Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 15.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий 5
1.1.Понятие, признаки и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий 5
1.2.Правовой режим имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий 12
1.3.Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий 17
Глава 2. Актуальные проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных унитарных предприятий 23
2.1.Отдельные проблемы деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий 23
2.2.Перспективы развития и пути совершенствования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий 27
Заключение 30
Список литературы 33
Одновременно, собственнику муниципального унитарного предприятия предоставлялось лишь право формирования унитарного предприятия, утверждения его устава, согласования вопросов по распоряжению недвижимостью, назначения руководителя. Даже при неэффективном управлении предприятием вмешательство собственника было незаконным.Ответственность руководителей предприятий за итоги деятельности также отсутствовала, к примеру, по мере исполнения обусловленных собственником показателей, отсутствовало право получения оперативных сведений о текущей деятельности предприятия. В конечном счете, унитарные предприятия в практической деятельности зачастую завышали себестоимость продукции, имущество государство было расхищено.Соответственно, можно определить базовые направления преобразования унитарных предприятий. По той причине, что с их деятельностью связано большое количество проблем, высказываются различные позиции по данному поводу. Одним из самых распространенных способов признается приватизация путем акционирования. В таком случае, однако, образуется опасность потерять управление предоставлением жизненно важных услуг, в особенности там, где царит монополия. Можно избежать потери собственности на имущественный комплекс, например, если передать его в управление частному юридическому лицу. Подобная практика распространена за границей в отношении таких важных объектов муниципальной собственности, как очистные сооружения города, водопровод, метрополитен. 2.2.Перспективы развития и пути совершенствования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятийНа данный период времени в юридической и экономической литературе продолжают вести дискуссии об обоснованности и целесообразности существования такой разновидности юридического лица в отечественном законодательстве, как унитарные предприятия.В проекте Концепции исследуется такая правовая форма, как предприятие на унитарной основе, и говорится о необходимости исключения этой правовой формы юридического лица из разновидностей юридических лиц, которые осуществляют деятельность в экономическом пространстве РФ.Однако, законодатель, ликвидируя предприятия на унитарной основе, приходит к похожей форме управления собственности государства, а именно к государственной корпорации, о которой позитивно отзываются исследователи.Если проводить сравнение предприятий на унитарной основе и государственных корпораций, можно определить общие признаки: они образуются и упраздняются в соответствии с решением специально уполномоченного органа, осуществляют деятельность в сфере предпринимательских отношений, не получают соответствующего финансирования из бюджета. Вместе с тем государственная корпорация признается собственником имущества государства, в то время, как унитарные предприятия – нет. Этот фактор, по нашему мнению, следует признать как минимум странным. Государство, для практической реализации собственных целей стратегического характера (нано- и другие высокие технологии, проведение Олимпийских игр, атомная энергетика), передает имущество государства в собственность. Вместе с тем, единственным способом контроля признается только ежегодное опубликование отчетов об использовании имущества государственной корпорации.Корпорации государства по традиции формируются в стратегических областях, которые требуются для обеспечения общественной безопасности, соответственно, контроль за управлением имуществом должен быть особым. Между тем, уже сейчас руководство государство разочаровалось в эффективности корпораций государственного значения, по этой причине их существенную долю правительство стремится упразднить, а определенные преобразовать.Мы не согласны с подобной сформировавшейся тенденцией, как упразднение и акционирование унитарных предприятий и считается, что следует сохранить данные предприятия для решения:1)проблем, связанных с обеспечением государственной безопасности, в т. ч. продовольственной;2)обязательств в социальной сфере, которые включают в себя обеспечение производства услуг и товаров по минимальным ценам;3)научных задач, которые касаются интересов государства и общества;4)задач производства некоторых разновидностей продукции, которые ограничены в обороте.В подобном случае можно использовать право оперативного управления либо хозяйственного ведения, которое признается формой контроля не только в области имущественного управления, но и осуществления деятельности организации в целом, соответственно, предоставляет публичному собственнику некоторые значительные гарантии, которых он лишается, формируя государственные корпорации и наделяя их имуществом на праве собственности.Вышеперечисленные недостатки привели к поиску путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий.В первую очередь, обсуждается перевод части предприятий на унитарное основе в форму казенного предприятия, что повлечет за собой ограничение права на комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Однако подобная практика довольно проблематична.Еще одним способом борьбы с неэффективностью государственных и муниципальных унитарных предприятий следует признать их акционирование. Акционерные общества обладают большей компетенцией во время заключения сделок – они субъекты права собственности, соответственно, интересы контрагентов защищены надежнее, однако, в это же время они не должны согласовывать сделки, связанные с отчуждением имущества. Еще одним способом избавления от убыточных предприятий является их приватизация.Следовательно, система управления имуществом государства, которая существует в виде управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которые наделены соответствующим имуществом на праве хозяйственного ведения, в практической деятельности обладает некоторыми недостатками. По этой причине актуальность и обоснованность осуществляемых реформ в области управления имуществом государства для повышения эффективности его применения, соответственно, и повышения поступлений в бюджет доходов от использования имущества государства, безусловна.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Унитарным предприятием считается организация на коммерческой основе, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом, данное имущество признается неделимым и не может распределяться по вкладам.Унитарное предприятие функционирует в соответствии с уставом, который составляется при его образовании. Устав предприятия на унитарной основе должен включать: информацию, свойственную для организации, информацию о целях и предмете деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, процедуре и источниках его образования. Его имущество находится соответственно в собственности государства и принадлежит ему на основании права оперативного управления либо хозяйственного ведения.Существуют два вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления.В качестве учредителя муниципального унитарного предприятия выступает соответствующее муниципальное образование. Решение об учреждении подобного предприятия принимает специально уполномоченный орган местного самоуправления согласно актам, устанавливающим полномочия данных органов. Данное решение должно устанавливать предмет и цели деятельности унитарного предприятия. Нормы действующего законодательства об унитарных предприятиях требуют совершенствования. Мало установить правовой статус предприятий в качестве унитарных юридических лиц – не собственников. Требуется «состыковать» положения различных отраслей права, регламентирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых условиях экономики.Правовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике. Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах — производстве, обороте и т.д.Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, чтосистема их правового регулирования только формируется и два уровня; федеральный и субъектов Российской Федерации.В целях повышения эффективности деятельности государственных предприятий следует проводить следующую работу:-мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности; -проведение сравнительного анализа и оценки эффективности деятельности в отраслевом разрезе; -планирование показателей эффективности деятельности; -контроль сохранности и целевого использования объектов собственности, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями.Соответственно, по нашему мнению, вполне очевидно, что разновидности деятельности, которыми занимаются предприятия на унитарной основе, нельзя передавать в частные руки, а требуется сохранить в государственном ведении и развивать, совершенствуя, при этом, нормы действующего законодательства об унитарных предприятиях.Необходимо также отметить, что переданное в оперативное управление и хозяйственное ведение имущество остается муниципальной либо государственной собственностью, что обладает большим значением для решения задач муниципального и государственного значения. Государственные и муниципальные предприятия на унитарной основе считаются важным инструментом исполнения задач в социальной сфере, обеспечения обороноспособности и иных государственных функций, а при соответствующем управлении, они могут быть источником дохода бюджетов.Список литературыНормативные правовые акты:1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.19942.Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) О государственных и муниципальных унитарных предприятиях// Российская газета, N 229, 03.12.2002.3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2022) О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)// Российская газета, N 153-154, 10.08.20014. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 21.11.2022) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета, N 100, 12.05.2010Научная и учебная литература:5. Анисимов А. П. Гражданское право. Общая часть: учебник / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 435 с.6. Аюшеева И. З., Богданова Е. Е., Булаевский Б. А. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 1. М.: Проспект. - 2020. - 440 с.7. Жабин А.Л. Унитарное предприятие как форма управления государственным имуществом // Журнал «Интернаука». - 2019. - № 43-2 (125). - С. 21-22.8.Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для вузов / И. А. Зенин. — 19-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 489 с.9. Исмагилова А.Р. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты гражданского права // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в научных исследованиях. Сборник научных статей. - 2020. - С. 63-65.10. Кирюшин Ю.С. Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его развития // Журнал «Новый юридический вестник». - 2020. - № 1 (15). - С. 6-8.11. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ", N 11, ноябрь, 200912. Королев А.А. Перспективы развития системы унитарных предприятий // Журнал «Гуманитарные научные исследования». - 2022. - № 5 (129). – С. 183-18413. Лемехов С.В. О некоторых особенностях государственных и муниципальных унитарных предприятий как субъектов гражданских правоотношений // Трансформация экономической и правовой системы России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2021. - С. 258-261.14. Люткайтис Е.О. Некоторые вопросы проблемы реформы унитарных предприятий // Актуальные проблемы военных и социальных наук. Сборник научных статей. - 2020. - С. 50-52.15. Мартынова Е.А., Ефремов И.А. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий по законодательству РФ // Актуальные проблемы развития науки в современном мире. Сборник научных статей. - 2021. - С. 129-133.16. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов / Е. М. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с.17. Николаев А.Н. О некоторых особенностях правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий // Журнал «Студенческий». -2022. - № 23-5 (193).- С. 31-33.18. Парфёнов К.Б. Юридические лица в Гражданском кодексе РФ: государственные и муниципальные унитарные предприятия // Актуальные вопросы юридической науки и практики. Сборник научных статей. - 2021. - С. 38-41.19. Перепечай А.А. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты гражданского права // Актуальные проблемы экономики и права. Сборник научных статей. - 2020. - С. 177-180.20. Сергеева Е.А. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий на разных уровнях законодательства // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 11 (353). - С. 111-114.21.Ушанков И.В., Чиркова Ю.В. Административно-правовой статус унитарных предприятий в РФ: вопросы теории и практики // Евразийский юридический журнал. 2020. № 5 (144). С. 167-170.22. Юкша Я. А. Гражданское право: учебное пособие / Я.А. Юкша. — 5-е изд. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 404 с.Материалы правоприменительной практики:23. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) //Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 201924. Постановление ФАС Уральского округа от 09.02.2020 N Ф014-407/20-С4 по делу N А60-29055/2019-С4 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
Нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) О государственных и муниципальных унитарных предприятиях // Российская газета, N 229, 03.12.2002.
3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2022) О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)// Российская газета, N 153-154, 10.08.2001
4. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 21.11.2022) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета, N 100, 12.05.2010
Научная и учебная литература:
5. Анисимов А. П. Гражданское право. Общая часть: учебник / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 435 с.
6. Аюшеева И. З., Богданова Е. Е., Булаевский Б. А. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 1. М.: Проспект. - 2020. - 440 с.
7. Жабин А.Л. Унитарное предприятие как форма управления государственным имуществом // Журнал «Интернаука». - 2019. - № 43-2 (125). - С. 21-22.
8. Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для вузов / И. А. Зенин. — 19-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 489 с.
9. Исмагилова А.Р. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты гражданского права // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в научных исследованиях. Сборник научных статей. - 2020. - С. 63-65.
10. Кирюшин Ю.С. Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его развития // Журнал «Новый юридический вестник». - 2020. - № 1 (15). - С. 6-8.
11. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ", N 11, ноябрь, 2009
12. Королев А.А. Перспективы развития системы унитарных предприятий // Журнал «Гуманитарные научные исследования». - 2022. - № 5 (129). – С. 183-184
13. Лемехов С.В. О некоторых особенностях государственных и муниципальных унитарных предприятий как субъектов гражданских правоотношений // Трансформация экономической и правовой системы России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2021. - С. 258-261.
14. Люткайтис Е.О. Некоторые вопросы проблемы реформы унитарных предприятий // Актуальные проблемы военных и социальных наук. Сборник научных статей. - 2020. - С. 50-52.
15. Мартынова Е.А., Ефремов И.А. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий по законодательству РФ // Актуальные проблемы развития науки в современном мире. Сборник научных статей. - 2021. - С. 129-133.
16. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов / Е. М. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с.
17. Николаев А.Н. О некоторых особенностях правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий // Журнал «Студенческий». -2022. - № 23-5 (193).- С. 31-33.
18. Парфёнов К.Б. Юридические лица в Гражданском кодексе РФ: государственные и муниципальные унитарные предприятия // Актуальные вопросы юридической науки и практики. Сборник научных статей. - 2021. - С. 38-41.
19. Перепечай А.А. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты гражданского права // Актуальные проблемы экономики и права. Сборник научных статей. - 2020. - С. 177-180.
20. Сергеева Е.А. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий на разных уровнях законодательства // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 11 (353). - С. 111-114.
21. Ушанков И.В., Чиркова Ю.В. Административно-правовой статус унитарных предприятий в РФ: вопросы теории и практики // Евразийский юридический журнал. 2020. № 5 (144). С. 167-170.
22. Юкша Я. А. Гражданское право: учебное пособие / Я.А. Юкша. — 5-е изд. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 404 с.
Материалы правоприменительной практики:
23. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2019
24. Постановление ФАС Уральского округа от 09.02.2020 N Ф014-407/20-С4 по делу N А60-29055/2019-С4 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
Вопрос-ответ:
Как определяется понятие государственного унитарного предприятия?
Под государственным унитарным предприятием понимается предприятие, созданное государственным органом для осуществления определенной деятельности, находящееся в государственной собственности и обладающее гражданскими правами и обязанностями.
Какие признаки характеризуют муниципальное унитарное предприятие?
Муниципальное унитарное предприятие имеет следующие признаки: оно создается органом местного самоуправления для осуществления определенной деятельности, находится в муниципальной собственности и обладает гражданскими правами и обязанностями.
Какой правовой режим имеет имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий?
Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий является специальным видом имущества и подлежит государственной или муниципальной собственности. Оно может быть использовано только для осуществления закрепленной за предприятием деятельности и не может быть приватизировано.
Какова ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий?
Государственные и муниципальные унитарные предприятия несут полную материальную ответственность перед гражданами и организациями за причиненный ущерб при осуществлении своей деятельности. Они также обязаны возмещать ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию.
Какие проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных унитарных предприятий существуют в настоящее время?
Среди актуальных проблем развития государственных и муниципальных унитарных предприятий можно выделить недостаток финансирования, неэффективное управление, сложности в привлечении квалифицированных кадров. Однако, существуют перспективы в виде реформирования системы управления предприятиями, внедрения инноваций и повышения качества предоставляемых услуг.
Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия?
Государственные и муниципальные унитарные предприятия - это предприятия, принадлежащие государству или муниципалитету и выполняющие государственные или муниципальные функции. Они имеют специфический правовой статус и обладают некоторыми особенностями в правовом режиме имущества и ответственности.
Какие признаки и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий?
Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют ряд признаков: принадлежность имущества государству или муниципалитету, осуществляют государственные или муниципальные функции, имеют специфическую организационно-правовую форму и определенный правовой статус. Виды государственных и муниципальных унитарных предприятий могут варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности и характера выполняемых функций.
Какой правовой режим имущества у государственных и муниципальных унитарных предприятий?
У государственных и муниципальных унитарных предприятий имущество считается государственной или муниципальной собственностью и находится в пользовании и распоряжении этих предприятий. Они обязаны использовать имущество в соответствии с возложенными на них функциями и целями, но не имеют права распоряжаться им в своих интересах. Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий также может быть использовано для обеспечения их обязательств и реализации прав граждан и организаций.
Какая ответственность возлагается на государственные и муниципальные унитарные предприятия?
Государственные и муниципальные унитарные предприятия несут ответственность за причинение ущерба третьим лицам в результате осуществления своей деятельности. Они могут быть обязаны возместить ущерб в полном объеме или в пределах определенных ограничений. Кроме того, они несут ответственность за соблюдение законодательства, чистоту окружающей среды, обеспечение безопасности и другие аспекты своей деятельности.
Какие признаки характеризуют государственные и муниципальные унитарные предприятия?
Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют ряд признаков. Во-первых, они создаются государством или муниципалитетом в соответствии с законодательством. Во-вторых, их деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и интересов граждан. В-третьих, такие предприятия обладают имуществом, которое является собственностью государства или муниципалитета. Также государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают правовым статусом субъектов гражданского права, что означает их способность иметь и осуществлять гражданские права и обязанности.
Каков правовой режим имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий?
Правовой режим имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется законодательством. Имущество, находящееся в собственности таких предприятий, является государственной или муниципальной собственностью. Оно не может быть приватизировано или отчуждено, а также не может быть передано в залог или аренду без соответствующего решения организационно-правового органа. Права и обязанности по использованию, охране и распоряжению таким имуществом определяются договором между участником или учреждением и организационно-правовым органом.