Экзегетика Пятикнижия

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 24.03.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Пятикнижие: история, состав и специфика богословского содержания 4
2.Экзегетика Пятикнижия в трудах М. Лютера 12
Заключение 17
Список литературы 18


Фрагмент для ознакомления

Но духовное царство, мысль о котором проходит через Пятикнижие, управляется благодатью, прощением грехов, однако его возможно постичь исключительно через веру. У Бога согласно толкованию Лютера было желание через закон «привести в движение» и «пробудить» народ; таким образом, речь идет о Лютера идет преимущественно о пробуждении и мотивировании к внутренней жизни, к духовному пониманию данных в составе Синайского закона заповедей. Откровение закона имело, следовательно, целью учредить внутреннее сердечное «правление» в сердце каждого верующего человека, это особый и невидимый пласт бытия, который крайне важен для лютеранства и лютеранского понимания Пятикнижия и Ветхого Завета в целом. Тем не менее, откровение свободы, данное на горе Синай еще не могло быть раскрыться во всей полноте ее действительности, это лишь намек, указание, обещание. Об этом говорит Лютер, рассматривая смысл служения Моисея в богословском ключе. Для раскрытия особенностей служения Моисея Лютер опирается на Послание апостола Павла к Римлянам. И М. Лютер отмечает, что намерение и назначение Моисея-законодателя состоит в том, чтобы явить грех через закон иограничить всякую дерзко самоутверждающуюся способность и добродетель человека. Но все же, у Моисея отсутствовала возможность сделать так, чтобы люди получили ту силу, которая позволит им очиститься от греха, избегать греха. И в данном отношении Лютер оценивает служение Моисея как парадоксальное. Тем не менее, об умалении служения Моисея речи также не идет, поскольку если бы не было служения Моисея и Пятикнижия, разум человека пребывал бы в состоянии естественной слепоты, он бы не понимал, что есть грех. Например, Лютер считает одним из тягчайших грехов неверие Богу. В Пятикнижии и Ветхом Завете человек может лишь внешне творить добрые дела, так что внешне имела вид добропорядочности. Такой человек уверен, что в нравственном отношении он вполне благополучен, то есть исполняет закон, совершая дела, внешне и формально соответствующие закону. Но такой идеал личности для М. Лютера недопустим, он «ослаблен». Приход Моисея открывает людям правду об их греховности, самоуверенная дерзость человеческого разума терпит поражение. Первая заповедь требует веры единому Богу, две последние призывают не иметь никакой злой похоти ни к одному из ближних. Естественный человек слышит эти законы и не находит в себе ничего из того, о чем говорит Моисей, как относительно Бога, так и ближнего; сознание греховности влечет за собою сознание смерти как кары за этот грех. Человеческая природа приведена провозглашением закона Божия в «страх и трепет», понимает свою отчужденность от Бога. М. Лютер пишет о том, что целый ряд действий, не будучи грехами по природе, становятся грехами после того, как законом установлен запрет на них. Таковы многие нормы Моисеева законодательства, за пределами десяти заповедей, которые все представляют собой запреты действительно злых и греховных действий, даже если целый ряд заповедей Лютер считает для христианина возможным толковать расширительно, сравнительно с собственно ветхозаветным, иудейским их пониманием. С пришествием Христа служение Моисея прекращается, хотя не прекращается (хотя бы в некоторой его части) действие данного через его посредство закона, то возникает все тот же непраздный вопрос, для чего и почему может быть все еще нужен христианам Моисей и написанные им книги Ветхого Завета. Читать их, подчеркивает Лютер, необходимо и полезно, по трем причинам.Во-первых, в книгах Моисеевых даны заповеди: не те, которые даны народу Израильскому и касаются сугубо внешнего поведения, омовений, очищений, жертвоприношений, брачных обрядов и т. п., - эти законы даны только евреям, они не касаются язычников, - но и сами они, кроме того, умерли и отошли в прошлое с наступлением царства благодати во Христе. Религиозная действительность еврейства, с его легалистскими заповедями и церемониальным благочестием, есть не духовное, но промежуточное, полудуховное-полумирское царство: царство половины. Однако и среди этих заповедей есть такие, которые являются полезными: налогообложение по правилу десятины, ограничения на продажу земельных наделов для сохранения их в семейном владении и даже правило левирата. Но о соблюдении всего Закона Моисея речи не идет. Во-вторых, и это для проповедника и теолога Лютера главное, в книгах Моисеевых есть обещания Бога о Христе. То есть служение Моисея не просто имеет границу во времени, окончится и должно окончиться, но сам Моисей неоднократно указывает на то, что служение его длится только до явления Христа, а затем прекращается. Здесь имеется в виду прежде всего Второзаконие: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, - Его слушайте» (18:15). Однако позднее Лютер дополняет перечень пророчеств о Христе в Пятикнижии, указывая также на то, что перечень отнюдь не исчерпывающий. Текст из Второзакония он толкует при этом так, что новый пророк из среды народа Израильского будет учить не тому же, что сам Моисей, и что Моисей «передает ему свою власть и отступает перед ним». Отсюда следует, что новый пророк не есть служитель закона, ибо служение закона в совершенстве исполнено Моисеем и затем подкреплено другими пророками. Итак, это изречение относится к ожидаемому царству благодати, ко Христу и христианству. Также и слова Бога ко змею после грехопадения Адама толкуются как пророчество о том, что Христос, «семя жены», одолеет грех, избавит человеческую природу от рабства греху. Аврааму было открыто, что спасение во Христе будет дано всем людям земли. Вера в эти обетования сделала уже Адама, по слову Лютера, «христианином и блаженным». Наконец, в-третьих, то, что составляет пользу Пятикнижия для христиан и чего у них не было бы без Моисея, - это примеры верности и неверности Богу, - но это для христианина не примеры буквализма в следовании внешнему законодательству, а примеры «веры, любви и креста». Такое, моральное прочтение позволяет сохранить нравственно-богословское значение за событиями, относящимися по материи к давно прошедшим и духовно умершим для нас временам. ЗаключениеБольшая часть Пятикнижия посвящена ранней истории еврейского народа и законодательству Моисея, которое даровал ему Бог. В богословском аспекте важно то, что Пятикнижие содержит прикровенные упоминания о действиях Духа Господня, что во многом служит провозвестником прихода Христа, наступления Нового Завета. Явно Дух Божий проявляется редко. В Пятикнижии указан всего лишь один случай явнойфеноменализации Духа Божьего – во время бегства евреев и Египта по дну Чермного моря в виде ураганного восточного ветра. Во всех других случаях Дух Божий нисходит на избранных людей невидимо в виде Премудрости Божьей и дает им пророческий дар. В то же время Господь в Пятикнижии часто действует без посредства Духа Божьего, являясь в виде «облачного столпа» дыма, пламени или посылая своих вестников – «Ангелов». Дух Божий является в основном как свойство и проявление силы Бога Вседержителя, но все же учение о Нем как об отдельной личности прикровенно содержится и в повествовании о миротворении (Быт.1,2) и представлении о дальнейшем развитии и судьбах древнего допотопного мира (Быт.6,3).Согласно позиции М. Лютера, в книгах Моисеевых, что уже не согласно с естественным законом, не может считаться обязательным к соблюдению и для христианина на том одном основании, что содержится в книге, признаваемой частью Священного Писания. Но Моисей как законодатель и моральный правитель «умер», и правление его прекратилось, по Лютеру, с явлением в мир Христа и благодатного царства Его. Поэтому для христиан Моисей - это учитель, но не законодатель, каким он являлся для народа Израиля. Тем не менее, чтение Пятикнижия и следование целому ряду заповедей, законов М. Лютер считал обязательным для духовного роста лютеранина. Список литературыКашкин А. C. Св. Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. — Из-во Саратовской митрополии, 2012. — 454 с.https://drive.google.com/open?id=1FEzvzpoHVgKSaRDGsdNN9N5RI9aa2kpG Лютер М. Лекции о книге Бытие.- Режим доступа: https://esxatos.com/files/luther-lekcii-bytie?ysclid=lecn9wity2360831644Судаков А.К. Мартин Лютер и Ветхий Завет. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-lyuter-i-vethiy-zavet?ysclid=leckzwzhry240478978Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. — М.: РГГУ, 2000. — 454 с.https://drive.google.com/open?id=1hdWhePXDTUiX8bS0WZk9Ver5g-bbCkH5Шифман И. Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. — М.: Республика, 1993. — 338 с.https://drive.google.com/open?id=1wdqNm0kkKZgVykui_0UuhqgSnQ047bOc

Список литературы

1. Кашкин А. C. Св. Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. — Из-во Саратовской митрополии, 2012. — 454 с. https://drive.google.com/open?id=1FEzvzpoHVgKSaRDGsdNN9N5RI9aa2kpG
2. Лютер М. Лекции о книге Бытие.- Режим доступа: https://esxatos.com/files/luther-lekcii-bytie?ysclid=lecn9wity2360831644
3. Судаков А.К. Мартин Лютер и Ветхий Завет. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-lyuter-i-vethiy-zavet?ysclid=leckzwzhry240478978
4. Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. — М.: РГГУ, 2000. — 454 с. https://drive.google.com/open?id=1hdWhePXDTUiX8bS0WZk9Ver5g-bbCkH5
5. Шифман И. Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. — М.: Республика, 1993. — 338 с. https://drive.google.com/open?id=1wdqNm0kkKZgVykui_0UuhqgSnQ047bOc


Вопрос-ответ:

Что такое экзегетика Пятикнижия?

Экзегетика Пятикнижия - это наука, занимающаяся исследованием и толкованием текстов Пятикнижия - старозаветной части Библии, включающей книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Какова история состава Пятикнижия?

Пятикнижие было собрано и составлено в течение долгого времени. Оно имеет сложную историю, включающую сбор различных текстов, редактурирование и пересмотр с целью создания единого собрания священных текстов. Большая часть Пятикнижия была написана в древнем Израиле между 6-м и 4-м веками до нашей эры.

Какие особенности богословского содержания Пятикнижия?

Пятикнижие содержит различные богословские темы и учения. Оно описывает историю сотворения мира, происхождение исторического народа Израиля, законы и указания Божьи, религиозные обряды и обычаи, моральные и этические принципы, пророчества и многое другое.

Как Мартин Лютер относился к экзегетике Пятикнижия?

Мартин Лютер, реформатор XVI века и основатель протестантизма, активно занимался экзегезой Пятикнижия. Он предложил новый подход к толкованию Библии и отвергал традиционные и католические истолкования. Лютер придавал особое значение вере и грешилого прощению через Христа.

Что такое "духовное царство" и как его можно постичь посредством Пятикнижия?

"Духовное царство" - это понятие, связанное с духовным измерением веры, осознанием божественного присутствия и принадлежностью к Богу. Постичь его можно исключительно через веру и принятие Христа как Спасителя. Пятикнижие служит средством для расширения и углубления этого понимания и ведет читателя к осознанию своего духовного пути.

Что такое экзегетика Пятикнижия?

Экзегетика Пятикнижия - это исследование и толкование текстов Пятикнижия (Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзаконие) с целью понимания их богословского содержания.

Каким образом Пятикнижие связано с духовным царством?

Пятикнижие является частью духовного царства, так как мысли о нем проникают через эту книгу. Духовное царство руководится благодатью и прощением грехов, и его можно постичь только через веру.

Какую роль сыграл Мартин Лютер в экзегетике Пятикнижия?

Мартин Лютер имел важное значение в развитии экзегетики Пятикнижия. Он интерпретировал и объяснял тексты Пятикнижия в своих работах и стремился через закон воздействовать на людей и пробудить их.

Какую цель преследовал Мартин Лютер, стремясь привести народ через закон?

Мартин Лютер желал использовать закон, чтобы воздействовать на народ и пробудить их к вере. Он верил, что через понимание закона люди смогут осознать свои грехи и обратиться к Богу.

Как можно ознакомиться с экзегетикой Пятикнижия?

Для ознакомления с экзегетикой Пятикнижия можно обратиться к трудам Мартин Лютера, где он проводит толкование текстов Пятикнижия. Также существует другая литература на эту тему.

Что такое экзегетика Пятикнижия?

Экзегетика Пятикнижия - это толкование и исследование текстов Библии, особенно первых пяти книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Экзегетика Пятикнижия изучает историю, состав и богословское содержание этих книг.