Развитие речи младших школьников при изучении фразеологизмов на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 21 21 страница
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка………………………………….5
1.1 Содержание обучения фразеологии в начальной школе на уроках русского языка……………………………………………………………………5
1.2 Методы и приемы обогащения речи фразеологизмами младших школьников на уроках русского языка………………………………………..9
Глава 2. Описание деятельности педагога по обогащению речи младших школьников на уроках русского языка……………………………………….13
2.1 Анализ содержания учебников по русскому языку «Школа России», в аспекте обогащения речи младших школьников на уроках русского языка..13
2.2 Описание комплекса упражнений по обогащению речи младших школьников………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………….20
Фрагмент для ознакомления

Фразеологический материал включен в дидактический материал учебников, но авторы методического аппарата учебников предполагают с ним небольшой объем работы. Анализ диагностических работ показал, что четвероклассники лучше понимают значение фразеологизмов из контекста. Значительные трудности возникли у обучающихся с конструированием предложений с ранее изученными фразеологизмами. Проведенный анализ учебников по русскому языку и диагностики владения четвероклассниками фразеологизмами доказал необходимость разработать комплекс лексико-фразеологических упражнений (далее по тексту – комплекс), дополняя методический аппарат учебников по русскому языку. Целью спроектированного комплекса является усвоение базовых знаний и умений по фразеологии и созданию предпосылок к обогащению речи четвероклассников фразеологизмами. Структура спроектированного комплекса состоит из трех взаимосвязанных частей с применением метода беседы: основного задания, исходного языкового учебного материала (фразеологизма) и дополнительного задания. По объему решения речевых задач на уроках русского языка предполагается знакомство с фразеологизмом из исходного языкового материала учебника по русскому языку и формирование речевых умений: узнавать фразеологизмы в тексте, правильно определять его лексическое значение одним словом, правильно употреблять фразеологизмы в речи. Разработанный комплекс построен с постепенным усложнением трудностей в решении учебных задач, развитием способности самостоятельно мыслить, не предполагает в существующей программе дополнительных часов, соотносится с фразеологическим материалом методического аппарата учебника и темой урока по развитию речи.Преемственность в применении методов и приемов планируется в поэтапном формировании базовых знаний и умений по фразеологии. Планируемая работа педагога по комплексу рассчитана на пять – десять минут в течение всего урока, а основное внимание необходимо направить на изучение и выдачу базовых знаний и умений по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Задания в комплексе могут выполняться фронтально, в парах, в группах по четыре человека, индивидуально (после урока с одним учеником). В классе с невысоким темпом работы планируется проводить устно по разработанным карточкам, в остальных случаях – письменно. Метод беседы в комплексе применяется один, но сложность и объем материала разный. Приведем несколько примерных вопросов беседы, направленных на осознание переносного смысла фразеологизма: Вы успеваете приходить в школу к первому уроку, или вы ходите черепашьим шагом? Кто у нас учится спустя рукава? Как вы понимаете выражения «без задних ног», «со всех ног»? Можно ли в прямом смысле «спать без задних ног» или «бежать со всех ног»? Обоснуйте свой ответ. Являются ли выражения «без задних ног», «со всех ног» фразеологизмами? Обоснуйте свой ответ. Выражения «без задних ног», «со всех ног» – словосочетания или фразеологизмы? Обоснуйте свой ответ. Докажите, что фразеологизмы «без задних ног», «со всех ног» помогают выразительно передать вашу мысль. Рассмотрим подробнее первое направление, которое связано с актуализацией (или формированием знаний) представлений о фразеологизме и его признаках. Для совершенствования умения узнавать фразеологизм в структуре предложения или в тексте можно предложить типовое упражнение – наблюдение за употреблением фразеологизмов в образцовом тексте с применением приема «выписывание», выделение фразеологизмов из текста, например: Прочитайте предложения. Подчеркните фразеологизмы. Все воскресенье Вася бил баклуши и гонял лодыря. В понедельник на уроке русского языка учительница вызвала его к доске, а он словно воды в рот набрал. Наверное, потому, что на перемене набрал в рот воды, а проглотить забыл. В итоге Вася сел в галошу и на уроке русского языка, и на математике, да еще и на литературе.Предложенный нами комплекс упражнений с применением метода беседы по обогащению речи младших школьников фразеологизмами, разработанный с учетом методического аппарата учебников по русскому языку, содержит три основных блока. Первый блок – это упражнение на узнавание детьми фразеологизмов. Данный блок является особенно важным, так как без его реализации невозможно освоение содержания двух других блоков. Второй блок – это упражнение направлено на определение лексического значения фразеологизмов. Задания в данном блоке более разнообразны. Третий блок – это упражнение на употребление фразеологизмов в речи. Данный блок по сути своей является целевым ориентиром нашей проектировочной деятельности. ЗаключениеПредставленная работа посвящена развитию речи младших школьников в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка. В теоретической части нашей работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы, который выявил достаточный уровень психологического и речевого развития младших школьников для работы над осознанием переносного смысла фразеологизмов, выделенных на основе определенных критериев отбора фразеологического материала. Анализ методической литературы, изучение и обобщение передового учительского опыта доказало целесообразность выбрать за основу «узкий» подход в определении границ и объѐма в обучении фразеологии в начальной школе. Изучение методических основ позволило в нашей работе определить необходимый минимум теоретических знаний и практических умений для обогащения речи младших школьников на уроках русского языка.Во второй части был проведен анализ содержания учебников по русскому языку «Школа России», «Начальная школа ХХI века», который выявил, что языковый учебный материал методического аппарата учебников содержит около восьмидесяти фразеологизмов. Типовые задания предусматривают работу с фразеологизмами эпизодически, они направлены на узнавание фразеологизмов, ограниченно представлены на определение лексического значения фразеологизмов и на их употребление, что не приводит к формированию качественных знаний и умений по фразеологии у младших школьников.Структура комплекса лексико – фразеологических упражнений состоит из трех взаимосвязанных частей с применением метода беседы: основного задания, исходного языкового учебного материала (фразеологизма) и дополнительного задания. Спроектированный комплекс упражнений по обогащению речи в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка содержит три основных блока.Список используемой литературы1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Л. И. Айдарова. – М. : Педагогика, 1978. – 144 с. 2. Аксенова, Л. А. По дорогам фразеологии [Текст] : конспект урока / Л. А. Аксенова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». – 2010. – № 3. – С. 17-22. 3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] : пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1988. – 191 с. 4. Баско, Н. В. Лексикографическое описание фразеологизмов в учебном фразеологическом словаре для учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Н. В. Баско // Наука и школа. – 2016. – №2. – С. 76- 83. – URL : https://elibrary. ru/item. asp?id=25964743 (дата обращения: 12. 07. 2017). 5. Баско, Н. В. Фразеологический словарь [Текст] : почему мы так говорим? : 1-4 кл. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. – 217 с. 6. Вартанян, Н. Я. От истории слова к меткости слова [Текст] : внеклас. мероприятие по рус.яз. 3 кл. / Н. Я. Вартанян, Т. Ю. Каракешишева // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 74-77. 7. Виноградов, В. В. История слов [Текст] / В. В. Виноградов ; отв. ред. Н. Ю. Шведова. – М. : Толк, 1994. – 1138 с. 8. Виноградов, В. В. Русский язык [Текст] : грамматич. учение о слове : учеб.пособие для студентов вузов / В. В. Виноградов. – М. :Высш. шк., 1986. – 640 с. 9. Волина, В. В. Фразеологический словарь [Текст] : популяр.пособие для нач. шк. / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с. 10. Волков, С. Фразеологизмы и их изучение [Текст] / С. Волков // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент. ». – 1999. – № 11. – С. 15-16.

1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Л. И. Айдарова. – М. : Педагогика, 1978. – 144 с.
2. Аксенова, Л. А. По дорогам фразеологии [Текст] : конспект урока / Л. А. Аксенова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». – 2010. – №
3. – С. 17-22. 3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] : пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1988. – 191 с.
4. Баско, Н. В. Лексикографическое описание фразеологизмов в учебном фразеологическом словаре для учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Н. В. Баско // Наука и школа. – 2016. – №2. – С. 76- 83. – URL : https://elibrary. ru/item. asp?id=25964743 (дата обращения: 12. 07. 2017).
5. Баско, Н. В. Фразеологический словарь [Текст] : почему мы так говорим? : 1-4 кл. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. – 217 с.
6. Вартанян, Н. Я. От истории слова к меткости слова [Текст] : внеклас. мероприятие по рус. яз. 3 кл. / Н. Я. Вартанян, Т. Ю. Каракешишева // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 74-77.
7. Виноградов, В. В. История слов [Текст] / В. В. Виноградов ; отв. ред. Н. Ю. Шведова. – М. : Толк, 1994. – 1138 с.
8. Виноградов, В. В. Русский язык [Текст] : грамматич. учение о слове : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Виноградов. – М. : Высш. шк., 1986. – 640 с.
9. Волина, В. В. Фразеологический словарь [Текст] : популяр. пособие для нач. шк. / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с.
10. Волков, С. Фразеологизмы и их изучение [Текст] / С. Волков // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент. ». – 1999. – № 11. – С. 15-16.