Развитие полемического направления в миссии 2 половина 19 века (Казань)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 11 11 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.05.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Габаши неоднократно ловит миссионера на лжи, бездоказательности и клевете. Для Габаши Малов неавторитетен и обладает слабыми моральными качествами.Габаши приходит к выводу несовместимости вероучений. В своем труде Габаши не отвергает все христианские утверждения, но в то же время говорит о том, что Малов не имеет права трактовать Коран, так как для этого необходимо быть муфассиром. Обычные люди же не могут ничего вносить в исламское учение. Малов принадлежал к младшему поколению исламоведов, он являлся учеником Н.И. Ильминского и Г.С. Саблукова, в своих работах он критикует ислам с позиции христианского учения. В то же время, исследователь хорошо разбирается в арабских источниках и мусульманской богословной литературе. Таким образом, Казань в конце XIXвека была центром клерикальной исламистики. Здесь активно работали миссионеры-русификаторы А.Ф. Можаровский, Н.И. Ильминский, Е.А. Малов, И.Н. Березин, Н. Остроумов, А. Раев, Е. Виноградов, И. Боголюбский, А. Яблоков, М.А. Машанов и др. Их усилиями были изданы следующие сочинения:«Мысли Корана, благоприятные для обращения мухаммедан в христианство»; «Ислам: его происхождение, сущность по сравнению с христианством»; «О почитании святых в исламе»; «Мусульманская религия в отношении к образованности»; «Православнаяпротивомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историею мусульманства в половине XIX века»; «Метод миссионерскойполемики против татар мухаммедан»; «Джихад, или священная война мусульман»; «Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства». Вторая половина XIXвека в истории развития востоковедения – это филологический и исторический уклон, предлагавший новые методики и приемы исследований, а также предполагавший активное включение этих методов в общественную жизнь конкретных территорий, где у Российской империи были определенные научно-культурные цели. В истории востоковедения стали прослеживаться школы, имеющие определенное географическое положение: в Петербурге, Москве и Казани. Востоковедение стало активно влиять на социокультурные процессы в обществе. Первая казанская гимназия стала учебным заведением, где приходило преподавание восточных языков, а Казань стала центром империи, где происходили процессы миссионерства и русификации народов Поволжья, Сибири, Приуралья. Шло обучение кадров и распределение их по регионам, где проживало азиатское население империи. Казанские миссионеры активно занимались распространением идеологии и православной миссионерской деятельностью. В итоге, в начале XX века в Казани сформировались высшие учебные заведения, работали объединения востоковедов, комиссии по переводам. Был собран объемный исторический, лингвистический, этнографический материал. Востоковедные центры продолжат свою работу и в 1920-е гг., однако это будет уже совершенно новый этап в востоковедении. Таким образом, полемическое направление в миссии во второй половине XIX представлено полемическими трудами и сочинениями М.А. Машанова, Г.С. Саблукова, Е.А. Малова, Н.П. Остроумова, П.И. Раева и других. Деятельность православных просветителей и исследователей была ответной реакцией на рост влияния ислама среди татар, чуваш и черемис. Исследователи не только вели полемику с мусульманами в своих трудах, но и активно совершали поездки в уезды Нижегородской и Казанской губернии, сотрудничали с органами власти и выполняли предписания власти по борьбе среисламизацией, так называемым исламским возрождением. Список литературы:Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие. Казань: Из-во Унита, 1998.Валеев Р.М. Феномен университетского востоковедения. // Ученые записки государственного казанского университета. 2005. Т. 147. С. 35 - 48. Гусаров Ю.В. Казанские переводческие комиссии второй половины XIX - начала XX века. // Чувашский государственный институт гуманитарных наук. 2018. С. 242 – 284. Исхаков Р.Р. Христианское просвещение и религиозное движение (реисламизация) крещёных татар Волго-камья в XiX – XX века. // История и археология. 2016 г. № 6. С. 340 -356.Кузьмин М.Н. Система Н.И. Ильминского – основа инородческого образования в Россиивторой половины XIX века. URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1247.htm (дата обращения: 14.04.2023) Марданова Д. Хасан-ГатаГабаши против миссионера Ефимия Малова: пример мусульманско-христианской полемики конца XIX. // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (4). С. 343 – 372.Маточкина А., Стецкевич М. Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX – начало XX в.) // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. 2018. № 1. С. 94.Машанов В.А. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashanov/sovremennoe-sostojanie-tatar-muhammedan-i-ih-otnoshenie-k-drugim-inorodtsam/ (дата обращения: 19.04.23)Муфтахутдинова Д.Ш. Религиозная полемика в степном крае (конец XIX – XX века). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48802335 (дата обращения15.04.2023)Салахов М. Христианский миссионер Е.А. Малов и процесс становления Российского исламоведения в конце XIX – нвчале XX века. URL: https://www.minbar.su/jour/issue/view/10 (дата обращения: 14.04.2023)Таймасов Л.А., Исхаков Р.Р. Миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского и народы Волго-Уралья. // История. № 3. 2012. С. 75 – 86.Файзрахманов Л.М. Н.П. Остроумов – миссионер и исламовед. // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4. С 23-39.

1. Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие. Казань: Из-во Унита, 1998.
2. Валеев Р.М. Феномен университетского востоковедения. // Ученые записки государственного казанского университета. 2005. Т. 147. С. 35 - 48.
3. Гусаров Ю.В. Казанские переводческие комиссии второй половины XIX - начала XX века. // Чувашский государственный институт гуманитарных наук. 2018. С. 242 – 284.
4. Исхаков Р.Р. Христианское просвещение и религиозное движение (реисламизация) крещёных татар Волго-камья в XiX – XX века. // История и археология. 2016 г. № 6. С. 340 -356.
5. Кузьмин М.Н. Система Н.И. Ильминского – основа инородческого образования в Россиивторой половины XIX века. URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1247.htm (дата обращения: 14.04.2023)
6. Марданова Д. Хасан-Гата Габаши против миссионера Ефимия Малова: пример мусульманско-христианской полемики конца XIX. // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (4). С. 343 – 372.
7. Маточкина А., Стецкевич М. Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX – начало XX в.) // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. 2018. № 1. С. 94.
8. Машанов В.А. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashanov/sovremennoe-sostojanie-tatar-muhammedan-i-ih-otnoshenie-k-drugim-inorodtsam/ (дата обращения: 19.04.23)
9. Муфтахутдинова Д.Ш. Религиозная полемика в степном крае (конец XIX – XX века). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48802335 (дата обращения15.04.2023)
10. Салахов М. Христианский миссионер Е.А. Малов и процесс становления Российского исламоведения в конце XIX – нвчале XX века. URL: https://www.minbar.su/jour/issue/view/10 (дата обращения: 14.04.2023)
11. Таймасов Л.А., Исхаков Р.Р. Миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского и народы Волго-Уралья. // История. № 3. 2012. С. 75 – 86.
12. Файзрахманов Л.М. Н.П. Остроумов – миссионер и исламовед. // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4. С 23-39.