Классификация экономических благ и "парадокс Гиффена": историко-экономический опыт
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 28.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Еще один пример брался из будущего: если цена на нефть взлетит до небес, расходы на бензин съедят накопления бедных водителей. Они не смогут купить себе новые экономичные автомобили, а их старые колымаги будут потреблять все больше бензина.
«Фантастике не место в экономике, - возмущался чикагский экономист Шервин Розен. - Если парадокс Гиффена не годится для понимания ирландского опыта, то, может, авторы будущих учебников возьмут на себя труд подыскать примеры получше?» А канадский экономист Лоуренс Боланд видел в парадоксе Гиффена крайне уязвимую теорию, которая не только предсказывает несуществующий эффект, но и не может объяснить, почему его не существует. Тут, он, конечно, перегибал палку. Тому, что товары Гиффена не удается наблюдать на прилавке, сторонники теории находили самые веские объяснения.
Действительно, очень трудно подыскать ситуацию, когда цена на массовый товар менялась исключительно по внешним причинам. Не подорожание могло вызвать рост спроса, а рост спроса мог вздуть цену - классическая проблема причины и следствия. Вдохновленные фразой Стиглера про почести и бессмертие, Дженсен и Миллер несколько лет пытались найти условия для естественного эксперимента среди китайских бедняков. Потерпев неудачу, они решили сами стать внешней причиной колебания цен.
Экономисты гордятся результатом, а цитату Стиглера про почести и бессмертие вынесли в начало работы и выделили шрифтом. «По иронии, несмотря на долгие поиски в порой экзотических условиях, примеры обнаружились в самых распространенных продуктах питания самой многочисленной нации на Земле. Мы нашли их именно там, где предсказывала теория: среди неимущих покупателей, которые сильно зависят от базового продукта и имеют ограниченные возможности замещать его», - заключают авторы. Они считают, что эффект нужно учитывать при субсидировании распространенных товаров. Но главное - теория спасена.
Эффект Гиффена оказался более живучим, чем концепция мирового эфира, которую опровергли еще в начале XXв. Эйнштейн, впрочем, не исключал, что физики когда-нибудь на новом уровне к эфиру все-таки вернутся.
В России парадокс Гиффена можно было наблюдать в первой половине девяностых годов. Понизилось потребление практически всех продуктов, кроме картофеля и хлеба на фоне высоких темпов инфляции.
Как видим эффект Гиффена характерен для обстановки обнищания населения. Он наблюдается сегодня не только в слаборазвитых странах, но и в России и других странах СНГ, где переход к рынку привел к резкому росту инфляции и пролетаризации широких слоев народных масс. При инфляции, несмотря на рост общего уровня цен, товар может стать относительно более дешевым даже при росте текущей цены на него, если цены на другие товары растут быстрее.
Таким образом, эффект Гиффена, строго говоря, не отменяет действие закона спроса. Здесь имеет место рост спроса на относительно подешевевший товар, несмотря на го что текущая его цена повысилась.
6
Вопрос-ответ:
Что такое классификация экономических благ?
Классификация экономических благ - это система разделения благ на различные категории в зависимости от их характеристик и свойств. Это помогает ученым и экономистам более точно анализировать и понимать экономические процессы.
Что такое парадокс Гиффена?
Парадокс Гиффена - это экономическая ситуация, в которой увеличение цены на одно благо приводит к увеличению потребления этого блага, в ущерб потреблению других благ. Изначально была представлена ирландским экономистом Робертом Гиффеном.
Какой историко-экономический опыт связан с парадоксом Гиффена?
Парадокс Гиффена был обнаружен ирландскими исследователями во время изучения поведения потребителей в период кризиса 1800-х годов в Ирландии. Они обнаружили, что с увеличением цен на хлеб, бедные потребители уменьшали свое потребление более дешевых продуктов питания и увеличивали потребление хлеба, несмотря на его высокую цену.
Какой пример брался для иллюстрации парадокса Гиффена из будущего?
Если цена на нефть взлетит до небес, то расходы на бензин съедят накопления бедных водителей. Они не смогут купить себе новые экономичные автомобили, а их старые колымаги будут потреблять все больше бензина.
Что возмущало чикагского экономиста Шервина Розена в идеи о парадоксе Гиффена?
Чикагский экономист Шервин Розен считал, что фантастике не место в экономике и не признавал идею парадокса Гиффена. Он считал, что данная концепция не подходит для понимания реальных экономических процессов и явлений.
Что такое классификация экономических благ?
Классификация экономических благ - это процесс разделения всех товаров и услуг на определенные категории в соответствии с их характеристиками и способом использования.
Каков парадокс Гиффена?
Парадокс Гиффена гласит, что при увеличении доходов бедных людей они сокращают свое потребление дешевых товаров и услуг, которые заменяются более дорогими аналогами, что в итоге может привести к снижению их общего уровня благосостояния.
Каким образом возник парадокс Гиффена?
Парадокс Гиффена возник в результате исторического и экономического опыта исследователей, которые обнаружили, что изменение цен на товары и услуги может привести к неожиданным изменениям в потребительских предпочтениях людей.