Особенности диалогической речи в дошкольном возрасте.
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 35 + 35 источников
- Добавлена 20.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы исследования диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………5
1.1 Понятие «диалог» и «диалогическая речь» …………………………………5
1.2 Онтогенез процесса развития диалогической речи………………………..11
Вывод по Главе I. ………………………………………………………………..18
Глава II. Исследование особенностей развития дилогической речи у старших дошкольников……………………………………………………………………19
2.1. Цель, задачи и организация исследования диалогической речи старших
дошкольников……………………………………………………………………19
2.2. Анализ результатов эксперимента…………………………………………22
Вывод по главе II. …………………………………………………………….…26
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список литературы………………………………………………………………29
Однако, в ответных речевых действиях голофразы могут сопровождаться активными действиями, например указательными жестами, взмахами рук и т.д. [25].По мнению Т.И. Гризик, этап перехода ребенком от диалога «в мире вещей и с помощью вещей» к диалогу «в мире слов и с помощью слов» представляет собой новый период формирования диалогических умений ребенка. Этот период наблюдается в 2 года. Данный этап характеризуется проявлением диалогической интеграции, определяемая возникновением конкретной цели, что в свою очередь может проявляться через обмен чувствами мнениями, эмоциями и т.д. [13].После двух лет следует новый этап в развитии диалогической компетенции ребенка, который характеризуется появлением двухсловных ответов. В связи с этим диалогический репертуар ответов расширяется до следующих компонентов:– субъект;– предикат;– прямой объект [16].А.Н. Гвоздев отмечает, что в 3 года ребенок начинает знакомиться и учиться реагировать на вопросы причинной обусловленности, а в 4-5 лет ребенок начинает активно использовать реплики-вопросы и реплики-переспросы. Последние преследуют функцию уточняющего характера и представляют собой некую просьбу объяснить то, что сказано собеседником – это инструмент восстановления диалога между коммуникационными партнёрами. Именно от таких форм речевого взаимодействия, «вопросов-переспросов», развиваются адекватные диалогу формы – «вопрос-ответ» [4]. Коммуникативное (диалогическое) взаимодействие детей со сверстниками формируется в их совместной деятельности. И.Т. Брунер понимала под «развитием совместной деятельности» основной путь развития и становления коммуникативного взаимодействия в детском возрасте [4].Многие специалисты (Т.П. Колодяжная и Л.А. Колунова) утверждают, что именно в дошкольном возрасте необходимо начинать активно развивать диалогическую речь детей [18]. Это подтверждается тем, что дошкольный период тесно связан с игровой деятельностью, как ведущей деятельностью детей, и предметно-деятельностным взаимодействием, что в свою очередь необходимо для речевого развития детей. Также это можно объяснить тем, что дошкольники общаются между собой не с целью разговора, а как утверждает Л.С. Волкова, именно в целях конкретного деятельностного, предметного или игрового взаимодействия [6].Т.П. Колодяжная и Л.А. Колунова склонны утверждать, что в течение всего дошкольного детства нужно обеспечить детей навыками правильно выстраивать диалог, при этом особое внимание необходимо уделять формированию у детей навыков спрашивать, отвечать, интерпретировать, дискутировать, подавать реплику [18].Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что диалогическое взаимодействие дошкольников в кругу сверстников формируется в процессе игровых и предметных видах совместной деятельности. ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I. Слово диалог греческого происхождения и представляет собой в переводе разговор, иначе говоря форму устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми. Диалогическая речь – это прямое проявление одной из важнейших функций языка – коммуникативной. Многие исследователи убеждены, что диалог – это первичная и естественная форма языкового взаимодействия, так называемая традиционная форма коммуникационного взаимодействия между людьми. Важнейшей особенностью диалога выступает чередование процессов говорения и прослушивания собеседниками друг друга. При этом необходимым условием диалога является то, что собеседники должны понимать, о чем идет речь в диалоге, какой теме посвящен разговор. Диалог разворачивается между несколькими собеседниками в конкретных реальных ситуациях и сопровождается активной жестикуляцией, мимикой, различной интонацией. Этим внеязыковым средствам сопутствует и языковое оформление коммуникативного взаимодействия. Диалог представляет собой коммуникативное взаимодействие нескольких лиц с чередованием вопросов и ответов.Основной единицей диалога является диалогическое единство, представляющее собой тематическое объединение нескольких реплик, которое отражено в процессе обмена мнениями, где каждое последующее зависит от предыдущего. Диалог формируется от простых двух трех сложных высказываний до сложного высказывания.Диалогическое взаимодействие дошкольников в кругу сверстников формируется в процессе игровых и предметных видах совместной деятельности. Определив, что дети общаются между собой не с целью самого разговора, а именно в целях конкретного деятельностного, предметного или игрового взаимодействия, можно с уверенностью сказать, что данные взаимодействия сопровождаются общением.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Арушанова, А. Г и др. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2000. № 12. С.60-68.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада Москва: Мозаика-Синтез, 1999. с. 272.Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Академия. 2009. 608 с.Брунер, Дж. Онтогенез речевых актов / Дж. Брунер // Психолингвистика. Москва: Прогресс, 1984. С. 21-49.Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка/ Е. Н. Винарская// Москва: Просвещение, 1987. 143 с.Волкова, Л. С., Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии. Том 2. Москва: ВЛАДОС,1997. С 53-66.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева // Москва: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. 158 с. Выготский, Л. С. Психология развития человека /Л. С. Выготский // Москва: Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев // Санкт-Петербург 2007. 472 с.Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В. П. Глухов // Москва: Союз, 2007. 156 с.Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов // Москва: ВЛАДОС, 2005. 123 с.Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет / Т. И. Гризик // Москва: Просвещение, 2015. 152 с.Дошкольная педагогика / В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин // Москва: Просвещение, 1986. 254 c.Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Сост. Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. Москва: Аркти, 2002. 135 с.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. Москва: АПН, 1958. 371 с.Исенина, Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. 80 с.Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. 21 с.Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. Минск: Университетское, 2002. 120 с.Лепская, Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. Москва: Академия, 2007. С. 7-41.Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. Москва: ВЛАДОС, 2001. 223 с.Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М. И. Лисина, Р. А. Смирнова. Минск: Университетское, 1995. 115 с.Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т.2 / А. Р. Лурия / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. Москва: ВЛАДОС, 2007. 451 с.Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. Москва: Педагогика, 2014. 300 с.Маханева, М. Д. Театральная деятельность дошкольника / М. Д. Маханева. Дошкольное воспитание. 2009. №11. С. 6-4.Пиаже, Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 282 с.Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. Москва: Просвещение, 2004. 269 с.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. 1999. №3. С. 21-24.Цейтлин, С. Н. Некоторые особенности диалога «взрослый-ребенок»: функции реплик-повторов / С. Н. Цейтлин // Ребёнок как партнер в диалоге. Санкт-Петербург: Мозаика-Синтез, 2003. 212 с.Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе / М. В. Чеканова // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1509-1512. Шаройко, О. И. Структура простого предложения в диалогической речи: автореф. дис. ... к. филол. наук / О. И. Шаройко. Одесса, 1969. 23 с. Шахнарович, А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. Москва: Институт языкознания РАН, 1999. - 165 с.Шведова, Н. Ю. К изучению диалогической речи / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. 1956. № 2. С. 67-82. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык / Л. В. Щерба // Русский язык в школе. 1939. № 4. С. 19-26.Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский; под ред. Л. В. Щербы. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 259 с.
1. Арушанова, А. Г и др. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2000. № 12. С.60-68.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада Москва: Мозаика-Синтез, 1999. с. 272.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Академия. 2009. 608 с.
4. Брунер, Дж. Онтогенез речевых актов / Дж. Брунер // Психолингвистика. Москва: Прогресс, 1984. С. 21-49.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка/ Е. Н. Винарская// Москва: Просвещение, 1987. 143 с.
6. Волкова, Л. С., Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии. Том 2. Москва: ВЛАДОС,1997. С 53-66.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева // Москва: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. 158 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека /Л. С. Выготский // Москва: Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев // Санкт-Петербург 2007. 472 с.
10. Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В. П. Глухов // Москва: Союз, 2007. 156 с.
11. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов // Москва: ВЛАДОС, 2005. 123 с.
12. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.
13. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет / Т. И. Гризик // Москва: Просвещение, 2015. 152 с.
14. Дошкольная педагогика / В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин // Москва: Просвещение, 1986. 254 c.
15. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Сост. Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. Москва: Аркти, 2002. 135 с.
16. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. Москва: АПН, 1958. 371 с.
17. Исенина, Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. 80 с.
18. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. 21 с.
19. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. Минск: Университетское, 2002. 120 с.
20. Лепская, Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. Москва: Академия, 2007. С. 7-41.
21. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. Москва: ВЛАДОС, 2001. 223 с.
22. Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М. И. Лисина, Р. А. Смирнова. Минск: Университетское, 1995. 115 с.
23. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т.2 / А. Р. Лурия / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. Москва: ВЛАДОС, 2007. 451 с.
24. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. Москва: Педагогика, 2014. 300 с.
25. Маханева, М. Д. Театральная деятельность дошкольника / М. Д. Маханева. Дошкольное воспитание. 2009. №11. С. 6-4.
26. Пиаже, Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 282 с.
27. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. Москва: Просвещение, 2004. 269 с.
28. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. 1999. №3. С. 21-24.
29. Цейтлин, С. Н. Некоторые особенности диалога «взрослый-ребенок»: функции реплик-повторов / С. Н. Цейтлин // Ребёнок как партнер в диалоге. Санкт-Петербург: Мозаика-Синтез, 2003. 212 с.
30. Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе / М. В. Чеканова // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1509-1512.
31. Шаройко, О. И. Структура простого предложения в диалогической речи: автореф. дис. ... к. филол. наук / О. И. Шаройко. Одесса, 1969. 23 с.
32. Шахнарович, А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. Москва: Институт языкознания РАН, 1999. - 165 с.
33. Шведова, Н. Ю. К изучению диалогической речи / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. 1956. № 2. С. 67-82.
34. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык / Л. В. Щерба // Русский язык в школе. 1939. № 4. С. 19-26.
35. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский; под ред. Л. В. Щербы. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 259 с.