Телесность в повести Н.В. Гоголя «Нос»

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Литература
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Введение ……………………………………………………………….3
2. Глава 1 История написания повести «Нос» …………………………4
3. Глава 2 Повесть «Нос» и новелла Гофмана «Песочный человек» ...6
4. «Не рой яму другому!» - телесность как одна из проблем в повести Н.В. Гоголя «Нос» ……………………………………………………10
5. Заключение ……………………………………………………………13
6. Список использованных источников ………………………………..14
Фрагмент для ознакомления

Оторопь, изумление и внутренняя дрожь одолели майора, когда он увидел в церкви собственный нос. И не просто нос, а нос в мундире статского советника. Он стоял в церкви и молился, словно это норма! Герой очень смутился, но подойти сразу не решился, раздумывая, как же подойти и заговорить. Мундир буквально ослепил майора. «Бедный Ковалев чуть не сошел с ума» [1].Когда хозяин и нос разговаривали в церкви, как говорится, бумеранг вернулся. Ковалев сам испытал все чувства тех, к кому сам относился с превосходством. Его собственный нос не хотел иметь с хозяином никаких дел, не мог по своему положению. Он остался абсолютно равнодушен к чаяниям своего хозяина, впрочем, таковым нос Ковалева явно не считал. Сам Ковалев находится в противостоянии к собственной части тела: асессор растерян, унижен, можно сказать, раздавлен, а нос спокоен, чувствует свою значимость, свое пре во сходство. Эта ситуация учит майора совсем другому отношению к жизни, потому что жизнь без носа для него невозможна: ни на работе появиться, ни с дамой встретиться. Не скрываться же вечно! Гоголь использует прием гротеска. Главный гротескный символ повести - нос. Этот автономный и самодостаточный персонаж. Да и к тому же выше хозяина по рангу.Потерянный нос - символ того, что Ковалев задирал свой нос выше собственного социального положения. А теперь, глядя на мундир, герой с трудом осмеливается подойти и заговорить с ним.Основной конфликт произведения - отношения героя со своим носом. Ковалев большое значение придавал чинам, любил задирать нос (образно), называл себя майором. А теперь нос стал статским советником, заставляя Ковалева вести себя с ним подобострастно. Вот уж поистине, не рой яму другому! Нос - начальник, потому что стоит в мундире вышестоящего чина.Возникает вопрос, кто главнее: человек без статуса или социальный статус без человека? Тут налицо формальный, фиктивный мир, в котором ценен не человек, а его положение. Вот и ответ на вопрос: человек без носа, читай, без социального статуса, никто.С потерей носа заканчивается общественная жизнь героя. Нос в конце повести терпит поражение. Это происходит только потому, что он оказался самозванцем, а не статским советником. В итоге часть тела возвращена хозяину. Нос на своем месте.Если взглянуть на нос с учетом категории телесности, то получается такая картина: нос в системе Древнего Египта считался символом перехода из жизни в смерть. Следовательно, исчезновение носа - наступление смерти. В повести Гоголя - смерти общественной, человек не только нос потерял, в физическом смысле, а общественный статус. Это смерть социальная, полное крушение надежд. Жизнь Ковалева без носа равносильна смерти.С другой стороны, в трансформации собственной части тела Ковалев увидел воплощение собственного внутреннего желания. Нос стал именно тем, кем хотел бы стать сам коллежский асессор.ЗАКЛЮЧЕНИЕЕще раз прочитав и проанализировав повесть Николая Васильевича Гоголя прихожу к следующим выводам:- категория телесности представлена в повести через потерю части тела героя, через контекстные противопоставления. Потеря носа раскрыла глаза коллежскому асессору на собственное поведение, на отношение к людям и к жизни в целом (возможно, только на короткое время);- в отличие от героя новеллы Гофмана, у которого раздвоение случилось из-за неустойчивой психики, испытанных в детстве страхов, и повлекло смерть героя, у гоголевского героя раздвоение случилось из-за безответственности и неаккуратности цирюльника. Отделение части тела открыло глаза герою на существующее положение вещей. Он не просто увидел, а испытал на собственной шкуре все несправедливости жизни, оказавшись в безвыходной ситуации, которую удалось исправить по чистой случайности. Отделение носа у майора Ковалева вскрыло социальный конфликт времени, подчеркнув разницу между «власть имущими» и «власть не имущими». Как только совершен переход из одной группы в другую, жизнь словно прекращается.Таким образом категория телесности в повести имеет важное значение: показывает влияние случайности на жизнь и судьбу героя.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГоголь Н.В. Нос. https://ilibrary.ru/text/76/p.2/index.htmlГофман Э.Т.А. Песочный человек. http://lib.ru/GOFMAN/koppelius.txtЩербак Ю.Е. Телесный мотив в повести Н.В.Гоголя «Нос» Выпуск №1 (2015). Опубликован 2016-07-08https://journals-altspu.ru/5-floor/article/view/608Баричко Ярослав Борисович К проблеме телесности визуальных образов // Вестник ЧГАКИ. 2012. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-telesnosti-vizualnyh-obrazovАкчурин, Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 –Социальная философия / Б. Г. Акчурин. – Уфа, 2004. – 315 c.https://www.dissercat.com/content/chelovecheskaya-telesnost-i-sotsialnye-aspekty-ee-identifikatsiiБычков, В. В. Телесность / В. В. Бычков // Эстетика: учеб. – М.: Гардарики, 2004. – С. 482–487.https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/bychkov_v_v_ehstetika_uchebnik/27-1-0-748Галуцких И.А. О понятии «Художественная телесность» // Гуманитарный научный журнал. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-hudozhestvennaya-telesnostКассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М.: Гардарика, 1998.-784 с.Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Перевод с англ. и комментарии Ю.А. Муравьева 440с.632https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/kulturologija/kassirer_eh_izbrannoe_opyt_o_cheloveke/16-1-0-3436Немцева В.А. Проблема человеческой телесности и ее символико-смысловое содержание. Приволжский научный вестник. №4(32) – 2014.https://cyberleninka.ru/article/n/problema-chelovecheskoy-telesnosti-i-ee-simvoliko-smyslovoe-soderzhanie/viewerЯсперс К. Общая психопатология. М., 1997. Перевод с немецкого Л.О. Акопяна с.124https://djvu.online/file/oIsjBgioBUjj9

1. Гоголь Н.В. Нос. https://ilibrary.ru/text/76/p.2/index.html
2. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. http://lib.ru/GOFMAN/koppelius.txt
3. Щербак Ю.Е. Телесный мотив в повести Н.В.Гоголя «Нос» Выпуск №1 (2015). Опубликован 2016-07-08 https://journals-altspu.ru/5-floor/article/view/608
4. Баричко Ярослав Борисович К проблеме телесности визуальных образов // Вестник ЧГАКИ. 2012. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-telesnosti-vizualnyh-obrazov
5. Акчурин, Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 –
Социальная философия / Б. Г. Акчурин. – Уфа, 2004. – 315 c. https://www.dissercat.com/content/chelovecheskaya-telesnost-i-sotsialnye-aspekty-ee-identifikatsii
6. Бычков, В. В. Телесность / В. В. Бычков // Эстетика: учеб. – М.: Гардарики, 2004. – С. 482–487. https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/bychkov_v_v_ehstetika_uchebnik/27-1-0-748
7. Галуцких И.А. О понятии «Художественная телесность» // Гуманитарный научный журнал. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-hudozhestvennaya-telesnost
8. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М.: Гардарика, 1998.-784 с. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Перевод с англ. и комментарии Ю.А. Муравьева 440 с.632 https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/kulturologija/kassirer_eh_izbrannoe_opyt_o_cheloveke/16-1-0-3436
9. Немцева В.А. Проблема человеческой телесности и ее символико-смысловое содержание. Приволжский научный вестник. №4(32) – 2014. https://cyberleninka.ru/article/n/problema-chelovecheskoy-telesnosti-i-ee-simvoliko-smyslovoe-soderzhanie/viewer
10. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. Перевод с немецкого Л.О. Акопяна с.124 https://djvu.online/file/oIsjBgioBUjj9

Вопрос-ответ:

Какая тема разворачивается в повести Н. В. Гоголя "Нос"?

В повести "Нос" Н. В. Гоголя разворачивается тема телесности, когда главный герой видит свой собственный нос в церкви.

Какова история написания повести "Нос" Н. В. Гоголя?

Повесть "Нос" Н. В. Гоголя была написана в 1836 году. Гоголь получил идею для своего произведения из новеллы Э. Т. А. Гофмана "Песочный человек".

Какую связь можно увидеть между повестью "Нос" Н. В. Гоголя и новеллой Гофмана "Песочный человек"?

Повесть Н. В. Гоголя "Нос" имеет связь с новеллой Гофмана "Песочный человек". Главный герой обнаруживает свой нос в церкви, что напоминает сцену из "Песочного человека", где главный герой находит свой портрет на табличке.

Что такое телесность и почему она является одной из проблем в повести "Нос" Н. В. Гоголя?

Телесность - это особенности и аспекты физического тела человека. В повести "Нос" Н. В. Гоголя телесность является проблемой, так как главный герой видит свой собственный нос отдельно от своего тела, что противоречит естественным законам и вызывает непонимание и шок.

Какие эмоции испытал майор, когда увидел свой нос в церкви?

Майор испытал оторопь, изумление и внутреннюю дрожь, когда увидел свой собственный нос в церкви. Это вызвало у него непонимание и шок.

Какое влияние оказало произведение Гофмана "Песочный человек" на повесть Гоголя "Нос"?

Произведение Гофмана "Песочный человек" оказало значительное влияние на повесть Гоголя "Нос". Оба произведения имеют общую тему - телесность, и в них рассматривается человеческое тело как источник странности и ужаса. Гофман использовал мотив неправильной композиции тела, а Гоголь развивает эту тему, создавая непривычные образы и ситуации, связанные с человеческим носом.

Какие проблемы связаны с телесностью в повести Гоголя "Нос"?

В повести Гоголя "Нос" проблематизируются различные аспекты телесности. Во-первых, здесь рассматривается само существование носа вне тела, что является странным и неправильным. Во-вторых, автор обращается к теме физической деформации и некрасивости, связанной с носом. Также телесность в повести Гоголя выступает в качестве символа социального статуса и принадлежности к определенному классу общества.

Какова история написания повести Гоголя "Нос"?

История написания повести Гоголя "Нос" началась в 1835 году, когда автор наткнулся на заметку в газете о некоем майоре, которому выпало неприятное приключение - его нос исчез. Этот случай стал основой для создания необычной повести. Однако, первые две главы были опубликованы отдельно от остальной части повести, и только в 1842 году Гоголь завершил работу над произведением и опубликовал его в полном виде.

В чем сходство между повестью Гоголя "Нос" и новеллой Гофмана "Песочный человек"?

Сходство между повестью Гоголя "Нос" и новеллой Гофмана "Песочный человек" заключается в общей тематике - странности и ужасе, связанных с человеческим телом. Оба произведения рассматривают телесность как источник неприятных ощущений и неправильной композиции. Кроме того, в обоих произведениях авторы используют непривычные образы и ситуации, чтобы подчеркнуть эти аспекты телесности.

Какая история стоит за написанием повести "Нос" Н.В. Гоголя?

Повесть "Нос" была написана Гоголем в 1836 году. История ее написания связана с тем, что Гоголь во время одной из болезней начал видеть в зеркале свое отражение без носа. Этот опыт произвел на писателя огромное впечатление и послужил идейным затравком для создания повести.