Организация дидактических игр на уроках русского языка как средство формирования познавательной активности у обучающихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 44 44 страницы
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 18.04.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1 Формирование познавательной активности у обучающихся 6
1.2 Особенности дидактических игр 15
1.3 Возможности использования дидактических игр на уроках русского языка 18
Выводы по первой главе 20
2 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 22
2.1 Диагностики уровня проявления познавательной активности 22
2.2 Особенности применения дидактических игр в начальной школе 26
2.3 Анализ результата по проведению дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе 28
2.4 Банк заданий «Дидактические игры» 31
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
Фрагмент для ознакомления

Участникипробуют силы свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.В процессе игры решить задания:отгадать слова, выбрать в каждой группе лишнее слово.Автоматизировать звуки, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, расширение словарного запаса, развитие логического мышления.«Назови одним словом»Ход игры: индивидуальная игра: учащимся необходимо заменить словосочетания и предложения одним словом, в составе которого есть слоги ча, ща, чу, щу.1. Обрубок дерева - …(чурбан).2. Шестьдесят минут-…(час).3. Густой частый лес- …(чаща).4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник).Активизировать словарный запас учащихся, развитие уменияповодить обобщение.«Найди ошибку»Ход игры:назвать ряд слов, обозначающих названия предметов и допустить одну «ошибку». Учащиеся должны определить, какое слово лишнее и объяснить почему.В процессе игры решить задания:1.найти лишнее слово, 2.объяснить почему.1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.5.Бежит, книга, окно, ворота, слон.Развить умения в области части речи: существительное.Выводы по второй главеВ рамках представленного исследования была представлена опытно-поисковая работа в рамках изучения школьниками предмета «Окружающий мир».В качестве базы проведения опытно-поисковой работы были выбраны два класса: 2 «А», 2 «Б» класс муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы.Исследование с практической точки зрения проводилась в рамках 3 этапов: 1. Констатирующий этап;2. Формирующий этап;3. Контрольный этап.Целью констатирующего этапа практической части представленного исследования является определение того, каким образом учащиеся младшихклассов выражают своё отношение к предмету «Русский язык».На формирующем этапе была проведена работа с экспериментальной группой по развитию познавательной активности в школе на уроках «Русского языка». Данная работа включала в себя различные дидактические игры с младшими школьниками из экспериментального класса (2 «А»). По результатам формирующего этапа исследования были проведены контрольное тестирование по модифицированной методике Г.А. Казанцевой.Выводом данного исследования можно назвать то, что учащиеся за счет того, что были включены в активную игровую деятельность, стали более активными, начали самостоятельно формулировать выводы на основании той информации, которая была ими изучена в ходе того или иного урока.Дидактические игры оказывают существенное влияние не только на развитие познавательной активности, но и на то, чтобы дети стали более самостоятельными, а также улучшили собственную коммуникативную деятельность. Опытно-экспериментальная деятельность в рамках представленного исследования показала, что использование дидактических игр на уроках русского языка, позволяет повысить уровень познавательной активности и уровень общего познавательного интереса учащихся к предмету.ЗАКЛЮЧЕНИЕУспех изучения того или иного школьного предмета, особенно в младшем школьном возрасте, напрямую зависит от того уровня познавательной активности, который демонстрируют школьники. И в том случае, если предмет не рассматривается ими как интересный и обязательный к изучению, уровень познавательной активности у таких школьников существенным образом снижается. Чтобы избежать этого, учитель может использовать в своей работы различные методы и приемы, а также формы занятий, в том числе, дидактические игры. Анализ различных подходов к определению понятия «познавательная активность у младших школьников» показал, что познавательная активность рождается из потребности младшего школьника к познанию нового, а также неотъемлемой частью этого процесса является наличие познавательного интереса. Специфика познавательной активности младших школьников состоит в том, что развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Он так же позволил нам дать рабочие определения данного понятия состоящее в том, что познавательная активность младших школьников – это качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. В данной работе в целях диагностики познавательной активности была выбрана: модифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» направленная на выявление когнитивного компонента.В ходе проведенного исследования, базой которого являлся 2 класс средней общеобразовательной школы, было установлено, что дидактические игры существенным образом оказывают влияние на формирование интереса школьников к осуществлению образовательной деятельности, но при условии, что с помощью таких игр педагог оказывает существенное влияние на интерес школьников к предмету, в том числе, за счет правильно подобранного образовательного материала.Согласно проведенному исследованию, было установлено, что дидактические игры, применяемые в рамках обучения предмету «Окружающий мир», существенным образом влияют на повышение познавательной активности школьников по причине того, что они позволяют повысить интерес детей, в том числе, за счет нестандартных заданий, которые школьникам предлагается выполнить в рамках той или иной дидактической игры.На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что только 15% учащихся испытывают интерес к предмету только за счет того, что педагог выстраивает свою работу таким образом, что может заинтересовать школьников. Одновременно с этим были выявлены школьники, которые не рассматривают предмет «Окружающий мир» как предмет, который должен подробно изучаться в школе и заслуживать отдельного внимания. Число таких школьников составляет 40% от общего числа опрошенных, что позволяет сделать вывод о том, что для школьников представленный предмет не является необходимым. Если проанализировать то, каким образом изменилось восприятие предмета после проведенного эксперимента, то можно увидеть, что интерес к предмету возрос, равно как и общее отношение школьников к данному предмету.Опытно-экспериментальная деятельность в рамках представленного исследования показала, что использование дидактических игр на уроках русского языка позволяет повысить уровень познавательной активности и уровень общего познавательного интереса школьников к тому предмету, который они изучают, развивая, в том числе, логическое и творческое мышление, а также уровень познавательного интереса школьников к тому или иному предмету. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Знание, 1999. - 123 с.Аникина Н.В. Способы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. В сборнике: Актуальные аспекты современной науки в сборнике материалов ХХ-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». 2017. С. 20-24.Атанязова У.Б. Урок с дидактической игрой в начальной школе // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-s-didakticheskoy-igroy-v-nachalnoy-shkole(дата обращения 16.03.2023 г.)Белевцова А.М. Социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-znachimost-igry-v-tvorcheskom-razvitii-i-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov(дата обращения 14.03.2023 г.)Белевцова А.М. Функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-spetsifichnost-didakticheskih-igr-v-vospitatelno-obrazovatelnom-protsesse-mladshih-shkolnikov (дата обращения 13.03.2023 г.)Белышева А.Н., Глабова Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников. Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1 (5). С. 6-11.Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.Богус М.Б. Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-uchebnoy-deyatelnosti-v-intellektualnom-razvitii-mladshih-shkolnikov(дата обращения 12.03.2023 г.)Букатов В.М. Педагогическое таинство дидактических игр /В.М. Букатов. учеб. -мет пособие. - 2-е изд. исправ. и доп. - М.: МПСИ: Флинта, 2003.Витковская И.М. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2015. С. 280-285.Витковская И.М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obucheniya-v-sotrudnichestve-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения 10.03.2023 г.)Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001. - 92 с.Ганиева Г.Р., Габдрахманова Ч.Б. Особенности мониторинга сформированности учебных навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-monitoringa-sformirovannosti-uchebnyh-navykov-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah (дата обращения 09.03.2023 г.)Гафиятова О.В. Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/programma-korrektsii-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-didakticheskih-igr (дата обращения 13.03.2023 г.)Гладышева Т.А. Развитие познавательного процесса младших школьников посредством дидактических игр // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-protsessa-mladshih-shkolnikov-posredstvom-didakticheskih-igr (дата обращения 30.02.2023 г.)Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. - СПб. :СПбГУПМ, 2003,- 129 с.Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.Киселева Ю.А., Морозова Т.Н. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников. В сборнике: Студенческая наука Подмосковья материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 326-327.Козлова Е.В. Потенциал учебных предметов в контексте формирования универсальных учебных действий младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-uchebnyh-predmetov-v-kontekste-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov(дата обращения 10.03.2023 г.)Кондратьева Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 50-51. С. 44-50.Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов. - СПб.: ВИТУ, 1998. - 308 с.Лебедева Т.Н. Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста / Т.Н. Лебедева, И.В. Горшунова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2015) /редкол. О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс". 2015. - С. 118-120.Лебедева Т.Н. Компьютерные игры: обучение с увлечением / Т.Н. Лебедева, Ю.А. Гребнева // Приоритетные направления развития науки: сборник статей Международной научно-практич. конференции. Запреля 2014 г. г. Уфа. - Уфа: Научный центр" Аэтерна" 2014. - С. 154-156.Лебедева Т.Н. Конструктор игр как средство развития алгоритмического мышления школьников / Т.Н. Лебедева // Информатика и образование. - 2013. - №10(249). - С. 39-41.Лебедева Т.Н. Электронные учебники в школе: дань моде или необходимость / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII Межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 15-21.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.Макарова Л.Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskoe-otnoshenie-mladshih-shkolnikov-k-okruzhayuschemu-miru(дата обращения 16.03.2023 г.)Макарова Л.Н., Морозова Е.Е. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskoe-otnoshenie-mladshih-shkolnikov-k-okruzhayuschemu-miru-diagnosticheskiy-aspekt (дата обращения 10.03.2023 г.)Мельник А.О., Бухалина Н.М., Тетеркина С.П., Журавлева Е.А. Сущность понятия «дидактические игры» и роль дидактических игр в процессе обучения // Информационный ресурс «Киберленинка» в режиме доступа https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-didakticheskih-igry-i-rol-didakticheskih-igr-v-protsesse-obucheniya – дата обращения 30.10.2022 г.Миленко Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-pedagogicheskih-usloviy-organizatsii-uchebnogo-sotrudnichestva-mladshih-shkolnikov (дата обращения 30.02.2023 г.)Нагорнова Л.В., Волынкин В.И. Игра как метод обучения младших школьника. Гуманитарные исследования. 2014. № 2 (50). С. 160164.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала /А.П. Панфилова: учеб. пособие. - СПб: ИВЭСЭП, "Знание", 2003. - 536 с.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.Подкохо Ю.А. Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе. Образование и воспитание. 2017. № 3 (13). С. 33-36.Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Технология профессионального сотрудничества как фактор повышения качества образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 252-255.Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения 16.03.2023 г.)Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. интернет-конференции / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623.Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368 с.Рязанова М.А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 39. С. 3886-3890.Стешенко И.А. Дидактическая игра как средство обучений младших школьников. В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 173-174.Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.Федорович Ю.Г., Мамедова Л.В. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством тренинговых занятий. В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 236-238.Шефер О.Р. Использование игровых ситуаций при обучении физике в целях нравственного воспитания учащихся / О.Р. Шефер: научно-метод. пособ. - Челябинск: ИИУМЦ "Образование", 2002. - 50 с.Шефер О.Р. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием ЛЕГО-роботов / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева //Инновации в образовании. - 2012. - №9. - С. 67-73.Шефер О.Р. Проектная деятельность как форма организации самообразования / О.Р. Шефер //Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: материалы III всероссийской научно-методической конференции. - Омск: ОАБИИ, 2016. - С. 274-281.Шефер О.Р. Тенденции развития образования в Информационном обществе / О.Р. Шефер //Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования /XIIмежвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Изд-во "Край Ра",2016. - С. 145-153.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика,1998. -304 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АМодифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Знание, 1999. - 123 с.
2. Аникина Н.В. Способы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. В сборнике: Актуальные аспекты современной науки в сборнике материалов ХХ-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». 2017. С. 20-24.
3. Атанязова У.Б. Урок с дидактической игрой в начальной школе // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-s-didakticheskoy-igroy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 16.03.2023 г.)
4. Белевцова А.М. Социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-znachimost-igry-v-tvorcheskom-razvitii-i-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения 14.03.2023 г.)
5. Белевцова А.М. Функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-spetsifichnost-didakticheskih-igr-v-vospitatelno-obrazovatelnom-protsesse-mladshih-shkolnikov (дата обращения 13.03.2023 г.)
6. Белышева А.Н., Глабова Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников. Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1 (5). С. 6-11.
7. Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.
8. Богус М.Б. Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-uchebnoy-deyatelnosti-v-intellektualnom-razvitii-mladshih-shkolnikov (дата обращения 12.03.2023 г.)
9. Букатов В.М. Педагогическое таинство дидактических игр /В.М. Букатов. учеб. -мет пособие. - 2-е изд. исправ. и доп. - М.: МПСИ: Флинта, 2003.
10. Витковская И.М. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2015. С. 280-285.
11. Витковская И.М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obucheniya-v-sotrudnichestve-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения 10.03.2023 г.)
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001. - 92 с.
13. Ганиева Г.Р., Габдрахманова Ч.Б. Особенности мониторинга сформированности учебных навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-monitoringa-sformirovannosti-uchebnyh-navykov-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah (дата обращения 09.03.2023 г.)
14. Гафиятова О.В. Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-korrektsii-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-didakticheskih-igr (дата обращения 13.03.2023 г.)
15. Гладышева Т.А. Развитие познавательного процесса младших школьников посредством дидактических игр // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-protsessa-mladshih-shkolnikov-posredstvom-didakticheskih-igr (дата обращения 30.02.2023 г.)
16. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. - СПб. :СПбГУПМ, 2003,- 129 с.
17. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 406 с.
18. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
19. Киселева Ю.А., Морозова Т.Н. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников. В сборнике: Студенческая наука Подмосковья материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 326-327.
20. Козлова Е.В. Потенциал учебных предметов в контексте формирования универсальных учебных действий младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-uchebnyh-predmetov-v-kontekste-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения 10.03.2023 г.)
21. Кондратьева Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 50-51. С. 44-50.
22. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов. - СПб.: ВИТУ, 1998. - 308 с.
23. Лебедева Т.Н. Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста / Т.Н. Лебедева, И.В. Горшунова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2015) /редкол. О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс". 2015. - С. 118-120.
24. Лебедева Т.Н. Компьютерные игры: обучение с увлечением / Т.Н. Лебедева, Ю.А. Гребнева // Приоритетные направления развития науки: сборник статей Международной научно-практич. конференции. Запреля 2014 г. г. Уфа. - Уфа: Научный центр" Аэтерна" 2014. - С. 154-156.
25. Лебедева Т.Н. Конструктор игр как средство развития алгоритмического мышления школьников / Т.Н. Лебедева // Информатика и образование. - 2013. - №10(249). - С. 39-41.
26. Лебедева Т.Н. Электронные учебники в школе: дань моде или необходимость / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII Межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 15-21.
27. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
28. Макарова Л.Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskoe-otnoshenie-mladshih-shkolnikov-k-okruzhayuschemu-miru (дата обращения 16.03.2023 г.)
29. Макарова Л.Н., Морозова Е.Е. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskoe-otnoshenie-mladshih-shkolnikov-k-okruzhayuschemu-miru-diagnosticheskiy-aspekt (дата обращения 10.03.2023 г.)
30. Мельник А.О., Бухалина Н.М., Тетеркина С.П., Журавлева Е.А. Сущность понятия «дидактические игры» и роль дидактических игр в процессе обучения // Информационный ресурс «Киберленинка» в режиме доступа https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-didakticheskih-igry-i-rol-didakticheskih-igr-v-protsesse-obucheniya – дата обращения 30.10.2022 г.
31. Миленко Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-pedagogicheskih-usloviy-organizatsii-uchebnogo-sotrudnichestva-mladshih-shkolnikov (дата обращения 30.02.2023 г.)
32. Нагорнова Л.В., Волынкин В.И. Игра как метод обучения младших школьника. Гуманитарные исследования. 2014. № 2 (50). С. 160164.
33. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала /А.П. Панфилова: учеб. пособие. - СПб: ИВЭСЭП, "Знание", 2003. - 536 с.
34. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.
35. Подкохо Ю.А. Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе. Образование и воспитание. 2017. № 3 (13). С. 33-36.
36. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Технология профессионального сотрудничества как фактор повышения качества образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 252-255.
37. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема // Информационный ресурс «Киберленинка». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения 16.03.2023 г.)
38. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. интернет-конференции / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623.
39. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
40. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368 с.
41. Рязанова М.А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 39. С. 3886-3890.
42. Стешенко И.А. Дидактическая игра как средство обучений младших школьников. В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 173-174.
43. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.
44. Федорович Ю.Г., Мамедова Л.В. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством тренинговых занятий. В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 236-238.
45. Шефер О.Р. Использование игровых ситуаций при обучении физике в целях нравственного воспитания учащихся / О.Р. Шефер: научно-метод. пособ. - Челябинск: ИИУМЦ "Образование", 2002. - 50 с.
46. Шефер О.Р. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием ЛЕГО-роботов / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева //Инновации в образовании. - 2012. - №9. - С. 67-73.
47. Шефер О.Р. Проектная деятельность как форма организации самообразования / О.Р. Шефер //Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: материалы III всероссийской научно-методической конференции. - Омск: ОАБИИ, 2016. - С. 274-281.
48. Шефер О.Р. Тенденции развития образования в Информационном обществе / О.Р. Шефер //Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования /XIIмежвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Изд-во "Край Ра", 2016. - С. 145-153.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика,1998. -304 с.

Вопрос-ответ:

Какие преимущества имеют дидактические игры на уроках русского языка?

Дидактические игры на уроках русского языка имеют ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют активизировать познавательную активность учащихся, поскольку игра является естественным и интересным для них видом деятельности. Во-вторых, игры способствуют развитию коммуникативных и познавательных навыков, так как ученики взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и решают задачи. В-третьих, дидактические игры повышают мотивацию учащихся к изучению русского языка, поскольку они чувствуют себя активными участниками процесса обучения.

Как формируется познавательная активность у обучающихся на уроках русского языка?

Познавательная активность у обучающихся формируется через разнообразные виды деятельности на уроках русского языка. Например, проведение дидактических игр позволяет ученикам активно взаимодействовать друг с другом, искать решения задач, обмениваться знаниями и опытом. Также познавательная активность стимулируется обучением с использованием интерактивных технологий, индивидуальной и групповой работой, анализом и обсуждением текстов, активизацией речевой деятельности, самостоятельным исследованием и пр.

В чем особенности дидактических игр на уроках русского языка?

Дидактические игры на уроках русского языка имеют свои особенности. Во-первых, они должны быть направлены на достижение конкретных образовательных целей и задач. Во-вторых, игры должны быть организованы таким образом, чтобы все учащиеся могли активно участвовать в процессе и достигать успеха. В-третьих, игры должны быть интересными, мотивирующими и понятными для учащихся. В-четвертых, игры должны предоставлять возможность для развития различных навыков: коммуникативных, речевых, познавательных и пр.

Как можно активизировать познавательную активность учеников на уроках русского языка?

Познавательную активность учеников на уроках русского языка можно активизировать с помощью организации дидактических игр. Игры помогут стимулировать интерес к изучению русского языка, развивать умение анализировать и синтезировать информацию, улучшать навыки чтения, письма, говорения и слушания. Это даст возможность ученикам активно участвовать в урочной и внеурочной деятельности, вести самостоятельную поисковую работу и применять полученные знания на практике.

Какие особенности имеют дидактические игры?

Дидактические игры имеют ряд особенностей. Во-первых, они формируют не только связанные со знаниями умения и навыки, но и развивают познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление. Во-вторых, дидактические игры имеют целевую направленность и специально разработанную структуру, которая позволяет достичь поставленных образовательных целей. В-третьих, игры могут быть различными по форме и содержанию, что позволяет учителю выбирать оптимальную игру для достижения конкретных педагогических целей.

Какие возможности предоставляют дидактические игры на уроках русского языка?

Дидактические игры на уроках русского языка предоставляют широкий спектр возможностей. Во-первых, они позволяют активизировать учеников, улучшить их владение языком, развить навыки чтения, письма, говорения и слушания. Во-вторых, игры могут быть использованы для контроля знаний и оценки уровня языковой компетенции учеников. В-третьих, дидактические игры позволяют разнообразить урок, сделать его более интересным и захватывающим для учеников.

Какие преимущества может дать организация дидактических игр на уроках русского языка?

Организация дидактических игр на уроках русского языка может способствовать формированию познавательной активности у обучающихся. Это помогает им лучше усваивать знания и развивать навыки в области русского языка.

Каким образом дидактические игры помогают формировать познавательную активность у учащихся?

Дидактические игры стимулируют интерес и активное участие учащихся в уроке. Они предоставляют возможность применить полученные знания на практике, развивая творческое мышление и критическое мышление.

Какие особенности имеют дидактические игры?

Дидактические игры обладают рядом особенностей. Они должны быть увлекательными, интерактивными, структурированными и способствовать активной работе учащихся. Также они должны быть направлены на развитие различных навыков, таких как чтение, письмо, говорение и слушание.