Совершенствование инструментов государственной поддержки малого бизнеса в Ленинградской области

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 85 85 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 24.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность, основные характеристики и этапы развития предпринимательства в РФ. Нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства в РФ 6
1.2 Малое предпринимательства как основа экономической безопасности региона. Формы государственной поддержки малого бизнеса 12
1.3 Отечественный и зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
2.1 Характеристика состояния малого бизнеса в Ленинградской области 27
2.2 Анализ эффективности государственной поддержки малого бизнеса в регионе....................................................................................................................33
2.3 Основные ограничения и проблемы государственной поддержки малого бизнеса....................................................................................................................42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
3.1 Основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства Ленинградской области 49
3.2 Рекомендации по повышению эффективности поддержки и развития малого бизнеса в регионе 54
3.3 Прогноз результатов внедрения рекомендации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления

Данное мероприятие направлено на решение следующих проблем:Недостаточно качественно проработанная система целевых приоритетов при поддержке МП области. Отсутствие опыта структурирования и сопровождения проектов по развитию МП Ленобластина региональном и муниципальном уровнях.На данные момент при реализации возможностей механизма господдержки МП Ленобласти используется формат «операционной деятельности» как формата механизма управления деятельностью всеми органами и организациями программ господдержки. При этом проявляются следующие особенности операционного подхода:Направлена на поддержание жизнедеятельности (стабильность).Уровень неопределенности (рисков) – низкий. Дата окончания точно не определена. Выполняется постоянными группами людей. Но при реализации возможностей механизма господдержки МП Ленобласти существуют следующие проблемы:Высокие риски не достичь целей и целевых показателей программ механизма господдержки.Недостаточная эффективность межведомственное взаимодействие в рамках реализации мер и программ механизма господдержки.«Забюрокрачивание» процессов согласования и формирования коллегиальных решений по реализации мер механизма господдержки.Общая нестабильность экономической базы регионального управления МП Ленобластии конъюнктуры рынка.Проблемы в соблюдении сроков и бюджетов, выделенных на реализацию возможностей механизма господдержки МП Ленобласти. Недостаточная результативность использование ресурсов, выделенных на реализацию возможностей механизма господдержки МП Ленобласти. Для решения данных проблем предлагается сформировать при Правительстве Ленобласти Проектный офис с функцией медиатора для реализации проектов возможностей механизма господдержки (см. рис. 21).Рисунок 21 – Приоритеты формата «проектного офиса» для механизма господдержки МП Ленобласти. Источник: составлено автором«Проектный офис с функцией медиатора» при Правительстве Ленобласти - модель организации деятельности по предоставления мер социальной поддержки, оказания услуг в сфере социальной защиты посредством использования проектной платформы в формате «одной команды».Приоритеты проектного подхода для механизма господдержки заключаются в следующем:Поход направлен на развитие и гибкую трансформацию мер механизма господдержки.Позволяет результативно реализовать потенциал механизма господдержки при высоком уровне неопределенности (рисков).Механизм господдержки становится жестко ограничен во времени и по бюджету.Выполняется временными командами.Таблица 10 - Особенности современных методологических подходов к моделям развития предприятий малого бизнесаНазвание методологииПризнакиОсобенностиОсновные сферы применения методологииТрадиционнаяметодологияПредлагает строго установленную и соблюдаемую последовательность фаз стратегической деятельностиРеализуемые элементы: Определение требований к модели стратегических решений, разработка модели стратегических решений, реализация модели стратегических решений по повышению конкурентоспособности ресторанного бизнеса, контроль, мониторинг, трансформацияБазовые модели стратегических решений со строго заданными параметрами и требованиямиПроцессно- ориентированная методологияЯвляется структурированной методологиейРеализуемые этапы: Инициация разработки модели стратегических решений, запуск заработки модели, руководство, контроль, управление, закрытие модели стратегических решенийМодели стратегических решений со строго заданными параметрами и требованиямиГибкая методологияПредставляет собой поступательную методологию. В процессе заработки модели и реализации модели стратегических решений по повышению конкурентоспособности ресторанного бизнеса осуществляется обратная связь, на основе которой улучшается процесс и результатПредполагает разделение ответственности за результатМодели стратегических решений с динамичными параметрами трансформацииМетодология быстрой разработкиОсновной целью является быстрое и качественное создание обеспечивающего старению механизма (программ, проектов).Методология предполагает 4 стадии: Планирование, пользовательское проектирование, быстрое конструирование, переключениеМодели стратегических решений со строго заданными параметрами и требованиямиИсточник: составлено авторомЗадачи «Проектного офиса» для медиации механизма господдержки МП Ленобласти: содействие созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и инфраструктуры системы инструментов механизма господдержки МП Ленобласти;информационно-аналитическое сопровождение проектов господдержки МП Ленобласти;медиация проблем в рамках взаимодействия власти и бизнеса в контексте механизма господдержки МП ЛенобластиПроектный офис с функцией медиатора при Правительстве Ленобласти для реализации проектов возможностей механизма господдержки (МПО) будет осуществлять проверку паспорта регионального проекта господдержки в рамках инициирования и подготовки регионального проекта, организует заседания, осуществляет ведение реестра региональных и муниципальных проектов Ленобласти.Формат МПОМП Ленобласти позволит обеспечить:Реализация процессно-проектной модели для мер господдержки.Интеграция используемых информационных систем господдержки. Снижение административных расходов господдержки. Доступ к полной информации обо всех положенных мерах господдержки. Повышение оперативности технологических процессов господдержки.Адаптация под законодательные изменения.3.3Прогноз результатов внедрения рекомендацииЦелью предлагаемых мероприятий является создание в Ленинградской области конкурентоспособной, гибкой и адаптивной модели механизма господдержки МП, которая обеспечит: высокий уровень индивидуализации использования инструментов поддержки, высокую скорость обновления и стабильную механизма поддержки, сформирует основу для устойчивого развития МП.Будут способствовать развитии сферы МП Ленобласти как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой – социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятостиПри разработке прогноза учитывались следующие элементы: сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ; прогноз социально-экономического развития Ленобласти;приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития; итоги социально-экономического развития Ленобласти. Прогноз исходит из того, что предложение мероприятия позволят существенно изменение внешних и внутренних условий развития МП Ленобласти. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства в 2023-2025 годах прогнозируется с учетом постепенного восстановления экономики и реализации мероприятий региональных проектов: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», подготовленных в соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».В прогнозном периоде ожидается положительной динамики оборота субъектов МП. Так, по консервативному варианту прогноза среднегодовой рост показателя планируется на уровне +1,0%, по базовому варианту прогноза - +3,0%, по целевому варианту прогноза +5,0%. Таблица 11 – Ожидаемые показатели реализации проектов, предложенных мероприятия в Ленинградской области на 2023-2025 гг. (целевой вариант)Показатели реализации2023 год2024 год2025 годКоличество самозанятых Ленобласти, тыс. человек нарастающим итогом192327Количество действующих займов по схеме льготному финансированию, единиц599607608Созданные МП, единиц нарастающим итогом707846953Количество предпринимателей участников проектов развития МП в рамках Мероприятия 1, ед нарастающим итогом529361916967Количество предпринимателей – участников региональной информационной платформа в рамках Мероприятия 2, ед. нарастающим итогом318233920245352Количество МП, получивших поддержку «Акселерация» в рамках Мероприятия 3, ед нарастающим итогом517668387804Количество объектов инфраструктурной поддержки развития МП, ед нарастающим итогом175204232Количество МП, получивших поддержку в сфере АПК (Агропромышленный комплекс), ед нарастающим итогом203282375 Источник: составлено авторомПоложительной динамике показателей в прогнозном периоде также будет способствовать продолжение реализации мероприятий государственной поддержки, в том числе мероприятий по предоставлению субсидий и займов субъектам МП, поручительств субъектам МП по кредитным договорам, по договорам о предоставлении банковской гарантии и лизинговым сделкам. Функционирование оптимизированной инфраструктуры поддержки субъектов МП, будет способствовать решению организационных, административных и финансовых трудностей субъектов МП.В качестве направлений совершенствования практики поддержки развития МП Ленобласти следует выделить следующие: совершенствование системы стратегического планирования инфраструктурного комплекса на основе обоснованной и взвешенной госполитики поддержки развития МП Ленобласти; оптимальное распределение зон ответственности и рисков в сфере поддержки развития МП Ленобласти между государством и частными партнерами посредством совершенствования механизмов применения госгарантий, привлечения страховых компаний; совершенствование нормативно-правовой базы проектов по развитию МП Ленобласти, включая прозрачные и объективные конкурсные процедуры; реализация программ по подготовке квалифицированного персонала в высших учебных заведениях на основе профессионального стандарта; создание эффективной методологии оценки проектов по развитию МП Ленобласти, нацеленной не только на максимальное извлечение выгод для заинтересованных сторон, но и учитывающей наряду с изменчивостью внешней среды степень соответствия результатов проекта государственному «заказу» на определенный набор благ и услуг;осуществление профессионального проектного управления и контроля в органах власти вовлечённых в реализацию проектов по развитию МП Ленобласти.Для повышения результативности господдержки МП Ленобласти как части механизма обеспечения устойчивости региональной социально-ориентированной экономики предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1. Стимулировать развития участия банковского сектора в механизме поддержки развития МП Ленобласти.Мероприятие 2. Использовать для обеспечения устойчивости социально-ориентированной экономики формирование «умные» региональных продуктов и услуг для повышения качества господдержки МП ЛенобластиМероприятие 3. Сформировать при Правительстве Ленобласти Проектный офис с функцией медиатора между государством и бизнесом для реализации проектов социально-ориентированной экономики.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам поведённого в первой главе исследования были получены следующие основные результаты: специфика малых предприятий появляется в следующих характеристиках: низкий стартовый капитал; возможность полного контроля за деятельностью; мобильность и гибкость; маркетинг; льготирование и поддержка от государства; недостаток ресурсов; конкуренция; высокий уровень риска; сложности с заемными средствами, так большинство банков откажет в кредите организациям малого бизнеса, которые только недавно вышли на рынок; монополизация рынка. Реализация деятельности малых предприятий может происходить в нескольких формах: производственной; коммерческой; посреднической; финансовой; консультативной. Так же было установлено, что развитие МП во многом зависит от региональной политики и располагаемым потенциалом для поддержки МП, так Ленинградская область обладает значительным предпринимательском потенциалам в Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерации. В настоящее время в регионе реализуется долговременная политика развития региона как места, благоприятного для бизнеса, обеспечены условия для устойчивого развития целых отраслей промышленности, крупных промышленных предприятий и производственных комплексов, а также предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции.За 2021-2022 гг. Ленинградская область укрепила свое местов топ-20 субъектов Российской Федерации по объемам промышленногопроизводства и инвестиций в основной капитал, выполненных работпо строительству и вводу жилых домов, по обороту розничной торговлии уровню безработицы.Как показал проведённый анализ в целом механизм государственной поддержки малого бизнеса в регионе за 2021-2022 г. продемонстрировал свою эффективность, что подтверждается и показателями текущего стояния МП Ленобласти. В системе региональных мер следует выделить такие как:Создан оперативный штаб по обеспечению устойчивого развития экономики Ленинградской области. Разработан план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики региона. Сохранена льготная процентная ставка по микрозаймамрегиональной МФО до 7% годовых. Региональная МФО предоставляет кредитные каникулы по договорам займа, заключенным до 01.03.2022.Прорабатывается мера по освобождению субъектов МСП от возврата в бюджет средств субсидии в случае недостижения показателей по результатам работы в году.Но при этом существует и целый ряд проблем и ограничении и проблемы государственной поддержки малого бизнеса и становится очевидной необходимость выработки оптимального подхода к построению взаимосвязи властных структур регионального уровня с сегментом предпринимательства, а также системы способов его поддержки, способствующей эффективному функционированию его субъектов. Были выделены следующие проблемы поддержки малых предприятий:Наличие совокупности факторов, негативно влияющих на формирование предпринимательской среды.Низкий уровень защиты прав собственности. Высокий уровень коррупции. Санкции и экономическая ситуация в стране в целом. Несовершенство налогового законодательства. Российское налоговое законодательство не способствует уменьшению налогового пресса на субъекты малого предпринимательства, несмотря на то, что государство принимает меры по его совершенствованию. Недостаточно проработанная правовая база в сфере трудовых отношений малого предпринимательства. Снижение эффективности работы субъектов малого предпринимательства ввиду отсутствия профессиональных знаний.Слабая информационная поддержка малого бизнеса.Неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Отсутствие взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом.Перспективы развития МП Ленобласти связаны со следующими направлениями:Принятие документов государственного стратегического планирования и новых госпрограмм в сфере проектов по развитию МП Ленобласти;Запуск механизма финансирования и гарантирования еще предпроектной стадии проектов по развитию МП Ленобласти.Запуск единой информационной системы для управления инвестиционными проектами с участием МП Ленобласти от стадии идеи до реализации.Совместная выработка стратегических приоритетов, целевых показателей и мер поддержки инфраструктурных инвестиций и проектов по развитию МП Ленобласти.Для повышения результативности господдержки МП Ленобласти как части механизма обеспечения устойчивости региональной социально-ориентированной экономики предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1. Стимулировать развития участия банковского сектора в механизме поддержки развития МП Ленобласти.Данное мероприятие направлено на решение следующих проблем:Громоздкий пакет документов для подачи частной инициативы в рамках проектов по развитию МП Ленобласти.Сложности с поиском инвесторов для проектов по развитию МП Ленобласти.Мероприятие 2. Использовать для обеспечения устойчивости социально-ориентированной экономики формирование «умные» региональных продуктов и услуг для повышения качества господдержки МП ЛенобластиДанное мероприятие направлено на решение следующих проблем:Несогласованность платежного механизма сторонами программ по развитию МП ЛенобластиБанки неохотно финансируют проекты по развитию МП Ленобласти.Мероприятие 3. Сформировать при Правительстве Ленобласти Проектный офис с функцией медиатора между государством и бизнесом для реализации проектов социально-ориентированной экономики.Данное мероприятие направлено на решение следующих проблем:Недостаточно качественно проработанная система целевых приоритетов при поддержке МП области. Отсутствие опыта структурирования и сопровождения проектов по развитию МП Ленобластина региональном и муниципальном уровнях.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Абдуллаев Н.В. Национальные программы поддержки малых и средних предприятий: содержание и значение // Стратегия устойчивого развития регионов России Сборник материалов XL Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 6-13.Авилова В.В., КурамшинаК.С. Малое инновационное предпринимательство как элемент устойчивого развития промышленности // Управление устойчивым развитием. 2016. № 4 (05). С. 7-15.Аитова В.Б. Регулирование развития малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 5-8.АмировН.К. О влиянии свободы предпринимательства на экономический рост // Вестник университета Туран. 2016. № 3 (71). С. 261-265.Арасланов Р.К., Санников Д.В. Оценка эффективности и прогноз развития институтов поддержки малого предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.// Казанская наука. 2016. № 11. С. 30-32.Артемова О.В., Осипова Т.Н. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы: монография. - Челябинск: Сити Принт, 2018. - 238 с.Артемов А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 44-49.Андреев В. А. Правовой статус малых предприятий Текст / В. А. Андреев. - М.: Омега-Л, 2017. - 218 с.Аммельбург Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. снем. В.А. Чекмарева. - М.: Международные отношения, 2017. - 416с.АнтиловА.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки. - 2017.- №o 6. - С. 14-22.Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление / Р.В. Бабун. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.Бакалягин Г. Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства Текст / Г. Б. Бакалягин // Вопросы статистики. - 2019. - №8. - С.81-84. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. 2016. № 6. С. 97-108.Бондарева, Л.В. Государственное управление / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. – М.: Инфра – М, 2018. – 336 c.Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого предпринимательства//Общество и экономика. 2015. № 10. С. 50-61.Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник. – М.: Либроком, 2019. – 264 с.Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.П. Васильев. - М.: УНЦ ДО, 2016. - 472 с. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб.пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб.пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 642 с. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М.: Наука, 2017. 237 с.Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб.пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 642 с. Гамидов Г. С. Инновации и конкурентоспособность – главные факторы устойчивого развития промышленных предприятий Текст / Г. С. Гамидов // Инновации. - 2017. - №1. - С. 85-91.Глебова И.С., СадыртдиновР.Р. Государственное регулирование малого предпринимательства. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. - 326 с.Егоршин, А.П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.Ефимов О. Н. Экономика предприятия: учеб.пособиеТекст / О. Н. Ефимов. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 732 с.Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Звонников, В.И. Звонников. – М.: Инфра – М, 2017. – 368 c.Зиятдинов, И.Т. Государственная роль в поддержки малого и среднего предпринимательства/ И.Т. Зиятдинов //Синергия Наук. – 2017. – № 14. – С. 254.Инновационное предпринимательство / Горфинкель В. Я. [и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - М: Юрайт, 2019. - 468 с.Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова,И.П. Дежкина, Ф.К. Казакова и др. –М.: ОАО «Издательст- во «Экономика», НОРМА, 2019. – 526с.Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб.пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 176с. ПиньковецкаяЮ.С. Малые предприятия России: закономерности, классификация и направления повышения эффективности. - Saarbrucke№: LambertAcademicPublishi№g, 2017. - 204 с.Савелов В.П. Российское предпринимательское право. - М.: МИЭМП, 2018. -230 с.Смагина И.А. Предпринимательское право. - М.: Омега-Л, 2017. 286 с.Технопарки России: ежегодный обзор / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. — М.: АКИТ РФ, 2020 — 110 с.Костыгов, С.О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом / С.О. Костыгов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. –С.130.Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра – М, 2018. – 416 c.КолинК.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2019. – 201 с.МалисН.И. Налоговое консультирование: теория и практика / Н.И. Малис, Л.С. Полежарова, Д.И. Ряховский» и др. - М.: Магистр, 2018. – 196 с.Малкина, М.Ю. Взаимодействие государства и рынка в современной России: институционально-эволюционный подход / М.Ю. Малкина // Матер.конференции лауреатов и стипендиатов Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко (Москва, 1 декабря 2005 г.). - М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 125 с.Мамина М.Т. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 1. с. 362-366.Новиков Ю.В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России - М., 2016. С.130.Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография / А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. - М.: МАКС Пресс, 2018. 142 с.Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 сСайт Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: https://small.lenobl.ru/ru/deiatelnost// (дата обращения: 11.03.2023)Навигатор инвестора [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru/wa-apps/site/img_data/ru/pdf/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-2022.pdf/ (дата обращения: 11.03.2023)ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Цели развитияПриложение 5Проект АНКЕТАУважаемые предприниматели! В Ленинградской области реализуется широкий спектр региональных механизмов поддержки предпринимательской деятельности, осуществляемой в различной форме, в том числе образовательные мероприятия, консультации, предоставление финансовой и имущественной помощи, а также поддержка различных секторов бизнеса.С целью всестороннего изучения и анализа указанных мер организован опрос для получения объективной оценки качества и доступности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.Ваша заинтересованность и активное участие в представленном исследовании будет способствовать совершенствованию процедуры получения государственной поддержки и созданию комфортных условий для ведения бизнеса в Ленобласти. Информация об организации Местонахождение Ленинградская областьДругоеОрганизационно-правовая формаООООАОИПКФХСамо занятыеВаша организация позиционируется как инновационная?ДаСкорее даСкорее нетНетЗатрудняюсь ответитьВид деятельностиГостиницы и рестораныОбрабатывающие производстваОбразованиеЗдравоохранениеСоциальные услугиОперации с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугОптовая торговля Розничная торговля Растениеводство ЖивотноводствоРыболовство, рыбоводствоСтроительствоТранспорт и связьИной вид деятельности (указать какой)__________________________________ Ваша организация подвержена рискам, каким?Укажите свой вариант ___________________________________Ваша организация превосходит конкурентов?Оценка по шкале от 1 до 10.Укажите свой вариант ____________________________________Как долго Ваша организация занимается предпринимательством?Менее 1 годаОт 1 года до 3 летОт 3 до 5 летОт 5 до 10 летБолее 10 летЧисленность работниковДо 10 человек10-50 человек50-100 человек100-250 человекВаша организация, к каким ресурсам имеет доступ?Оценка по шкале от 1 до 10.Укажите свой вариант__________________________________Информация о предпринимателеОбразование ВысшееСпециальноеСреднее ДругоеОцените ситуацию и основные проблемы оказания господдержки по шкале от 1 до 10.Укажите свой вариант__________________________________Какими формами государственной поддержки Вы пользовались?СубсидияМикрозаймПоручительство по банковскому кредитуИнформационно-консультационные услуги Обучающие услуги (семинары, курсы повышения квалификации, тренинги)Льготная аренда (бизнес-инкубатор)Если Вы пользовались государственной поддержкой в форме субсидии, то укажите ее вид? Поддержка начинающих в собственном бизнесеКомпенсация процентной ставки по кредиту Возмещение затрат, связанных с присоединением к сетям инженерной инфраструктуры Возмещение затрат, связанных с сертификацией, патентованием, государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельностиКомпенсация затрат, направленных на уплату части налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов), в связи с производством товаров в сфере обрабатывающего производстваСубсидия на модернизацию производстваСубсидия на возмещение затрат, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работниковВозмещение затрат, связанных с участием в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятияхОцените уровень доступности финансово-кредитных ресурсов для предпринимателейВысокийСреднийНизкийОцените уровень информационно-консультационных и обучающих услуг для предпринимателейВысокийСреднийНизкийСпособствует ли, на Ваш взгляд, инфраструктура поддержки субъектов МСП в Ленинградской области созданию благоприятных условий для развития предпринимательства?ДаНет Затрудняюсь ответитьСоздание каких дополнительных объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП в Ленинградской области, на Ваш взгляд, наиболее необходимо?Инновационные центрыПроизводственные и технологические паркиЦентры трансфера технологийОфисы лицензированияВ достаточной ли мере Вы проинформированы о направлениях и формах государственной поддержки субъектов МСП в Ленинградской области?ДаСкорее даСкорее нетНетЗатрудняюсь ответитьИз каких источников Вы получаете информацию о субсидиях для субъектов МСП?Объекты инфраструктуры поддержкисубъектов МСП (Центр поддержки предпринимательства, Бизнес-инкубатор, МФЦ, Союз предпринимателей, иные общественные организации предпринимателей)Реклама на радио, телевиденииПечатные СМИИнтернетЗнакомые, коллегиИз каких источников Вы получаете информацию о микрозаймах и поручительстве гарантийного фонда для субъектов МСП?Объекты инфраструктуры поддержкисубъектов МСП (Центр поддержки предпринимательства, Бизнес-инкубатор, МФЦ, Союз предпринимателей, иные общественные организации предпринимателей)Реклама на радио, телевиденииПечатные СМИИнтернетЗнакомые, коллегиКакие источники информации о направлениях и формах государственной поддержки субъектов МСП, на Ваш взгляд, являются наиболее действенными?Объекты инфраструктуры поддержкисубъектов МСП (Центр поддержки предпринимательства, Бизнес-инкубатор, МФЦ, Союз предпринимателей, иные общественные организации предпринимателей)Реклама на радио, телевиденииПечатные СМИИнтернетЗнакомые, коллегиУкажите свой вариант_________________________________Благодарим Вас за участие в анкетировании!

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Абдуллаев Н.В. Национальные программы поддержки малых и средних предприятий: содержание и значение // Стратегия устойчивого развития регионов России Сборник материалов XL Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 6-13.
6. Авилова В.В., Курамшина К.С. Малое инновационное предпринимательство как элемент устойчивого развития промышленности // Управление устойчивым развитием. 2016. № 4 (05). С. 7-15.
7. Аитова В.Б. Регулирование развития малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 5-8.
8. Амиров Н.К. О влиянии свободы предпринимательства на экономический рост // Вестник университета Туран. 2016. № 3 (71). С. 261-265.
9. Арасланов Р.К., Санников Д.В. Оценка эффективности и прогноз развития институтов поддержки малого предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.// Казанская наука. 2016. № 11. С. 30-32.
10. Артемова О.В., Осипова Т.Н. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы: монография. - Челябинск: Сити Принт, 2018. - 238 с.
11. Артемов А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 44-49.
12. Андреев В. А. Правовой статус малых предприятий Текст / В. А. Андреев. - М.: Омега-Л, 2017. - 218 с.
13. Аммельбург Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. снем. В.А. Чекмарева. - М.: Международные отношения, 2017. - 416с.
14. Антилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки. - 2017. - №o 6. - С. 14-22.
15. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление / Р.В. Бабун. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.
16. Бакалягин Г. Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства Текст / Г. Б. Бакалягин // Вопросы статистики. - 2019. - №8. - С.81-84.
17. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. 2016. № 6. С. 97-108.
18. Бондарева, Л.В. Государственное управление / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. – М.: Инфра – М, 2018. – 336 c.
19. Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого предпринимательства//Общество и экономика. 2015. № 10. С. 50-61.
20. Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник. – М.: Либроком, 2019. – 264 с.
21. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
22. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.П. Васильев. - М.: УНЦ ДО, 2016. - 472 с.
23. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.
24. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.
25. Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 642 с.
26. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М.: Наука, 2017. 237 с.
27. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.
28. Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 642 с.
29. Гамидов Г. С. Инновации и конкурентоспособность – главные факторы устойчивого развития промышленных предприятий Текст / Г. С. Гамидов // Инновации. - 2017. - №1. - С. 85-91.
30. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого предпринимательства. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. - 326 с.
31. Егоршин, А.П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
32. Ефимов О. Н. Экономика предприятия: учеб.пособие Текст / О. Н. Ефимов. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 732 с.
33. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Звонников, В.И. Звонников. – М.: Инфра – М, 2017. – 368 c.
34. Зиятдинов, И.Т. Государственная роль в поддержки малого и среднего предпринимательства/ И.Т. Зиятдинов //Синергия Наук. – 2017. – № 14. – С. 254.
35. Инновационное предпринимательство / Горфинкель В. Я. [и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - М: Юрайт, 2019. - 468 с.
36. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова, И.П. Дежкина, Ф.К. Казакова и др. –М.: ОАО «Издательст- во «Экономика», НОРМА, 2019. – 526с.
37. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 176с.
38. Пиньковецкая Ю.С. Малые предприятия России: закономерности, классификация и направления повышения эффективности. - Saarbrucke№: Lambert Academic Publishi№g, 2017. - 204 с.
39. Савелов В.П. Российское предпринимательское право. - М.: МИЭМП, 2018. -230 с.
40. Смагина И.А. Предпринимательское право. - М.: Омега-Л, 2017. 286 с.
41. Технопарки России: ежегодный обзор / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. — М.: АКИТ РФ, 2020 — 110 с.
42. Костыгов, С.О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом / С.О. Костыгов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. –С.130.
43. Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра – М, 2018. – 416 c.
44. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
45. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2019. – 201 с.
46. Малис Н.И. Налоговое консультирование: теория и практика / Н.И. Малис, Л.С. Полежарова, Д.И. Ряховский» и др. - М.: Магистр, 2018. – 196 с.
47. Малкина, М.Ю. Взаимодействие государства и рынка в современной России: институционально-эволюционный подход / М.Ю. Малкина // Матер. конференции лауреатов и стипендиатов Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко (Москва, 1 декабря 2005 г.). - М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 125 с.
48. Мамина М.Т. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 1. с. 362-366.
49. Новиков Ю.В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России - М., 2016. С.130.
50. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография / А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. - М.: МАКС Пресс, 2018. 142 с.
51. Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 с
52. Сайт Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: https://small.lenobl.ru/ru/deiatelnost// (дата обращения: 11.03.2023)
53. Навигатор инвестора [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru/wa-apps/site/img_data/ru/pdf/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-2022.pdf/ (дата обращения: 11.03.2023)

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы развития предпринимательства в РФ?

Основные этапы развития предпринимательства в РФ можно выделить следующие: 1) период постсоветских реформ и начало развития рыночной экономики; 2) период формирования законодательной и институциональной базы для предпринимательской деятельности; 3) период активного развития малого и среднего бизнеса, стимулирование его развития государством; 4) период инновационного развития и появления новых форм предпринимательства, таких как интернет-бизнес, стартапы и др.

Какова сущность и основные характеристики малого предпринимательства?

Сущность малого предпринимательства заключается в самостоятельной деятельности граждан и организаций на основе частной собственности с целью получения прибыли. Основные характеристики малого предпринимательства: небольшой размер предприятий, ограниченный круг потребителей и поставщиков, высокая степень самостоятельности в управлении и принятии решений, индивидуальный характер предпринимательской деятельности.

Какое значение имеет малое предпринимательство для экономической безопасности региона?

Малое предпринимательство играет важную роль в обеспечении экономической безопасности региона. Оно способствует развитию конкурентной среды, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет, снижению зависимости от импорта, стимулированию инноваций и росту экономического потенциала региона.

Какая государственная поддержка существует для малого бизнеса?

Для малого бизнеса существует ряд форм государственной поддержки, таких как предоставление льгот при налогообложении, предоставление кредитов и грантов на развитие бизнеса, предоставление консультационной и информационной поддержки, упрощение процедур регистрации и получения лицензий, организация обучения и повышения квалификации предпринимателей и др.

Какие основные характеристики и этапы развития предпринимательства в РФ?

Основными характеристиками предпринимательства в РФ являются его независимость от государственного контроля, гибкость и мобильность, а также возможность принятия управленческих решений. Этапы развития предпринимательства в РФ включают различные периоды: от периода начального развития и создания предприятий до становления и интеграции предпринимательской деятельности в экономику страны.

Какое значение имеет малое предпринимательство для экономической безопасности региона?

Малое предпринимательство играет важную роль в обеспечении экономической безопасности региона. Оно способствует развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет, разнообразию экономической структуры и повышению уровня жизни населения.

Какие формы государственной поддержки малого бизнеса есть в РФ?

В РФ существует несколько форм государственной поддержки малого бизнеса, включая финансовую поддержку (предоставление льготных кредитов, грантов и субсидий), консультационную поддержку (предоставление информации и консультаций по ведению бизнеса), организационную поддержку (помощь в организации предпринимательской деятельности) и др.

Какой отечественный и зарубежный опыт поддержки малого бизнеса существует?

В России и за рубежом существует большой опыт поддержки малого бизнеса. Например, в России действуют региональные программы поддержки малого бизнеса, включающие субсидии, кредиты, гранты и консультационную помощь. За рубежом также существуют различные программы и механизмы поддержки, включая налоговые льготы, доступ к финансированию и др.

Какие нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства существуют в РФ?

В РФ существует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют и поддерживают развитие малого предпринимательства. Одним из таких актов является "Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который определяет основные понятия и принципы развития малого предпринимательства в стране.

Какие основные характеристики и этапы развития предпринимательства в Российской Федерации?

Основные характеристики предпринимательства в России включают: индивидуальное участие в экономической деятельности, прибыль как основная цель, частная собственность на предприятия и возможность самостоятельного принятия решений. Этапы развития предпринимательства включают: появление независимых предпринимателей, формирование и развитие малого бизнеса, развитие крупных корпораций.