавая бесперспективность борьбы против маньчжуров на материке, решил оставить материк (сохранив за собой две базы — Сямэнь и Цзиньмэнь), изгнать голландцев с Тайваня и превратить этот остров в основную базу войны против завоевателей. Формально Тайвань стал считаться частью империи Мин, но после казни последнего законного минского императора Чжу Юлана Чжэн не хотел больше никого признавать в качестве монарха. Так возник редко встречающийся в мировой истории курьёз — «монархия без монарха»; вся реальная власть на острове принадлежала «главнокомандующему-усмирителю» Чжэн Чэнгуну, фактически основавшему новую династию. Чжэны правили Тайванем и воевали с маньчжурами под флагом империи Мин ещё двадцать лет.Таким образом, династия Мин была основана в 1368 г. Чжу Юаньчжаном. Он не был представителем «шэньши» и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался осуществить. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. Эпоха династии Мин ознаменовалась достаточно жестоким отношением к придворным. В частности, высокопоставленных чиновников наказывали палками, жестоко казнили. Речь идет, таким образом, об установлении истинно деспотического режима. Несомненно и то, что сохранение деспотического режима возможно только при очень сильном и энергичном императоре. Как только правители перестали интересоваться политикой, увлекшись роскошью придворной жизни, евнухи захватили властную инициативу в свои руки. Это приводило к постоянным схваткам между чиновничеством и евнухами, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань. Эпоха Минской династии ознаменовалась также и деятельностью известного политика Чжан Цзюйчжэна. Им была проведена реформа, направленная на преодоление противоречий в империи, сохранение императорской власти. С этой целью были упорядочены методы управления, предприняты меры для развития сельского хозяйства, облегчения положения крестьянства. Реформы дали результат. Начался рост сельского хозяйства, стала развиваться текстильная промышленность, было налажено производство фарфора. Железодобывающая промышленность, бумажное производство и судостроительная промышленность тоже динамично развивались. Расширился внешний обмен в области экономики и культуры. При династии Мин быстро развивалось товарное хозяйство. Появились первые ростки капитализма. В начале династии Мин Чжу Юаньчжан уменьшил налоги. Он также привлек людей к возделыванию новых видов сельскохозяйственных культур, например, табак, томаты, кукурузу и арахис, заведенные из других стран в Китай. В текстильной промышленности появились мануфактуры, в которых имелось более 10 ткацких станков, и наемные рабочие. Все это свидетельствует о ростках капитализма в Китае. При династии Мин увеличилось производство разнообразных товаров. Были созданы коммерческие центры в местах, которые имели удобное сообщение. Появились процветающие города, такие как Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.Тем не менее, все эти достижения не смогли остановить кризис минской династии. В поздний период правления династии Мин произошла, как уже отмечалось ранее, концентрация земель. Экономический и политический кризис стал причиной падения династии Мин и создания маньчжурской империи.На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что средневековые восточные государства имели некоторые общие черты в аспекте политического развития: отсутствие развитых феодальных отношений (по сравнению со странами Европы), тенденции к деспотии в организации политического административного аппарата, выраженный консерватизм социально-политического развития государств в целом, фактор сильного религиозного влияния. ЗаключениеНа протяжении длительного периода времени процесс политического развития стран арабского Востока проходило под влиянием ислама. В частности, до начала XIX в. социально-экономические условия существования мусульманского мира менялись очень медленно, поэтому шариат, несмотря на застывшую архаичность его догматов, вполне соответствовал им. Однако с упадком Османской империи на Ближнем Востоке усилилось политическое влияние западноевропейских государств. Лидеры мусульманского мира осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с западными странами, необходима модернизация государственного управления и права.Своеобразие государства Арабского халифата и других государств мусульманского мира также было непосредственно связано с их ригидной, универсальной религией — исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого Аллаха, нашедшей выражение в Коране: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его". Ислам определял в мусульманском мире и характер социальной структуры, и государственных учреждений, и правовых институтов, и морали — всю духовную сферу мусульман. Так, религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала особая социальная структура, характеризующаяся определенной обезличенностью господствующего класса, отсутствием системы наследственно передаваемых титулов и привилегий, избранности и пр. Здесь были все равны, а скорее в равной степени бесправны перед теократическим государством, его главой — халифом, султаном.В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскую власть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликта между духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против него нельзя было выступить ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельным положениям, не потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, а потому, что это значило противопоставить, исключить себя из мусульманского общества.Далее мы рассмотрели особенности политического развития средневековой Индии, Японии, Китая. В Японии средневековый период ознаменовался становлением сегуната. Что же касается Индии, то здесь средневековое государство достигает пика своего развития в эпоху Великих Моголов. Могольская империя – это этап возвышения средневековой Индии. Могольская империя смогла подчинить себе значительную часть раздробленной и ослабленной Южной Индии, о которой речь шла ранее.Государственная система управления Китая на протяжении длительного времени претерпевала лишь незначительные изменения. Классической для Китая являлась государственная система, характерная для Танской империи, в которой присутствовала сильная и практически безграничная власть императора. В последние века до н.э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э. - III в. н.э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась здесь вплоть до начала XX в.Список использованных источников и литературыАлаев, Л.Б. Типология индийской общины/Л.Б. Алаев // Народы Азии и Африки. – 1971. - № 5. - с. 63 – 76.Байкова, Л.И. Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Байкова Лилия Ильдаровна. - Уфа, 2004. - 155 c.Беляев, Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6132266/ (Дата обращения 15.02.2023)Васильев, Л.С. Средневековый Восток /Л.С. Васильев. – М.: Ломоносов, 2019. – 232 с.Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml (Дата обращения 15.02.2023)Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/193063?ysclid=le5h8m79qm728455326 (Дата обращения 15.02.2023)Маюров, Н.П. Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-religioznye-pravovye-semi-v-stranah-sovremennogo-mira (дата обращения 15.02.2023) Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн / Под редакцией Шан Юэ. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 579 с.Пашков, Р. В. Исламское государственное право в двух томах. Том 1. /Р.В. Пашков. — М. : Издательство Русайнс, 2017. – 310 с.Сафронов, Б. В. Азиатско-тихоокеанский регион: история и развитие : учебное пособие для вузов / Б. В. Сафронов. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 266 с. [Электронный ресурс] - URL: https://urait.ru/bcode/477701 (Дата обращения 15.02.2023)

Список использованных источников и литературы

1. Алаев, Л.Б. Типология индийской общины/Л.Б. Алаев // Народы Азии и Африки. – 1971. - № 5. - с. 63 – 76.
2. Байкова, Л.И. Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Байкова Лилия Ильдаровна. - Уфа, 2004. - 155 c.
3. Беляев, Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6132266/ (Дата обращения 15.02.2023)
4. Васильев, Л.С. Средневековый Восток /Л.С. Васильев. – М.: Ломоносов, 2019. – 232 с.
5. Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml (Дата обращения 15.02.2023)
6. Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/193063?ysclid=le5h8m79qm728455326 (Дата обращения 15.02.2023)
7. Маюров, Н.П. Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-religioznye-pravovye-semi-v-stranah-sovremennogo-mira (дата обращения 15.02.2023)
8. Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн / Под редакцией Шан Юэ. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 579 с.
9. Пашков, Р. В. Исламское государственное право в двух томах. Том 1. / Р.В. Пашков. — М. : Издательство Русайнс, 2017. – 310 с.
10. Сафронов, Б. В. Азиатско-тихоокеанский регион: история и развитие : учебное пособие для вузов / Б. В. Сафронов. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 266 с. [Электронный ресурс] - URL: https://urait.ru/bcode/477701 (Дата обращения 15.02.2023)

Вопрос-ответ:

Какие этапы развития средневекового арабского Востока можно выделить?

Этапы развития средневекового арабского Востока можно выделить следующие: расцвет арабского калифата, власть сельджуков и монгольское нашествие, зарождение исламских империй, восстановление султанатов, расцвет Османской империи.

Какие формы государственности существовали на Арабском Востоке в средние века?

На Арабском Востоке в средние века существовали различные формы государственности, такие как халифат, султанаты и эмираты. Кроме того, в разных регионах Востока формы правления могли различаться, отражая особенности местной политической истории.

Какое было политическое развитие восточных государств в эпоху Средневековья?

Политическое развитие восточных государств в эпоху Средневековья было разнообразным. В Индии и Японии формировались собственные феодальные системы, в то время как Китай проходил через различные властные структуры, включая империи и династии.

Какие страны Азии играли важную роль в средневековом политическом развитии?

В средневековом политическом развитии Азии важную роль играли Индия, Япония и Китай. Индия развивала свои собственные государства и системы правления, Япония формировала свою феодальную систему, а Китай проходил через различные эпохи и династии, включая расцвет Тан, Сун и Цин.

Какие источники использовались при написании статьи о политическом развитии стран Востока в Средневековье?

Для написания статьи о политическом развитии стран Востока в Средневековье были использованы различные источники и литература, включая учебники по истории, исследования ученых и исторические документы. Список использованных источников и литературы представлен в конце статьи.

Какие государства существовали на арабском Востоке в Средневековье?

В Средневековье на арабском Востоке существовали разные государства, включая Арабский халифат.

Какие формы государственности были распространены на Арабском Востоке в Средневековье?

На Арабском Востоке в Средневековье были распространены разные формы государственности, включая калифат, султанаты и эмираты.

Какие страны были важными политическими игроками в Средневековье на Востоке?

В Средневековье на Востоке важными политическими игроками были такие страны, как Индия, Япония и Китай.

Какое влияние оказало Средневековое Восток на современность?

Средневековый Восток оказал значительное влияние на развитие культуры, религии и политической системы в современных странах Востока.