Развитие пространственного мышления у младших школьников на уроках математики на основе изучения геометрического материала в условиях инклюзивного образования
Заказать уникальную дипломную работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 03.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного мышления у младших школьников
1.1. Психолого-педагогические основы формирования пространственного мышления младших школьников
1.2. Особенности формирования пространственного мышления в условиях инклюзивного образования
1.3. Методика формирования пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики в условиях инклюзивного образования
2.1 Диагностика уровня развития пространственного мышления
детей младшего школьного возраста
2.2 Методические рекомендации по развитию пространственного
мышления младших школьников при изучении геометрического материала в условиях инклюзивного образования
Заключение
Список использованной литературы
Обобщенные данные представлены на рисунке 3.Рисунок 3 – Уровень развития способностей младших школьников, характеризующих критерий «Глубина оперирования образом»Анализ результатов диагностики по третьей методике показал, что преобладающим является низкий уровень развития глубины оперирования образами. У таких школьников сформирована возможность пространственного перемещения изображения, но только при наличии постоянной уверенности в исходном изображении, любое отклонение для психические преобразования образа детьми не осуществлялись. Как правило, такие студенты были в состоянии справиться только с заданиями первого блока. Для детей со средним уровнем характерно развитое умение оперировать в картине по исходной картинке и с умственным отвлечением от нее, о чем свидетельствует правильное выполнение заданий первого и второго блоков. Однако младшие школьники не могли решить задачи параллельной работы нескольких изображений.По результатам всех приведенных выше диагностических методов и заданий определяется уровень развития пространственного мышления младших школьников. Данные представлены на рисунке 4.Рисунок 4 – Уровень развития пространственного мышления учащихся начальных классовТаким образом, было установлено, что младших школьников с легкой степенью умственной отсталости характерен низкий уровень развития пространственного мышления. Учащиеся с низким уровнем развития пространственного мышления допускают ошибки в определении пространственного положения, формы предмета и его размеров, умеют оперировать единым образом на основе исходного изображения, не могут создать единый образ на основе другого графического изображения.2.2 Методические рекомендации по развитию пространственногомышления младших школьников при изучении геометрического материала в условиях инклюзивного образования Те трудности, с которыми могут столкнуться дети, обучающиеся в условиях инклюзивной школы, могут быть устранены посредством проведения целенаправленной работы в рамках основных направлений. При этом важным является учет особенностей данных детей и уровня развития их физических и психических процессов. В качестве одного из методов, которые могут применяться для развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте, могут выступать дидактические игры. С их помощью осуществляется активизация интереса к освоению учебных предметов, дети также обучаются тому, как правильно распределить внимание при обучении и достичь более высоких показателей. Также дидактические игры способствуют развитию способности к самостоятельной учебной деятельности, осуществлению самоконтроля. Кроме того, в процессе работы с подобными играми ребенок развивает не только мыслительные процессы, но также физические, эстетические и нравственные. Дидактические игры представляют собой специальные учебные задачи,которые имеют ряд особенностей, отличающие их от других видов игр. В качестве таких особенностей можно обозначить следующие: четко определенная структура задачи, выдлеленные правила игры и описание особенностей подведения итогов. Еще одним методом, который может применяться в процессе развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, можно назвать моделирование. При этом не только повышается эффективность процесса развития пространственного мышления у младших школьников, но и изменяется процесс обучения, он становится более интересным для детей. В этот момент активным образом активизируется познавательная деятельность.При организации занятий с использованием моделирования важно постепенное усложнение заданий на основании логического процесса формирования пространственных представлений в рамках данной возрастной группы. При этом используемые задания должны строится на основании геометрического материала. Также в учебный процесс могут быть включены задания, имеющие творческий характер. В рамках таких заданий у школьников появляется возможность проявлять инициативу, быть более самостоятельным при решении учебных задач. В рамках вводной части занятия были представлены специальные задания, посредством которых осуществлялась работа по актуализации знаний школьников. На данном этапе важно было провести работу в направлении закрепления у них умений определять свойства и пространственные отношения между геометрическими фигурами через применениеприемов моделирования. При этом важно использовать различные виды моделирования, которые бы способствовалия развитию внимания школьников, а также формированию у них способности сохранять представление о целостном образе. В этом случае проводится работа по формированию умений, который были отнесены к критерию «Полнота образа».Также во время занятий по развитию пространственного мышления на уроках математики использовалось и авиамоделирование. В качестве основных заданий можно выделить такие игры, как «Танграм»и «Волшебный круг». Подобные игры включают в себя задания по изменениюколичества геометрических фигур, представленных в игре, в соответствие с той целью, которую требуется достичь. Также в игры был добавлен элемент творчесвтва, чтобы сделать задания более интересными для младших школьников и повысить их желания выполнить их в полной мере. Для этого детям предагалось создатьсвои геометрические фигуры. В этом случае каждая из фигур, которые учащиеся делали при выполнении задания игры, отличалась определенными особенностями.В качестве более предпочтительного варианта является стимурирование учащихся создавать сложные фигуры, например такие, которые были бы похожи на животных или элементы окружающего их пространства. Каждая фигурка, при этом, сопровождается устным описанием их свойств и характеристик.ЗаключениеВ рамках настоящего исследования под пространственным мышлением рассматривается особенный вид мыслительной деятельности, наиболее развитые формы которого заключаются в мышлении посредством образов. В этом случае в сознании ребенка закрепляются представления о специфике свойств и отношений в пространстве. Опираясь на образец, созданный на основании наглядного образа, производятся операции по изменению, трансформации, а также разработке новых образов, которые бы при этом имели ряд отличий от того, что было изначально. В качестве наиболее благоприятного периода для развития рассматриваемого типа мышления можно назвать младших школьный возраст. Это обусловлено тем, что для данного этапа развития ребенка характерно выделение в качестве ведущего вида деятельности обучение. В этот период начинается активное формирование таких важных для успешного развития личности психических процессов восприятие, память, мышление, речь, воображение. При этом, было установлено, что младший школьный возраст благоприятен не только для формирования общих способностей к обучению в целом, но и для развития пространственного мышления, в частности. На данном возрастном этапе происходит существенное изменение когнитивных процессов, которые обусловлены сменой ведущего вида деятельности. Большое значение для успешного развития пространственного мышления отводится такой учебной дисциплине как математика. Во время обучения математике у школьников активным образом развивается память, внимание, творческое воображение, а также наблюдательность. Основное средство при этом – это геометрический материал. Процесс формирования пространственного мышления является достаточно сложным и требует учета не только основных показателей, которые включены в состав данного вида мышления, но и сопутствующих. Последние имеют важное значение для полноценного развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте.Стоит отметить, что наиболее актуальной данная проблема является в рамках инклюзивной школы. Это связано с тем, что школьники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, чаще, чем дети в норме показывают низкий уровень развития пространственного мышления. Причиной этому могут служить задержки физического и психологического развития. В связи с чем повышается потребность в организации дополнительной работы в рамках данного направления. По результатам эксперимента установлено, что преобладает низкий уровень развития пространственного мышления. Этот результат согласно методы диагностики свидетельствовали о том, что у младших школьников возникают трудности в оперировании пространственными образами, установлении их пространственных отношений, неумении создавать образ с использованием различных зрительных основ. Таким образом, исследование показало необходимость внедрения разработанного содержания приемов моделирования в учебный процесс на уроках математики с целью повышения уровня развития пространственного мышления учащихся. Список использованной литературыАнаньев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Просвещение, 1964. 304 с.Гребенникова Н. Л. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. 2018. №4. 94-97 сГребенникова Н. Л. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. 2018. №4. 94-97 с.Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. — 1990Каплунович, И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. 1981. - 151-157 с.Кириленко, С.Е. Пространственное мышление, как сложный психический процесс// Education, ScienceandHumanitiesAcademicResearchConference. 2017. - 458-466 с.Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.Коногорская, С.А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников . 2014. - 161-166 с.Кузнецов, А.П. Пространственное мышление как умственная деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. – 13 - 16с.Муксинова, Н. А. Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики / Н. А. Муксинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 200-204Петрушина, В. О. О развитии пространственного мышления младших школьников / В. О. Петрушина // Начальная школа. — 2004. — № 8. — с. 56.Очирова А.А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 435-439Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.Пырков В. Е. Методическое наследие Д. Д. МордухайБолтовского... — 2004Скрябина Д.Ю. Деятельность студентов-дефектологов по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения (из опыта работы в МОУ СОШ №12 г. Глазова) // сборник статей «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», Тверь, 2015 С. 340-348.ТитоваО.В. ОсобенностиформированияпространственныхпредставленийумладшихТроцкая Е.С. Особенности развития пространственного мышления младших школьников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 172-176.Троцкая Е.С., Двойнин А.М. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников // Психология в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017. С. 261-263.Тютина Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах.Материалы Всероссийской научнопрактической конференции студентов математических факультетовпод общ.ред. А.Ю. Скорняковой. 2017. С. 53Халилова Р.Н. Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 227-228Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников.// Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. наук СССР. 1980. - 240 с.Ященко, Л.А. Развитие пространственного мышления школьников как важнейший фактор формирования универсальных учебных действий // Певзнеровские чтения .2014. - №1. - 97-101 с.
2. Гребенникова Н. Л. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. 2018. №4. 94-97 с
3. Гребенникова Н. Л. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. 2018. №4. 94-97 с.
4. Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. — 1990
5. Каплунович, И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. 1981. - 151-157 с.
6. Кириленко, С.Е. Пространственное мышление, как сложный психический процесс// Education, ScienceandHumanitiesAcademicResearchConference. 2017. - 458-466 с.
7. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
8. Коногорская, С.А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников . 2014. - 161-166 с.
9. Кузнецов, А.П. Пространственное мышление как умственная деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. – 13 - 16с.
10. Муксинова, Н. А. Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики / Н. А. Муксинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 200-204
Петрушина, В. О. О развитии пространственного мышления младших школьников / В. О. Петрушина // Начальная школа. — 2004. — № 8. — с. 56.
11. Очирова А.А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 435-439
12. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
13. Пырков В. Е. Методическое наследие Д. Д. МордухайБолтовского... — 2004
14. Скрябина Д.Ю. Деятельность студентов-дефектологов по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения (из опыта работы в МОУ СОШ №12 г. Глазова) // сборник статей «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», Тверь, 2015 С. 340-348.
15. Титова О.В. Особенности формирования пространственных представлений у младших
16. Троцкая Е.С. Особенности развития пространственного мышления младших школьников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 172-176.
17. Троцкая Е.С., Двойнин А.М. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников // Психология в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017. С. 261-263.
18. Тютина Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах.Материалы Всероссийской научнопрактической конференции студентов математических факультетовпод общ.ред. А.Ю. Скорняковой. 2017. С. 53
19. Халилова Р.Н. Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 227-228
20. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников.// Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. наук СССР. 1980. - 240 с.
21. Ященко, Л.А. Развитие пространственного мышления школьников как важнейший фактор формирования универсальных учебных действий // Певзнеровские чтения .2014. - №1. - 97-101 с.
Вопрос-ответ:
Какими психолого-педагогическими основами руководствуются при формировании пространственного мышления у младших школьников?
При формировании пространственного мышления у младших школьников психолого-педагогические основы включают в себя учет возрастных особенностей детей, активное использование игровых элементов в обучении, создание ситуаций, способствующих развитию пространственного мышления, организацию групповой и индивидуальной работы с учениками, а также применение различных методов и технологий обучения.
Какие особенности формирования пространственного мышления в условиях инклюзивного образования могут быть выделены?
В условиях инклюзивного образования особенности формирования пространственного мышления связаны с необходимостью учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и адаптацией материала под его уровень развития, использованием доступных пособий и методик, а также с организацией сотрудничества между учителем и специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями.
Какая методика может использоваться для формирования пространственного мышления у младших школьников?
Для формирования пространственного мышления у младших школьников может использоваться методика, основанная на изучении геометрического материала. Эта методика предполагает использование различных игровых заданий, рисование и конструирование, а также проведение коллективных и индивидуальных упражнений, направленных на развитие пространственного мышления.
Какие возможности предоставляет изучение геометрического материала для развития пространственного мышления у младших школьников?
Изучение геометрического материала предоставляет младшим школьникам возможность освоить основные геометрические понятия и законы, развить способность анализировать и узнавать пространственные фигуры, ориентироваться в пространстве, а также улучшить восприятие и воображение.
Какие методы и технологии обучения могут быть использованы при формировании пространственного мышления у младших школьников?
При формировании пространственного мышления у младших школьников могут использоваться такие методы и технологии обучения, как игровые методы, практико-ориентированный подход, использование различных визуальных пособий и материалов, применение компьютерных программ и интерактивных заданий, а также организация проектной и исследовательской деятельности.
Какие основы лежат в основе развития пространственного мышления у младших школьников?
Развитие пространственного мышления у младших школьников основано на психолого-педагогических основах, включающих в себя использование специальных методик и заданий, которые помогают детям воспринимать и анализировать пространственную информацию.
В чем особенности формирования пространственного мышления в условиях инклюзивного образования?
В условиях инклюзивного образования основной особенностью формирования пространственного мышления является индивидуальный подход к каждому ученику, учет его особенностей и возможностей. Это требует от педагога большей гибкости и творческого мышления при разработке заданий и методик.
Какие методики используются для формирования пространственного мышления у младших школьников?
Для формирования пространственного мышления у младших школьников используются различные методики, такие как игры с конструкторами, геометрические задачи, рисование и моделирование, использование компьютерных программ и интерактивных досок и т.д. Главная цель этих методик - развить у детей способность анализировать и воспринимать пространственную информацию.
Какие педагогические основы важны при формировании пространственного мышления у младших школьников?
При формировании пространственного мышления у младших школьников важно использовать такие педагогические основы, как индивидуальный подход к каждому ученику, создание комфортного и безопасного образовательного пространства, мотивация и стимулирование интереса к изучению геометрического материала, постепенное увеличение сложности заданий и т.д.
Какие особенности учебного процесса влияют на развитие пространственного мышления у младших школьников?
В учебном процессе важно обратить внимание на такие особенности, как четкая постановка задач, их релевантность и интересность для учащихся, использование разнообразных средств и методов обучения, пошаговое объяснение материала, обратная связь и поддержка со стороны педагога. Эти особенности помогают младшим школьникам развивать свое пространственное мышление и достигать успеха в изучении математики.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе формирования пространственного мышления у младших школьников?
Формирование пространственного мышления у младших школьников основывается на психолого-педагогических основах, таких как развитие воображения, способности к анализу и синтезу, умения видеть отношения и закономерности, а также способности к саморегуляции и планированию деятельности.