История педагогической мысли России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 13 13 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.03.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

История педагогической мысли – это сфера педагогической науки, занимающаяся изучением развития образовательной практики и педагогических теорий на протяжении человеческой истории.
Понимание исторического опыта человечества в области образования, воспитания и обучения подрастающего поколения помогает учителю осознать важность индивидуального подхода учителя к работе с учащимися и понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, независимо от того, какой метод обучения он использует.
Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическое образование позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в многообразии идей и подходов, которые существовали и продолжают существовать в педагогической науке и образовательной практике. Историко-педагогические знания помогают как будущему учителю, так и преподавателю-практику понять профессионально-педагогическую деятельность как таковую и свои взгляды на нее.
Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и пытаются с его помощью предсказать будущее. В такой сложной ситуации педагогические знания по истории позволяют мыслящему учителю разумно действовать в современных условиях учитывая при этом будущее.
Понимание педагогами этапов развития педагогической практики и постепенное превращение беспорядочных представлений об образовании в педагогическую науку должны помочь им здраво оценивать не только факты и явления прошлого, но и деятельность многих, пользующихся в последнее время большой популярностью "педагогов-новаторов" для оценки разнообразных педагогических "нововведений", большинство из которых при внимательном рассмотрении оказываются далеко не новыми, а по сути повторяющимися, имеют место ранее высказанные мысли или попытки внести изменения в педагогическую практику, пусть в иных исторических условиях. Все вышесказанное определяет актуальность изучения истории развития педагогических идей в России.
Целью данной работы является изучение истории развития педагогических идей в России с целью повышения уровня подготовки педагога.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
* определить периодизацию истории педагогики в России;
* выделить наиболее важные особенности развития педагогических идей в России со времен Киевской Руси до конца Советского периода.
* изучение основные педагогических идеи выдающихся педагогов каждого периода.

Фрагмент для ознакомления

Он смог создать систему образования, которая отвечала бы задачам построения нового, социалистического общества. Макаренко создал теорию образовательного коллектива, в котором формируются нормы, стиль и установки, присущие данному объединению людей. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в продуктивном труде мгновенно меняет статус ребенка, превращая его во "взрослого гражданина".Идеи П.П. Блонского, которого часто называют "советским Песталоцци", оказали большое влияние на развитие советской педагогики в 20-30-е годы. Основные педагогические идеи Блонского следующие: образование и воспитание осуществляются на основе знания законов развития ребенка; личность ребенка, его потребности и интересы должны уважаться; всестороннее развитие личности ребенка должно включать умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Блонский стремился дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как "естественное целое". В учебнике "Педология" он дал представление об уникальности различных возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения. П.П. Блонский является автором первого в Советской России учебника по педагогике.В послевоенный период следует отметить деятельность крупнейшего педагога 20 века В. А. Сухомлинского. Он талантливый практик и теоретик и всю свою жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его творчестве занимала проблема творческого отношения педагога к своей работе. Сухомлинский придавал большое значение воспитанию у подрастающего поколения гражданской позиции, продолжал развивать учебный процесс в коллективе, разработал методику работы с одним учеником в коллективе. В книге "Сердце отдаюдетям" Сухомлинский наглядно продемонстрировал, что успех в работе педагога и воспитателя возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.Школа советской эпохи имела многие признанные во всем мире преимущества, но ее чрезмерная идеологизация, жесткий партийный диктат, запреты на серьезные инновации и необходимая независимость породили в развитых странах признаки замедления научно-технического, социального и образовательного процесса к началу 70-х годов 20-го века. Педагоги искали выход из этой ситуации в разных направлениях.В конце 70-х - начале 80-х годов на сцену социально-педагогической жизни в СССР вышла большая группа педагогов-новаторов и стажеров. "Творчество учителя - это творчество ученика" - таков был их девиз. Увлеченность своим предметом, умение организовать занятия таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в учебный процесс, любовь к детям, уважение к личности ребенка - это качества, которые, по мнению педагогов-новаторов, следует отличать от настоящего учителя.В начале 80-х годов издательство "Педагогика" начало выпуск серии "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки". Одними из первых были изданы книги, рассказывающие о педагогическом опыте таких известных педагогов, как В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш.А. Амоношвили. Педагогика сотрудничества, разработанная педагогами-новаторами, основана на педагогическом подходе к обучению: ребенка следует оценивать не по знаниям, а по его отношению к работе, к людям, к моральным ценностям и качествам. В своей работе педагоги-новаторы стремились преодолеть изоляцию школьного мира, оторванность обучения от жизни.ЗаключениеПроисхождение, развитие и генезис педагогической мысли в России следует рассматривать только через призму развития исторически сложившихся систем образования. Российская школа имеет ряд своих отличительных особенностей, которые делают ее уникальным, самобытным феноменом педагогической культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как изолированной личности, а как существа, интегрированного в сеть сложных отношений с Богом, семьей, государством, людьми и миром. Отсюда развитие духовных начал человека, которые реализуются в целом комплексе духовных и нравственных качеств: любовь, человечность и духовность, сострадание и честность, духовная сила и терпимость, взаимопонимание и взаимопомощь. В контексте практического применения многие из основоположников педагогики и дидактики, в частности, взяли за основу исторически сложившиеся системы образования. Поэтому неудивительно, что современная педагогика нацелена в первую очередь не на безличные массы, а на конкретного человека, индивидуума с присущей ему уникальностью.Список использованной литературы1.Абакумов С. А. Гражданское общество в России (от древней Руси до наших дней). – М., 2002.2.Бачило И.Л. Михаил Сперанский и наука управления в России // Русский архив. – 1992. - №1.3.Бердяев Н. А. Государство // Политология: хрестоматия / Сост. М. А. Василик. – М., 1999.4.Гаджиев К. С. Политическая наука. – М., 1996.5.Глигич-Золотарева М. В., Добрынин Н. М. Учение Ивана Ильина о федерации // Право и политика. – 2008. - №10.6.Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. – СПб., 2002.7.Ильин И. А. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – М., 1992. – Т. 2.8.Ильинская С.Г. Гражданское общество и современное российское государство // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2009. – № 4.9.История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1999.10.История политических и правовых учение / Под ред. О. Э. Лейста. – М., 1999.11.Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. - 1990. - №6. - С. 143.12.Козельский Я. П. Философские предложения // Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). – СПб., 1993.13.Лобаева В. М. Проблема свободы в научном наследии Б. Н. Чичерина // Философия права в России: теоретические принципы и нравственные основания (материалы межд. Конференции, СПб., 15-17 ноября 2007).14.Сперанский М. М. Введение к уложению государственных законов. – М., 1905.15.Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова. – М., 2002.

Список использованной литературы

1.Абакумов С. А. Гражданское общество в России (от древней Руси до наших дней). – М., 2002.
2.Бачило И.Л. Михаил Сперанский и наука управления в России // Русский архив. – 1992. - №1.
3.Бердяев Н. А. Государство // Политология: хрестоматия / Сост. М. А. Василик. – М., 1999.
4.Гаджиев К. С. Политическая наука. – М., 1996.
5.Глигич-Золотарева М. В., Добрынин Н. М. Учение Ивана Ильина о федерации // Право и политика. – 2008. - №10.
6.Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. – СПб., 2002.
7.Ильин И. А. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – М., 1992. – Т. 2.
8.Ильинская С.Г. Гражданское общество и современное российское государство // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2009. – № 4.
9.История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1999.
10.История политических и правовых учение / Под ред. О. Э. Лейста. – М., 1999.
11.Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. - 1990. - №6. - С. 143.
12.Козельский Я. П. Философские предложения // Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). – СПб., 1993.
13.Лобаева В. М. Проблема свободы в научном наследии Б. Н. Чичерина // Философия права в России: теоретические принципы и нравственные основания (материалы межд. Конференции, СПб., 15-17 ноября 2007).
14.Сперанский М. М. Введение к уложению государственных законов. – М., 1905.
15.Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова. – М., 2002.

Вопрос-ответ:

Какие основные задачи решается история педагогической мысли?

История педагогической мысли занимается изучением развития образовательной практики и педагогических теорий на протяжении истории человечества. Она помогает понять важность индивидуального подхода учителя к работе с учащимися.

Зачем нужно изучать историю педагогической мысли?

Изучение истории педагогической мысли позволяет осознать важность индивидуального подхода учителя к работе с учащимися, а также понять, что педагогическая деятельность не может ограничиваться простым следованием какому-то набору правил и методик.

Какая польза может быть от изучения истории педагогической мысли для учителей?

Изучение истории педагогической мысли помогает учителям осознать важность индивидуального подхода к работе с учащимися, понять, что каждый ученик уникален и требует своего подхода. Также знание истории педагогической мысли позволяет избегать ошибок, которые были совершены в прошлом, и использовать проверенные временем методы обучения и воспитания.

Как история педагогической мысли помогает учителям?

История педагогической мысли помогает учителям осознать, что каждый ученик уникален и требует индивидуального подхода. Она также позволяет избегать ошибок, которые были совершены в прошлом, и использовать проверенные временем методы обучения и воспитания. Знание истории педагогической мысли помогает учителям лучше понять роль и значение их профессии в обществе и по-новому взглянуть на свою работу.

Чем полезно знание истории педагогической мысли для учителя?

Знание истории педагогической мысли полезно для учителя, так как оно помогает осознать важность индивидуального подхода к каждому ученику, а также использовать проверенные временем методы обучения и воспитания. Знание истории педагогической мысли помогает учителям быть осведомленными о достижениях и проблемах в сфере образования, а также лучше понимать свою роль и значимость своей профессии в обществе.

Какие вопросы занимает сфера истории педагогической мысли?

Сфера истории педагогической мысли изучает развитие образовательной практики и педагогических теорий на протяжении истории.

Зачем нужно изучать историю педагогической мысли?

Изучение истории педагогической мысли помогает понять важность индивидуального подхода учителя к работе с учащимися и осознавать необходимость развития образования, воспитания и обучения.

Какую пользу получает учитель из изучения истории педагогической мысли?

Изучение истории педагогической мысли помогает учителю осознавать важность индивидуального подхода к работе с учащимися и понимать, что его деятельность должна быть более глубокой, чем простое следование установленной программе.