Функции и стили педагогического общения.
Заказать уникальный доклад- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 16.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
При взаимодействии с учащимисяавторитарный преподаватель опирается на свою власть, дает особые предпочтения таким способам, как требования, указания, наказания иугрозы. Он непосредственно исходит из «усредненного» представления обучащихся, из требованийабстрактного характера, не учитывает во внимании их индивидуальных особенностей, для него характерным является функционально-деловой подход, выраженные установки, стереотипность в поведении иоценке, субъективностьи избирательность. Преподаватель авторитарного стиля к учащемуся относится как к объекту воздействия, принимает решенияединолично, устанавливает достаточно жесткий контроль за осуществлением своих требований, применяет свои права без учета мнений самих учащихсяи ситуации[5].У учащихся под воздействием авторитарного стиля руководства могут развиваться такие отрицательные свойства, как негативные отношения к преподавателю, неудовлетворенность учебой, подавленность, пассивность, неуверенность в себе, а в ряде случаев —озлобленность,агрессивность.Стоит отметить, что очень интенсивная активность преподавателя зачастую приводит к пресыщению общением, когда у учеников возникают от взаимодействия с преподавателемотрицательные эмоции.При демократическом стиле педагогического общения учащийся рассматривается в качестве равноправного партнер в общении в совместном поиске решений различных учебно-познавательных задач. Данный стиль отличается использованием таких способов воздействия, как разъяснение, совет, личный пример преподавателя, беседа, просьба, моральное поощрение, самокритика, доверие, критика, самоконтроль, привлечение самих учащихся к принятию суждений,решенийи т.д. Преподаватель демократического стиля общения вместе с тем работает в целомс группой, стремится учитывать индивидуальные особенности, а также личный опыт учащегося, его потребности иактивность, для него характерным является личностный подход, отсутствие стереотипности в оценках,негативных установок. Он активизирует развитие самостоятельности учащихся, предпочитает косвенные, а непрямые способы воздействия, прислушивается к критическим замечаниям со стороны учащихся, признает право каждого человека на свою точку зрения.Либеральный (или попустительский) стиль отличается низким уровнем научно-педагогической квалификации преподавателя, по большей части формальным отношением к своим обязанностям, пассивностью, консервативностью, отсутствием требований к учащимся и систематически реализуемого контроля их знаний, страхом перед проявлениями инициативы самими учащимися,нерешительностью. Преподаватель, придерживающийся либерального стиля общения, действует налаживанием личных контактов и уговорами интеллектуально сильных учащихся, терпимо относится к различным нарушителям учебной дисциплины. При данном стиле общения результаты обучения,как правило, низкие, учащиеся не удовлетворены учебной деятельности, нет сотрудничества и особого стимула добросовестно учиться, а также ухудшается состояние психологического климата в учебной группе [2].В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля общения, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля общениядопустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.Таким образом, педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, выполняющее коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции.Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации педагога и воспитанников, от уровня развития коммуникативных умений педагога, способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, безусловного принятия ребенка, педагогической интуиции, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.Список литературыБатракова, С. Н. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие / С. Н. Батракова. — Ярославль, 2016. — 341 с.Грехнев В.А. Культура педагогического общения / В.А. Грехнев. -- М.: Просвещение, 2010 – 230с.Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на Дону: Феникс, 2012. — 480 с. Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. — Ростов-на-Дону, 2015. — 480 с.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2013. — 367 с.
2. Грехнев В.А. Культура педагогического общения / В.А. Грехнев. -- М.: Просвещение, 2010 – 230с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на Дону: Феникс, 2012. — 480 с.
4. Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. — Ростов-на-Дону, 2015. — 480 с.
5. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2013. — 367 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характерны для авторитарного подхода преподавателя?
Авторитарный подход преподавателя характеризуется опорой на свою власть, предпочтение требованиям, указаниям, наказаниям и угрозам. Он не учитывает индивидуальные особенности учащихся, а также исходит из усредненного представления о них. В поведении и оценке он проявляет функционально-деловой подход, установки на стереотипность.
Какие способы использования власти авторитарного преподавателя привлекают большее внимание?
Авторитарный преподаватель привлекает внимание учащихся с помощью требований, указаний, наказаний и угроз. Он использует свою власть, чтобы дать особые предпочтения этим способам взаимодействия с учениками.
Какие особенности авторитарного преподавателя сказываются на его подходе к обучающимся?
Авторитарный преподаватель не учитывает индивидуальные особенности учащихся, исходя из усредненного представления о них. Его подход характеризуется функционально-деловым подходом, выраженными установками и стереотипностью в поведении и оценке.
Какие проблемы могут возникнуть при взаимодействии авторитарного преподавателя с учащимися?
При взаимодействии с авторитарным преподавателем могут возникнуть проблемы из-за его непосредственного подхода, игнорирования индивидуальных особенностей учащихся и абстрактных требований. Учащимся может быть сложно приспособиться к такому стилю общения и таким преподавателям.
Какие особенности поведения и оценки проявляет авторитарный преподаватель?
Авторитарный преподаватель проявляет стереотипность в поведении и оценке. Он не учитывает индивидуальные особенности учащихся и выражает функционально-деловой подход в своем отношении к ним.
Какие функции и стили педагогического общения применяет авторитарный преподаватель?
Авторитарный преподаватель опирается на свою власть и использует такие методы, как требования, указания, наказания и угрозы. Он исходит из усредненного представления обучающихся, не учитывая их индивидуальных особенностей.
Какие установки и стереотипы характерны для авторитарного преподавателя?
Авторитарный преподаватель имеет функционально-деловой подход и выраженные установки, проявляющиеся в его поведении и оценке учащихся.
Почему авторитарный преподаватель не учитывает индивидуальные особенности учащихся?
Авторитарный преподаватель оперирует требованиями и усредненным представлением обучающихся, не видя необходимости в учете их индивидуальных особенностей.
Какие методы и подходы использует авторитарный преподаватель в общении с учащимися?
Авторитарный преподаватель прибегает к методам требований, указаний, наказаний и угроз, а также использует функционально-деловой подход в коммуникации с учащимися.
Какие особенности поведения и оценки присущи авторитарному преподавателю?
Авторитарный преподаватель проявляет стереотипность в своем поведении и оценке учащихся, не учитывая их индивидуальные особенности.
Чем отличается авторитарный преподаватель от других стилей педагогического общения?
Авторитарный преподаватель отличается от других стилей педагогического общения тем, что он опирается на свою власть и при взаимодействии с учащимися использует такие способы, как требования, указания, наказание и угрозы. Он не учитывает индивидуальные особенности учащихся, а основывается на усредненном представлении обучающихся и абстрактных требованиях. Его подход к обучению является функционально деловым, с выраженными установками на стереотипность в поведении и оценке субъектов.
Какие способы взаимодействия использует авторитарный преподаватель?
Авторитарный преподаватель при взаимодействии с учащимися использует особые предпочтения, такие как требования, указания, наказания и угрозы. Он исходит из усредненного представления обучающихся и не учитывает их индивидуальные особенности. Для него характерным является функционально деловой подход, выраженные установки на стереотипность в поведении и оценке субъектов.