Особенности антонимичных и синонимичных средств языка у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 42 42 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты антонимичных и синонимичных средств языка……………………………………………………………………...6
1.1 Определение понятий "антонимы" и "синонимы"…………………..6
1.2 Классификация антонимов и синонимов……………………………..9
1.3 Особенности употребления антонимов и синонимов в языке……………………………………………………………………………11
Выводы по главе I……………………………………………………….20
Глава II. Практические аспекты использования антонимичных и синонимичных средств языка дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи………………………………………………………………………………22
2.1 Анализ общих принципов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………22
2.2 Описание основных методов и подходов к работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………….26
2.3 Особенности работы с антонимичными и синонимичными средствами языка………………………………………………………………29
Выводы по главе II………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………41
Фрагмент для ознакомления

Для решения этой проблемы необходимо использовать объяснительные материалы и наглядные пособия, такие как картинки, рисунки и т.д.Во-вторых, дети могут иметь трудности с произношением некоторых слов, особенно, если они содержат сложные звуки или сочетания звуков. Для преодоления этой проблемы можно использовать артикуляционную гимнастику и игры с произношением слов.В-третьих, при использовании антонимов и синонимов необходимо учитывать возрастные особенности детей и выбирать слова, которые соответствуют их уровню развития речи и понимания.В-четвертых, при работе с антонимами и синонимами необходимо обращать внимание на контекст употребления слов. Дети должны понимать, какое значение имеет слово в данном контексте, и как оно связано с другими словами в предложении.В-пятых, важно помнить, что работа с антонимами и синонимами является частью общей работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями. Эта работа должна быть индивидуализированной и учитывать особенности каждого ребенка.Таким образом, работа с антонимами и синонимами является важной составляющей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Прежде всего, она направлена на расширение словарного запаса ребенка, развитие лексических и грамматических навыков, а также на формирование умения правильно использовать антонимичные и синонимичные средства языка в речи.Так, особенности работы с антонимами заключаются в том, что:- необходимо помнить, что понимание антонимов требует определенного уровня развития когнитивных процессов, поэтому важно проводить работу с ними постепенно, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка;- для обучения антонимам необходимо использовать наглядные материалы (картинки, игрушки, рисунки и др.), так как они помогают ребенку лучше запомнить значения антонимов;- важно учитывать контекст, в котором используются антонимы, чтобы избежать недопонимания и ошибок в их использовании;- необходимо уделять внимание не только пониманию антонимов, но и их использованию в речи, чтобы ребенок научился правильно сочетать антонимы в предложениях.При этом к особенностям работы с синонимами относят:- работу с синонимами следует направлять на расширение словарного запаса ребенка, поэтому важно использовать разнообразные материалы и упражнения, чтобы ребенок мог познакомиться с большим количеством синонимов;- для работы с синонимами полезно использовать игры, в которых необходимо выбирать из нескольких вариантов наиболее подходящий синоним;- важно учитывать контекст, в котором используются синонимы, чтобы избежать недопонимания и ошибок в их использовании;- необходимо обращать внимание на оттенки значений синонимов, чтобы ребенок научился правильно выбирать их в зависимости от контекста.При этом одной из основных особенностей работы с антонимами и синонимами является применение игровых форм в процессе обучения, что дает определенные образовательные результаты. Например, можно проводить игры на угадывание слов-антонимов или слов-синонимов, игры-ассоциации, составление рассказов или историй с использованием этих слов и т.д. Важно также обратить внимание на контекст использования слов, чтобы дети могли лучше понимать их значения и уметь правильно применять в речи.Также необходимым принципом работы с антонимами и синонимами является последовательность и постепенность. По мнению педагогов – практиков, начинать следует с простых и понятных слов и постепенно переходить к более сложным, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. В процессе обучения следует повторять и закреплять изученные слова, используя их в различных контекстах[7].Важно помнить, что в целом работа с антонимами и синонимами должна осуществляться индивидуально, с учетом особенностей каждого ребенка, его уровня развития и др. Таким образом, работа с антонимами и синонимами является необходимым элементом работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. При использовании этих языковых единиц необходимо учитывать особенности речевого развития детей и применять разнообразные методы и подходы для достижения наилучших результатов в их развитии в целом. При этом в работе с антонимичными и синонимичными средствами языка у детей с тяжелыми нарушениями речи следует учитывать их индивидуальные особенности и потребности.В целом, работа с антонимами и синонимами должна быть частью комплексной логопедической работы, направленной на развитие всех аспектов речевого развития ребенка.По мнению педагогов – практиков, в процессе работы с детьми, в том числе дошкольного возраста, с тяжелыми нарушениями речи важно руководствоваться определенными практическими рекомендациями.Рекомендации касаются также использования антонимов и синонимов в работе с детьми с речевыми проблемами. Иными словами, педагогам и специалистам в этой области необходимо:- использовать игровую форму обучения: игры и упражнения помогают улучшить восприятие и понимание слов, а также активизируют моторику и устную речь;- работать в небольших группах: работа в небольшой группе позволяет более эффективно уделять внимание каждому ребенку и оценивать его прогресс;- использовать конкретные и наглядные примеры: конкретные примеры помогают детям лучше понимать значения слов и их контекст, а также развивают мышление и воображение;- делать упор на восприятие слуховой информации: дети с тяжелыми нарушениями речи часто испытывают трудности в восприятии и понимании слуховой информации, поэтому важно уделять этому внимание и использовать методы, способствующие улучшению слухового восприятия;- развивать словарный запас: работа с антонимами и синонимами помогает расширять словарный запас и понимание значения слов;- постепенно усложнять задания: начинать работу следует с более простых заданий и постепенно усложнять их, чтобы дети могли справляться с ними и чувствовать успех; - давать возможность детям практиковаться в использовании слов в речи: важно, чтобы дети имели возможность практиковаться в использовании антонимов и синонимов в речи, чтобы они могли лучше усвоить значения слов;- не забывать об оценке прогресса: важно следить за прогрессом детей и оценивать их успехи, чтобы понимать, что работает, а что нуждается в улучшении.- использовать индивидуальный подход: каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальном подходе, поэтому важно учитывать его возраст, уровень развития и индивидуальные потребности при работе с антонимами и синонимами.Для развития у детей умения использовать антонимы и синонимы можно использовать игры и развивающие задания. Например, можно предложить детям составлять пары слов-антонимов или группы слов-синонимов. Также полезно использовать игры, направленные на развитие словарного запаса, где дети будут учить новые синонимы и антонимы.В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо использовать различные материалы: книги, картинки, видео, аудиозаписи и др. Они могут помочь визуализировать понятия антонимов и синонимов, а также позволят улучшить понимание детьми учебного материала.При этом необходимо учитывать, что один и тот же метод работы с антонимами и синонимами не подойдет для всех детей вследствие чего важно обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и уровень развития речи.При этом работа с антонимами и синонимами должна проводиться систематически, чтобы у детей закреплялись навыки их использования в речи. Известно, что регулярное повторение материала и использование различных методов и приемов помогут детям лучше усваивать и понимать новые понятия.Образовательные результаты зависят и от системы поощрения детей, в нашем случае, за усвоение новых понятий антонимов и синонимов. Это может быть награда за правильный ответ, похвала или возможность использовать новые слова в игре или разговоре[2].Наконец, работа с антонимами и синонимами может продолжаться и дома. Вовлечение родителей в этот процесс поможет усилить усвоение новых понятий ребенком и закрепить навыки использования антонимов и синонимов в речи. Так, родители могут читать с детьми книги на данную тему, использовать новые слова в разговоре и играх.Конкретные упражнения и задания для работы с антонимами и синонимами могут быть разнообразными и зависят от возраста, уровня развития речи и специфики нарушений у каждого ребенка. В то же время можно предложить несколько общих примеров упражнений.1.Игра "Найди антоним" - нарисуйте на доске или на бумаге слово и попросите ребенка найти антоним к данному слову и нарисовать его рядом.2.Игра "Парные слова" - попросите ребенка назвать парное слово к данному слову, например: "горячий - холодный", "высокий - низкий", "долгий - короткий".3.Игра "Скажи синоним" - попросите ребенка найти синоним к данному слову и назвать его, например: "красивый - прекрасный", "большой - огромный", "маленький - крошечный".4. Игра "Найди синонимы в тексте" - попросите ребенка прочитать текст и найти в нем синонимы для заданных слов.5. Игра "Ассоциации" - попросите ребенка назвать ассоциации к данному слову и найти антонимы и синонимы для этих слов.6. Игра "Составь предложение" - попросите ребенка выбрать из группы слов одно слово и составить предложение с антонимом или синонимом.7. Задание на рисование - попросите ребенка нарисовать картинку, на которой будут изображены два антонимических слова или синонимы.8. Игра "Угадай слово" - попросите ребенка угадать заданное слово, используя подсказки в виде синонимов или антонимов.9. Подбор антонимов и синонимов к словам. Педагог произносит слово, а ребенок должен назвать его антоним или синоним. Например: "холодный" – "горячий" (антоним), "большой" – "крупный" (синоним).10. Составление парных слов. Педагог предлагает слова, ребенок должен найти им пару, являющуюся антонимом или синонимом. Например: "день" – "ночь" (антоним), "дом" – "здание" (синоним).11. Задание на составление предложений с антонимами и синонимами - попросите ребенка составить предложения с данными словами, например: "Я люблю лето, потому что тогда тепло (антоним: холодно)", "Сегодня мы пойдем на прогулку в парк (синоним: сквер)".12. Задание на составление истории с использованием антонимов и синонимов - попросите ребенка составить историю, в которой будут использованы антонимы и синонимы.13. Заполнение пропущенных слов в предложениях. Педагог читает предложение, в котором пропущено слово, являющееся антонимом или синонимом слова в другом предложении. Ребенок должен найти нужное слово и вставить его в пропуск. Например: "Вода кипит, а масло ___. (застывает)" (антоним), "Собака лает, а кошка мяукает», «Собака – голосистое животное, а кошка – __ (тихое)" (синоним).14. Игры со словами. Например, можно предложить ребенку составить из букв слова "антоним" как можно больше других слов, являющихся антонимами или синонимами. Или можно играть в игру "Я вижу", где каждый игрок называет предмет, а следующий должен назвать его антоним или синоним.Кроме того, можно предложить следующие упражнения и задания для работы с антонимами и синонимами:Задание "Составь пары антонимов". Детям предлагается набор слов, и нужно составить пары антонимов. Например: большой - маленький, толстый - тонкий и т.д.Задание "Составь пары синонимов". Детям предлагается набор слов, и нужно составить пары синонимов. Например: красивый – прекрасный и т.д.Задание "Найди антоним в предложении". Детям предлагается предложение, и нужно найти в нем слово, которое является антонимом к какому-то другому слову в предложении. Например: Мама готовит горячую кашу. Антонимом к слову "горячую" является слово "холодную".Задание "Найди синоним в предложении". Детям предлагается предложение, и нужно найти в нем слово, которое является синонимом к какому-то другому слову в предложении. При этом важно помнить, что упражнения должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и проводиться в игровой форме, чтобы привлечь его внимание и интерес.Выводы по главе IIВ ходе данной главы курсовой работы были рассмотрены практические аспекты использования антонимичных и синонимичных средств языка в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.Были описаны основные методы и подходы к работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе и с использованием антонимов и синонимов. Были выделены основные принципы работы с детьми, такие как индивидуальный подход, игровой характер занятий, привлечение родителей в процесс обучения и др.Также были описаны особенности работы с антонимами и синонимами, связанные с трудностями, которые могут возникать у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Были приведены рекомендации по использованию антонимичных и синонимичных средств языка в работе с детьми, а также примеры упражнений и заданий для развития лексических навыков.В итоге можно сделать вывод, что использование антонимичных и синонимичных средств языка является эффективным методом работы с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Правильно организованные занятия помогают развить лексические навыки и расширить словарный запас ребенка, что способствует улучшению речевой деятельности и общей коммуникативной компетенции. Однако важно помнить о трудностях, которые могут возникать у детей с тяжёлыми нарушениями речи и адаптировать занятия к индивидуальным особенностям каждого ребенка.Итак, антонимы и синонимы являются важными языковыми средствами, способствующими расширению словарного запаса и обогащению речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Работа с антонимами и синонимами является эффективным методом коррекции речи дошкольников с тяжелыми нарушениями, позволяющим развивать лексические и грамматические навыки, а также улучшать артикуляцию и произношение слов.При работе с антонимами и синонимами необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и способности к восприятию и запоминанию информации.Для эффективной работы с антонимами и синонимами необходимо использовать различные методы и подходы, включая игровые и творческие задания, различные виды упражнений на запоминание и применение слов и выражений.Важным аспектом работы с антонимами и синонимами является организация соответствующей обстановки, создание положительного эмоционального фона и мотивации к обучению.При использовании антонимов и синонимов в речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи следует обращать внимание на правильное произношение слов, их ударение и интонацию, а также контекст использования слова.Для успешной работы с антонимами и синонимами необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать его интересы и потребности, а также установить доверительные отношения между ребенком и педагогом.Таким образом, работа с антонимами и синонимами является важным аспектом коррекции речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, который способствует их развитию и обогащению речи.Рассмотренные в исследовании методы могут помочь улучшить лексические навыки, обогатить словарный запас и улучшить способность к коммуникации у детей с речевыми проблемами.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены теоретические аспекты антонимичных и синонимичных средств языка, а также особенности работы с ними при коррекции речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.Были проанализированы общие принципы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а также основные методы и подходы, которые используются при коррекции речи у детей с речевыми проблемами.При этом особое внимание было уделено проблемам, связанным с использованием антонимов и синонимов в речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Выявлены основные трудности, которые возникают у детей при работе с этими языковыми средствами, а также предложены практические рекомендации и упражнения для их успешного применения.В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:- антонимичные и синонимичные средства языка являются важными компонентами речевой деятельности и являются необходимыми для развития лексико-семантической и грамматической структуры речи;- у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются особенности в использовании антонимов и синонимов, которые могут быть связаны с ограниченным словарным запасом, затруднениями в понимании значения слов, затруднениями в механизмах ассоциации слов;- для эффективной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо использовать различные подходы. Общепризнано, чтооптимальным подходом к работе с антонимами и синонимами является комплексный подход, включающий игровые и индивидуальные методики работы.Важным выводом является то, что для достижения лучших образовательных результатов следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возрастные и психофизические характеристики.Итак, на наш взгляд, использование антонимичных и синонимичных средств языка является одним из основных компонентов развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Иными словами, использование антонимичных и синонимичных средств языка является важным аспектом коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Работа с этими языковыми средствами позволяет развивать речь, обогащать словарный запас, улучшать артикуляцию звуков и голосовое дыхание у детей с тяжелыми нарушениями речи.Список литературы:Абрамова, Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности / Г.С. Абрамова // Формирование учебной деятельности школьников; под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1982. – С. 197–201. – с. 198.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.Дубских, В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. педагогич. наук:13.00.01/ В. А. Дубских. – Новокузнецк. – 2012. – 24 с. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985, - 109 с.Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М., Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1958. – 370 с., ил.Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320с.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский; под редакцией Атаханова Р. – М.: Академия, 2001. – 208с.Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мыщления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. – 1995. - №1. – с. 41-45.Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логикометодологические проблемы / И.М. Кантор; предисл. М.Н. Скаткина. –М.: Педагогика, 1980. – 157 с.Карпова С.Н., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.Касавин, И.Т. Деятельность: теория, методология, проблемы / И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 369 с.Князева, Е. С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.13 / Е. С. Князева. – Москва, 2013. – 26 с.Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007. – 318с.Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения / И.Б. Козина // Дефектология. –1997. - №5. – с. 69-75.Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М., 1973. – 260 с.Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6 - 9 лет. – М.: ГНОМ и Д, – 2005. – 68 с.Коновалова, С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Коновалова: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образ. – М., 2007. –24 сЛалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с; ил.Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс канд. пед. наук. – М, 1963.

1. Абрамова, Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности / Г.С. Абрамова // Формирование учебной деятельности школьников; под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1982. – С. 197–201. – с. 198.
2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
4. Дубских, В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. педагогич. наук:13.00.01/ В. А. Дубских. – Новокузнецк. – 2012. – 24 с.
5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985, - 109 с.
6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М., Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1958. – 370 с., ил.
7. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320с.
8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский; под редакцией Атаханова Р. – М.: Академия, 2001. – 208с.
9. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мыщления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. – 1995. - №1. – с. 41-45.
10. Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логикометодологические проблемы / И.М. Кантор; предисл. М.Н. Скаткина. –М.: Педагогика, 1980. – 157 с.
11. Карпова С.Н., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
12. Касавин, И.Т. Деятельность: теория, методология, проблемы / И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 369 с.
13. Князева, Е. С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.13 / Е. С. Князева. – Москва, 2013. – 26 с.
14. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007. – 318с.
15. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения / И.Б. Козина // Дефектология. –1997. - №5. – с. 69-75.
16. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М., 1973. – 260 с.
17. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6 - 9 лет. – М.: ГНОМ и Д, – 2005. – 68 с.
18. Коновалова, С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Коновалова: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образ. – М., 2007. –24 с
19. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с; ил.
20. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс канд. пед. наук. – М, 1963.