Социально-экономическое развитие молодежного рынка труда в субъекте Российской Федерации на примере организации ВМО СПБ МО Рыбацкое

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 80 80 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 22.05.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социально-экономического развития молодежного рынка труда 8
1.1 Молодежный рынок труда: понятие и особенности 8
1.2 Современные подходы к политике развитию молодежного рынка труда 12
1.3 Молодежный рынок труда как элемент развития кадрового потенциала 14
ГЛАВА 2. Анализ развитие молодежного рынка труда в ВМО СПБ МО Рыбацкое 20
2.1 Анализ социально-экономического развития ВМО СПБ МО Рыбацкое 20
2.2 Оценка состояния развитие молодежного рынка труда ВМО СПБ МО Рыбацкое 33
ГЛАВА 3. Пути совершенствования социально-экономического развития молодежного рынка труда ВМО СПБ МО Рыбацкое 47
3.1 Перспективы развития молодежного рынка труда ВМО СПБ МО Рыбацкое 50
3.2 Мероприятия по совершенствованию социально-экономического развития молодежного рынка труда ВМО СПБ МО Рыбацкое 55
Заключение 63
Библиография 68
Приложения 73
Фрагмент для ознакомления

Структура занятости и потребности в рабочих местах в разрезе видов экономической деятельности и приоритетных направлений социально-экономического развития Санкт-Петербурга, как уже было сказано выше, обладает значительной инерцией, в силу чего влияние отраслевых различий в реагировании на экономические трудности в большинстве случаев будет невелико. Тем не менее, в отдельных приоритетных направлениях и занятиях ситуация может существенно отличаться от средней по экономике Санкт-Петербурга – это касается прежде всего направления «информационные технологии». Так, по мнению экспертов, антироссийские санкции и принятые для их нейтрализации меры стимулирования специалистов в области информационных технологий послужили триггером переформатирования IT-отрасли, которое займет 2-3 года. Данный процесс может оказать существенное влияние на величину и профессиональную структуру потребности в кадрах по приоритетному направлению «Информационные технологии», что требует постоянного мониторинга кадровых процессов в IT-отрасли. По прогнозной оценке, на конец 2022 г. Наименьшее количество вакансий в расчете на 100 занятых будет ощущаться в машиностроении (0,38 вакансий на 100 занятых) и туризме (0,06). В первом случае это объясняется вероятными проблемами с занятостью в кластере автомобилестроения и, в более общем плане, санкциями, сменой собственников и нарушением логистических цепочек, во втором – сезонным характером отрасли и резким снижением потока иностранных туристов. К другим приоритетным направлениям с малым числом вакансий на 100 рабочих мест относятся фармацевтическая (0,17) и легкая (0,40) промышленность, а также образование (0,56).Напряженность на рынке труда будет, скорее всего выражаться и в ухудшении качества вакансий – об этом свидетельствует опыт пандемии Covid-19. Даже в период лавинообразного увеличения численности зарегистрированных безработных в первом полугодии 2020 года (в марте 2020 г. 15,1 тыс. человек, в июне 2020 г. 91,8 тыс. человек, в сентябре 2020 г. 107,8 тыс. человек) работодатели ежемесячно заявляли в Службу занятости Санкт-Петербурга около 30 – 35 тыс. вакансий (в марте 2020 г. 30,8 тыс. единиц, в июне 2020 г. 34,0 тыс. единиц, в сентябре 2020 г. 32,3 тыс.единиц).Можно, однако, предположить, что наличие такого числа вакансий в период быстрого роста безработицы было либо следствием непривлекательности предлагаемых вакансий (тяжелые условия труда, низкая зарплата, либо, по-видимому реже, дефицитом работников, обладающих требуемыми квалификациями).Таким образом, можно прогнозировать следующее развитие ситуации:1. Несмотря на трудности, переживаемые в настоящее время российской и петербургской экономикой, до конца 2020-х годов радикальные изменения в распределении потребности в кадрах между приоритетными направлениями социально-экономического развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкоеза некоторыми исключениями маловероятны. 2. Наиболее существенные изменения величины и структуры кадровой потребности в разрезе сегмента молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое, в том числе в краткосрочном периоде возможны по направлению «Информационные технологии». Необходим постоянный мониторинг кадровой ситуации по направлению «Информационные технологии». Такой мониторинг должен быть дифференцирован как в разрезе отдельных занятий в IT-отрасли, так и в разрезе компаний, принявших различные стратеги адаптации к сложившейся ситуации. 3. Весьма вероятно, что усиление напряженности молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое в краткосрочном периоде к выразится в не только в снижении числа предлагаемых работодателями вакансий, но и в ухудшении их качества. Наличие вакантных рабочих мест будет, главным образом, определяться тем, что в силу их непривлекательности (низкой заработной платы, тяжелых условий труда и т. п.) спрос на них со стороны соискателей будет незначительным. Увеличение числамолодых соискателей на одну вакансию может, одновременно, сопровождаться усилением структурного дисбаланса рынка труда.3.2 Мероприятия по совершенствованию социально-экономического развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО РыбацкоеВ мире сейчас активно продвигает концепцию динамического обеспечения эффективности муниципальной политики на основе использования социальных программ, проектов, которая способствует новаторскому использованию интегрированных, упреждающих и перспективных политик обеспечения эффективности социально-экономического развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое с ближайшей целью «создания высокоэффективных форм организации мер по обеспечению занятости и решению социально-трудовых проблем молодежи». Опираясь на этот первый шаг, долгосрочная цель социально-экономического развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое состоит в том, чтобы способствовать обеспечению равноправия во всеобщем доступе, по крайней мере, к базовым вакансиям.Компромиссу между сторонниками ортодоксального подхода и сторонниками трансформационного подхода к развитию социально-экономического развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое будет способствовать активное продвижение инновационных социальных программ и проектов.Для повышения результативности системы развития молодежного рынка труда предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1. Оптимизация развития молодежного рынка труда на основе формирования «умные» муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое.Концепция «умные» муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое – формирование экосистемы развития, использующая ИКТ и другие средства для повышения уровня качества муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи, эффективности социальной деятельности и результативности молодежной политики, при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в социально-трудовых аспектах.Формирования экосистемы «умных» муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое включает в себя: формирования «умные» муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое; массовая оптимизация деятельности субъектов потенциала системы содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО; децентрализация потенциала системы содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО;создание социальных сетей взаимодействия отдельных инструментов системы содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО; создание гибких систем предоставления муниципальных услуг системы содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО; совершенствование социального мониторинга ситуации ВМО СПБ МО, основанное на данных; создание гибких инноваций в жизненном цикле социальной работы; снижение транзакционных издержек системы содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО.Реализация «умные» муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое позволит:индивидуально подходить к разрешению различных жизненных ситуаций, в которые могут попадать молодёжь на рынке труда;оказывать содействие службам и ведомствам в предоставлении информации молодёжь по ситуации на рынке труда;проводить организационную, информационно-массовую работу и профориентацию с различными категориями молодежи;проводить работу по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты с привлечением молодежи;проводить работу по привлечению внимания общественности к положению молодежи на рынке труда;проводить мониторинг, анализ и исследование ситуации, создать постоянно действующий и обновляющийся банк данных по проектам в сфере развития моложёного сегмента рынка труда.Мероприятие 2. В рамках муниципальной программа в области молодежной политики сформовать информационно-коммуникационную платформу для молодежи по перспективам моложёного рынка труда.С помощью открытия более доступной площадки для объединения молодежи по интересам, в информационную систему ВМО СПБ МО Рыбацкое появятся новые возможности для реализации молодежной политики. Один из новых модулей «Актуальный разговор», который предлагается внедрить. В этот модуль войдет серия подкастов и видео-материалов. Будет создана региональная площадка, предоставляющей молодым журналистам, блогерам и медиа-менеджерам возможности и ресурсы для самореализации, профессионального роста и обмена идеями.Реализация проекта позволяет охватить большой процент молодежной аудитории, молодежных общественных объединений, а также органов по делам молодежи. Произойдет развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для молодежи, в молодежные аудитории, включая муниципальные молодежные редакции. Сформируются информационные базы данных по вопросам, представляющим интерес как для молодежи, так и для структур, работающих с молодежью. Целевая аудитория подкаст модуля «Актуальный разговор» - старшеклассники средних школ, студенты, специалисты и преподаватели средне-специальных и высших учебных заведений. Творческая группа программы состоит из выпускников и студентов ВУЗов.Мероприятие 3. Сформировать при Администрации ВМО СПБ МО Проектный офис для реализации проектов муниципальной молодежной политики.На данные момент при реализации муниципальной молодежной политики в ВМО СПБ МО Рыбацкое используется формат «операционной деятельности» механизма управления деятельностью всеми муниципальными органами и организациями содействия занятости молодежи.Особенностями операционного подхода является:Направлена на поддержание жизнедеятельности (стабильность) Уровень неопределенности (рисков) - низкий Дата окончания точно не определена Выполняется постоянными группами людей При этом при реалии муниципальной молодежной политики ВМО СПБ МО Рыбацкое существуют следующие проблемы:Высокие риски не достичь целей и целевых показателей программ молодежной политики.Недостаточная эффективность межведомственное взаимодействие в рамках реализации мер и программ молодежной политики.«Забюрокрачивание» процессов согласования и формирования коллегиальных решений.Общая нестабильность экономической базы муниципального управления ВМО СПБ МО Рыбацкое и конъюнктуры.Проблемы в соблюдении сроков и бюджетов, выделенных на реализацию муниципальной молодежной политики ВМО СПБ МО Рыбацкое. Недостаточная результативность использование ресурсов,выделенных на реализацию муниципальной молодежной политики ВМО СПБ МО Рыбацкое. Для решения данных проблем предлагается сформировать при Администрации ВМО СПБ МО Проектный офис для реализации проектов муниципальной молодежной политики.«Проектный офис» при Администрации ВМО СПБ МО - модель организации деятельности по предоставления мер социальной поддержки, оказания услуг в сфере содействия занятости молодежи посредством использования проектной платформы в формате «одной команды» - «трудового казначейства» ВМО СПБ МО Рыбацкое (см. рисунок 3.1)Рисунок 3.1 – Приоритеты формата «трудового казначейства» ВМО СПБ МО РыбацкоеИсточник: составлено авторомПриоритеты проектного подхода заключаются в следующем:Направлена на развитие и изменение.Уровень неопределенности (рисков) – высокий.Жестко ограничена во времени.Выполняется временными командами.Задачи «Проектного офиса» ВМО СПБ МО Рыбацкое: содействие созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и инфраструктуры системы содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО Рыбацкое;информационно-аналитическое сопровождение проектов содействия занятости молодежи ВМО СПБ МО Рыбацкое.Рисунок 3.2 – Предлагаемый алгоритм деятельности муниципального проектного офиса при Администрации ВМО СПБ МО для реализации проектов муниципальной молодежной политики в сфере содействия занятости молодежиИсточник: составлено авторомСледует выделить такие инструменты для формата «Проектный офис» при Администрации ВМО СПБ МО:Проактивная социальная поддержка молодежи на рынке труда.Социальный банкинг для молодежи на рынке труда..Помощь при трудоустройстве и трудовых спорах.Социальныймаркетплейс вакансий.Помощь в трудной ситуации.Адресное распределение мер по содействию молодежи на рынке труда.Электронный сертификат на получение муниципальных услуг в сфере содействия на рынке труда.Муниципальный проектный офис при Администрации ВМО СПБ МО для реализации проектов муниципальной молодежной политики (МПО) будет осуществлять проверку паспорта муниципального проекта молодежной политики в рамках инициирования и подготовки муниципального проекта, организует заседания, осуществляет ведение реестра муниципальных проектов.Формат МПОВМО СПБ МО Рыбацкое позволит обеспечить:Реализация процессно-проектной модели для мер поддержки молодежи и содействия на рынке труда.Интеграция используемых информационных систем в рамках содействия на рынке труда. Снижение административных расходов. Доступ к полной информации о всех положенных мерах содействия занятости молодежи. Повышение оперативности технологических процессов.Адаптация под законодательные изменения.ЗаключениеТаким образом, в рамках проведённого исследований были решены подавленные задачи:В первой главе исследованияподробно раскрыто понятие, сущность и особенности молодежного рынка труда как сферы реализации государственного и муниципального управления. Кроме того, дана характеристика сущности, механизмов, этапов и инструментов реализации политики содействия занятости молодежи, а так же выявлено роль в системе обеспечения кадрового потенциала.Во второй главе исследования дана характеристика практик развития молодежного рынка труда в Санкт-Петербурге на примере ВМО СПБ МО Рыбацкое. Проанализирована текущая ситуация в примере ВМО СПБ МО Рыбацкое. Анализ проводился на основе показателей современного состояния социальной сферы и системы содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое.В третьей главе исследования по результатам данных анализа разработаны рекомендации по совершенствованию использования лучших практик как основы содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое. Как показало провдению исследование имеются теоретические и практические варианты подходов как к пониманию, так и к процессу прикладного построения и функционирования компонентов молодежного рынка труда. При этом, категория «молодежного рынка труда» обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений с участием особой социально-демографической группой. На практике трудовые отношения в раках молодежного рынка труда – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем – редко существуют в чистом виде без социальной составляющей, и в то же время социальные отношения часто возникают и развиваются в трудовых процессах, сопровождающих их противоречиях, конфликтах и т.д. В качестве принципиально важной особенности молодежного рынка труда следует отметить ее активное влияние на развитие кадрового потенциала территории (государства, региона, области и т.д.), не менее существенно и активное влияние процессов реализуемых в рамках молодежного рынка труда на развитие всего общества и общественных отношений. Наряду с вышеотмеченными имеются также многие другие особенности молодежного рынка труда. В то же время очевидно, что экономика и её финансовая сфера, общество и социально-экономические отношения оказывают не менее значимое влияние на развитие самого молодежного рынка труда.Как показали результатыанализав качестве общих проблем рынка труда Санкт-Петербурга и ВМО СПБ МО Рыбацкоеможно выделить следующие:Стагнация активности работодателей. На фоне изменившейся социально-экономической обстановки изменилась и кадровая политика компаний. О том, что они набирают персонал в обычном или более активном, чем раньше, режиме, сообщили 41,42% работодателей. 27,68% ищут только сотрудников на замещение освобождающихся позиций. Около трети работодателей прекратили набор персонала: 23,39% заморозили все HR-активности, в 7,51% компаний заявили о решении иностранных владельцев закрыть российские офис.Дефицит предложений кадров на рынке, необходимых работодателю. Частично дефицит кадров, о котором говорили в 2021 году, компенсировался выходом на рынок сотрудников иностранных компаний, закрывших свои российские представительства. Однако 55,28% работодателей отмечают, что найти специалистов нужного уровня по-прежнему сложно.Снижение привлекательности работодателей за счет «заморозки» компенсационного пакета. В 2022 году большинство компаний (72,22%) не меняли свои компенсационные пакеты. В 10% случаев пакеты были сокращены, в 6% — в них чтото добавили, а что-то убрали и в 11,78% — только добавили.Отток кадров. О том, что их сотрудники уехали за границу, говорят 46,77% работодателей, при этом разрешили им работать удаленно только 4,72%, остальные их уволили. В качестве специфических проблем развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое можно выделить следующие: 1. Завышенная амбициозность молодежи, которая проявляется в их желании при трудоустройстве сразу занять высокий пост и получать высокую заработную плату.2. Недоверие работодателей к молодым специалистам, которое проявляется в нежелании брать молодежь на работу, а также трудоустройстве только на низкооплачиваемые должности или должности с ограниченным спектром обязанностей, не предполагающих профессионального развития и карьерного продвижения. 3. Большинство молодых людей по окончанию учебы оказываются абсолютно не подготовленными к трудовой жизни. Это связано с тем, что в рамках современных образовательных программ идет общая профессиональная подготовка специалистов, направленная на то, чтобы выпускники имели возможность трудоустроиться по ряду смежных профессий (что должно повысить шансы их успешного трудоустройства), и предполагающая в основном широкое теоретико-ориентированное обучение. Однако при этом выпускники профессиональных учебных заведений не могут устроиться на работу в связи с отсутствием необходимых для работы по специальности практических умений и навыков. Трудоустроившиеся же выпускники отличаются неумением применять полученные профессиональные знания на практике. 4. Несоответствие профессий, полученных выпускниками профессиональных образовательных учреждений структуре потребностей рынка труда. В настоящее время на молодежном рынке труда наблюдается нехватка инженерных и технических специалистов, тогда как профессиональные учреждения продолжают в большом количестве выпускать специалистов гуманитарного профиля. 5. Непопулярность среди молодежи Центров занятости населения, нежелание молодых людей обращаться за помощью в трудоустройстве в государственные службы занятости. Для повышения результативности системы развития молодежного рынка труда предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1. Оптимизация развития молодежного рынка труда на основе формирования «умные» муниципальных продуктов и услуг в системе содействия занятости молодежи в ВМО СПБ МО Рыбацкое.Мероприятие 2. В рамках муниципальной программа в области молодежной политики сформовать информационно-коммуникационную платформу для молодежи по перспективам моложёного рынка труда.Мероприятие 3. Сформировать при Администрации ВМО СПБ МО Проектный офис для реализации проектов муниципальной молодежной политики.Можно прогнозировать следующее развитие ситуации:1. Несмотря на трудности, переживаемые в настоящее время российской и петербургской экономикой, до конца 2020-х годов радикальные изменения в распределении потребности в кадрах между приоритетными направлениями социально-экономического развития молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое за некоторыми исключениями маловероятны. 2. Наиболее существенные изменения величины и структуры кадровой потребности в разрезе сегмента молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое, в том числе в краткосрочном периоде возможны по направлению «Информационные технологии». 3. Весьма вероятно, что усиление напряженности молодежного рынка трудаВМО СПБ МО Рыбацкое в краткосрочном периоде к выразится в не только в снижении числа предлагаемых работодателями вакансий, но и в ухудшении их качества. БиблиографияЗаконодательные и нормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)//Консультант ПлюсПостановлением местной администрациивнутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкоеот «26» октября 2021 г. № 414(в редакции Постановления МА ВМО СПб МО Рыбацкое от «07» декабря 2022 г. № 36-МА)«Научная и учебно-методическая литература» Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических процессов: возможности и угрозы / И.Л.Авдеева, Т.А.Головина, Л.В.Парахина // Финансовый бизнес. - 2020. - N 1. - С.3-7.Агапова, Е. Н. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования [Текст] / Е. Н. Агапова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - №1. – C. 5-21. Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIIIмеждунар. науч. – практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, – 2019. – С. 52 – 60. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Проспект, 2020. 238 с.Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и обеспечения эффективности соцзащиты государственных служащих. Научно – практическое пособие. – М: Проспект, 2021. – 416 с.АкбердинаВ.В., Василенко Е. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 462–473.Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию / Н. В. Акиндинова, В. А. Бессонов, Е. Г. Ясин М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 135 с. Актуальные проблемы трудового права и права обеспечения эффективности соцзащиты. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно – практической конференции. – М: 2021. – 264 с.Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. 2016. N 6. С.126Балакирева В.Ю. Состояние, тенденции и перспективы развития рынка страховых услуг РФ // Финансы. - 2018. - N 1. - С.22-25.Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы / под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.Горяйнова, Н. М. Местное самоуправление и муниципальный уровень реализации социальной политики в РФ [Текст] / Н. М. Горяйнова // Управление в современных системах. – 2019. - №3 (14). – С. 14-26. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2021. – 428 с.ДубынинВ.Н. Молодежь и государство: современные коммуникации // Вестник рос.филос. общества. 2016. N 2. С.115Сергеев И.С. Территориальная специфика неформальной цифровой экономики России / И.С.Сергеев, В.М.Манусов // Проблемы региональной экологии. - 2021. - N 3. - С.45-50.Соболь Т.С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. №2 (25). – С. 7–14.Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и перспективы: Сборник статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. [Электронный ресурс] / РГГУ, Социолог.фак-т; Под общей ред. Р.И. Анисимова. Сост. Р.И. Анисимов. М.: РГГУ, 2020. с. 19Социальная политика государства и бизнеса / под ред. О. А. Канаевой. - М. :Юрайт, 2016. - 343 с.Таль Г.К., Григорьев В.В., Юн Г.Б. и др. Государственное управление: Практическое пособие. – М.: Дело, 2015. – 376 с.КолинК.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.Непрерывное образование в контексте Будущего / отв. ред. М.М. Шалашова, Н.Н. Шевелёва -. М.: ГАОУ ВО МГПУ, ООО «А- Приор», 2021. - 564 с Молодежь в современном мире: проблемы н перспективы/ Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУПВО «Академиятруда и социальных отношений». – Уфа : Изд-во ВИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО», 2022. – 380 с.Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2018год / В.Н.Бобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. – 98 с.Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ;редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь :ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с Экономика общественного сектора / А. В. Дьячкова . — Екатеринбург : Изд–во Урал.ун–та, 2016. – 166 сЭкономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно–практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 сЯковлев А.Ю. Управление российскими компаниями с государственным участием: методологические и практические аспекты: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2019. – 42 с.Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.Другие источники (информационные агентства и интернет-сайты)Госпрограмма Минтруда РФ // Электронный ресурс. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Sodejstvie_zanyatosti_naseleniya_itog.pdf (дата обращения: 15.03.2023)Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http:// http://economy.gov.ru/. (дата обращения: 01.03.2022)Данные ВМО СПБ МО Рыбацкое [электронный ресурс] https://rybmo.ru/(дата обращения: 15.03.2023)Данные КЭПиСП: Итоги СЭР Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/statistic/(дата обращения: 15.03.2023)Данные Петростата. Статистика Санкт-Петербурга. URL: https://petrostat.gks.ru/(дата обращения: 15.03.2023)ДокторовичА.Б. СТС и роль труда в экономики России в условиях пандемии COVID-19// Электронный ресурс. URL: http:// http://id.atiso.ru/files/tiso_3_2020.pdf. (дата обращения: 15.03.2023)Основные тренды рынка труда 2022 [электронный ресурс] https://getexperts.ru/wp-content/uploads/2022/09/obzor-rynka-truda-i-zarabotnyh-plat.pdf (дата обращения: 15.03.2023)Сайт Росстата [электронный ресурс] http://www.gks.ru/(дата обращения: 15.03.2023)Самойлова П.Н., Нерсесян Д.С. Анализ проблем и перспектив молодежи на рынке труда в Российской Федерации [электронный ресурс] https://fnpr.ru/documents/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D1%8B_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF.pdf/(дата обращения: 15.03.2023)ПриложенияПриложение 1 Сравнение основных категорий связанных с кадровым потенциалом территорииКатегория ПериодРабочая сила территории Используется с начала XIX в.Трудовые ресурсы и людские ресурсы территорииИспользуется с 20-е г. XX в. Кадры территорииИспользуется с 20-е г. XX в. Человеческие ресурсы (человеческий фактор, человеческий капитал) территорииИспользуется с 80х гг. XX в. Трудовой потенциал территории Используется с конца 70-х – начала 80-х гг. XX в. В 90-х гг. термин стал использоваться в публичных документах развития территорий. Единой трактовки понятия нетКадровый потенциал территории Активно используется в настоящее время. Единой трактовки понятия нетИсточник: [составлено автором]Приложение 2 Система факторов развития и оценке кадрового потенциалаПриложение 3Эволюция развития глобальных парадигм развития экономикиПарадигма экономики Основной фактор производства Основные блага Основной экономический ресурс Источник богатства Структура экономических отношенийИнформационная экономика Информация информация информационный капитал информационная рента вертикальные Экономика знаний знания, инновации знания интеллектуальный капитал интеллектуальная рента вертикальные Креативная экономика креативный потенциал интеллектуальные права креативный капитал интеллектуальная рента вертикальные Интернет-экономика Информация информация информационный капитал информационная рента сетевые Сетевая экономика информация сетевые блага сетевой капитал сетевая рентасетевые Электронная экономика информация информация электронный капитал электронная рента сетевые Новая экономика информация, знания, технологии, инновации знания, технологии, инновации информационный, интеллектуальный капитал технологическая, интеллектуальная рента горизонтальные Цифровая экономика информация, знания, ИКТ, инновации информация, знания, технологии, инновации информационный, интеллектуальный, сетевой капитал технологическая, интеллектуальная, информационнаявертикальные, горизонтальные, сетевые Приложение 4

Законодательные и нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)//Консультант Плюс
4. Постановлением местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкое от «26» октября 2021 г. № 414(в редакции Постановления МА ВМО СПб МО Рыбацкое от «07» декабря 2022 г. № 36-МА)
«Научная и учебно-методическая литература»
5. Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических процессов: возможности и угрозы / И.Л.Авдеева, Т.А.Головина, Л.В.Парахина // Финансовый бизнес. - 2020. - N 1. - С.3-7.
6. Агапова, Е. Н. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования [Текст] / Е. Н. Агапова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - №1. – C. 5-21.
7. Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч. – практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, – 2019. – С. 52 – 60.
8. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Проспект, 2020. 238 с.
9. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и обеспечения эффективности соцзащиты государственных служащих. Научно – практическое пособие. – М: Проспект, 2021. – 416 с.
10. Акбердина В.В., Василенко Е. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 462–473.
11. Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию / Н. В. Акиндинова, В. А. Бессонов, Е. Г. Ясин М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 135 с.
12. Актуальные проблемы трудового права и права обеспечения эффективности соцзащиты. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно – практической конференции. – М: 2021. – 264 с.
13. Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. 2016. N 6. С.126
14. Балакирева В.Ю. Состояние, тенденции и перспективы развития рынка страховых услуг РФ // Финансы. - 2018. - N 1. - С.22-25.
15. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы / под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.
16. Горяйнова, Н. М. Местное самоуправление и муниципальный уровень реализации социальной политики в РФ [Текст] / Н. М. Горяйнова // Управление в современных системах. – 2019. - №3 (14). – С. 14-26.
17. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право обеспечения эффективности соцзащиты. – М: Юрайт, 2021. – 428 с.
18. Дубынин В.Н. Молодежь и государство: современные коммуникации // Вестник рос. филос. общества. 2016. N 2. С.115
19. Сергеев И.С. Территориальная специфика неформальной цифровой экономики России / И.С.Сергеев, В.М.Манусов // Проблемы региональной экологии. - 2021. - N 3. - С.45-50.
20. Соболь Т.С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. №2 (25). – С. 7–14.
21. Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и перспективы: Сборник статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. [Электронный ресурс] / РГГУ, Социолог. фак-т; Под общей ред. Р.И. Анисимова. Сост. Р.И. Анисимов. М.: РГГУ, 2020. с. 19
22. Социальная политика государства и бизнеса / под ред. О. А. Канаевой. - М. : Юрайт, 2016. - 343 с.
23. Таль Г.К., Григорьев В.В., Юн Г.Б. и др. Государственное управление: Практическое пособие. – М.: Дело, 2015. – 376 с.
24. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
25. Непрерывное образование в контексте Будущего / отв. ред. М.М. Шалашова, Н.Н. Шевелёва -. М.: ГАОУ ВО МГПУ, ООО «А- Приор», 2021. - 564 с
26. Молодежь в современном мире: проблемы н перспективы / Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений». – Уфа : Изд-во ВИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО», 2022. – 380 с.
27. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2018год / В.Н.Бобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. – 98 с.
28. Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ; редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с
29. Экономика общественного сектора / А. В. Дьячкова . — Екатеринбург : Изд–во Урал. ун–та, 2016. – 166 с
30. Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно–практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 с
31. Яковлев А.Ю. Управление российскими компаниями с государственным участием: методологические и практические аспекты: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2019. – 42 с.
32. Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.
Другие источники (информационные агентства и интернет-сайты)
33. Госпрограмма Минтруда РФ // Электронный ресурс. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Sodejstvie_zanyatosti_naseleniya_itog.pdf (дата обращения: 15.03.2023)
34. Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http:// http://economy.gov.ru/. (дата обращения: 01.03.2022)
35. Данные ВМО СПБ МО Рыбацкое [электронный ресурс] https://rybmo.ru/(дата обращения: 15.03.2023)
36. Данные КЭПиСП: Итоги СЭР Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/statistic/(дата обращения: 15.03.2023)
37. Данные Петростата. Статистика Санкт-Петербурга. URL: https://petrostat.gks.ru/(дата обращения: 15.03.2023)
38. Докторович А.Б. СТС и роль труда в экономики России в условиях пандемии COVID-19// Электронный ресурс. URL: http:// http://id.atiso.ru/files/tiso_3_2020.pdf. (дата обращения: 15.03.2023)
39. Основные тренды рынка труда 2022 [электронный ресурс] https://getexperts.ru/wp-content/uploads/2022/09/obzor-rynka-truda-i-zarabotnyh-plat.pdf (дата обращения: 15.03.2023)
40. Сайт Росстата [электронный ресурс] http://www.gks.ru/(дата обращения: 15.03.2023)
41. Самойлова П.Н., Нерсесян Д.С. Анализ проблем и перспектив молодежи на рынке труда в Российской Федерации [электронный ресурс] https://fnpr.ru/documents/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D1%8B_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF.pdf/(дата обращения: 15.03.2023)

Вопрос-ответ:

Что такое молодежный рынок труда?

Молодежный рынок труда - это сфера экономических отношений, на которой осуществляется трудовая деятельность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Какие особенности характеризуют молодежный рынок труда?

На молодежном рынке труда присутствуют такие особенности, как высокая безработица среди молодежи, непостоянство и нестабильность трудовых отношений, низкий уровень заработной платы, недостаток опыта работы.

Какие современные подходы существуют к политике развития молодежного рынка труда?

Современные подходы к политике развития молодежного рынка труда включают создание специальных программ и проектов, направленных на поддержку занятости молодежи, обучение и подготовку молодежи к трудовой деятельности, стимулирование предпринимательской активности среди молодежи, развитие системы профориентации и трудоустройства.

Что представляет собой молодежный рынок труда как элемент развития кадрового потенциала?

Молодежный рынок труда является важным элементом развития кадрового потенциала, так как молодые работники имеют потенциал для повышения производительности и внесения новых идей и инноваций в процессы труда. Кроме того, молодежь является резервом будущих кадров и специалистов, поэтому инвестиции в её развитие способствуют долгосрочному экономическому росту.

Какой анализ развития молодежного рынка труда проводится в организации ВМО СПБ МО Рыбацкое?

В организации ВМО СПБ МО Рыбацкое проводится анализ развития молодежного рынка труда, который включает изучение уровня безработицы среди молодежи, анализ трудовых отношений и условий занятости, а также оценку эффективности программ и мероприятий, направленных на развитие молодежного рынка труда.

Какие особенности есть у молодежного рынка труда?

Молодежный рынок труда характеризуется повышенной нестабильностью, низкими заработными платами и ограниченным доступом к полноценной работе. Также на нем преобладает временная занятость и контрактные формы работы.

Какая политика развития молодежного рынка труда существует?

Современные подходы к политике развития молодежного рынка труда включают создание специальных программ и мер поддержки для молодых людей, включая обучение, стажировки и льготы при трудоустройстве. Также проводятся работы по повышению квалификации молодежи и содействию самозанятости.

Какой вклад молодежный рынок труда вносит в развитие кадрового потенциала?

Молодежный рынок труда играет важную роль в развитии кадрового потенциала, так как предоставляет молодым людям возможность получить первый опыт работы, развивать свои навыки и умения, а также налаживать контакты и связи в сфере, соответствующей их интересам и профессиональным целям.