Повышение уровня и качества жизни населения как аспект теории устойчивого развития
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 27.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК АСПЕКТА ТЕОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Уровень и качество жизни: понятие, сущность, их взаимосвязь ………… 6
1.2. Методология оценки уровня и качества жизни населения…...................... 10
1.3. Модель устойчивого развития общества: предпосылки и факторы……… 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Анализ современного уровня и качества жизни населения России ..…….. 22
2.2. Качество жизни населения в России и цели в области устойчивого развития………………………………………………………………………… 31
ГЛАВА III. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РОССИИ
3.1. Основные причины несоответствия показателей уровня и качества жизни населения целям устойчивого развития ………………………………………. 40
3.2. Разработка предложений по повышению качества жизни в соответствии с положениями теории устойчивого развития ………………….. ……………. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....... 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
Сейчас во многих случаях блага получают не те, кому максимально нужны, а те, кто умеет собирать бумажки и своевременно составлять отчеты.Стоит рассмотреть предложения по снижению бедности, которые предложил Всемирный банк.На данный момент в России ежегодно направляетсясвыше 3% ВВП на программы социальной поддержки населения, что эквивалентно $30 млрд, это более чем в три раза превосходит совокупный дефицит доходов всех бедных российских семей страны без учета социальных трансфертов. Для сравнения - государства Европы и Центральной Азии тратят на системы социального обеспечения порядка 2,2% ВВП. Несмотря на большую долю трат России, при среднегодовом росте экономики в 1,5% уровень бедности в государстве к 2024 г. сократится лишь до 10,7%, выяснили эксперты.Концепция, которую предлагает Всемирный банк, строится на трех принципах:- наличии минимального гарантированного дохода для лиц, находящихся за чертой бедности;- наличии безусловного базового дохода, то есть социальной поддержки, которая рассчитывается по «плоской» шкале и положена каждому все зависимости от их материального состояния;- введении отрицательного подоходного налога. Благодаря ему граждане с низкой зарплатой смогут ежегодно получать единовременную выплату через налоговую систему.Многие из предложений Всемирного банка уже реализуются на практике. В частности, расширение контингента получателей помощи, внедрение комплексной оценки нуждаемости, дифференциация размеров выплат по отдельным мерам поддержки, установление единых правил предоставления поддержки.К основным направлениям преобразований по снижению бедности в Российской Федерации на период до 2024 года, содержащихся в Едином плане правительства РФ, Всемирный Банк предлагает следующие направления, которые развивают и дополняют цели Единого плана:1. Предлагается рассмотреть возможности для увеличения федеральной поддержки системы мер социальной помощи, особенно для регионов с большой долей малоимущих. 2. Повышение размеров адресной и обусловленной социальной помощи и дифференциация социальной поддержки с учетом нуждаемости. Единый План намечает повышение уровня целевой поддержки для малообеспеченных семей с детьми. 3. Расширение программ помощи на основе принципов социального контракта должно основываться на оценке наиболее эффективных его форм. Социальная помощь на основе принципов расширенного определения социального контракта должна прежде всего означать введение принципов обусловленности в предоставлении социальной помощи, в том числе в установлении связи с программами занятости, создании дополнительных стимулов к труду среди трудоспособных получателей социальной поддержки, и условий для трудоустройства, особенно женщин, как предусмотрено Единым планом. 4. Следует продолжать совершенствование адресности путем введения критериев нуждаемости для ряда категориальных мер и дальнейшего совершенствования методики оценки нуждаемости. Более точные настройки адресности и уточнение характеристик нуждаемости позволит лучше распределить необходимые средства, причем здесь речь идет не только о денежной помощи, но и других видах социальных трансфертов (в натуральной форме, выдача сертификатов на дополнительные услуги и пр.) 5. Управленческие и бюджетные решения должны опираться на развитие системы мониторинга и оценки эффективности системы социальной помощи на основе существующих административных данных, а также с помощью проведения специальных обследований населения. Единый план особый акцент делает на разработку и утверждение специальных региональных программ по снижению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Данный доклад показывает, что особый акцент должен быть сделан на поддержку разработки таких планов регионами с наибольших числом малообеспеченных.Таким образом, бедность - одна из самых постоянных проблем в мире, которую страны пытаются решить, ставя цели устойчивого развития для достижения лучшего будущего для человечества в целом. Стремясь продвигать цели устойчивого развития и сокращать бедность, необходимо проводить различные исследования по распределению доходов, политике устойчивого развития, обусловленным денежным трансфертам, экономическому росту, ориентированному на людей, развитию сельских районов и формированию социально-культурных сообществ.Что касается зеленых (или экологически ответственных) государственных закупок как инструмента повышения качества жизни, то в практике развитых стран включение экологических требований и критериев в условия контракта и критерии оценки заявок является очень распространенной практикой.Экологическими критериями оценки заявок могут быть процентное содержание массы вторичного сырья (древесных материалов, пластмассы, металла, волокна) в готовой продукции; доля органических продуктов в общем объеме продуктов питания; наличие у поставщика системы экологического менеджмента; упаковка должна подлежать вторичной переработке; поставка должна осуществляться в таре, пригодной для многоразового использования и др.Цифровые технологии также способствуют экологическим инновациям, которые способствуют устойчивому развитию за счет снижениявоздействия на окружающую среду и оптимизации использования ресурсов. По мере того, как эти технологии развиваются и сближаются сбиотехнологиями и нанотехнологиями, они могут генерировать экспоненциальные инновации, способствующие устойчивомубудущему. Цифровизация можетдематериализовать экономику, облегчая предложение цифровых товаров и услуг, которые представляют собойвсе более значительная часть экономики и экспорта; возрастание важности услуг, предоставляемых в цифровомформате, сокращает перемещения и, следовательно, выбросы. Приложения для городской навигации сокращают время в пути и выбросы вредных веществ. В производственном секторе внедрение искусственного интеллекта в процесс принятия решений оптимизирует управление ресурсами и снижает воздействие на окружающую среду в таких областях, как эксплуатация природных ресурсов, производство, логистика и транспорт, а также потребление. Цифровизациятакже позволяет отказаться от вмешательства в деятельность, снижая транзакционные издержки и звенья в цепочках создания стоимости, споследующей экономией энергии и вводимых ресурсов.Таким образом, активная политика занятости в отношении малообеспеченных категорий населения, большая прозрачность условий социального контракта, предупреждающая политика недопущения попадания в данную категорию и поддержка тех, кто уже оказался в ней, смогут намного продвинуть решение социальных проблем в стране, связанных с экономическим неравенством, малообеспеченностью и бедностью населения.Внедрение экологических требований в государственные закупки поможет в решении экологических проблем — снизит эмиссию газов, сократит вырубку лесов, сэкономит потребление воды, уменьшит объемы отходов, что безусловно отразится на повышении качества жизни населения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе была исследована проблема повышения уровня и качества жизни населения как аспекта теории устойчивого развития.Для этого в работе были изучены понятия уровня и качества жизни.Несмотря на схожесть в определении этих двух терминов, они имеют определенные различия. Если качество жизни – это более субъективный и неосязаемый термин, и факторы, влияющие на общее качество жизни, зависят от образа жизни людей и их личных предпочтений, то уровень жизни – это некий относительно объективный инструмент оценивания состояния, в котором проживает население. Показатели, которые включаются в систему оценки уровня жизни, легко поддаются количественной оценке, например, ожидаемая продолжительность жизни, доходы и т. п., в отличие от более субъективной оценки качества жизни.Также были исследованы принципы концепции устойчивого развития: 1) Экономический. Экономическая устойчивость, выражающаяся в росте, развитии и производительности, в прошлом определяла традиционную науку о развитии. Рыночное распределение ресурсов, устойчивый уровень роста и потребления, предположение о неограниченности природных ресурсов и вера в то, что экономический рост «просочится» к бедным, были его отличительными чертами. Устойчивое экономическое развитие расширяет представление о денежном капитале, рассматривая природный, социальный и человеческий капитал. Предпочтение отдается ограничению экономического роста и потребления, которые истощают эти ресурсы.2) Экологический. Экологическая устойчивость предполагает целостность экосистемы, пропускную способность и биоразнообразие. Это требует сохранения природного капитала как источника экономических ресурсов и поглотителя отходов. Ресурсы должны забираться из окружающей среды не быстрее, чем они могут быть восстановлены. Отходы должны выбрасываться не быстрее, чем они могут быть усвоены окружающей средой.3) Социальный. Социальная устойчивость включает в себя понятия равенства, расширения прав и возможностей, доступности, участия, совместного использования, культурной самобытности и институциональной стабильности. Она направлена на сохранение окружающей среды посредством экономического роста и сокращения масштабов нищеты.На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:В России существует угроза устойчивому развитию, вызванная бедностью и экономическим неравенством в стране. Россия – пример страны, где достигнутые результаты в сфере национального дохода в недостаточной степени отражаются на достижениях в сфере образования, а главное,здоровья населения.Для оценкикачества жизни населения российских регионов в его различных измерениях были применены разные методики: методика ПРООНоценки Индекса человеческого развития(ИЧР) и методика аналитического агентства «РИА Рейтинг» оценки Индекса качества жизни регионов России (ИКЖРР). Благополучие определялось как материальными условиями жизни, так и субъективным восприятием качества жизни. Как выяснилось в работе, оценки этих двух методик коррелируют, что дает право предположить, что несмотря на различия в показателях, включаемых в методологию подсчета данных индексов, а также изменения периода измерения, есть основания говорить о схожести выводов об оценке качества жизни в регионах России.Регионы-аутсайдеры по уровню человеческого развития – это Чеченская Республика (0,793), Еврейская автономная область (0,788) и Республика Тыва (0,787).По итогам проведенного исследования и решения выявленных проблем разработаны рекомендации по повышению качества жизни населения и устойчивому развитию России:1. Необходим кардинальный пересмотр и изменение приоритетов социальной политики, внедрение новых подходов не только к обеспечению достижения оптимального благосостояния населения, но и организации своевременной адресной помощи нуждающимся гражданам.Предлагается:а) рассмотреть возможности для увеличения федеральной поддержки системы мер социальной помощи, особенно для регионов с большой долей малоимущих;б) повыситьразмер адресной и обусловленной социальной помощи на основе дифференциации социальной поддержки с учетом совершенствования методики оценки нуждаемости. в) осуществлять мониторинг, проводить прозрачную оценку эффективности мер социальной помощи с помощью специальных наблюдений населения и получения обратной связи.2. Необходимо внедрение зеленых (или экологически ответственных) государственных закупок как инструмента повышения качества жизни. Экологическими критериями для оценки заявок могут быть процентная доля вторичного сырья (древесные материалы, пластмассы, металл, волокно) в готовой продукции; доля органических продуктов в общем объеме пищевых продуктов; наличие системы экологического менеджмента у поставщика; упаковка должна быть пригодна для вторичной переработки; доставка должна осуществляться в обязательном порядке в контейнерах, пригодных для многоразового использования и т.д.Кроме того, в России существуют большие и жизнеспособные возможности для решения социально-экономических проблем с помощью «зеленых» экономических принципов. Это включало бы ряд мер, направленных на то, чтобы сделать «зеленую экономику» привлекательной на всех уровнях, от промышленных секторов до отдельных домохозяйств (модернизация, в конце концов, должна быть прибыльной). Следует также использовать потенциал страны в области «более щадящих» форм использования природных ресурсов. Это могло бы включать широкое использование возобновляемых источников энергии, устойчивое лесное хозяйство, экологически чистое сельское хозяйство и экотуризм.В ходе написания выпускной квалификационной работы, поставленные цель и задачи выполнены в полном объеме.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫI.Нормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021). Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021).Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 28 января 2010 года № 1-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5712.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022).II. Научная и специальная литература:Абрамян С. И. Человеческий потенциал: структура и система показателей // Экономика и бизнес: теория и практика, 2020, № 12–1. - С. 22–25.Андронова И. В., Сахаров А. Г. «Индекс устойчивого развития стран БРИКС: методологические аспекты» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2022. – Т.17. - №3. – С.23-47.Блиничкина Н. Ю., Ходжаев З. К. Бедность как глобальный феномен: проблема и последствия // Вестник ТГУ права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук, 2018. - №. 4 (52). - С. 67-77.Ващалова, Т. В. Устойчивое развитие: учебное пособие для вузов / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 186 с.Горбунова О.Н., Гегамян М.А. ИЧР: методологии расчета, показатели и индикаторы // Социально-экономические явления и процессы, 2018. – № 3 (049). - С. 49-53.Гуменюк И. С. Индекс развития человеческого потенциала как инструмент оценки уровня социального развития стран Балтийского региона // Балтийский регион, 2019. – Т.9, №3. – С.63-81.Дендак Г. М. Уровень и качество жизни населения в России: региональный аспект // Политика, экономика и инновации, 2018. - №5. – С.22-32.Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. - № 9. - С. 29–42Казанцева А. «Зеленые» государственные закупки» // Государственная служба, 2019. - №3 (95). – С.118-130.Казанцева Е. Г. Проблемы качества жизни населения: региональный аспект // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2022. -№3 (71). - С.21-29. Косолапов О. В., Стровский В. Е. Модель устойчивого развития: условия реализации // Известия Уральского государственного горного университета, 2018. - №4 (52). - С. 122–126.Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. — 336 c.Фуюань С. Развитие концепции устойчивого развития // Инновации и инвестиции, 2022. - №1.- С. 4–9.Черданцев В. А., Робинсон Б. В. Современные концепции устойчивого развития // Вестник НГУЭУ, 2009. - №2. - С. 14–24.Яхьяева, А. Э. «Зеленые» государственные закупки: опыт внедрения в России / А. Э. Яхьяева // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. В 3-х частях, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. –143 с.III. Электронные ресурсы:Безработица в России к концу 2021 года составит чуть меньше 5% [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/9483501?utm_source (дата обращения: 15.03.2023).В Минэкономразвития спрогнозировали уровень безработицы в России [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210921/bezrabotitsa-1751148446.html (дата обращения: 15.03.2023).Величина прожиточного минимума на душу населения в России по годам [Электронный ресурс]. URL: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/1017-velichina-prozhitochnogo-minimuma-v-rossii (дата обращения: 14.03.2023).Всемирный банк предложил программу для снижения бедности в России вдвое [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/05/26/871441-vsemirnii-bank-predlozhil-programmu-snizheniya-bednosti (дата обращения: 04.03.2023).Всемирный банк предложил России трансформировать программу помощи малоимущим [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/05/27/60ad82369a7947a23d715a6f (дата обращения: 04.03.2023).Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 1-м полугодии незначительно выросла [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/news/economy/article-2072394 (дата обращения 01.03.2023).Добровольный национальный обзор об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://inagres.hse.ru/data/2020/03/19/1567829014/Свод%20ДНО%20по%20ЦУР%20(2).pdf (дата обращения 01.03.2023).Зеленый госзаказ. РБК. Проект «Зеленый мегаполис». [Электронный ресурс].URL: https://ecounion.ru/press/zelenyj-goszakaz/ (дата обращения 01.03.2023).Индекс человеческого развития в России: региональные различия. Аналитическая записка Аналитического центра при Правительстве РФ. Декабрь 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf (дата обращения: 04.03.2023).Как Всемирный банк оценивает уровень бедности [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/7525997 (дата обращения: 04.03.2023).Каковы статистические данные здоровья новорожденных? [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/7-70681.html (дата обращения: 04.03.2023).Какое место занимает Россия в мире по численности населения [Электронный ресурс]. URL: https://mayaksbor.ru/news/society/kakoe_mesto_zanimaet_rossiya_v_mire_po_chislennosti_naseleniya/ 1 (дата обращения: 04.03.2023).Нажипова А. Р. Теоретические проблемы анализа категории «уровень жизни населения в России». [Электронный ресурс]. URL: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/78a.pdf (дата обращения: 02.04.2023).Проблемы молодежи: безработица, бедность и коррупция – комментарий эксперта [Электронный ресурс]. URL: https://www.rline.tv/news/2016-08-31-koren-problem-rossiyskoy-molodezhi-bezrabotitsa-bednost-i-korruptsiya-kommentariy-eksperta. (дата обращения: 02.03.2023).Продолжительность жизни в странах мира [Электронный ресурс]. URL: https://hochusvalit.com/khochu-svalit/prodolzhitelnost-zhizni-v-stranakh-mira. (дата обращения: 02.04.2023).Проект Министерства Финансов РФ и Всемирного банка Модернизация социальной поддержки в России для достижения до 2024 г. национальных целей по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан и снижению уровня бедности в два раза [Электронный ресурс]. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/2019/Seminar3031/Minfin_World_Bank.pdf (дата обращения: 02.04.2023).Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации, динамические ряды [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_32g.doc (дата обращения: 02.04.2023).Росстат подсчитал количество и долю бедных россиян в IV квартале и в целом за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10962686. (дата обращения: 01.04.2023).Уровень бедности в России по годам: 1992 – 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/uroven-bednosti-v-rossii-po-godam (дата обращения: 27.03.2023).Табах А. Льготный маневр: как можно уменьшить бедность в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/14/01/2020/5e1c6bc19a79475a132c6cd1 (дата обращения 27.03.2023).Фаляхов Р. Бедность в России: десятки миллионов за чертой // Газета. ру от 09.05.2018. Электронный ресурс. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.shtml (дата обращения: 01.04.2023).О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».В России с 1 января 2020 г. повысили минимальный размер оплаты труда [Электронный ресурс]. URL: https://yakapitalist.ru/prof/mrot-v-rossii/ (дата обращения: 14.03.2023). Новый прожиточный минимум с 1 июня 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.26-2.ru/art/356706-novyy-projitochnyy-minimum-2022-goda (дата обращения: 01.04.2023).Alex Hou Hong Ng, Abdul Ghani Farinda, Fock Kui Kan, Ai Ling Lim, Teo Ming Ting. Poverty: Its Causes and Solutions // International Journal of Humanities and Social Sciences Vol.7, No.8, 2013. – pp. 2471-2479Blöchliger, H., Durand-Lasserve O. (2018), "The drivers of regional growth in Russia: A baseline model with applications", OECD Economics Department Working Papers, No. 1523, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9279f6c3-en .Human Development Index (HDI). United Nations Development Programme. Human Development Reports [Электронный ресурс]. URL: URL:http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi (дата обращения: 01.04.2023).Russia. Country Profile. Human Development Index (HDI): [Электронныйресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/countries/profiles/RUS (дата обращения: 28.03.2023).UN. The Sustainable Development Goals Report. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/ (дата обращения: 28.03.2023).ПриложениеПриложение 1. Индекс человеческого развития в регионах России в 2019 годуПриложение 2Данные измерений качества жизни в регионах России по различным методикамПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫВыпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно и проверена на антиплагиат (сайт http://www.antiplagiat.ru). Отчет о проверке прилагается.Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.«13» __июня__ 2023 г.__________________________________ ____________________ (фамилия, имя, отчество) (подпись)
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398.
1.2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021).
1.3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021).
1.4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 28 января 2010 года № 1-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5712.
1.5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022).
II. Научная и специальная литература:
3.1 Абрамян С. И. Человеческий потенциал: структура и система показателей // Экономика и бизнес: теория и практика, 2020, № 12–1. - С. 22–25.
3.2 Андронова И. В., Сахаров А. Г. «Индекс устойчивого развития стран БРИКС: методологические аспекты» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2022. – Т.17. - №3. – С.23-47.
3.3 Блиничкина Н. Ю., Ходжаев З. К. Бедность как глобальный феномен: проблема и последствия // Вестник ТГУ права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук, 2018. - №. 4 (52). - С. 67-77.
3.4 Ващалова, Т. В. Устойчивое развитие: учебное пособие для вузов / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 186 с.
3.5 Горбунова О.Н., Гегамян М.А. ИЧР: методологии расчета, показатели и индикаторы // Социально-экономические явления и процессы, 2018. – № 3 (049). - С. 49-53.
3.6 Гуменюк И. С. Индекс развития человеческого потенциала как инструмент оценки уровня социального развития стран Балтийского региона // Балтийский регион, 2019. – Т.9, №3. – С.63-81.
3.7 Дендак Г. М. Уровень и качество жизни населения в России: региональный аспект // Политика, экономика и инновации, 2018. - №5. – С.22-32.
3.8 Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. - № 9. - С. 29–42
3.9 Казанцева А. «Зеленые» государственные закупки» // Государственная служба, 2019. - №3 (95). – С.118-130.
3.10 Казанцева Е. Г. Проблемы качества жизни населения: региональный аспект // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2022. -№3 (71). - С.21-29.
3.11 Косолапов О. В., Стровский В. Е. Модель устойчивого развития: условия реализации // Известия Уральского государственного горного университета, 2018. - №4 (52). - С. 122–126.
3.12 Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. — 336 c.
3.13 Фуюань С. Развитие концепции устойчивого развития // Инновации и инвестиции, 2022. - №1.- С. 4–9.
3.14 Черданцев В. А., Робинсон Б. В. Современные концепции устойчивого развития // Вестник НГУЭУ, 2009. - №2. - С. 14–24.
3.15 Яхьяева, А. Э. «Зеленые» государственные закупки: опыт внедрения в России / А. Э. Яхьяева // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. В 3-х частях, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. –143 с.
III. Электронные ресурсы:
3.1 Безработица в России к концу 2021 года составит чуть меньше 5% [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/9483501?utm_source (дата обращения: 15.03.2023).
3.2 В Минэкономразвития спрогнозировали уровень безработицы в России [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210921/bezrabotitsa-1751148446.html (дата обращения: 15.03.2023).
3.3 Величина прожиточного минимума на душу населения в России по годам [Электронный ресурс]. URL: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/1017-velichina-prozhitochnogo-minimuma-v-rossii (дата обращения: 14.03.2023).
3.4 Всемирный банк предложил программу для снижения бедности в России вдвое [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/05/26/871441-vsemirnii-bank-predlozhil-programmu-snizheniya-bednosti (дата обращения: 04.03.2023).
3.5 Всемирный банк предложил России трансформировать программу помощи малоимущим [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/05/27/60ad82369a7947a23d715a6f (дата обращения: 04.03.2023).
3.6 Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 1-м полугодии незначительно выросла [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/news/economy/article-2072394 (дата обращения 01.03.2023).
3.7 Добровольный национальный обзор об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://inagres.hse.ru/data/2020/03/19/1567829014/Свод%20ДНО%20по%20ЦУР%20(2).pdf (дата обращения 01.03.2023).
3.8 Зеленый госзаказ. РБК. Проект «Зеленый мегаполис». [Электронный ресурс].URL: https://ecounion.ru/press/zelenyj-goszakaz/ (дата обращения 01.03.2023).
3.9 Индекс человеческого развития в России: региональные различия. Аналитическая записка Аналитического центра при Правительстве РФ. Декабрь 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf (дата обращения: 04.03.2023).
3.10 Как Всемирный банк оценивает уровень бедности [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/7525997 (дата обращения: 04.03.2023).
3.11 Каковы статистические данные здоровья новорожденных? [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/7-70681.html (дата обращения: 04.03.2023).
3.12 Какое место занимает Россия в мире по численности населения [Электронный ресурс]. URL: https://mayaksbor.ru/news/society/kakoe_mesto_zanimaet_rossiya_v_mire_po_chislennosti_naseleniya/ 1 (дата обращения: 04.03.2023).
3.13 Нажипова А. Р. Теоретические проблемы анализа категории «уровень жизни населения в России». [Электронный ресурс]. URL: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/78a.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
3.14 Проблемы молодежи: безработица, бедность и коррупция – комментарий эксперта [Электронный ресурс]. URL: https://www.rline.tv/news/2016-08-31-koren-problem-rossiyskoy-molodezhi-bezrabotitsa-bednost-i-korruptsiya-kommentariy-eksperta. (дата обращения: 02.03.2023).
3.15 Продолжительность жизни в странах мира [Электронный ресурс]. URL: https://hochusvalit.com/khochu-svalit/prodolzhitelnost-zhizni-v-stranakh-mira. (дата обращения: 02.04.2023).
3.16 Проект Министерства Финансов РФ и Всемирного банка Модернизация социальной поддержки в России для достижения до 2024 г. национальных целей по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан и снижению уровня бедности в два раза [Электронный ресурс]. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/2019/Seminar3031/Minfin_World_Bank.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
3.17 Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации, динамические ряды [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_32g.doc (дата обращения: 02.04.2023).
3.18 Росстат подсчитал количество и долю бедных россиян в IV квартале и в целом за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10962686. (дата обращения: 01.04.2023).
3.19 Уровень бедности в России по годам: 1992 – 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/uroven-bednosti-v-rossii-po-godam (дата обращения: 27.03.2023).
3.20 Табах А. Льготный маневр: как можно уменьшить бедность в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/14/01/2020/5e1c6bc19a79475a132c6cd1 (дата обращения 27.03.2023).
3.21 Фаляхов Р. Бедность в России: десятки миллионов за чертой // Газета. ру от 09.05.2018. Электронный ресурс. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.shtml (дата обращения: 01.04.2023).
3.22 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3.23 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3.24 Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3.25 В России с 1 января 2020 г. повысили минимальный размер оплаты труда [Электронный ресурс]. URL: https://yakapitalist.ru/prof/mrot-v-rossii/ (дата обращения: 14.03.2023).
3.26 Новый прожиточный минимум с 1 июня 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.26-2.ru/art/356706-novyy-projitochnyy-minimum-2022-goda (дата обращения: 01.04.2023).
3.27 Alex Hou Hong Ng, Abdul Ghani Farinda, Fock Kui Kan, Ai Ling Lim, Teo Ming Ting. Poverty: Its Causes and Solutions // International Journal of Humanities and Social Sciences Vol.7, No.8, 2013. – pp. 2471-2479
3.28 Blöchliger, H., Durand-Lasserve O. (2018), "The drivers of regional growth in Russia: A baseline model with applications", OECD Economics Department Working Papers, No. 1523, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9279f6c3-en .
3.29 Human Development Index (HDI). United Nations Development Programme. Human Development Reports [Электронный ресурс]. URL: URL:http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi (дата обращения: 01.04.2023).
3.30 Russia. Country Profile. Human Development Index (HDI): [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/countries/profiles/RUS (дата обращения: 28.03.2023).
3.31 UN. The Sustainable Development Goals Report. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/ (дата обращения: 28.03.2023).
Вопрос-ответ:
Что такое уровень и качество жизни?
Уровень жизни - это общая материальная и социальная благосостояние индивида или группы населения. Качество жизни - это степень удовлетворенности человека его материальным положением и условиями жизни, а также психологический и эмоциональный комфорт.
Как взаимосвязаны уровень и качество жизни?
Уровень жизни оказывает влияние на качество жизни, так как доступность материальных ресурсов и услуг напрямую влияет на удовлетворение основных потребностей человека. Однако, качество жизни включает не только материальные аспекты, но и психологические и социальные факторы, которые могут быть независимы от уровня дохода.
Каким образом оценивается уровень и качество жизни населения?
Оценка уровня и качества жизни населения проводится с помощью различных индикаторов, таких как ВВП на душу населения, уровень безработицы, доступность медицинских услуг, образование и другие социальные показатели. Опросы и социологические исследования также используются для изучения субъективной оценки качества жизни людей.
Какие факторы влияют на уровень и качество жизни населения?
Факторы, влияющие на уровень и качество жизни населения, могут быть различными. Это может быть экономическое развитие, доступность образования и здравоохранения, уровень безопасности, экологические условия, социальная справедливость и др.
Какие предпосылки и факторы лежат в основе модели устойчивого развития общества?
Основные предпосылки и факторы модели устойчивого развития общества включают экономическую стабильность, экологическую устойчивость, социальное равенство, демократические ценности, культурное многообразие и управление ресурсами в интересах будущих поколений.
Что такое уровень и качество жизни?
Уровень жизни - это комплексный показатель, отражающий экономический, социальный и культурный уровень общества, а также материальное благополучие его граждан. Качество жизни - это оценка удовлетворенности жизнью, включающая материальные условия, здоровье, образование, безопасность, социальные связи и другие факторы, которые влияют на благополучие индивида или общества.
Какие факторы влияют на уровень и качество жизни населения?
Факторы, влияющие на уровень и качество жизни населения, могут быть различными. Они включают экономические условия, уровень доходов, доступность медицинского обслуживания, образования и жилья, инфраструктуру, социальные гарантии, экологическую ситуацию, политическую стабильность, культурные и духовные ценности, уровень безопасности и многое другое.
Как оценивается уровень и качество жизни населения?
Оценка уровня и качества жизни населения производится с помощью различных методологий и индикаторов. В основе оценки лежат данные о доходах населения, уровне образования, доступности медицинского обслуживания, уровне преступности, социальной защите, экологической ситуации и других факторах. С помощью сравнительного анализа этих данных можно сделать выводы о качестве жизни населения.
Как связаны уровень и качество жизни населения?
Уровень и качество жизни населения тесно связаны между собой. Высокий уровень жизни обычно сопровождается высоким качеством жизни, так как он предполагает улучшенные материальные условия, доступность качественных услуг и возможность реализации потребностей и желаний. Однако, только высокий уровень доходов не гарантирует высокое качество жизни, поэтому важно учитывать и другие факторы, влияющие на благополучие населения.
Какова сущность понятий "уровень" и "качество жизни"?
Уровень жизни описывает общую материальную и социальную благосостояние населения, включая доходы, доступность услуг и уровень образования. Качество жизни описывает уровень удовлетворенности жизнью, включая физическое и психологическое благополучие, доступность медицинской помощи и экологическую чистоту.