Женские сказочные персонажи в технике росписи по ткани

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 17.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Художественная роспись по ткани в историческом аспекте 8
1.1. Мировые традиции росписи по ткани 8
1.2. История развития росписи по ткани в России 10
Глава 2. Особенности сказочных женских персонажей в фольклоре и искусстве 15
2.1 Сказка как основной элемент фольклора 15
2.2. Женские сказочные персонажи в русском искусстве 17
Глава 3. Описание процесса воплощения женского сказочного персонажа в технике росписи по ткани 23
3.1. Поиск эскизного решения росписи 23
3.2. Описание процесса выполнения росписи 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1. 33
Приложение 2. 34
Приложение 3. 35
Приложение 4. 36
Приложение 5. 37

Фрагмент для ознакомления

Для создания росписи были изучены наиболее известные художественные произведения и на их основе был разработан ряд эскизов.Основными женскими персонажами были выбраны персонажи-героини по типологии Проппа – Василиса Прекрасная, Марья Моревна и Елена Премудрая. Выбор именно таких женских сказочных образов обусловлен интересом современности к традиционному идеалу женской мудрости и красоты. Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры. Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.Композиция росписи по ткани представляет себе сложную разработанную схему, которая выстраивается по основным композиционным принципам в изобразительном искусстве. Одним из основных приемов считается выделение главного элемента по средства расположения, размера цвета или формы, в этом случае все остальные элементы воспринимаются как второстепенные, и находятся в подчинении у доминантного элемента. Так же существуют композиционные решения без выделения однозначной доминанты, элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.Основой любого произведения является продуманная и сбалансированная композиционная схема. На первом этапе создается схематичный набросок в уменьшенном размере. После создается полноценный эскиз с детальной отрисовкой всех элементов в натуральную величину. Весь творческий процесс создания композиции можно представить в виде следующих этапов:изучение существующего художественного материала;возникновение композиционного замысла и его обоснование в эскизе;разработка композиционной схемы рисунка, в которой решаются такие вопросы, как членение плоскости на части, принципиальное размещение основных ритмических элементов, организация доминанты;разработка общего цвета и колористических отношений, при этом определяются ритмический разброс пятен цвета, локальный цвет;выполнение эскиза композиции в материале.Для создания эскизов росписи были изучены произведения упомянутых в предыдущей главе художников. Произведение В.М. Васнецова «Спящая красавица» (1892 г.) в том числе легло в основу исследования народного женского костюма для всех эскизов. Для создания женского образа художник использовал такие элементы как цветастый узорчатый сарафан, расшитые воротники и кафтаны. Так же в этих целях были использовано большинство произведений В.Я. Билибина, благодаря им удалось исследовать и бытовую среду народных сказок. Благодаря этому в разрабатываемых эскизах появилась прялка и лучина в традиционных формах и представлениях. Так для разработки эскизов Василисы Прекрасной были использованы произведения В.Я. Билибина, особенно иллюстрация «Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги» (1899 г.), у художника мы видим момент кульминации сказки героиня, преодолев все испытания и обряд инициации, получив дары возвращается домой к сестрам и мачехе. Композиционное решение в разрабатываемом эскизе не только направлено на описание сказочного сюжета, но и раскрытие его качественных характеристик. Крупный главный персонаж в достаточно устойчивой позе демонстрирует свою силу и мудрость, это персонаж победивший анти-героя. В поясной композиции эскиза с Василисой Прекрасной изображен мифологический момент ткачества. Сам сюжет является традиционным для художественной иллюстрации и декоративно-прикладной живописи. В сказочных сюжетах этот момент раскрывается и как момент преодоления трудностей и задач от антагониста и как момент создания нового, как момент чистого творчества. Именно поэтому выбрано композиционное решение, в котором вокруг фигуры персонажа достаточно много воздуха и внешнего пространства. Так же на поиск композиционного решения наложили отпечаток иллюстрации А. Кошкина.При разработке композиционных решений с персонажем Елены Примудрой за основу взят сюжет ее общения с животным миром и ее стремление к получению новых знаний. В большинстве сюжетных изображений, в том числе в одноименном мультфильме советского период, героиня изображается в окружении птиц, с которыми она ведет диалог. Именно эта особенность персонажа легла в основу композиционного решения эскиза. Здесь в отличие от эскиза с Василисой Прекрасной, поза и фигура девушки подчеркнуто легким играющим движением, летающие вокруг птицы поддерживают атмосферу легкости и игры. В поясном эскизе был найден вариант композиции, подчеркивающий серьезность момента обучения. Книга становиться главным атрибутом и композиционным центром эскиза, как основная мудрость. Именно через этот атрибут, приобретающий волшебные характеристики сказочный персонаж получает свое основное качество – Премудрость. Именно поэтому он становиться важнейшим элементом смысловой композиции в эскизе. Так же в эскизах был разработан образ еще одного сказочного женского персонажа Марьи Моревны. Во многом поиск этого образа сделан на основании иллюстраций В.Я. Билибина к одноименной сказке. Согласно сюжету в эскизе уделено большое внимание костюму персонажа, который раскрывает ее образ.Стоит отметить, что разработка деталей костюма важна для всех эскизов, так как через нее раскрывается сказочность и уникальность женских образов. Колористическое решение для росписи выбрано темное, но насыщенное. Выбор такой цветовой гаммы продиктован стремлением подчеркнуть сказочный и таинственный характер образов. Темный контрастный колорит привлекает к себе внимание зрителей и вызывает желание изучить детали. При создании эскизов к росписи задачей было увлечь зрителя, заинтересовать его и погрузить в сказочный мир. 3.2.Описание процесса выполнения росписиВ качестве воплощения эскизов была выбрана техника свободной росписи по ткани, такой выбор продиктован личными техническим интересом к данной технике. Для выполнения росписи по ткани лучше всего подойдут: крепдешин, атлас, шифон, креп-жоржет. Но, также допустимо использование тонкой или достаточно плотной хлопчатобумажной ткани (батист, штапель, поплин). Для выполнения росписи был выбран недорогой поплин, выбор ткани был продиктован особенностями технологии росписи акриловыми красками, достаточно плотными по своему составу. Для облегчения выполнения работы ткань была натянута на раму-подрамник, посредством фиксации кнопками, позволительно использовать для натяжки мебельный степлер. Ткань натягивается до состояния «барабан», без провисаний, при такой натяжке проще не только переносить рисунок, но и выполнять процесс росписи.Натянутая ткань была покрыта грунтом, для этого был использован художественный грунт по ткани, который создаст дополнительное сцепление красок с самой тканью и позволит более детально проработать роспись.После этого был выполнен эскиз картона и перенесен на ткань. Наиболее простым способом переноса считается перенос на стеклянном столе с подсветом снизу, простым карандашом, так и был перенесен рисунок картона на ткань. Как только рисунок был перенесен, позволительно приступать к этапу выполнения росписи. Данный этап позволительно считать самым увлекательным и творческим, раскрывающий весь художественный потенциал мастера. Роспись выполнена акриловыми красками, которые состоят из водной основы, красителя и акриловой эмульсии. Такой выбор продиктован качественными характеристиками. Акриловые краски хорошо ложатся, имеют большое количество цветов, отлично смешиваются между собой и быстро сохнут. Еще одно их преимущество – это широкая доступность. Роспись производилась кистями различного размера, из синтетического волокна, они наилучшим образом подходят для работы акриловыми красками, так как достаточно мягкие по своей структуре и не стираются о ткань. При необходимости при выполнении росписи по ткани могут быть использованы различные дополнительные инструменты, валики, тампоны или мастихины. Закрепление краски на ткани и приобретение вышеописанных свойств происходит следующим образом: после попадания на воздух водная основа постепенно начинает испаряться, оставляя на поверхности только пигмент и удерживающий его эластичный акриловый полимер. Чем тоньше слой нанесенной краски, тем быстрее он сохнет, поэтому быстрее и качественнее будет сделать несколько «легких» проходов по одной области, чем нанести один толстый слой.Роспись производилась от пятна, сначала были закрыты большие участки темного фона, а после постепенно произведён переход к более светлым участкам росписи.Большое внимание было уделено прорисовке мелких деталей, так как при поиске композиционного решения ранее была обозначена их значимость для раскрытия сюжета и образов персонажей, а также для создания сказочной атмосферы.По окончании заливки цветом изделие было высушено, снято с рамы, после чего красочный слой закреплен термически, по средствам проглаживания рисунка утюгом. Таким образом поэтапно был воплощен эскиз сказочного женского персонажа в технике свободной росписи по ткани. Сказочно-фольклорный персонаж нашел свое воплощение в произведении декоративно-прикладного искусства. ЗаключениеВ рамках изучения особенностей воплощения женских сказочных персонажей в искусстве и создании росписи по ткани по разработанному эскизу, был изучен аспект росписи по ткани как элемента декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство всегда окружало человека и становилось отражением его представлений о мире, впитывало в себя и тесно переплеталось с мифическими представлениями, фольклором и сказками. Сама по себе сказка как вид народного творчества, не теряет своей актуальности и в настоящее время. В рамках первой главы были рассмотрены исторические процессы развития технологии росписи по ткани. В следующей главе выявлены особенности изображения женских сказочных персонажей в русском искусстве. Так же была раскрыта взаимосвязь сказок и народного фольклора с декоративно-прикладным искусством, и прослежен их исторический путь развития. В последней главе работы был описан процесс работы с композиционным решением, выполнена работа над эскизами росписи, проведен поиск художественных образцов в искусстве по заданной теме. Были изучены технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани, включающие в себя: подготовку ткани, выбор материала, организацию рабочего места, необходимые инструменты, красители, основные виды росписи ткани. В ходе исследования было выявлена актуальность женского сказочного образа на протяжении существования всего декоративно-прикладного искусства и искусства живописи. Особенный подъем интереса к таким образам пришелся на вторую половину XIX в. и был связан с культурным разворотом и модой на русский стиль и традиционные представления о искусстве и пути развития России. Обращение к сказочным персонажам, как к историко-философской тематике и есть опора на народные традиции. Женский сказочный образ прекрасной девы – это сплав сказки и реальности, стойкости и мудрости, тонкое переплетение прекрасного внутреннего мира и внешней красоты. В современном мире запрос на сказку как архетип народной мудрости только возрастает, от сюда и интерес к сказочным персонажам, в частности женским персонажам. Второй аспект интереса к теме научной работы лежит в плоскости интереса к уникальным и индивидуальным изделиям, которые создаются в рамках произведений декоративно- прикладного искусства. Список литературыБаранов Д.А. Особенности хронотопа сказочного мира в творчестве И. Билибина /Д.А. Баранов. // Кунсткамера. – 2019. – № 1 (3). – C. 83-93.Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. /П.Г. Богатырев. – М.: Икусство, 1971. – 542 с.Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Р.А. Гильман. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008. – 159 с.Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1990. – 318 с.Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность // Восточнославянские волшебные сказки. - М.: Просвещение, 1992. – 593 с.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.Корженко О.М. Женские образы в русских народных сказках /О.М. Корженко, О.В. Реш. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-obrazy-v-russkih-narodnyh-skazkahКошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития /В.Б. Кошаев. – М.: ВЛАДОС. – 2014. – 272 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dhsh-zima.irk.muzkult.ru/media/2020/04/08/1252089103/Dekorativno-prikladnoe_iskusstvo._Ponyat_py_razvitiya_V.B._Koshaev_1.5Mb.pdfКрамаренко Л.Г. Декоративное искусство России XX века (К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды): Дис. … докт. искусствоведения. М.: 2005. – 242 с.Кудрявцева Л.С. Собеседники поэзии и сказки: об искусстве художников детской книги. /Л.С. Кудрявцева. – М.: Московские учебники, 2008. – 288 с.Мельников В.Л. И.Я. Билибин и его окружение по материалам Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов /В.Л. Мельников// Научно-практическая конференция, посвященная 140-летию со дня рождения И.Я. Билибина: материалы научно-практической конференции. – Ивангород, 2016. С. 41.Острой О.С. Изобразительное и прикладное искусство /О.С. Острой, И.Х. Саксонова. – СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. – 904 с.Подунова Н.И. Иван Билибин. К истокам / Н.И. Подунова. // Литературный журнал Москва, ноябрь 2018. – С. 202–213.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп; вступ. ст. В. И. Ереминой. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 364 с.Степанов Ю.С. Баба-Яга / Ю.С. Степанов // Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. /Г.Ю. Стернин. – М.: Советский художник, 1984. – 296 с.Структура волшебной сказки /Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал. – М.: РГГУ, 2001. – 229 с.Сурикова А.С.Мифологические и сказочные образы в советском прикладном искусстве. На примере творчества А.В. Щекатихиной-Потоцкой /А.С. Сурикова // Культурный код. – 2022. – № 1. – С. 76-93. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-i-skazochnye-obrazy-v-sovetskom-prikladnom-iskusstve-na-primere-tvorchestva-a-v-schekatihinoy-pototskoyФокина, Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учеб. пособие / Л.В. Фокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 239 с., ил.Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. В.И. Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 171 с. Приложение 1.Василиса Прекрасная. Эскиз Приложение 2.Василиса Прекрасная. Эскиз Приложение 3.Елена Премудрая. Эскиз Приложение 4.Елена Премудрая. Эскиз Приложение 5.Марья Моревна. Эскиз

1. Баранов Д.А. Особенности хронотопа сказочного мира в творчестве И. Билибина /Д.А. Баранов. // Кунсткамера. – 2019. – № 1 (3). – C. 83-93.
2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. /П.Г. Богатырев. – М.: Икусство, 1971. – 542 с.
3. Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Р.А. Гильман. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008. – 159 с.
5. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1990. – 318 с.
6. Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность // Восточнославянские волшебные сказки. - М.: Просвещение, 1992. – 593 с.
7. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
8. Корженко О.М. Женские образы в русских народных сказках /О.М. Корженко, О.В. Реш. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-obrazy-v-russkih-narodnyh-skazkah
9. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития /В.Б. Кошаев. – М.: ВЛАДОС. – 2014. – 272 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dhsh-zima.irk.muzkult.ru/media/2020/04/08/1252089103/Dekorativno-prikladnoe_iskusstvo._Ponyat_py_razvitiya_V.B._Koshaev_1.5Mb.pdf
10. Крамаренко Л.Г. Декоративное искусство России XX века (К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды): Дис. … докт. искусствоведения. М.: 2005. – 242 с.
11. Кудрявцева Л.С. Собеседники поэзии и сказки: об искусстве художников детской книги. /Л.С. Кудрявцева. – М.: Московские учебники, 2008. – 288 с.
12. Мельников В.Л. И.Я. Билибин и его окружение по материалам Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов /В.Л. Мельников// Научно-практическая конференция, посвященная 140-летию со дня рождения И.Я. Билибина: материалы научно-практической конференции. – Ивангород, 2016. С. 41.
13. Острой О.С. Изобразительное и прикладное искусство /О.С. Острой, И.Х. Саксонова. – СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. – 904 с.
14. Подунова Н.И. Иван Билибин. К истокам / Н.И. Подунова. // Литературный журнал Москва, ноябрь 2018. – С. 202–213.
15. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп; вступ. ст. В. И. Ереминой. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 364 с.
16. Степанов Ю.С. Баба-Яга / Ю.С. Степанов // Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.
17. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. /Г.Ю. Стернин. – М.: Советский художник, 1984. – 296 с.
18. Структура волшебной сказки /Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал. – М.: РГГУ, 2001. – 229 с.
19. Сурикова А.С. Мифологические и сказочные образы в советском прикладном искусстве. На примере творчества А.В. Щекатихиной-Потоцкой /А.С. Сурикова // Культурный код. – 2022. – № 1. – С. 76-93. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-i-skazochnye-obrazy-v-sovetskom-prikladnom-iskusstve-na-primere-tvorchestva-a-v-schekatihinoy-pototskoy
20. Фокина, Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учеб. пособие / Л.В. Фокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 239 с., ил.
21. Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. В.И. Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 171 с.

Вопрос-ответ:

Какая история развития росписи по ткани в России?

Роспись по ткани в России имеет долгую и богатую историю. Она началась еще в древнерусские времена и со временем приобрела свои уникальные особенности и стили. Начиная с народных промысловых дел мастеров, роспись по ткани развивалась и стала ценным искусством. В разные периоды времени различные регионы России имели свои традиции и техники росписи по ткани.

Какие мировые традиции росписи по ткани существуют?

Мировые традиции росписи по ткани разнообразны и уникальны. Каждая страна имеет свои особенности и стили росписи. Например, в Индии есть богатая традиция росписи по шелку и хлопку с использованием ярких цветов и геометрических узоров. В Японии популярна техника "шибори", при которой ткань складывается и закрепляется, а затем окрашивается, создавая интересный рисунок. В Африке традиционно используется богатая краска и выразительные мотивы. Это лишь некоторые примеры мировых традиций росписи по ткани.

Как женские сказочные персонажи отражены в русском искусстве?

Женские сказочные персонажи имеют особое место в русском искусстве. Они часто являются главными героинями русских народных сказок и легенд. В искусстве росписи по ткани, эти персонажи часто изображаются с помощью ярких цветов, красивых узоров и деталей, чтобы передать их магию и загадочность. Они могут быть представлены в виде прекрасных принцесс, мудрых ведьм или сказочных существ. Эти росписи по ткани создают атмосферу сказки и приносят радость и восторг.

Какие особенности сказки как элемента фольклора?

Сказка является одним из самых популярных элементов фольклора в разных культурах. Она отличается своей волшебной атмосферой, героями и моральным смыслом. Сказки часто имеют связь с мифологией и древними преданиями. Они могут передавать важные жизненные уроки, раскрывать человеческие характеры и отражать культурные ценности общества. Сказки также могут быть источником вдохновения для искусства и иметь значительное влияние на художественные произведения.

Какая техника использовалась для росписи по ткани в историческом аспекте?

В историческом аспекте для росписи по ткани использовались различные техники, такие как штамповка, сочетание штамповки и кистевой росписи, аппликация, вышивка и др.

Какие мировые традиции существуют в росписи по ткани?

В мировых традициях росписи по ткани можно выделить такие стили и техники, как индийская батик, индонезийский батик, японская шибори, африканская батик и многие другие.

Как развивалась роспись по ткани в России?

В России роспись по ткани начала активно развиваться в XIX веке. Одним из важных этапов в истории развития росписи по ткани в России было создание Московской школы росписи и основание Суздальской школы росписи по ткани.

Какую роль играют сказки в фольклоре?

Сказки являются одним из основных элементов фольклора. Они передаются из поколения в поколение и содержат моральные уроки, позволяющие людям понять мир и себя в нем.

Какие сказочные женские персонажи изображались в русском искусстве?

В русском искусстве изображались различные сказочные женские персонажи, такие как Василиса Прекрасная, Морозко, Баба-Яга и др. Они часто служат символами добра или зла, красоты или уродства.