Способы использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 10.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы 5
1.1 Роль визуальной информации в обучении истории 5
1.2 Особенности преподавания истории в 6 классах основной школы 9
1.3 Основные способы использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы 13
Глава 2. Анализ использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы 18
2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 6 классов 18
2.2 Анализ визуальных источников как одна из форм реализации системно-деятельностного подхода при изучении истории 23
2.3 Описание практических заданий и упражнений для использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы 31
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 40
Является ли это изображение историческим источником?Вторая стратегия заключается в изучении произведений искусства в контексте истории культуры. Имя Г. С. Седова, широко известное современникам, сейчас почти неизвестно. Он был талантливым художником, написавшим ряд исторических картин, посвященных дорусской России, интерес к которым вспыхнул в середине XIX века, когда в процессе подготовки крупных преобразований в обществе выявлялись возможные пути развития страны. Рассматриваемая нами картина имела оглушительный успех на выставке Академии художеств как «блестящая по технике письма и по интересному сочетанию световых эффектов».Картина Г. С. Седова также может играть роль историографического текста и дает возможность реализовать третью из перечисленных стратегий изучения художественных произведений, но на практике этого можно добиться лишь в 10-м классе, когда у учащихся уже сформировано навыки работы с информационными источниками (поиск, отбор, систематизация) и необходимую базу знаний по истории России XIX века. Они смогут ответить на следующие вопросы:- Какие процессы в русском обществе XIX века вызвали интерес к личности Ивана Грозного и его времени?;- Какие произведения искусства ему посвящены?;- Почему Г. С. Седов выбрал для своей картины именно этот сюжет?;- Какая актуальная для изображаемого времени проблема изображена в данном произведении?;- Кто из художников также обращался к этому вопросу?;- Как пытались это изобразить?;- Имеет ли место эта проблема в современном обществе у Г. С. Седова?;- Как ты знаешь?.В 6 классе можно ограничиться следующим заданием: во второй половине XIX века появилось много произведений литературы и искусства, посвященных Ивану Грозному и его временам, чего раньше не наблюдалось. Здесь можно продемонстрировать подборку картин об Иване Грозном, выполненных учащимися дома в качестве продвинутого задания.Стратегия изучения художественных произведений как наглядных исторических источников и историографических текстов отвечает задачам современного школьного образования, ориентированного на личностное развитие учащихся на основе овладения различными способами деятельности (в данном случае исторический анализ художественных произведений). Данная стратегия помогает учащимся приобрести метапедагогические навыки работы с информацией, представленной в различных формах, позволяет научиться смотреть на визуальные образы прошлого глазами компетентного историка и будет способствовать формированию навыков социальной проблематики и успешная социализация школьников в информационном обществе.2.3Описание практических заданий и упражнений для использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школыСуществует множество заданий и упражнений, которые можно использовать для эффективного использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах. Ниже приведены некоторые практические задания и упражнения:Создание исторических карт. Учащиеся могут использовать программы для создания исторических карт, таких как Google Maps или картографические программы, чтобы исследовать и визуализировать географические аспекты исторических событий и периодов. Например, они могут создать карту Древней Греции и включить на нее города, реки, горы и битвы.Анализ исторических фотографий. Ученики могут изучать исторические фотографии и анализировать их, чтобы лучше понять исторические события и культуру. Например, они могут анализировать фотографии Древнего Рима и обсуждать, что они говорят о жизни и культуре того времени.Использование видео-материалов. Видео-материалы могут быть использованы для визуализации исторических событий и периодов. Учащиеся могут просмотреть и обсудить документальные фильмы, реконструкции исторических событий или интервью с историческими экспертами.Создание временных линий. Ученики могут создавать временные линии, чтобы визуализировать исторические события и периоды. Они могут использовать программы для создания временных линий, чтобы исследовать исторические периоды и включить в них события и даты.Анализ исторических карикатур. Ученики могут изучать исторические карикатуры, чтобы лучше понимать политические и социальные аспекты исторических событий и периодов. Они могут анализировать карикатуры, чтобы определить, какие сообщения они передают и как они отражают культуру и политику того времени.Работа с историческими картами и атласами. Ученики могут изучать исторические карты и атласы, чтобы лучше понимать географические аспекты исторических событий и периодов. Они могут исследовать исторические карты, чтобы определить, какие земли были включены в империи и государства, и какие территории были аннексированы или захвачены в результате войн.Создание исторических инфографиков. Учащиеся могут создавать исторические инфографики, чтобы визуализировать исторические данные и статистику. Например, они могут создать инфографику, чтобы показать, как менялись границы Римской империи в течение времени.Работа с историческими изображениями. Ученики могут изучать исторические изображения, такие как картины, скульптуры и фрески, чтобы лучше понять исторические события и культуру. Они могут анализировать исторические изображения, чтобы определить, какие сообщения они передают и как они отражают культуру и политику того времени.Использование комиксов. Комиксы могут быть использованы для визуализации исторических событий и периодов. Ученики могут создавать исторические комиксы или изучать существующие комиксы, чтобы лучше понимать исторические персонажи и события.Эти задания и упражнения помогут учащимся лучше понимать и визуализировать исторические события и периоды, а также развивать навыки анализа, критического мышления и визуальной грамотности. Кроме того, они помогут сделать процесс обучения более интересным и доступным для учащихся.Создание исторических презентаций. Учащиеся могут использовать программы для создания презентаций, такие как PowerPoint или Prezi, чтобы визуализировать исторические события и периоды. Они могут создать презентации, которые включают в себя текст, изображения, видео и аудио, чтобы лучше понимать исторические персонажи, события и темы.Использование аудио-материалов. Аудио-материалы могут быть использованы для визуализации исторических событий и периодов. Учащиеся могут прослушивать исторические записи, такие как речи, песни и радиопередачи, чтобы лучше понимать культуру и исторические периоды.Работа с историческими объектами и артефактами. Ученики могут изучать исторические объекты и артефакты, чтобы лучше понимать исторические события и культуру. Например, они могут изучать древние артефакты, такие как монеты, оружие и украшения, чтобы понять культуру и технологию того времени.Использование виртуальных экскурсий. Виртуальные экскурсии могут быть использованы для визуализации исторических мест и памятников. Ученики могут использовать программы для виртуальных экскурсий, чтобы исследовать исторические места, такие как старинные замки, храмы и музеи.Создание исторических газет и журналов. Ученики могут создавать исторические газеты и журналы, чтобы визуализировать исторические события и периоды. Они могут использовать программы для создания газет и журналов, чтобы создать газеты, которые включают в себя новости, статьи и рекламу, которые отражают культуру и политику того времени.Приведем примеров работы с художественными источниками. Работа с плакатом. Плакат вид графики, броское изображение на крупном листе скратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных,информационных или учебных целях. Плакаты, как правило, играют агитационную роль, воспитательную и обязательно несут в себе какую-либо информацию. Применяя памятки, учащиеся отвечают на поставленные вопросы: - Что это? (какой вид источника?) - Время создания? - С какими событиями создан? - Кто изображен? - Что хотел показать автор? - Что я узнаю из плаката? В чем его ценность? Пример урока по теме. Открытие Америки и морского пути в Индию (приложение).Эти практические задания и упражнения могут помочь ученикам более глубоко понимать исторические события и периоды, развивать их визуальные и творческие навыки, а также сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Важно помнить, что задания и упражнения должны соответствовать возрасту и уровню развития учеников.Таким образом, использование визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы является важным аспектом формирования у учеников полноценного понимания исторических событий и периодов. Визуальные материалы, такие как фотографии, карты, графики, реконструкции и видео, позволяют визуализировать исторические события и культуру, что помогает ученикам лучше понимать и запоминать информацию.Кроме того, использование визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы может способствовать развитию навыков анализа, критического мышления и визуальной грамотности у учеников. Визуальные материалы могут помочь ученикам развивать навыки сравнения, анализа и интерпретации информации, а также формировать у них умение выделять ключевые аспекты исторических событий и периодов.Важно отметить, что при использовании визуальной информации в преподавании истории важно учитывать возраст и уровень развития учеников, чтобы выбирать соответствующие материалы и задания. Также важно преподавать историю не только через визуальные материалы, но и через разнообразные методы и подходы, чтобы обеспечить более полное понимание исторических событий и периодов.ЗаключениеВ настоящей работе были рассмотрены способы использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы. Были выявлены преимущества использования визуальной информации в обучении истории, такие как повышение эффективности преподавания, увеличение интереса учеников к предмету и развитие навыков визуальной грамотности и анализа.В работе были рассмотрены различные методы и инструменты для использования визуальной информации в преподавании истории в начальной школе, такие как презентации, видео, аудиовизуальные материалы, интерактивные карты и т.д. Были предложены практические задания и упражнения для использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы.Однако, необходимо учитывать возраст и уровень развития учеников, чтобы выбирать соответствующие материалы и задания. Кроме того, использование визуальной информации не должно заменять другие методы и подходы в преподавании истории, такие как чтение и анализ текстовых материалов, дискуссии и т.д.Использование визуальной информации в преподавании истории в начальной школе является важным аспектом формирования у учеников полноценного понимания исторических событий и периодов. Визуальные материалы могут помочь ученикам лучше запоминать и понимать информацию, развивать навыки анализа, критического мышления и визуальной грамотности.Таким образом, использование визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы является необходимым элементом образовательного процесса и должно быть использовано с учетом особенностей возраста и уровня развития учеников.Важно отметить, что использование визуальной информации в обучении истории также может помочь ученикам развивать навыки критической оценки источников информации, что является важным навыком в современном информационном обществе. При использовании визуальных материалов ученики могут сравнивать и оценивать различные источники информации, а также сопоставлять различные точки зрения на исторические события.Также стоит отметить, что использование визуальной информации в обучении истории может помочь ученикам с различными видами обучения, включая визуальных, аудиальных и кинестетических типов. Визуальные материалы позволяют ученикам визуализировать информацию, аудиовизуальные материалы могут помочь аудиальным ученикам, а интерактивные карты могут помочь кинестетическим ученикам.Таким образом, использование визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы имеет множество преимуществ и может помочь ученикам лучше понимать и запоминать информацию, развивать навыки анализа и критического мышления, а также развивать визуальную грамотность. Однако, необходимо учитывать возраст и уровень развития учеников и выбирать соответствующие материалы и задания, а также использовать визуальную информацию в сочетании с другими методами и подходами в преподавании истории.Список литературы1 Белкина, Е.В. Возможности использования визуальных образов в обучении истории в начальной школе. / Е.В. Белкина // История в школе. - 2019. - № 5. - С. 12-16.2. Бродский, Л.И. Применение аудиовизуальных технологий в преподавании истории в 6 классе основной школы / Л.И. Бродский // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 10 (173). - С. 152-159.3. Бурмистрова, М.С. Развитие визуальной грамотности на уроках истории в начальной школе / М.С. Бурмистрова // Новые информационные технологии в образовании. - 2018. - Т. 1, № 4. - С. 32-37.4. Воробьева, Е.А. Применение кроссвордов и головоломок в обучении истории в 6 классе основной школы / Е.А. Воробьева // Историческое образование в современном мире. - 2021. - Т. 4, № 2. - С. 75-81.5.Колесникова, И.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении истории в начальной школе / И.А. Колесникова // Образование и наука. - 2017. - № 8 (146). - С. 34-38.6. Костылева, Н.В. Использование аудиовизуальных материалов на уроках истории в начальной школе / Н.В. Костылева // Проблемы современного образования. - 2020. - Т. 68, № 3. - С. 45-50.7. Левина, О.В. Применение мультимедийных технологий на уроках истории в 6 классе основной школы / О.В. Левина, И.А. Подопригора // История в школе. - 2017. - № 7. - С. 43-49.8. Михайлова, Е.А. Применение интерактивных учебных пособий на уроках истории в 6 классе основной школы / Е.А. Михайлова, Т.В. Бережная // История в школе. - 2020. - № 9. - С. 54-60.9. Смирнова, Е.А. Применение интерактивных карт в обучении истории в начальной школе / Е.А. Смирнова // Историческое образование в современном мире. - 2021. - Т. 4, № 1. - С. 61-66.10. Шкляр, И.В. Опыт использования документальных фильмов на уроках истории в 6 классе основной школы / И.В. Шкляр // История в школе. - 2019. - № 2. - С. 60-66.Электронные ресурсы11. Ворошилова Н.В. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-vizualizatsii-v-prepodavanii(дата обращения: 10.03.2023).12. Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. // Молодой ученый. - URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 10.03.2023).13. Хлытина О.М. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005506190(дата обращения: 10.03.2023).14. Ходырева Е.С. Приемы визуализации при изучении истории. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy(дата обращения: 10.03.2023).15. Чернова Н.В. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnye-metody-obucheniya-i-proektnye(дата обращения: 10.03.2023).ПриложениеРазработка урока по истории средних веков с использованиемнаглядного метода обученияТема урока: Открытие Америки и морской путь в Индию.Цель урока - познакомить учащихся с причинами крупных географических открытий, их ходом, результатами и значением.Задачи: 1. Образовательные: Изучить экспедиции Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Х. Колумба.2. Развитие: развивать умение работать с текстом, учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, анализа материала по заданной теме;3. Образовательные: обогащать, усложнять историческую лексику; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие монологической речи, культуры развернутого устного ответа.Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488, Васко да Гама 1497-1499, Христофор Колумб 1492-1493, 1502-1504, Америго Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521.Оборудование: презентации: карты «Великих географических открытий», портреты путешественников, иллюстрации. Предварительная подготовка: Некоторые учащиеся готовят сообщения: биографии А. Коломба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана.1. Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы:- какой была Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, как Европа вела переговоры с Индией?;Какие народы жили в доколумбовой Америке? Каковы особенности государственного управления у разных народов Америки? Как вы думаете, могли ли американские народы сопротивляться завоеваниям?2. Переход к новой теме: Конец Средневековья.Тема: Открытие Америки и морской путь в Индию. Так мы узнали, как жили народы доколумбовой Америки. В сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в путешествие, которое покажет и откроет нам имена тех, кто не боится неизведанного, кого гнала жажда исследований и наживы искать неизведанные страны. Цель нашего урока - выяснить причины великих географических открытий, их ход, их результаты и их значение.3. Изучите новую темуПо ходу рассказа учителя учащиеся формулируют причины ВГО. (слайд 1) Причины Великих географических открытий нахождения новых путей из Европы в Азию для прямой торговли; жажда наживы; поиск золота.а. История португальских экспедиций на западном побережье Африки, подготовленная учителем. (используя карту). (слайд 2)б. Представление ученика о жизни Васко да Гаммы (слайд 3) и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию (слайд 4).в. Биография Х. Колумбы-сообщение ученика (слайд 5) и самостоятельная работа учителя с текстом пункта 48 пункта 4 – открытие Америки. Отвечая на вопрос: какие острова были открыты Христофором Колумбом? Показать на карте (слайд 6)г. Биография Ф. Магеллана-сообщение учителя (портрет-слайд 7) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (слайд 8)д. Беседа о чтении: - с какой целью Ф. путешествовал? Магеллан? (достичь Азии западным путем) - какой океан переплыли моряки? (Тихо) - Почему его так назвали? (хорошая погода за 4 месяца плавания) - почему моряки оказались в затруднительном положении? - Какое значение имела эта поездка? (доказал, что земля это воздушный шар)е. ЗначениеВГО: влияние на развитие торговли.4. Закрепите накрытый материал. Чему вы научились на сегодняшнем уроке? - Кто открыл Америку? - Как зовут великих путешественников?5. Подведение итогов урока. Домашнее задание Параграф 49, возьмите в библиотеке книгу о путешествиях, чтобы проиллюстрировать одну из поездок.
1 Белкина, Е.В. Возможности использования визуальных образов в обучении истории в начальной школе. / Е.В. Белкина // История в школе. - 2019. - № 5. - С. 12-16.
2. Бродский, Л.И. Применение аудиовизуальных технологий в преподавании истории в 6 классе основной школы / Л.И. Бродский // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 10 (173). - С. 152-159.
3. Бурмистрова, М.С. Развитие визуальной грамотности на уроках истории в начальной школе / М.С. Бурмистрова // Новые информационные технологии в образовании. - 2018. - Т. 1, № 4. - С. 32-37.
4. Воробьева, Е.А. Применение кроссвордов и головоломок в обучении истории в 6 классе основной школы / Е.А. Воробьева // Историческое образование в современном мире. - 2021. - Т. 4, № 2. - С. 75-81.
5.Колесникова, И.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении истории в начальной школе / И.А. Колесникова // Образование и наука. - 2017. - № 8 (146). - С. 34-38.
6. Костылева, Н.В. Использование аудиовизуальных материалов на уроках истории в начальной школе / Н.В. Костылева // Проблемы современного образования. - 2020. - Т. 68, № 3. - С. 45-50.
7. Левина, О.В. Применение мультимедийных технологий на уроках истории в 6 классе основной школы / О.В. Левина, И.А. Подопригора // История в школе. - 2017. - № 7. - С. 43-49.
8. Михайлова, Е.А. Применение интерактивных учебных пособий на уроках истории в 6 классе основной школы / Е.А. Михайлова, Т.В. Бережная // История в школе. - 2020. - № 9. - С. 54-60.
9. Смирнова, Е.А. Применение интерактивных карт в обучении истории в начальной школе / Е.А. Смирнова // Историческое образование в современном мире. - 2021. - Т. 4, № 1. - С. 61-66.
10. Шкляр, И.В. Опыт использования документальных фильмов на уроках истории в 6 классе основной школы / И.В. Шкляр // История в школе. - 2019. - № 2. - С. 60-66.
Электронные ресурсы
11. Ворошилова Н.В. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-vizualizatsii-v-prepodavanii (дата обращения: 10.03.2023).
12. Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. // Молодой ученый. - URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 10.03.2023).
13. Хлытина О.М. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005506190 (дата обращения: 10.03.2023).
14. Ходырева Е.С. Приемы визуализации при изучении истории. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy (дата обращения: 10.03.2023).
15. Чернова Н.В. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnye-metody-obucheniya-i-proektnye (дата обращения: 10.03.2023).
Вопрос-ответ:
Какова роль визуальной информации в обучении истории?
Визуальная информация играет важную роль в обучении истории, так как она позволяет ученикам лучше понимать и визуализировать исторические события, персонажей и места, что способствует более глубокому и запоминающемуся усвоению материала.
Какие особенности преподавания истории в 6 классах основной школы?
Преподавание истории в 6 классах основной школы имеет свои особенности, так как ученики в этом возрасте только начинают углубленно изучать предмет. Учителям важно учесть особенности развития ребенка в этом возрасте и использовать разнообразные методы и формы работы, включая использование визуальной информации, чтобы сделать уроки интересными и познавательными.
Какие способы использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах основной школы могут быть использованы?
Существует несколько способов использования визуальной информации в преподавании истории в 6 классах. Например, учителя могут показывать картинки, фотографии и репродукции исторических событий и персонажей, использовать презентации или видеоматериалы, проводить групповую работу с использованием исторических карт или диаграмм. Все эти методы помогут ученикам лучше понять и запомнить материал.
Как визуальная информация может помочь ученикам лучше усваивать исторические события и персонажей?
Визуальная информация помогает ученикам лучше усваивать исторические события и персонажей, так как она позволяет визуализировать абстрактные понятия и представить их в конкретном виде. Картинки, фотографии или видеоматериалы могут помочь ученикам лучше понять контекст исторических событий, представить себе место и время происходящего, а также запомнить важные детали и факты.
Зачем использовать визуальную информацию в преподавании истории?
Использование визуальной информации в преподавании истории позволяет визуализировать абстрактные понятия и события, делая их более понятными и запоминающимися для учеников.
Какие особенности преподавания истории в 6 классах основной школы?
Преподавание истории в 6 классах основной школы имеет свои особенности, такие как привлечение интереса учеников, формирование базовых знаний и навыков исторического мышления, развитие критического мышления и аналитических способностей.
Какие способы использования визуальной информации в преподавании истории можно применять в 6 классах основной школы?
В преподавании истории в 6 классах основной школы можно использовать различные способы использования визуальной информации, такие как просмотр и анализ исторических изображений, чтение и обсуждение исторических карт и диаграмм, просмотр и обсуждение видеоматериалов и презентаций исторических событий.
Какая роль визуальной информации в обучении истории?
Визуальная информация играет важную роль в обучении истории, так как она помогает визуализировать исторические события и персонажей, делает учебный материал более интересным и запоминающимся, развивает визуальное мышление и способствует лучшему пониманию исторических процессов.
Какие основные преимущества использования визуальной информации в преподавании истории для учеников?
Использование визуальной информации в преподавании истории даёт возможность ученикам лучше запоминать и понимать учебный материал, развивает их критическое мышление, умение анализировать исторические источники, стимулирует интерес к изучению истории и способствует формированию целостной картине мира.