Ю. М. Лотман
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 19.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Две формы динамики. Лотман уточняет понятия взрыва и постепенных процессов. Во-первых, он пишет о том, что идея стабильности в отношении постепенных процессов не верна. Во-вторых, говоря про взрывы, он отмечает, что повторные циркульные движения (типа календарных), даже включающие в себя бурные изменения, не могут считаться взрывами, так как они возвращаются к начальной точке. Но роль вех этих процессов — медленных, пульсирующих (циклических) и взрывных одинаково важна; «в исторической реальности все эти типы процессов переплетаются и действуют друг на друга, то ускоряя, то замедляя общее движение».Сон — семиотическое окно. Основные особенности языка сна:неопределённость — поэтому он неудобен для передачи информации, но приспособлен к языковому изобретательству и созданию новой информации;индивидуальность (сон — язык для одного человека) — сон чрезвычайно трудно пересказать другому, его пересказ — это уже трансформация, не до конца выражающая его сущность.«Я» и «я». Лотман показывает на примере перехода человека от «я» как местоимения к «я» как имени собственному (более сложному по своей структуре) расширение смыслового пространства.Феномен искусства.Основой механизма искусства является пласт памяти (уже упоминаемый нами третий этап, идущий за моментами первичного взрыва и моментом его редактирования в механизмах сознания).«Конец! как звучно это слово!».Лотман обращается к «проблеме конца» — конца в искусстве (литературном произведении) и смерти.Перспективы. Есть специфике протекания взрыва в двух типах структур — бинарных и тернарных. В обоих типах абсолютное уничтожение старого невозможно, но последствия взрыва всё же различны. Лотман относит Россию к бинарным общественным структурам, а страны Западной Европы — к тернарным.Таким образом, в труде «Культура и взрыв» культурное движение Ю.М. Лотман характеризует как постепенный, непрерывный путь, представляющий собой «осмысленную предсказуемость», и взрыв, который в понятиях синергетикиозначает «точку бифуркации». Антитезой предсказуемости является непредсказуемость, т.е. изменение, реализуемое в порядке взрыва. Непредсказуемость взрывных процессов отнюдь не является единственным путем к новому состоянию. Целые сферы культуры, считает Ю.М. Лотман, могут осуществлять свое движение только в форме постепенных изменений. Постепенные и взрывные процессы, представляя собой два полюса единого целого, существуют только в отношении друг к другу. Уничтожение одного полюса приводит к исчезновению другого.Культура, по Лотману, понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.В целом, пытаясь ответить на вопрос, как вообще возможно появление нового, Лотман строит такую модель исторической семиотики, которая позволяет многое прояснить в диспозитиве «управленчества» и его непростых взаимоотношениях с историзмом, и особенно с его «девелопментальной» разновидностью.
Вопрос-ответ:
Какие понятия Ю.М. Лотман уточняет в своей статье?
В своей статье Ю.М. Лотман уточняет понятия взрыва и постепенных процессов.
Какое мнение Лотмана относительно идеи стабильности в отношении постепенных процессов?
Лотман считает, что идея стабильности в отношении постепенных процессов неверна.
Что Лотман говорит о повторных циркульных движениях типа календарных?
Лотман отмечает, что повторные циркульные движения типа календарных, даже с бурными изменениями, не могут считаться взрывами, так как они возвращаются к начальной точке.
Какую роль играют медленные пульсирующие циклические и взрывные процессы в истории?
Медленные пульсирующие циклические и взрывные процессы одинаково важны в истории.
Какие понятия Лотман уточняет в своей статье "Две формы динамики"?
В статье "Две формы динамики" Лотман уточняет понятия взрыва и постепенных процессов.
Почему идея стабильности в отношении постепенных процессов, по Лотману, не верна?
Идея стабильности в отношении постепенных процессов не верна, потому что она не учитывает изменчивость и эволюцию таких процессов.
Что возвращает повторные циркульные движения, о которых говорит Лотман в своей статье?
Повторные циркульные движения, включающие в себя бурные изменения, возвращаются к начальной точке.
Что Лотман считает взрывами в своей статье?
Лотман считает взрывами такие процессы, которые характеризуются резкими перемеными, отличающимися от повторных циркульных движений.
Какую роль играют процессы медленных пульсирующих циклических и взрывных в историческом контексте, по Лотману?
Процессы медленных пульсирующих циклических и взрывных имеют одинаковую важность в истории, вкладываясь в развитие культуры и общества.
Какие понятия уточняет Ю.М. Лотман в статье?
В статье Ю.М. Лотман уточняет понятия взрыва и постепенных процессов.
Почему идея стабильности в отношении постепенных процессов неверна?
В статье Ю.М. Лотман пишет, что идея стабильности в отношении постепенных процессов неверна.
В чем заключается роль процессов, как медленных пульсирующих, так и взрывных, в истории?
Ю.М. Лотман отмечает, что роль процессов, как медленных пульсирующих, так и взрывных, одинаково важна в истории.