арт-терапия в работе с детьми с овз

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект развития арт терапии и ее применении в коррекции 3
1.1 Арт-терапия как метод психокоррекции: возникновение и становление 3
1.2 Изучение вопроса воздействия арт-терапии 7
Глава 2. Применение арт терапии в работе с детьми с ОВЗ 11
2.1 Арт-терапия как метод психологической коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ 11
2.2 Арт-терапия в коррекции эмоциональных состояний обучающихся с ОВЗ 13
2.3 Арт-терапия как средство социализации детей с ОВЗ 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29


Фрагмент для ознакомления

Ценность этого метода состоит в том, что игры с песком можно использовать как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице. Обычно в своей практике мы используем игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в пособии «Практикум по креативной терапии»: – поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); – выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; – «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; – создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней все-возможные причудливые узоры на поверхности песка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние детей. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом самым важным результатом является приобретаемый детьми первый опыт рефлексии – понимания себя и других. Уникальность арт-терапия заключается в том, что она не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе. Использование на логопедических занятиях техник арт-терапии позволяет учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность детей дошкольного возраста, его естественная склонность к игровой деятельности. Арттерапия позволяет создавать на занятиях особую атмосферу игры и творчества, подбирать вместе с детьми соответствующие их интересам сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, что приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Таким образом, техники арт-терапии являются перспективным средством коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими речевые проблемы. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Осoзнание собственных эмоций, совладания с ними нередко становится проблемой для обучающихся, осoбенно с различными образовательными потребностями и нозологиями. Арт-терапия помогает испoльзовать твoрчество для осознания, проживания и выражения собственных эмоций и чувств. 2.3 Арт-терапия как средство социализации детей с ОВЗДля того, чтобы функционировать в качестве полноправного члена © Суслина А.А., 2022 315 общества, осваивать социальные роли и культурные нормы, человек должен пройти процесс социализации, благодаря чему он усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей. Общие понятия В большой российской энциклопедии говорится, что благодаря социализации происходит формирование индивидуального «Я» и личности, поддерживается социальный порядок, обеспечивается преемственность в развитии культуры. В исследованиях И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И Клименко подчеркивается, что особенности психики и физиологии детей с особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, усложняя возможности социализации и жизни в обществе. Личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ОВЗ адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом. У детей с ОВЗ, имеющих большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг, почти не развито такое понятие как инициатива. Знакомство с новыми людьми оказывается для них достаточно серьезной проблемой, при том, что в контакт с близкими и давно знакомыми людьми, они вступают легко. Одним из методов, который помогает решить данную проблему, является арттерапия, основной целью которой является гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Арт-терапия (от англ, art, искусство) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Возникла она в 1930-е годы. Впервые, как метод психологической коррекции арт-терапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире. Для использования арт-терапии возможны две формы организации — индивидуальная и групповая. Они выбираются в соответствии с нарушениями в развитии ребенка и задачами коррекционной работы. Если ребенок с ОВЗ имеет проблемы в эмоционально-волевой сфере, то более эффективно на первом этапе использовать индивидуальную форму арттерапевтического занятия. Если наблюдаются трудности к социальному приспособлению, то предпочтительнее групповая форма работы. В ходе долгих исследований и практического опыта арт-терапевтические методы показали себя как эффективный инструмент при работе с детьми различных возрастных групп и в детских группах с разным уровнем развития, поскольку каждый участник может действовать исходя из собственных возможностей и не опасаться неприятия со стороны окружающих. Специфика этого метода позволяет развить коммуникационные навыки ребенка и его поисковую деятельность. Расширить свой социальный опыт, научиться адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, скорректировать нарушения коммуникации можно, благодаря участию ребенка в художественной деятельности со взрослыми и сверстниками. Творчество способствует развитию личности, расширению художественного и общего кругозора ребенка с ОВЗ, реализует его познавательные и коммуникативные навыки. Эффект воздействия творческой деятельности на ребенка с ОВЗ проявляется также в том, что взаимодействие с искусством помогает ему преодолеть накопившиеся, подавленные отрицательные переживания, негативные проявления и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Общение с искусством качественно меняет психологическое состояние ребенка, гармонизирует и одухотворяет его внутренний мир, сглаживает душевные и личностные переживания, несет положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах. Психокоррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ему практически неограниченных возможностей для самореализации и самовыражения как в процессе творчества, так и в его продуктах, познанием и утверждением своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности позволяет облегчить процесс коммуникации, установления отношений с окружающими людьми на разных этапах развития личности. Стоит отметить, что, по большей части, особую важность представляет не рисунок, его качества и содержание, а именно поведение ребенка в процессе арттерапевтической работы: выбор темы занятия, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее или изменение на протяжении рисования; последовательность изображения разных частей рисунка; собственная оценка деятельности; спонтанные комментарии ребенка, эмоциональные реакции; наличие пауз в процессе рисования; особенности взаимодействия с психологом и другими детьми. А также интерес к результатам творчества ребенка со стороны значимых взрослых и сверстников, принятие ими продуктов изобразительной деятельности повышают его самоприятие и самооценку. Это обеспечивает решение важнейшей задачи - его адаптации посредством искусства и художественной деятельности к макросоциальной среде. Для того чтобы посмотреть на данный вопрос с практической стороны, приведу подробное описание процесса индивидуальной и групповой арт-терапии с семилетней девочкой по имени Лиза, которая имеет серьезные нарушения в развитии. Арт-терапевтические занятия проводились дважды в неделю и продолжались по 30 минут. Практический пример У Лизы органическое поражение головного мозга, ЗПР, ЗРР, синдром правостороннего гемипареза. По заключению психолога, «Лиза инертная, расторможенная, внимание неустойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности. Ребенок с низком мотивацией и низкой критичностью. Одной из главных задач арт-терапевтической работы была социальная адаптация девочки, а также коррекция эмоционально-волевых нарушений, формирование произвольной регуляции деятельности, сенсорное развитие, развитие памяти. Описание процесса работы: с самого первого занятия девочка проявила большой интерес к процессу творения. Она садилась предпочтительно на пол, брала краски, кисточку и принималась рисовать. Так как у девочки недостаточно развиты речевые функции, арт-терапевт взаимодействовала с ней посредством «языка тела». Иногда, для того, чтобы заинтересовать и ободрить девочку, арттерапевт использовала пение. Девочка улыбалась и просила спеть ей еще. Чуть позже Лиза стала посещать групповые занятия, что позволило ей взаимодействовать с другими детьми, рисовать с ними и контролировать свое поведение. Благодаря групповому процессу работы, у девочки появились новые возможности для творчества и самовыражения. Лиза «подглядела» у мальчика рядом технику рисования красками «по мокрому». Девочку очень увлекла данная техника, не обращая ни на кого своего внимания она наслаждалась рисованием краской на влажном листе бумаги. В арт-терапевтической работе с Лизой не применялись конкретные методики, а проводились различные манипуляции с изобразительными материалами. Также арт-терапевт применяла технику эмпатического слушания, чтобы дать почувствовать девочке, что её слушают, слышат и понимают, тем самым побуждая к более близкому контакту. Можно сказать, что работа проводилась в импровизационном режиме, арт-терапевт подстраивалась под настроение и психологическое состояние девочки, давала ей свободу действий. Также она старалась словесно «сопровождать» действия девочки, «отзеркаливая» их и обозначая словами переживаемые ею чувства. В случае необходимости она также сообщала девочке о своих переживаниях. В итоговых комментариях арт-терапевта было выявлено, что проведенная с Лизой индивидуальная и групповая работа дала положительные результаты, подтвержденные, в частности, наблюдающим Лизу психологом. У девочки повысился уровень мотивации к продуктивной деятельности. Она научилась сознательно использовать изобразительную деятельность для того, чтобы эффективно и экологично высвобождать накопившиеся эмоции и чувства. У девочки повысилась познавательная активность, обучаемость стала более высокой. Хорошим результатом проведенной работы стала развитая коммуникация, активное внимание, повышение речевой активности. Таким образом, методы арт-терапии успешно применяются в психокоррекционых и психотерапевтических целях. Включение арт-терапевтических методов в работу с детьми с ОВЗ, позволяет решить множество проблем развития, обучения, воспитания, и что не мало важно, социализации детей в обществе, проблем гармонизации психического состояния ребенка, повышения способности к самовыражению, снижения тревожности, избавления от страхов, раскрытия творческого потенциала и как следствие повышение самооценки. Понимание своего эмоционального состояния и состояния других людей повышает интерес к сверстнику и его деятельности, помогает в преодолении апатии, безразличия, в повышении познавательной активности и многом другом. ЗаключениеЧаще всего у ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей. Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты (учебные действия) включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности. Предметные результаты связаны с овладением содержания каждой предметной области, характеризуются приобретенным опытом специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, а также оценивают достижения в усвоении знаний и умений и возможности их применения в практической деятельности и жизни. Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в культуру». В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения. Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.Список используемой литературыАйзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с.Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с.Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 167 с.Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с.

Список используемой литературы

1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
2. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с.
4. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
5. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
6. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с.
7. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
8. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
10. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
11. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
12. Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 167 с.
13. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с.