ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 26.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общая характеристика жанра Пекинской оперы в контексте особенностей её музыкального языка 5
2. Вокал как важнейшее выразительное средство пекинской оперы 10
3.Техника вокального мастерства в Пекинской опере 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22
– «подлинная гортань»), в которой степень зажатия гортани все же остается достаточно высокой, что позволяет добиться специфического звучания. Искусственная манера пения и высокий регистр свойственны молодым мужским героям (сяошен) и женским амплуа молодого и среднего возраста, тогда как естественная манера и более низкий регистр – мужским и женским персонажам пожилого возраста (лаошен и лаод’ан), мужским героям зрелого возраста, ролям цзин. В вокале Пекинской оперы можно выделить несколько типов звукоизвлечения: настоящий голос или по-другому – большой голос, натуральный голос. Один из методов пения, когда вдох производится через диафрагму и через верхнее небо и, отзвучивая в голове, выходит прямо. Подобный голос используется в таких ролях, как старый шен, у-шен (военный, владеющий мастерством кунг-фу), комические роли, пожилая женщина; ненастоящий голос (искусственный голос) или маленький голос – вокальный прием, когда голос зажимается в горле, звук получается более высокий, что позволяет искусственно увеличить диапазон. Используется как краска в одной роли и предназначен для изображения эмоционального перехода. Используется в ролях молодая женщина и молодой мужчина; «левый» голос – персонаж специально поет «не своим голосом». В этом варианте пения нет низких нот. Этот способ также называют «диссонирующий», не качественный, так как он расходится с музыкальным сопровождением;«облака, закрывающие луну» – метод пения, свойственный для ролей старых мужчин. Метод представляет собой копирование хриплого голоса пожилого человека;«Кричащий голос» – упражнение из системы актерского мастерства Пекинской оперы. Через крик актер ощущает свое горло, то есть то, «каким местом петь». Актеры учатся правильно кричать каждый гласный звук. Такие упражнения делают рано утром в пустом пространстве. Необходимо выкрикивать: у, и, а, начиная с низких нот вверх и вниз (гамма). После того, как горло освободится, начинают петь другие упражнения;«лобковый» звук – один из способов извлечения звука, который начинается внизу живота. Метод: набрать воздух в легкие, напрячь живот, – и звук выходит из живота;Звук из затылка – еще один способ извлечения звука, при котором зажимается голос, поднимается небо, добавляется носовой звук, чтобы он как бы «крутился в затылке», голос выходит «через темя». Получается простой, концентрированный, сильный, летящий далеко звук, который при близком прослушивании кажется не очень громким. То есть пение в Пекинской опере — это западная вокальная система, которая делится по диапазону и порядку, в котором певец поет, на тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано и контральто. Такое разделение может быть определено композитором, исходя из интересов целостности оперы в целом. Роль актера зависит не от масштаба, а от принципа пола, возраста, характера, положения, характеров, тембра и порядка пения. Каждая отдельная роль имеет свое собственное произношение и порядок исполнения песен, именно поэтому они существенно отличаются друг от друга. Например, при сравнении двух ролей – Д’ан-старуха и Д’ан в темном халате – можно заметить, что первая поет естественным голосом, а вторая – фальцетом. Кроме того, пекинская опера значительно отличается от западноевропейских опер порядком произношения и особенностями голоса: в Пекинской опере звуки формируются в полостях грудной клетки, головы и горла, которые отличаются оригинальностью произношения, словарей, постановки певческих голосов и владения дыханием. Акустический анализ показывает, что диапазон песен составляет в среднем 1,7-2,8 октавы. По методу вокального исполнения китайская теория различает 2 школы вокального искусства: сюн (мужественная, героическая) и цы (женственная и элегантная). Первая школа характеризуется простотой и подавлением мелодического рисунка, а вторая, путем модуляции, создается тонкое сложное переплетение мелодий, его значение. Для четырех амплуа – шэн, д’ан, цзин и чоу – существуют одни и те же мелодии, которые, однако, резко отличаются по манере исполнения, правилам артикуляции звука. Помимо соблюдения обязательных правил вокального искусства, талантливые актеры привнесли свою индивидуальность в то, как они исполняли арию, а их последователи создали целую школу вокального искусства. Но независимо от школы, исполнитель должен следовать правилам классической музыкальной эстетики – соблюдать меру звучания и определенный процент человеческих эмоций. У некоторых актеров смелая манера исполнения, но в их песнях есть грубость, некоторые вкладывают в песню много внутреннего смысла, но модуляция звука недостаточна, некоторые поют легко и изящно, но в исполнении нет глубины. Вокальная музыка органично связана с инструментальным сопровождением всего спектакля, придавая спектаклю законченную музыкальную и ритмическую форму. Мелодии сочетают в себе песни, речи и пантомиму, чтобы воссоздать музыкальный образ персонажа, раскрывая настроение и переживания. Вокал в Пекинском оперном театре не является основным способом самовыражения, но это одна из составляющих синтетического искусства, однако теория вокального искусства в процессе развития этого вида театра была разработана достаточно подробно.Сегодня вокал является одним из основных элементов мастерства из актеров Пекинской оперы.ЗаключениеУникальность всей музыки жанра цзинцзюй(китайская опера) проявляется как внешне, так и внутренне. К первым можно отнести высокий регистр, напряженный стиль пения, яркую и интонированную декламацию, большую силу ударного звучания. Второй уровень формируется параметрами, которые становятся очевидными в ходе музыковедческого анализа напев-цяндяо, метро-темп, инструментальные формулы-клише и ритмические особенности. Говоря о музыке Пекинской оперы, деталях ее голоса и перспективных направлениях исследований в области изучения технических навыков, необходимо отметить следующее: как показывают современные исследования в области Пекинской оперы, преподавание искусства китайской драмыпо-прежнему основано на традиционном методе "от учителя к ученику". Принцип прямой передачи навыков может соблюдаться как в школах и университетах, так и в самих вузах. Даже в Национальной академии традиционной китайской драмы (Чжунгосицюйсюэюань), самой известной в Пекине, есть преподаватели, которые не знают нот, но поскольку они профессиональные актеры, занятия обычно проходят в небольшой группе из 2-4-6 человек, разучивая арию и диалоги на слух с учителем, играющий попеременно, как хор, исполняющий сценические движения и акробатические трюки. Это лучшая игра, в которую я когда-либо играл.Во время профессии будущая актриса выступала в роли благородной цинковой героини. Преподаватель класса Ван Хуэй Школы искусств Драматического института Шэньянскогопедагогического университета [2].Пение в Пекинской опере предполагает использование специальных приемов: "естественного звучания" чжэньшэн, "искусственного звучания" цзяшэни их комбинации в исполнении персонажей мужского пола, часто ошибочно определяемых как фальцет из-за высокой тесситуры. Во-первых, производство таких звуков совершенно необычно для западной музыкальной культуры, поэтому исполнители вокальной партии говорят, что им нужно некоторое время для слуховой адаптации.Во-вторых, даже в любительской версии очень трудно овладеть манерами этих песен. Это определяет высокую самобытность Пекинской оперы и ее выдающееся значение в китайской музыкальной культуре.Список использованной литературыБудаева, Т. Б.Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй: Пекинская опера [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / БудаеваТуянаБаторовна; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2011. – 28 с.Будаева, Т. Б. Пекинская опера (цзинцзюй): музыковедческий взгляд [Текст] / Т. Б.Будаева// Музыкальное искусство: теория и практика: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию отд-ния Теория музыки Улан-Удэнского музык. колледжа / М-во культуры Респ. Бурятия, ГОУ СПО Улан-Удэнский музык. колледж им. П.И. Чайковского; отв. ред. Ю.С. Ангаева. – Улан-Удэ, 2008. – С. 29 – 34.Ван, Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Ван Дон Мэй; Рос. ин-т истории искусств. – СПб., 2004. – 27 с.Лии, Чао. Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02, 17.00.01 / Лии Чао; Санкт-Петербург. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб., 2001. – 23 с.Образцов, С. В. Театр китайского народа [Текст]. – М.: Искусство, 1957. – 379 с.Сюй, Чэнбэй. Пекинская опера [Текст]. − Межконтинентальное издательство Китая, 2003. – 145 с.Тьен, Чжи Пин. Изучение и оценка вокального искусства Пекинской оперы, 2009.У, Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея,Япония): историко-теоретический анализ [Текст]: Автореф. дис. … доктораискусствоведения:17.00.02 / Ген-Ир У; Российский государственныйпедагогическийуниверситетим.А. И. Герцена.– Санкт-Петербург,2012.–41с.Цинь, Цинь. ЛюШикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: к проблеме универсализма творческой личности: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Цинь Цинь; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2013. – 24 с.Чжан, Зайфэн. Как петь Пекинскую оперу. − Ху Нан, 2011. – 165 с.Китайская нотная тетрадь. – URL:http://www.qupu123.com/qiyue/gangqin/p315539.htmlСайтЛюШикуня–URL:http://www.baike.com/wiki/ЛюШикунь.
2. Будаева, Т. Б. Пекинская опера (цзинцзюй): музыковедческий взгляд [Текст] / Т. Б. Будаева // Музыкальное искусство: теория и практика: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию отд-ния Теория музыки Улан-Удэнского музык. колледжа / М-во культуры Респ. Бурятия, ГОУ СПО Улан-Удэнский музык. колледж им. П.И. Чайковского; отв. ред. Ю.С. Ангаева. – Улан-Удэ, 2008. – С. 29 – 34.
3. Ван, Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Ван Дон Мэй; Рос. ин-т истории искусств. – СПб., 2004. – 27 с.
4. Лии, Чао. Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02, 17.00.01 / Лии Чао; Санкт-Петербург. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб., 2001. – 23 с.
5. Образцов, С. В. Театр китайского народа [Текст]. – М.: Искусство, 1957. – 379 с.
6. Сюй, Чэнбэй. Пекинская опера [Текст]. − Межконтинентальное издательство Китая, 2003. – 145 с.
7. Тьен, Чжи Пин. Изучение и оценка вокального искусства Пекинской оперы, 2009.
8. У, Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония): историко-теоретический анализ [Текст]: Автореф. дис. … доктора искусствоведения: 17.00.02 / Ген-Ир У; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2012. – 41 с.
9. Цинь, Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: к проблеме универсализма творческой личности: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Цинь Цинь; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2013. – 24 с.
10. Чжан, Зайфэн. Как петь Пекинскую оперу. − Ху Нан, 2011. – 165 с.
11. Китайская нотная тетрадь. – URL: http://www.qupu123.com/qiyue/ gangqin/p315539.html
12. Сайт Лю Шикуня – URL: http://www.baike.com/wiki/Лю Шикунь.
Вопрос-ответ:
Какие особенности музыкального языка присутствуют в жанре Пекинской оперы?
Жанр Пекинской оперы отличается своим уникальным музыкальным языком. Он включает в себя специфическую интонацию, тембральные особенности и применение ритмических фигур. Например, оперный ритм в основном строится на двух основных ритмических фигурах - "чжуху" и "лихун". Также музыкальный язык Пекинской оперы использует широкий диапазон мелодик, многочисленные гармонические и модальные изменения.
Как вокал выступает как важнейшее выразительное средство в Пекинской опере?
Вокал играет ключевую роль в выразительности Пекинской оперы. Вокалисты используют разнообразные техники, чтобы передать эмоции и характер героев. Кроме того, вокал подчеркивает драматические моменты пьесы и помогает передать сложные сюжетные повороты. Также специальные голосовые эффекты используются для создания атмосферы и образов, например, для изображения птиц, ветра или дождя.
Какие техники вокального мастерства используются в Пекинской опере?
В пекинской опере существует несколько важных техник вокального мастерства. Одна из них - это "гортанный зажим", который дает особый звуковой эффект. Также используется искусственная манера пения, которая дает возможность воспроизводить высокий регистр. Важным аспектом является дикция и проектация голоса, чтобы каждое слово и звук были ясно слышными для зрителей. И, конечно, в пекинской опере уделяется большое внимание чувству ритма и темпу, которые отражаются в фразировке и общем подходе к исполнению.
Какая особенность голоса характерна для молодых мужских героев и женских персонажей в Пекинской опере?
У молодых мужских героев и женских персонажей в Пекинской опере часто присутствует особая манера пения и высокий регистр. Это связано с традицией представления молодых героев как более высоких и чистых по сравнению с взрослыми мужскими персонажами. Чтобы передать такие образы, певцы используют особые техники и контролируют свои голосовые возможности, чтобы создать соответствующую атмосферу и впечатление у зрителей.
Какие основные характеристики жанра Пекинской оперы можно выделить?
Пекинская опера - это форма традиционного китайского театра, объединяющая танцы, акробатику, драматургию и музыку. Жанр отличается высокой стилизацией, костюмами и масками, а также уникальным музыкальным языком.
Каким образом вокал используется в пекинской опере для выражения эмоций?
Вокал является одним из главных выразительных средств в пекинской опере. Он используется для передачи эмоций и настроения персонажей. Актеры используют различные методы и техники пения, чтобы передать характер героя и создать нужную атмосферу на сцене.
Какие техники вокального мастерства используются в пекинской опере?
В пекинской опере используются различные техники вокального мастерства. Одна из них - использование подлинной гортани, где степень зажатия гортани остается высокой, что создает специфическое звучание. Также применяется искусственная манера пения и высокий регистр, особенно характерные для молодых мужских и женских героев.
Чем отличается жанр Пекинской оперы от других оперных жанров?
Пекинская опера отличается от других оперных жанров своим уникальным музыкальным языком и специфическими элементами визуального искусства. В этом жанре главным образом используются вокальные произведения, которые сопровождаются музыкальными инструментами и акробатическими элементами. Традиционные китайские мелодии и ритмы играют важную роль в музыкальном языке Пекинской оперы.
Какое значение имеет вокал в Пекинской опере?
Вокал является одним из самых важных выразительных средств в Пекинской опере. Певцы используют свои голоса для передачи эмоций персонажей и создания атмосферы происходящего на сцене. Они мастерски исполняют сложные мелодии и обладают уникальной способностью передавать смысл и настроение текстов. Вокал в Пекинской опере часто сочетается с танцем, акробатикой и другими элементами выразительности, создавая цельное искусство.
Каковы основные техники вокального мастерства в Пекинской опере?
Основные техники вокального мастерства в Пекинской опере включают использование специальной гортани, контролируемой голосовой поддержки, четкого произношения и особой стилистики пения. Певцы обладают особой гибкостью голоса и могут достигать очень высоких нот и сложных интонационных акцентов. Они умеют передавать различные эмоции и настроения через свой голос, что придает песням и спектаклям Пекинской оперы особую глубину и выразительность.
Что такое "подлинная" и "искусственная" манера пения в Пекинской опере?
В Пекинской опере существует два основных стиля пения - "подлинная" и "искусственная" манера. В "подлинной" манере пения используется естественная гортань и создается специфическое звучание, которое характерно для данного жанра. В "искусственной" манере пения певцы используют более высокий голосовой регистр и создают более яркий и экстравагантный звук. "Подлинная" манера чаще используется для молодых героев, а "искусственная" - для старших и женских ролей.
Какими особенностями отличается музыкальный язык Пекинской оперы?
Музыкальный язык Пекинской оперы характеризуется особыми мелодическими и ритмическими моделями, которые используются для выражения различных эмоций и ситуаций. Кроме того, в музыкальном языке Пекинской оперы важную роль играют традиционные инструменты, такие как ударные и струнные инструменты.