война и мир

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 17.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………… . ….2
Глава 1. Первое знакомство с Андреем Болконским и причины поиска «смысла жизни» ………………………………………………………………4
1.1. Отношения между отцом и сыном Болконскими и влияние князя Николая Андреевича на судьбу Андрея…………………………………… .5
Глава 2. Служба в армии ……………………………………………………..7
2.1. Военная кампания 1805 года. Шенграбенское сражение …………….7
2.2 Битва под Аустерлицем ……………………………………………....... 10
Глава 3. Жизнь Болконского после кампании 1805 года …………………12
3.1 Духовное возрождение ………………………………………………...12
Глава 4. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва.
Отношения Андрея с солдатами. Патриотизм. Отношение к войнам …...15
Заключение………………………………………………………………. ….17
Список использованной литературы и интернет источников…………. 20
Фрагмент для ознакомления

В предсмертных мыслях Болконского было чувство смирения перед неизбежностью: «Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Князь Андрей приезжает в Санкт-Петербург в апогее славы молодого Сперанского. Толстой рассказывает о том, что Болконский приехал для участия в преобразовании и реформировании государства.Партия реформаторов приветствовала и заманивала его: «Говорили о нем, интересовались, и все хотели видеть его». Андрей встречает Сперанского, государственного секретаря. «Князь Андрей следил за каждым движением и словом Сперанского, как это бывает с людьми, которые строго судят своих ближних, он искал в нем полное совершенство человеческих достоинств».Андрей Болконский, персонаж Льва Толстого, был разочарован в деятельности Сперанского и его комитета, видя неудачные начинания. Но в глубине этого времени зародилось декабристское движение, поэтому, похоже, писатель уделил так много страниц, чтобы показать деятельность Андрея Болконского в комитете Сперанского, показал Александра I как «человека войны», правителя, неспособного решить важные назревшие проблемы.В романе представлены два понятия счастья князя Андрея. Вначале Андрей полагает, что каждому человеку нужно жить по его собственному желанию. В жизни есть два несчастья - угрызения совести и болезни. И человек счастлив только в тех случаях, когда эти несчастья отсутствуют.И лишь в конце своей жизни Андрей Болконский смог преодолеть собственный эгоизм и тщеславие. Духовные поиски привели героя к способности любить и прощать.Глава 4. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва.Отношения Андрея с солдатами. Патриотизм. Отношение к войнам.Князь Андрей обнаружил в русскихвойсках полную неразбериху и отсутствие единого руководства. «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе».«...Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними... Но добр и кроток он был только со своими полковыми, с Тимохиным и т. п. ...как только он сталкивался с кем-нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался: делался злобен, насмешлив, презрителен». Он не любил людей своего прежнего мира. Он присоединился к новом миру, к миру солдата.Солдаты приняли князя Андрея. Да, «наш князь, называли его в полку, гордились и любили его». Солдаты любили князя Андрея, но его в свете называли гордецом.Вспомните, что о нем говорила Перонская: «Терпеть не могу... и гордость такая, что границ нет... Смотрите, как с дамами обращается...» («Он дамам к ручке не подходит»). К этому миру и сам Болконский испытывает отвращение. «Все, что связывало его воспоминания с прошедшим, отталкивало его...» Только воспоминания о родных Лысых Горах были дороги ему.У Кутузова был какой-то оптимистичный фатализм. Он уверен в победе России, и сказал князю Андрей, что французам, как и туркам в прежней военной кампании, придется мясо лошадей есть.Князь Андрей после свидания с Кутузовым «вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дел и насчет того, кому оно вверено было». Что Андрей думал о подготовке к Бородинской битве? «Он знал, что завтрашняя битва будет самой страшной из всех, в которой он участвует. Он думает, что русские это сражение выиграют. Успех его не зависит, по мнению князя Андрея, «ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа», а зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». В эту могучую нравственность, объединяющую людей, страдающих одним горем, верил князь Андрей. Война является «самым гадким делом в жизни и нужно это понимать, а не играть в нее». Не говорит князь Андрей о справедливой и несправедливой войне. Война является преступлением. «Цель войны — убийство, орудия воины — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями.«Полк, где служил князь Андрей, был двинут вперед... на тот промежуток между Семеновским и курганною батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий»; «Не сходя с этого места и не выпустив ни одного снаряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей».«Все силы его души точно так же, как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтоб удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были». Последние мысли князя Андрея: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» Он ранен в живот, не «рванулся в сторону», - это было порывом к жизни, порывомк тому, чего он не понимал раньше, к счастью простого удовольствия от жизни и любви.ЗаключениеМы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру.Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о «своем Тулоне». Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев «крещеной собственности», являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод, в котором…не было ничего вечного и таинственного».Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его «наш князь», любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Андрей Болконский – любимый герой Л.Н. Толстого.В его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Л.Н. Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем «белым светом», в том числе, и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал». Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.Список использованной литературы и интернет источников:Толстой Л.Н. Война и мир. https://ilibrary.ru/text/11/index.htmlАнненков П.В. Критические очерки. - СПб., 2000. С. 123-125, 295-296, 351-376.Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М., 1989. С. 438-439. Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». - М., 1978. С. 5.Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. - СПб., 2002. С. 8-9, 21-23, 25- 26.Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе. - Киев, 1987. С. 173.Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л., 1977. С. 220-223.Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. - М., 2004. С.120-178.История русской литературы XIX века (вторая половина) под ред. С. М. Петрова М., «Просвещение», 1978, 608 с.

1. Толстой Л.Н. Война и мир. https://ilibrary.ru/text/11/index.html
2. Анненков П.В. Критические очерки. - СПб., 2000. С. 123-125, 295-296, 351-376.
3. Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М., 1989. С. 438-439.
4. Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». - М., 1978. С. 5.
5. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. - СПб., 2002. С. 8-9, 21-23, 25- 26.
6. Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе. - Киев, 1987. С. 173.
7. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л., 1977. С. 220-223.
8. Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. - М., 2004. С.120-178.
9. История русской литературы XIX века (вторая половина) под ред. С. М. Петрова М., «Просвещение», 1978, 608 с.