«Опытная проверка приёмов смыслового чтения в обучении младших школьников решению текстовых задач»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 47 47 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 14.04.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности использования приемов смыслового чтения при обучении младших школьников решению текстовых задач 6
1.1. Отбор приемов смыслового чтения в соответствии с общими умениями обучающихся в области решения текстовых задач………………..6
1.2. Использование приемов смыслового чтения при решении задач на движение………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Организация и проведение опытной работы в контексте проблемы исследования 25
2.1. Выявление у младших школьников умений в области решения задач на движение и проведение формирующего этапа опытной работы 25
2.2. Определение у младших школьников динамики результатов в области решения задач на движение 33
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения 41
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, результаты констатирующего этапа свидетельствуют о том, что применение приемов смыслового чтения повышают уровень формирования умений у учащихся при решении задач на движение.Выводы по 2 главеРешение задач в начальной школе имеет основное значение при развитии мышления обучающихся: решаязадачиучащиеся знакомятся с разными сторонами жизни, с зависимостью между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, с построением цели. В процессе систематического обучения в решении задач уобучающихся накапливается опыт, от подражания они переходят к самостоятельным действиям. В начальных классах широко применяется простая и доступная для младших школьников система заданий для решения задачи.При формированиивышеотмеченных универсальных учебных действий, применяются приёмы смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения можно четко проследить в этапах работы над решениями текстовых задач на уроках математики.Предъявленные данные доказывают эффективность использования стратегии смыслового чтения на уроках математики при решении задач на движение.ЗаключениеОбучение в начальном звене школы это особенный этап в жизни всехдетей, которое связано с формированием у обучающихся основ умения учиться, способствуя к организации своей деятельности. То есть читательские умения создаютшкольнику начальногозвена возможность самостоятельного приобретения новых знаний, а в будущембудут основой для самообразования.Успешное чтение – сложный и многогранный процесс.Который предполагает решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и мн.др. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.Следовательно, навыки чтения являются фундаментом всех последующих образований и его формированию надо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальныхклассах.В результате, эффективность и качество процесса обучения зависят от уменийпедагога правильно выбирать технологический прием и метод смыслового чтения, рационально, уместно комбинировать их и использовать на уроках в начальной школе.Основываясь на рассмотренном выше теоретическом материале в области методик обучения решению текстовых задач на движение, а так же на результатах экспериментального исследования, показавших высокую эффективность наглядных форм представления информации детям, были разработаны методические рекомендации: (Приложение 4)Список литературыБезруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_articleБезруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10.Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / Т.Е.Демидова, А.П. Тонких. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 288 с.Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учимся решать задач: учебное пособие по математике / Ю.М.Колягин, В.А.Оганесян. – М.: Просвещение, 1980. – 99 с.Куропятник, И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6. - URL: http://www.eosnova.ru/journal/14/6/ (дата обращения 12.10.2022). – Текст: электронный. Логинова О.Б., Яковлева С.Г.Мои достижения. Итоговые комплексные работы.Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Под ред. Н. Н. Сметанникова. - Москва: Балас, 2011. - 128 с. ISBN: 978-5-8593.9- 903-1. – Текст: непосредственный. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач ы начальной школе: учебное пособие / В.С.Овчинникова. Правительство Москвы. Ком.образования. Моск.гор.пед.ун-т. – М.: Жизнь и мысль: Моск.учеб., 2003. – 191 с.: ил., таб.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.«Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителя / Перевод с английского. Под редакцией Ю.М.Гайдука. – М.: Государственное учебно-пед. издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 207 с.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - Москва : Просвещение, 2011. - 223 с. – ISBN: 978-5-09-019218-7. – Текст: непосредственный. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя / Л. Рождественская, И. Логвина - URL: https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf (дата обращения 14.10.2022) – Текст: электронный. Сазонова Л. В. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах / Л. В. Сазонова, С. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 181-187.Свечников А.А. Решение математических задач в 1-3 классах: пособие для учителя / А.А.Свечников. – М.: Просвещение, 1976. – 160 с.Селькина Л.В. Учимся решать задачи. 2 – 3 класс: / Л.В.Селькина, М.А.Худякова. Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015. – 56 с.: ил.Титаренко Н.Н., АшмаринаВ.Н., ПинженинаС.В..  Методическое пособие для учителей и родителей– Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г.Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н.Б.Истомина. – М.: Просвещение, 1985. – 64 с.: ил.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб.пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2000. – 288 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронныйресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] : под ред. А. Г. Асмолова. –– Москва : Просвещение, 2011. – 159 с. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: учебное пособие / Л.М.Фридман. – Москва – Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. – 240 с.Халидов, М.М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач / М.М. Халидов, В.М. Мукина // Начальная школа. – 2006. - № 9. – С. 57 – 59.Приложение 1Автор: Семина Светлана Геннадьевна, учитель начальных классовЗадачи на движение. 3 класс.Текстовые задачи на движение для учащихся 3-го класса УМК "Школа XXI века". Можно использовать для самостоятельной работы и для дополнительных занятий по математике. Я использую эти задачи для индивидуальной работы с учащимися. Оформляю карточку, где написан текст, есть чертеж и таблица для краткой записи, В этой карточке учащиеся самостоятельно выполняют чертеж, заполняют таблицу, оформляют решение задачи и записывают ответ.Расстояние между домом и магазином 600 м. Дедушка преодолевает расстояние от дома до магазина за 5 минут, а бабушка это расстояние проходит за 6 минут. На сколько метров в минуту скорость дедушки быстрее, чем у бабушки?Велосипедист проехал 24 км за 2 часа. Сколько часов он будут в пути, чтобы проехать 48 км, если скорость движения не изменится?Американский таракан движется со скоростью 5 км/ч, а стрекоза со скоростью 52 км/ч. На сколько километров больше пролетит стрекоза, чем пройдёт американский таракан, если в пути они будут 3 часа?Скорость орла 160 км/ч, а скорость стрижа 110 км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа, если они будут лететь в противоположных направлениях?Скорость голубя 55км/ч, а воробья 40 км/ч. На сколько больше пролетит голубь, чем воробей за 2 часа?Из гаража выехали в противоположные стороны одновременно два автомобилиста. Первый проехал 140 км, а второй 160 км. С какой скоростью ехал каждый автомобилист, если в пути они были 2 часа.Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Первый проехал 16 км со скоростью 8км/ч. Какое расстояние проехал до встречи второй, если скорость у него была на 2 км/ч больше?Два туриста одновременно отправились в путь в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между ними через 3 часа, если первый шёл со скоростью 3 км/ч, а второй 4 км/ч?Из города на базу отдыха отправился автобус. Начала пути он преодолел за 3 часа со скоростью 60 км/м, а оставшийся путь за 2 часа. С какой скоростью ехал автобус оставшееся расстояние, если весь путь 340 км. По реке на лодках на расстоянии 360 км переправляли комбикорм для животных. Первую половину пути проплыли за 2 часа. Сколько времени потратили на оставшийся путь, если скорость уменьшилась на 30 км/ч. Петя пробегает 300м за 6 секунд, а Коля тоже расстояние пробегает за 5 секунд. На сколько м/с скорость Коли быстрее скорости Пети? Экспедиция геологов отправилась исследовать горный массив. Первую треть пути они прошли со скоростью 6 км/ч, вторую треть пути со скоростью 4км/ч, а третью часть пути со скоростью 3км/ ч. Сколько времени они были в пути, если общее расстояние составило 36 км. Археологи вели раскопки в Египте. Сначала они прошли 18 км, затем ещё половину уже пройденного пути, последний этап пути они преодолели за 3 часа со скоростью 4км/ ч. Какое общее расстояние прошли археологи? Путешественники отправились в путь сначала на лодках, затем на автомобилях. На лодках они проплыли 240 км со скоростью 80 км/ч, на автомобилях 140 км со скоростью 70 км/ч. Сколько времени путешественники были в пути? Корабль проплыл 300 км за 3 часа. Сколько времени он потратит, чтобы проплыть 600 км, если скорость увеличить на 50 км/ч. Из деревни Сосновка в посёлок Приозёрный выехали одновременно два автобуса. Скорость первого 60 км/ч, а скорость второго 80 км/ч. Кто приедет быстрее, на сколько времени, если расстояние между деревней и посёлком 240 км? Из туристических лагерей «Огонёк» и «Салют» одновременно навстречу друг другу отправились два туриста. Один турист шёл со скоростью 4 км/ч, а другой 5 км/ч. Найди расстояние между лагерями, если туристы встретились через 3 часа.Расстояние между городами 72 км. Два лыжника одновременно вышли навстречу друг другу. Через сколько часов они встретятся, если скорость первого 8км/ч, а скорость второго 10 км/ч. Какое расстояние преодолели туристы, передвигаясь на велосипедах и на лодках? На велосипедах они ехала 2 часа со скоростью 30 км/ч, а на лодках плыли 3 часа со скоростью 60 км/ч. Расстояние от дома до школы 400м. Ученик, идя в школу, преодолел этот путь за 5 минут, а обратный путь из школы домой он прошёл за 8 минут. С какой скоростью ученик идёт в школу? Какая скорость у него на обратном пути?Приложение 2Расстояние между домом и магазином 600 м. Дедушка преодолевает расстояние от дома до магазина за 5 минут, а бабушка это расстояние проходит за 6 минут. На сколько метров в минуту скорость дедушки быстрее, чем у бабушки?VtSДедушка ?5 мин600 мБабушка ?6 мин600 м1) 600:5=120(м/мин) - скорость дедушки2) 600:6=100(м/мин) - скорость бабушки3)120-100=на 20 (м/мин) - скорость дедушки больше, чем у бабушкиОтвет: на 20 минут большеВелосипедист проехал 24 км за 2 часа. Сколько часов он будет в пути, чтобы проехать 48 км, если скорость движения не изменится?1)24:2=12-км/ч скорость.2)48:12=4-часа он будет в пути.Ответ: 4 часа он будет в пути.Американский таракан движется со скоростью 5 км/ч, а стрекоза со скоростью 52 км/ч. На сколько километров больше пролетит стрекоза, чем пройдёт американский таракан, если в пути они будут 3 часа? Составь схему задачи и реши.1)3*5=15км - американский таракан2)52*3=156км - стрекоза3)156-15=141км – больше пролетит стрекозаОтвет:Стрекоза пролетит на 141км большеПриложение 3Петя пробегает 300м за 6 секунд, а Коля тоже расстояние пробегает за 5 секунд. На сколько м/с скорость Коли быстрее скорости Пети?VtSПетя ?6 с300 мКоля ?5 с300 м300 : 6 = 50 м/с - пробегает 300 метров Петя300 : 5 = 60 м/с - пробегает 300 метров Коля60 - 50 = 10 (м/с) - скорость Коли быстрее, чем у ПетиОтвет. Скорость Коли больше, чем скорость Пети на 10 м/с.Корабль проплыл 300 км за 3 часа. Сколько времени он потратит, чтобы проплыть 600 км, если скорость движения не изменится?1)300:3=100 км/ч - скорость.2)600:100=6 часа - он будет в пути.Ответ: 6 часов он будет в пути.Скорость голубя 55км/ч, а воробья 40 км/ч. Насколько больше пролетит голубь, чем воробей за 2 часа? Составь схему и реши.55·2=110 км пролетит голубь40·2=80 км пролетит воробей110-80=30 км большеОтвет: на 30 км голубь пролетит больше воробьяПриложение 4Методические рекомендации для учителей по обучению решению текстовых задач на движениеПри изучении на уроках математики в 3 классе темы «Решение задач на движение» эффективнее использование таких приемов, как:«Верные и неверные утверждения» или «Верите ли Вы…» - можноприменить в начале урока, когда обучающиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенныхпедагогом, описывают новую тему. Для изучения темы в классе предлагаетсяв виде обучающейигры «Верю - не верю». Этот прием используютдля вызывания интереса к новой теме и создания положительной мотивации самостоятельно изучить текст по даннойтеме и наделяет возможностью быстрого включения детей в мыслительную деятельность и логичный переход к изучаемой теме урока. Изучив новуютему возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. «Составление краткой записи» условия задачи. Из краткой записи условия можно понять план решения задачи. Таблица – это самый наглядный способ представления информации. Основной особенностью предлагаемого подхода связан с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном чтении предлагаемого текста. Для осмысленного чтения, нужно сопровождение дополнительными заданиями, например, выбор ключевых слов, поэтапное заполнение таблицы. Читая задачу первый раз, учащимся необходимо понять её целостный смысл, для определения количества строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения учащиеся должны извлечь из текста всю нужную информацию. Задания «на перенос информации»: заполнить или дополнить таблицу, схему на основе прочитанного.«Кластер» – прием систематизирования материала в виде схемы (рисунка), где выделяют смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Основа заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Данные приемы развивают в учащихся навык работы с письменным текстом, который требует тщательный анализ данных, представленных в объёмном тексте математической задачи, логического структурирования информации, выбор главного, а также повышение качества учебной деятельности в целом.

Список литературы

1. Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_article
2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10.
3. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / Т.Е.Демидова, А.П. Тонких. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 288 с.
4. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учимся решать задач: учебное пособие по математике / Ю.М.Колягин, В.А.Оганесян. – М.: Просвещение, 1980. – 99 с.
5. Куропятник, И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6. - URL: http://www.eosnova.ru/journal/14/6/ (дата обращения 12.10.2022). – Текст: электронный.
6. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.
7. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Под ред. Н. Н. Сметанникова. - Москва: Балас, 2011. - 128 с. ISBN: 978-5-8593.9- 903-1. – Текст: непосредственный.
8. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач ы начальной школе: учебное пособие / В.С.Овчинникова. Правительство Москвы. Ком.образования. Моск.гор.пед.ун-т. – М.: Жизнь и мысль: Моск.учеб., 2003. – 191 с.: ил., таб.
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.
10. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
11. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителя / Перевод с английского. Под редакцией Ю.М.Гайдука. – М.: Государственное учебно-пед. издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 207 с.
12. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - Москва : Просвещение, 2011. - 223 с. – ISBN: 978-5-09-019218-7. – Текст: непосредственный.
13. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя / Л. Рождественская, И. Логвина - URL: https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf (дата обращения 14.10.2022) – Текст: электронный.
14. Сазонова Л. В. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах / Л. В. Сазонова, С. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 181-187.
15. Свечников А.А. Решение математических задач в 1-3 классах: пособие для учителя / А.А.Свечников. – М.: Просвещение, 1976. – 160 с.
16. Селькина Л.В. Учимся решать задачи. 2 – 3 класс: / Л.В.Селькина, М.А.Худякова. Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015. – 56 с.: ил.
17. Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В.. Методическое пособие для учителей и родителей– Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г.
18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н.Б.Истомина. – М.: Просвещение, 1985. – 64 с.: ил.
19. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2000. – 288 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] : под ред. А. Г. Асмолова. –– Москва : Просвещение, 2011. – 159 с.
22. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: учебное пособие / Л.М.Фридман. – Москва – Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. – 240 с.
23. Халидов, М.М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач / М.М. Халидов, В.М. Мукина // Начальная школа. – 2006. - № 9. – С. 57 – 59.

Вопрос-ответ:

Какие приемы смыслового чтения используются при обучении младших школьников решению текстовых задач?

При обучении младших школьников решению текстовых задач используются различные приемы смыслового чтения, такие как предварительное ознакомление с текстом, выделение ключевых слов и фраз, поиск информации, анализ и сравнение данных и т.д.

Каким образом опытная проверка при мов смыслового чтения влияет на обучение младших школьников решению текстовых задач?

Опытная проверка при мов смыслового чтения позволяет учащимся применять полученные навыки чтения при решении текстовых задач, что способствует развитию их логического мышления и умения анализировать и синтезировать информацию.

Какие общие умения обучающихся необходимо учитывать при отборе приемов смыслового чтения в области решения текстовых задач?

При отборе приемов смыслового чтения необходимо учитывать общие умения обучающихся, такие как умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, выделять главное и т.д.

Каким образом приемы смыслового чтения применяются при решении задач на движение?

При решении задач на движение приемы смыслового чтения могут быть использованы для выделения ключевых данных, анализа условия задачи, определения известных и неизвестных величин, установления причинно-следственных связей и т.д.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что при обучении младших школьников решению текстовых задач эффективно применять приемы смыслового чтения, такие как анализ текста, выделение ключевых моментов и поиск информации. Опытная проверка при мов смыслового чтения позволяет закрепить полученные навыки и развить логическое мышление учащихся.

Какие приемы смыслового чтения используются при обучении младших школьников решению текстовых задач?

Опытные проверки показали, что для эффективного обучения младших школьников решению текстовых задач используются различные приемы смыслового чтения. Например, это могут быть приемы работы с ключевыми словами, выделение основной и дополнительной информации, поиск аналогий и примеров, анализ контекста и прочее.

Какие общие умения у обучающихся в области решения текстовых задач могут быть использованы при отборе приемов смыслового чтения?

При отборе приемов смыслового чтения в обучении младших школьников решению текстовых задач важно учитывать общие умения обучающихся. Например, умение выделять главную и дополнительную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить аналогии и различия, делать выводы и др.

Какие выводы можно сделать по первой главе исследования о применении приемов смыслового чтения при решении задач на движение?

В первой главе исследования были сделаны следующие выводы по применению приемов смыслового чтения при решении задач на движение: эти приемы помогают обучающимся лучше понять условия и задачи, выделить ключевую информацию, анализировать данные и выбрать подходящий алгоритм решения.