«Методы и приемы преподавания современной русской литературы в школе ( на примере творчества Е.Водолазкина)»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 60 60 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 21.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы преподавания современной русской литературы в школе 6
1.1. Особенности современной русской литературы в школьном курсе 6
1.2. Теоретический обзор методов и приёмов преподавания современной русской литературы в школе 13
Глава 2. Методические аспекты преподавания русской литературы в школе (на примере творчества Е. Водолазкина) 26
2.1. Основные особенности творчества Е. Водолазкина 26
2.2. Разработка методического материала для преподавания русской литературы в школе (на примере творчества Е. Водолазкина) 28
Заключение 53
Список литературы 56

Фрагмент для ознакомления

На слайде представлены примеры реализации проектов с целью формирования у школьников представлений о пространстве и времени при изучении произведения Е. Водолазкина «Авиатор».Как видно из приведённых примеров, проектная деятельность в ходе изучения пространства и времени в произведении Е. Водолазкина в школе способствует активной реализации межпредметных связей, позволяет использовать активные методы обучения и может развивать у учащихся познавательный интерес и мотивацию к дальнейшему изучению литературы.12 слайд – Основные этапы реализации проекта на тему «Пространство и время в произведении Е. Г. Водолазкина «Авиатор»Рассмотрим основные этапы реализации проекта на тему «Пространство и время в произведении Е. Водолазкина «Авиатор» на данном слайде.После того, как все этапы проекта будут реализованы учащимися, они самостоятельно создают сборник материалов на тему «Пространство и время в литературных произведениях», опираясь на проведённую работу по роману «Авиатор».13 слайд – Исследовательская работа по роману Е.Водолазкина «Лавр»Также в рамках данного исследования разработаны методические материалы для изучения старшеклассниками романа Е. Водолазкина «Лавр». Данный роман имеет сложную структуру и оригинальные особенности сюжета, в связи с чем важное значение имеет исследование языка повествования. При этом целесообразным является сначала актуализировать знания учащихся в области теории литературы, после чего организовать самостоятельный поиск учащимися средств выразительности и их значения в романе. На заключительном этапе учащиеся излагают результаты самостоятельного поиска.14 слайд – ВыводыТаким образом, в рамках данного исследования:- определены основные направления изучения современной литературы в школе- выявлены основные методы изучения современной литературы- охарактеризовано творчество Е. Водолазкина- разработаны методические материалы по творчеству Е. Водолазкина.Следовательно, все задачи исследования решены, цель достигнута.15 слайд - Мои контакты:Благодарю всех присутствующих за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.HELP – методичка:

Литература

1. Абаганова, А.О. К вопросу о массовой литературе на материале творчества Виктора Пелевина / А.О. Абаганова // Уральский фил. вестник. – 2018. – № 3 – С. 95-104.
2. Авдеев, А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект / А.Ю. Авдеев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 3. – С. 67-72.
3. Афиша Daily. Официальный сайт.URL: https://daily.afisha.ru/archive/- vozduh/archive/ilichevskiy/.
4. Безрукавая, М.В. Концепция личности в романах А. Иличевского // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13936
5. Березина, А.В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А.В. Березина // электрон. науч. журн. «Культура: теория и практика». – 2021. – электрон ст. – URL: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/
6. Богданова, О.В. Современный литературный процесс: претекст, подтекст, интертекст: сборник научных трудов / О.В. Богданова. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 472 с
7. Богданова, О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60–90-е годы ХХ – начало ХХI в.) / О.В. Богданова. Дисс. … докт. филол. наук. – Санкт-Петербург : Филол. ф-т СПбГУ, 2003. – 785 с
8. Водолазкин, Е. Авиатор [Электронный ресурс] -URL: https://flibusta.su/book/660-aviator/read/
9. Волошина, В.П. К вопросу о возможностях синтеза искусств в литературном образовании и социокультурном развитии старшеклассников / В.П. Волошина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 53-59
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с.
11. Гарипова, Г.Т. Художественная модель бытия в литературе ХХ века. Ташкент: Mumtoz so’z, 2012. 352 с.
12. Гримова, О.А. Особенности функционирования нарративных интриг в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор» // Новый филологический вестник. 2017. № 4 (43). С. 48-58.
13. Евстигнеева, П.И. Изучение понятийного аппарата постмодернистской литературы в старшей школе (на примере короткой прозы В.О. Пелевина) / П.И. Евстигнеева // Современное филологическое образование в исследованиях магистрантов: Сборник научных статей / Отв. ред. В.А. Коханова. – Москва : МГПУ, Ярославль : Ремдер, 2022. – С. 288-297.
14. Знаĸовые имена современной руссĸой литературы: ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗKИН: коллективная монография, под ред. Анны Скотницкой и Януша Свежего, Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2019, с. 624.
15. Иличевский, А. «Последнее, что сдаст позицию, – красота»: интервью Д. Бавильскому. URL: http://www.chaskor.ru/article/aleksandr_ilichev skij_poslednee_ chto_sdast_pozitsiyu_-_krasota_23151
16. Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – Москва : ИНИОН РАН – INTRADA, 2001. – 384 с
17. Калмыкова, В.В. Межвузовский научный семинар «Москва и “московский текст” в русской литературе и фольклоре. Москва в судьбе и творчестве русских писателей». URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/109/ka4 3.html
18. Коханова, В.А. Методическая подготовка учителя литературы к работе в информационной среде «Московская электронная школа» / В.А. Коханова // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. – Санкт-Петербург : МАПРЯЛ, 2019. – С. 2020-2025.
19. Кржижановский, С. Поэтика заглавий. М.: Никитинские субботники, 1931.
20. Кротова, Д.В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма / Д.В. Кротова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-3 (69). – С. 29- 33.
21. Левитан, Л.С., Цилевич, Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990. 512 с. 49
22. Липовецкий, М.Н., Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950– 1990-е годы : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий; 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2010. – 688 с.
23. Литературоведение. литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец. 368 с. URL: http://taviak.ru/distance/wpcontent/uploads/2014/obshcheobrazovatelnye_distsipliny/Literatura/Chernec.pdf
24. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 416 с.
25. Михайленко, О.В. Время вечность в романе Водолазкина «Лавр» // ФИЛОЛОГИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. 2014. С. 74-76.
26. Набоков, В.В. Приглашение на казнь [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/fiction/priglashenie-na-kazn-vladimir-nabokov/
27. Национальная литературная премия «Большая книга». Официальный сайт. URL: http://www.bigbook.ru/smi/detail.php?ID=3861
28. Орлицкий, Ю.Б. Заглавие // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. С. 73–74.
29. Пелевин, В.В. Тайные виды на гору Фудзи [Электронный ресурс] – URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/425320-viktor-pelevin-tajnye-vidy-na-goru-fudzi-litres.html
30. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 54.
31. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития / И.В. Роберт // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16-1. – С. 868-876
32. Селеменева, М.В. «Московский текст» в русской литературе XX в. (на материале художественной прозы 1910–1950-х гг.). // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2009. № 2. 20–27.
33. Селеменева, М.В. Своеобразие Московского текста Александра Иличевского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 4. С. 627–639.
34. Сидорова, М.Ю. Квалифицированный читатель и массовая литература (лингвистический аспект проблемы) / М.Ю. Сидорова // Библиотека в эпоху перемен. – 2003. – № 4. – С. 16-25
35. Соловьёва, Е.Е. Жанровые особенности романа «Лавр» Е. Водолазкина // ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ - 2014. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2015. С. 140-143.
36. Соляр, Е.О. Поэтика заглавия романа Евгения Водолазкина «Авиатор» // Поиск (Волгоград). 2017. № 2 (7). С. 24-28.
37. Тамарченко, Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1. 512 с.
38. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 308 с.
39. Томилова, Н.А. Мотив дервишества в русской литературе (на материале творчества Сухбата Афлатуни, Тимура Зульфикарова, Александра Иличевского): дис. … канд. филол. наук. М., 2014. 181 с
40. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. URL: https://www.litmir.me/br/?b=120141&p=1 (дата обращения: 05.11.2020).
41. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 575 с.
42. Тюпа, В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, 2001. 192 с.
43. Тюпа, В.И. Финал // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Стлб. 981–982.
44. Уилсон К., Уолкер Дж. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 848 c.
45. Фролова, А.В. Визуально-образная репрезентация романа Евгения Водолазкина «Авиатор» // КНИГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КРИЗИС ЛОГОЦЕНТРИЗМА И / ИЛИ ТОРЖЕСТВО ВИЗУАЛЬНОСТИ?. материалы международной научной конференции. Воронежский государственный университет. 2018. С. 209-216.
46. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. школа, 2002, 437 с.
47. Хачмафова, З.Р. Постмодернистские текстовые стратегии в пространстве литературной коммуникации / З.Р. Хачмафова // «Вестник АГУ». – 2017. – № 3 (202). – С. 108-113.
48. Цветкова, Б.Л. Массовая литература как культурный феномен / Б.Л. Цветкова // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия «социальные науки». – 2016. – № 2 (42). – С. 128-135.
49. Цыплакова, Т.В. Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности / Т.В. Цыплакова. Дисс. ... канд. пед. наук. – Москва : МГПУ, 2018. – 248 с.
50. Черняк, М.А. Современная русская литература : учебник для академического бакалавриата / М.А. Черняк; 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. – 294 с. – ISBN 978-5-91134-101-5.
51. Шафранская, Э.Ф. Вруны и фантазеры как паттерн локальных текстов XX в. // Вестник МГПУ. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 4. С. 22–29.
52. Шафранская, Э.Ф. Роман Александра Иличевского «Матисс» // Русская словесность. 2008. № 4. С. 37–40.
53. Щучкина, Т.В. Циклическое единство малой прозы В. Пелевина (сборник рассказов «Синий фонарь») / Т.В. Щучкина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – № 3. – С. 116-120.


Справочная литература

54. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / Под ред. И. Роднянской. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 376 с.
55. КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия: В 8 т., доп. 9-й том. М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kleabc/default.asp
56. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина; ИНИОН. М.: Интелвак, 2003.
57. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752
58. Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Художественный анализ текста" [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/11/28/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya
59. Портал «Музеи России».
60. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. 358 с.
61. Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П.М. Топер. М., 2008. URL: http://biblio.imli.ru/index.php/zarublitra/497-Entciklopedicheskijslovar-ekspressionizma-PM-Toper (

Методические материалы и нормативные документы
62. Авторская программа элективного курса «Современная литература» [Электронный ресурс]- URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/10/avtorskaya-programma-elektivnogo-kursa-sovremennaya-literatura
63. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.П. Журавлева, Ю.В. Лебедева. 10–11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.Н. Романова, Н. В. Шуваева / под ред. В.П. Журавлева, Ю.В. Лебедева. М.: Просвещение, 2019. URL: https://prosv.ru/assistance/download/941.html
64. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 классы (базовый и профильный уровни) / Под ред. В.Ф. Чертова. 127 с. URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/chertov_literatyra_5-11kl/7.html
65. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
66. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
67. Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс] - URL : https://fgos.ru/





Вопрос-ответ:

Какие особенности современной русской литературы включены в школьный курс?

Современная русская литература включает в себя различные направления и стили. В школьном курсе особенно актуальны произведения, отражающие современные социальные и культурные проблемы, а также работы авторов, которые используют новаторские приемы и экспериментируют со структурой и формой произведений.

Какие методы и приемы используются при преподавании современной русской литературы?

При преподавании современной русской литературы используются различные методы и приемы. К ним относятся изучение биографии и творчества авторов, анализ текстов, сравнительное чтение разных произведений, обсуждение и рефлексия, творческие задания, использование современных технологий и интерактивных методов обучения.

Какие теоретические основы лежат в основе преподавания современной русской литературы в школе?

Преподавание современной русской литературы в школе базируется на теоретических основах литературного образования. Это включает в себя изучение разных литературных направлений, теорий литературы и критических подходов к анализу текстов. Кроме того, учитывается психологический и социокультурный контекст, в котором школьники изучают и анализируют произведения.

Какие особенности творчества Е. Водолазкина отражены при преподавании русской литературы в школе?

При преподавании русской литературы в школе на примере творчества Е. Водолазкина особое внимание уделяется его индивидуальному стилю и художественным приемам, включая использование мифологических элементов, интертекстуальность, символику и глубокую психологическую проработку персонажей. Также обсуждаются актуальные темы, которые поднимает автор в своих произведениях, и их значение в современном обществе.

Какие особенности современной русской литературы включаются в школьный курс?

В школьном курсе современной русской литературы уделяется внимание таким особенностям, как эксперименты с формой, отражение современных проблем и вызовов, этическая и нравственная направленность произведений.

Какие методы и приемы преподавания современной русской литературы используются в школе?

Для преподавания современной русской литературы в школе используются различные методы и приемы, такие как анализ текстов, дискуссии, групповые работы, чтение и обсуждение произведений, создание собственных произведений и творческих проектов.

Какие теоретические основы используются при преподавании современной русской литературы?

При преподавании современной русской литературы в школе используются теоретические основы, такие как литературная критика, исследования литературной теории, анализ текстов и интерпретация произведений, сравнительное изучение разных авторов и направлений.

Какие методические аспекты применяются при преподавании русской литературы на примере творчества Е. Водолазкина?

При преподавании творчества Е. Водолазкина используются различные методические аспекты, такие как анализ стиля и языка произведений, исследование мотивов и символики, обсуждение жанровых особенностей, создание собственных текстов, применение современных технологий для изучения и интерпретации произведений.

Какими методами формировать интерес и понимание учащихся к современной русской литературе?

Для формирования интереса к современной русской литературе учащихся можно использовать методы, например, чтение произведений в оригинале, просмотр фильмов по произведениям, организация творческих проектов и конкурсов, приглашение писателей и литературных критиков на встречи с учащимися, проведение экскурсий в литературные музеи и выставки.

Какие особенности современной русской литературы изучаются в школе?

В школе изучаются различные особенности современной русской литературы, такие как экспериментальные формы повествования, использование новых языковых и стилистических приемов, обращение к актуальным социальным и культурным проблемам.

Какие методы и приемы используются при преподавании современной русской литературы в школе?

При преподавании современной русской литературы в школе применяются различные методы и приемы, такие как чтение и анализ произведений, обсуждение текстов, творческие задания, ролевые игры, работа с медиаматериалами, использование интерактивных технологий.

Какие методические аспекты применяются при преподавании русской литературы в школе на примере творчества Е. Водолазкина?

При преподавании русской литературы в школе на примере творчества Е. Водолазкина используются такие методические аспекты, как анализ стиля и языка автора, исследование мотивов и тем произведений, сопоставление с другими произведениями, создание собственных текстов под влиянием творчества автора.