Особенности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 10.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления ФФНР у дошкольников 5
1.1. История изучения ФФНР 5
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР. Особенности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 7
Глава 2. Логопедические технологии коррекции ФФНР у дошкольников 10
2.1. Особенности логопедического обследования детей с ФФНР 10
2.2. Современный отечественный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с ФФНР (цели и задачи программ обучения, содержание и структура работы по периодам обучения, взаимосвязь в работе логопеда, педагогов ДОУ, родителей) 13
Заключение 17
Список литературы 20
В.А. Ковшиков на этапе закрепления звука и его дифференциации предполагает использовать следующие приемы:демонстрация артикуляционного уклада дифференцируемых звуков при участиизрительного, слухового, кинестетического анализаторов,фонематический анализ и синтез изучаемых звуков, его выделение в слове, определение позиции звука, составление слова из звуков определенной последовательности и с заданным количеством, формирование и развитие фонематических представлений.Устранение дефектов звукопроизводства и фонематического восприятия имеет значение для развития речи в целом, сформированность указанных компонентов речи позволяет осуществлять звуковой анализ и синтез, что способствует профилактике нарушений письменной речи.Также в программе представлен образец речевой карты, которая заполняется по результатам обследования и выводится речевое (логопедическое) заключение.Предлагается режим дня группы для детей с ФФНР, содержится план работы на учебный год.Кроме того, в программе определены формы организации обучения (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия) и их программное содержание:а) на индивидуальных и подгрупповых занятиях реализуется работа по обучению правильному произношению (постановка звуков), по закреплению навыка воспроизведения слов сложной слоговой конструкции на лексико-грамматическом материале;б) фронтальные формы работы направлены на закрепление произношения звуков, различения звуков на слух, дифференциации правильно произносимых звуков, ведется подготовка к звуковому анализу слов, которая состоит из нескольких последовательных этапов: уточнение артикуляции, анализ и синтез обратных слогов, прямых слогов,выделение начальных согласных и ударных гласных,полный звуковой анализ слов разной слоговой наполняемости.Одним из участников образовательного процесса являются родители. Их роль заключается в закреплении материала и контроля за речью ребенка. А.А. Ковалева предлагает разработку дидактических игр и упражнений для закрепления навыка различения и дифференциации звуков в домашних условиях с детьми с ФФНР.Дидактические материал предлагается в определенной последовательности: игровые задания по совершенствованию фонематического слуха, восприятия и представлений,анализа, синтеза.Используются следующие игровые приемы:восприятие неречевых звуков, различение по тембральной, голосовой окраске;различение слов, слогов, сходных по звуковой наполняемости;выявление наличия звука в слове, позицию звука в слове, последовательность звуков, называние слов, выбор картинок на заданный звук,образование нового слова с помощью замены парных согласных.Таким образом, коррекционная программа для детей с ФФНР является подробным руководством по обследованию и проведению коррекционной работы с детьми с ФФНР, носит комплексный характер.В программе расписаны коррекционные направления по периодам обучения, определены цели и задачи, содержание каждого периода, содержится приложение с рекомендациями по планированию логопедической работы.ЗаключениеТеоретическое исследование проблемы проведения логопедической работы с детьми с ФФНР позволила обобщить теоретический и практический опыт по данной теме.Фонетически сформированная речь ребенка повышает речевую компетентность дошкольника и проявляется в его социальном и познавательном развитии. Фонетический уровень или состояние звукопроизношенияобеспечивает как моторный, так и сенсорный компоненты речи, которые формируют единую функциональную систему. Тесная взаимосвязьслуховых и двигательных образов, своевременное формированиекаждого элементаприводит ксформированностифонетико-фонематической стороны речи к старшему дошкольному возрасту.Наличие неточностей каждого из указанных компонентов в 5-6-ти летнем возрасте свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематической системы языка. Дефекты произношения подлежат исправлению и требуют построения специально организованной коррекционной работы.Коррекционная программа является способом планирования и реализации коррекционной работы с детьми с речевыми дефектами. В программе предложена система диагностики и речевая карта, позволяющая наглядно увидеть нарушения речи ребенка по всем направлениям речевого развития, что способствует правильному выбору коррекционных мероприятий.Таким образом, теоретическое исследование показало, что проблема коррекции речи ребенка на современном этапе требует поиска эффективных путей воздействия и рассматривается с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Список литературыАгаева И.Б., Валевич А.С. Сравнительное изучение сформированностизвукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 13–17.Баренцева Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова. М.: Педагогика, 1997. 98 с.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977. 176 с.Богаткова А.К., Медведева Е.Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 37–40.Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. М.: Изд-во МГУ, 1970. С.55-62. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.Выготский Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. М., 1996. 420 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с. Гриншпун Б.М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии. Т.1. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. с.108-120.Двуреченская О.Н., Жулина Е.В. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39. С. 101–108. Елфимова Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. 2018. № 8. C. 30-38.Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. М., 1963. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1. С. 74-81. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 72–76. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 98 с.Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии. Т. 1. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. С. 8-13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. М.: АльнС, 2013. 367 с. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 80 с. Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 49–53. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы: альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 44 с.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. С. 44-52. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М., 1968. С. 7-30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с. Редозубова Е.И., Лизунова Л.Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 113-116.Титлянова Е.С., Баженова Ю.А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187–190. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993. 72 с.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999. 331 с.Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. С.13-17. Черкашина А.В. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 5. № 3. С. 191-200.Чон О.В., Пименова И.Б. Актуальность коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе использования дидактических игр // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 541-542.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. С. 101-133.Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. С. 107-110.
1. Агаева И.Б., Валевич А.С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 13–17.
2. Баренцева Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова. М.: Педагогика, 1997. 98 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977. 176 с.
4. Богаткова А.К., Медведева Е.Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 37–40.
5. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. М.: Изд-во МГУ, 1970. С.55-62.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
7. Выготский Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. М., 1996. 420 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
9. Гриншпун Б.М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии. Т.1. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. с.108-120.
10. Двуреченская О.Н., Жулина Е.В. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39. С. 101–108.
11. Елфимова Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. 2018. № 8. C. 30-38.
12. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. М., 1963.
13. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1. С. 74-81.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
15. Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 72–76.
16. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 98 с.
17. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии. Т. 1. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. С. 8-13.
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. М.: АльнС, 2013. 367 с.
19. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 80 с.
20. Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 49–53.
21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
22. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы: альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 44 с.
23. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. С. 44-52.
24. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М., 1968. С. 7-30.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.
26. Редозубова Е.И., Лизунова Л.Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 113-116.
27. Титлянова Е.С., Баженова Ю.А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187–190.
28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993. 72 с.
29. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999. 331 с.
30. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. С.13-17.
31. Черкашина А.В. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 5. № 3. С. 191-200.
32. Чон О.В., Пименова И.Б. Актуальность коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе использования дидактических игр // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 541-542.
33. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. С. 101-133.
34. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. С. 107-110.
Вопрос-ответ:
Какими особенностями звукопроизношения и фонематического слуха обладают дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются нарушения в звукопроизношении, такие как замена звуков, искажение звуков, опущение или добавление звуков в словах. Кроме того, они испытывают трудности с различением и анализом звуков в словах, что связано с фонематическим слухом.
Какая история изучения фонетико-фонематического недоразвития среди дошкольников?
Изучение проблемы фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников началось относительно недавно. В настоящее время проводятся многочисленные исследования, направленные на выявление причин и механизмов развития данного нарушения, а также на разработку эффективных логопедических технологий коррекции.
Как описывается клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием обычно имеют затруднения в произношении звуков и анализе звуковых структур слов. Они могут заменять звуки, искажать их или пропускать при произношении. Кроме того, у них часто отсутствует осознанность и понимание различия между звуками, что влияет на их способность различать слова и анализировать звуковую структуру речи.
Какие логопедические технологии используются для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников?
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников используются различные логопедические технологии. Например, используются упражнения и игры, направленные на развитие звукопроизношения и фонематического слуха. Также используются методы записи и анализа речи, чтобы выявить конкретные ошибки и разработать индивидуальную программу коррекции для каждого ребенка.
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие у дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие у дошкольников - это расстройство в произношении звуков и восприятии звуковой структуры речи. Дети с таким недоразвитием могут иметь трудности в правильном произношении и различении звуков, что влияет на их речевое развитие.
Какие особенности звукопроизношения и фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием может наблюдаться замена звуков, искажение звуков или их пропуск. Они также могут испытывать затруднения в различении и восприятии звуков. Фонетико-фонематическое недоразвитие может проявляться в разной степени тяжести у разных детей.
Какие логопедические технологии используются для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников?
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников могут использоваться различные логопедические технологии, такие как артикуляционная гимнастика, игры с звуками, слуховые тренировки и др. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и выбирать те методы и задания, которые будут наиболее эффективными для его развития.
Какие исторические этапы изучения фонетико-фонематического недоразвития имеются?
История изучения фонетико-фонематического недоразвития имеет несколько этапов. Вначале исследователи обращали внимание на физические причины данного расстройства, такие как анатомические дефекты или нарушения в функционировании артикуляторной аппаратуры. Позже было выяснено, что фонетико-фонематическое недоразвитие может быть связано с задержками в развитии мозга и общей психофизической подготовкой детей. Современные исследования направлены на выявление эффективных методов коррекции этого расстройства.