Любая на усмотрение автора (Байчурина)
Заказать уникальную дипломную работу- 59 59 страниц
- 39 + 39 источников
- Добавлена 09.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 6
1.1. Сущность местного бюджета. Структура доходов и расходов местного бюджета 6
1.2. Нормативное регулирование управления местным бюджетом 12
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 18
2.1. Анализ доходной части местного бюджета 18
2.2. Анализ расходной части местного бюджета 34
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД……………………………………………………………………45
3.1. Предложения по совершенствованию местного бюджета 46
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
)Исполнениена 17.11.2022Ожидаемоеисполнениев 2022 году(тыс. руб.)Прогнозна 2023 год(тыс. руб.)Прогнозна 2024 год(тыс. руб.)Прогнозна 2025 годтыс. руб. % (тыс. руб.)78 763,4 70 215,9 89,1 58 285,9* 79 263,4 87 189,8 95 908,7*по информации администратора доходов – департамента развития предпринимательства и инвестицийПрогнозные значения дохода от размещения нестационарных объектов торговли на 2023 год,указанные в проекте бюджета соответствует прогнозным значениям главного администратора дохода.Показатели, характеризующие динамику доходов за период 2018-2021 годов, представлены втаблице 18.Таблица 18Исполнение доходов от размещениянестационарных объектов торговли за 2018-2021 годы(тыс. руб.)201818 2019 2020 202146 001,9 49 898,2 53 615,4 74 951,8Уровень исполнения доходов от размещения нестационарных объектов торговли в текущемгоду, а также динамика сбора в 2021 году по отношению к 2020 в 39,8% свидетельствуют обэффективном плановом показателе данного вида дохода на 2023 год. Прогноз на плановый период2024-2025 годы посчитан с учетом ежегодного коэффициента (10%).7.2. Плата за наем и аренда жилых помещенийПоказатели доходов бюджета в виде платы за наем в разрезе районов города Нижнего Новгороданта экономического развития от 22.11.2022 NoСл-03-08-840884/2215 Сводка о выполнении доходов бюджета по состоянию на 17.11.2022 (программный комплекс «Триумф»)23По данным главного администратора дохода16низкое исполнение поступлений части прибылисвязано с проведением в текущем году реорганизационных мероприятий в отношении рядамуниципальных предприятий.Однако ранее в заключении на проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «Обюджете города Нижнего Новгорода на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов2 » контрольно-счетная палата83 отмечала о рисках низкого уровня исполнения плановых показателей в 2022 году, врезультате неэффективного планирования дохода.Кроме того, изменения в Федеральный закон от 14.11.2002 No161-ФЗ «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях28 » внесены 145 Федеральным законом No485-ФЗ от 27.12.201971года. Следовательно, на момент составления прогноза на 2022 год департамент экономическогоразвития, как главный администратор данного вида дохода, уже владел информацией о планируемойреорганизации муниципальных предприятий.7. 91 Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной имуниципальной собственности.Основу прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в государственной имуниципальной собственности2 в текущем году (плановые значения на 2022 год) составляют153единовременная оплата права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламныхконструкций по результатам торгов5 , плата за наем, 153 ежемесячная плата по договорам за установкуи эксплуатацию рекламных конструкций в типовом исполнении к имуществу, находящемуся вмуниципальной собственности города Нижнего Новгорода5 , поступления153 в качестве оплаты ценыза размещение нестационарных объектов торговли5 (таблица 16).Таблица 16Прочие доходы от использования имущества и прав,находящихся в государственной и муниципальной собственности2Вид доходовУточненный планна 2022 год посостоянию на0144 .10.2022(тыс. руб.)Исполненоза 9 месяцев 2022 годаотносительноуточненного планатыс. руб. %Прочие доходы, в т.ч.: 630 407,3 487 826,8 77,4Поступления в качестве оплаты цены за размещение нестационарных объектовторговли578 763,4 59 201,2 75,2Плата за наем и аренда жилых помещений 193 802,7 134 019,2 69,2153Единовременная оплата права на заключение договоров на установку иэксплуатацию рекламных конструкций по результатам торгов5180 000,0 155 323,0 86,3153Ежемесячная плата по договорам за установку и эксплуатацию рекламныхконструкций в типовом исполнении к имуществу, находящемуся вмуниципальной собственности5 г.Н.Новгорода15385 000,0 50 125,1 59,0Средства, поступающие по соглашениям об участии в социально-экономическомразвитии города (выкупная цена за изымаемые помещения5 )56 092,9 59 581,4 106,2Остальные доходы 36 748,3 29 576,9 80,57.1. Поступления в качестве оплаты цены за размещение нестационарных объектовторговли5Администратор доходов – департамент развития предпринимательства и инвестиций.Плановые показатели по доходам от размещения нестационарных объектов торговли в текущемгоду и на период 2023-2025 годы по районам города Нижнего Новгорода приведены в таблице 17.Таблица 1716 Письмо департамента экономического развития от 22.11.2022 NoСл-03-08-840884/2224Доходы от размещения нестационарных объектов торговлиПлан на 2022 год (уточненныйплан)17(тыс. руб.)Исполнениена 17.11.2022Ожидаемоеисполнениев 2022 году(тыс. руб.)Прогнозна 2023 год(тыс. руб.)Прогнозна 2024 год(тыс. руб.)Прогнозна 2025 годтыс. руб. % (тыс. руб.)78 763,4 70 215,9 89,1 58 285,9* 79 263,4 87 189,8 95 908,7*по информации администратора доходов – департамента развития предпринимательства и инвестицийПрогнозные значения дохода от размещения нестационарных объектов торговли на 2023 год,указанные в проекте бюджета соответствует прогнозным значениям главного администратора дохода.Показатели, характеризующие динамику доходов за период 2018-2021 годов, представлены втаблице 18.Таблица 18Исполнение доходов от размещениянестационарных объектов торговли за 2018-2021 годы(тыс. руб.)201818 2019 2020 202146 001,9 49 898,2 53 615,4 74 951,8Уровень исполнения доходов от размещения нестационарных объектов торговли в текущемгоду, а также динамика сбора в 2021 году по отношению к 2020 в 39,8% свидетельствуют обэффективном плановом показателе данного вида дохода на 2023 год. Прогноз на плановый период2024-2025 годы посчитан с учетом ежегодного коэффициента (10%).7.2. Плата за наем и аренда жилых помещенийПоказатели доходов бюджета в виде платы за наем в разрезе районов города Нижнего Новгорода4 5754 5374 5814 6484 769Налоговая база (кадастровая стоимость с учетом льгот)96 479 53288 318 90291 499 45599 503 681100 473 855Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет1 039 954992 9051 024 4571 020 8571 161 036Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц63 01963 94766 06683 63274 188Количество земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате, единиц47 73347 11947 74053 38454 948Кадастровая стоимость54 128 09658 250 84656 738 35173 084 424101 677 610Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет173 214169 837166 588170 490186 499Итого сумма налога по физическим и юридическим лицам1 213 1681 162 7421 191 0451 191 3471 347 535Динамика показателей налогооблагаемой базы по земельному налогу указывает на необходимость проведения эффективных мероприятий по выявлению земельных участков, которые в настоящее время не включены в реестр земельных участков, подлежащих налогообложению, и усиления контроля за поступлением земельного налога.Кроме того, актуальным является повышение норматива отчисления налога на прибыль в местный бюджет (в настоящее время – 2 %).Юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Нижнего Новгорода, уплачивают налог на прибыль в размере 20 %: в федеральный бюджет зачисляется 3 %, в региональный – 17 %. Для налогоплательщиков нет никакого стимула развивать свою деятельность в пределах данного муниципального образования, т.к. их налоги пополняют региональный бюджет, а не местный. Местные власти не имеют возможности финансировать развитие бизнеса, если только не получают региональное и федеральное финансирование. Органы власти субъектов РФ уже наделены полномочиями по самостоятельному установлению нормативных отчислений в бюджеты муниципальных образований от отдельных федеральных и региональных налогов, но очень редко этим пользуются.В связи с этим предлагаем пересмотреть распределение налога на прибыль и закрепить в Налоговом кодексе следующим образом: 3% в федеральный бюджет, 15% - в региональный бюджет, 2 % - в местный бюджет. Такое распределение увеличит доходную часть местного бюджета и позволит самостоятельно решать больший объем задач, стоящих перед муниципалитетом.3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятийВ 2019 году Федеральная налоговая служба, Росреестр и муниципалитеты запустили проект по уточнению данных о земельных участках, которые в настоящее время не облагаются налогом. Росреестр передает информацию о земельных объектах в Федеральную налоговую службу для целей налогообложения - но, по мнению налоговых органов, некоторые данные являются «неквалифицированными» (например, неуказанные категории земель и т.д.). Таким образом, невозможно определить налоговую базу определенных участков и применить соответствующие налоговые ставки.С помощью беспилотных летательных аппаратов – таким современным и очень информативным способом инспекторы государственного земельного надзора проверяют использование земли, наличие зданий и наличие самозахвата.Одним из дистанционных методов учета незарегистрированных земель являются беспилотные летательные аппараты. Беспилотник находится на службе Росреестра с конца апреля 2019 года. Руководитель Росреестра Олег Скуфинский указал на необходимость развития Росреестром беспилотной авиации и ее приложений, назвав это одним из главных факторов перехода к экономике будущего.Роль беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в развитии геодезической съемки, картографии и кадастрового бизнеса трудно переоценить. С помощью аэрофотосъемки можно отследить несанкционированный захват земель и определить, какие земли используются для других целей. Для того чтобы облететь исследуемый район, например, загородную усадьбу и отремонтировать каждый объект, дрону потребуется не более получаса. Для инспекторов Росреестра на земле та же работа может занять несколько дней.Сотни изображений, полученных в результате аэрофотосъемки, обрабатываются специалистами Росреестра в специализированном программном обеспечении. После обработки получается цифровая модель местности, и на ее основе строится ортофотоизображение. С его помощью инспекторы по землепользованию и охране сравнивают фактическое использование земли и информацию о ее регионе с данными Федерального государственного реестра Российской Федерации.На данном этапе в Российской Федерации начало формироваться понимание земли как фактора повышения национального благосостояния и увеличения общественного богатства. Эффективному управлению земельными ресурсами препятствуют следующие факторы: низкая инвестиционная активность; отсутствие контроля за землепользованием; низкий уровень собираемости земельных налогов. Механизм оценки земли, кадастровая стоимость земли зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, размер земельного налога нуждается в постоянном совершенствовании.Приобретение беспилотных летательных аппаратов для национального земельного надзора» с целью выявления усеченных или незарегистрированных участков и увеличения налоговой базы. С 2015 года региональное отделение Росреестра имеет право не требовать разрешения землевладельца на фотографирование своего участка. Съемка с беспилотника позволяет восстановить границы участка, обнаружить самовольный захват незарегистрированных зданий, определить использование участка и подать на этом основании претензию, а также пересчитать налоги на землю и имущество на основе полученных данных.Выявление неучтенных земель и проведение дополнительных начислений земельного налога на них позволит более эффективно наполнять муниципальный бюджет.По данным Росреестра, на 1 января 2023 года в Нижнем Новгороде насчитывается около 800 участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, и соответственно по которым не начисляется земельный налог. При трехлетнем сроке налоговой давности и среднем размере платежа 1,5 тысячи рублей по этим участкам гражданам может быть дополнительно начислены налоги, которые пополнят бюджет Нижнего Новгорода.Всего в 2023 году дополнительные доходы составили бы 800 * 1500 = 1 200 000 руб.Прогноз доходной части бюджета с учетом начислений по земельному налогу представлен в таблице 7.Таблица 7 – Прогноз доходной части бюджета Нижнего Новгорода в 2023-2025 гг. [составлено самостоятельно]Показатели202320242025Доходы всего, в т.ч.48 626 851,350 630 521,346 958 044,6Собственные доходы22 996 262,125 236 078,827 729 209,8Налоговые доходы19 680 819,921 618 416,723 780 141,8Дополнительно налог на прибыль8 283 0008 547 0008 778 000Дополнительно земельный налог 1 200 0001 300 001 500 000Итого доходов 5810985160477521,357236044,6Что касается предложения по перераспределению налога на прибыль, то при условии внедрения данного предложения бюджет Нижнего Новгорода мог бы получить следующие доходы.В бюджет Нижегородской области в 2022 году исполнено 62 млрд руб. Если предположить, что вместо 17 % в бюджет будет зачисляться 15 %, то разницу в 2 % рассчитаем как 2/17 = 0,11.Тогда в бюджет Нижнего Новгорода подлежит зачислению 62 * 0,11 = 7,29 млрд руб.В таблице 7 прогнозные значения рассчитаны исходя из показателей бюджета Нижегородской области на 2023-2025 гг.В таблице 8 рассчитаем прогнозные параметры бюджета Нижнего Новгорода на 2023-2025 гг. с учетом внесенных предложений.Таблица 8 – Прогнозируемые показатели бюджета Нижнего Новгорода на 2023-2025 гг.Наименование показателя2023 г.2024 г.2025 г.Доходы бюджета планируемые48 626 851,3050 630 521,2646 958 044,64Доходы бюджета с учетом предложенных мероприятий58 109 85160 477 521,357 236 044,6Расходы бюджета 50 901 638,2951 601 991,1346 022 481,21Дефицит/профицит планируемый-2 274 786,99-971 469,88935 563,43Профицит бюджета с учетом предложенных мероприятий7 208 2138 875 53011 213 563Таким образом, предложенные мероприятия имеют положительный экономический эффект в виде увеличения собственных налоговых доходов, ликвидации дефицита бюджета, и могут быть приняты к реализации.ЗАКЛЮЧЕНИЕКатегории «местный бюджет» принадлежит главенствующая роль в финансово-экономической основе местного самоуправления. Бюджет местного самоуправления неразрывно связан с деятельностью органов местного самоуправления в финансовой сфере, является основным критерием выделения материальной базы муниципальных образований. В связи с этим в теоретической части подробно рассмотрено понятие местного бюджета, сущность которого раскрывается в экономическом и юридическом аспектах. В экономическом аспекте бюджет формирует денежные отношения, образовавшиеся в связи с обособлением особых централизованных денежных фондов, в целях осуществления и решения экономических задач и проблем. Это дает основания говорить о бюджете муниципальных образований как об особой экономической и финансовой категории.Экономическая основа местного самоуправления выступает связующим звеном в регулировании потребностей муниципальных образований, их хозяйственной деятельности, позволяет разграничивать постоянно растущие потребности населения, тем самым создавать функциональные условия для жизнедеятельности муниципального образования.Бюджет города Нижнего Новгорода направлен на повышение эффективности управления муниципальной собственностью, устойчивый экономический рост, совершенствование социальной сферы, увеличение налогового потенциала и достижение других приоритетных целей социально-экономического развития городского округа с учетом текущей экономической ситуации путем эффективного, ответственное и прозрачное управление государственными финансами.Согласно информационному сборнику «Бюджет для граждан», размещенному на официальном сайте города Нижнего Новгорода, приоритетными направлениями бюджетной и налоговой политики этого муниципального образования являются:приоритетными направлениями бюджетной и налоговой политики города являются:1. Сохранять и развивать налоговый потенциал территории города.2. Мобилизовать доходы городского бюджета путем эффективного управления местными налогами и увеличения собираемости налогов в городской бюджет.3. На основе оценки налоговых расходов осуществляется реализация налоговой политики, учитывающей оптимизацию местных налоговых льгот;4. Обеспечить стабильность налоговой системы юридических и физических лиц, усовершенствовать законы о налоговом надзоре, принимаемые органами местного самоуправления, и учесть изменения в федеральном законодательстве.5. Осуществлять меры по повышению эффективности управления муниципальной собственностью.6. Формулируя реалистичные прогнозы доходов на основе прогноза социально-экономического развития городов на 2021 год и плановых периодов 2022 и 2023 годов, обеспечить сбалансированность и долгосрочную устойчивость городского бюджета, принять новые расходные обязательства и ответственную долговую политику.7. Посредством принятия комплексных стратегических решений, определения приоритетов расходов, увеличения доли расходов по проектам в общем объеме расходов городского бюджета, улучшения качества бюджетов проектов на основе планов и достигнутых результатов, усиления контроля за финансовой дисциплиной городского бюджета, а также повышения эффективности и оптимизации бюджетных расходов.Функциональные (отраслевые) подразделения на основе мониторинга выполнения муниципальных планов;8. Повысить качество муниципальных услуг.9. Совершенствование инструментов программно-целевого планирования, разработки механизмов управления проектами, повышения качества финансового управления городскими учреждениями, внедрения принципа открытости и прозрачности в муниципальном финансовом управлении, раскрытия финансовой информации, такой как бюджет и бюджетный процесс.10. Разрабатывать и совершенствовать системы финансового контроля в сфере закупок.Бюджет города Нижнего Новгорода на 2020 год изначально был утвержден в размере 36,5 млн рублей при дефиците бюджета в 0,418 млн рублей. В ходе исполнения бюджета в отчетном году плановые показатели бюджета не вышли за рамки запланированного бюджета. Общий объем поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода составил 37717,57 млн рублей.В 2021 году доходы бюджета города Нижнего Новгорода получены в объеме 45 166,61 млн. рублей, что на 39,2% превышает уровень 2020 года. Налоговые и неналоговые доходы в 2021 году получены в объеме 18 386,65 млн. рублей, что составляет 29,3% к уровню 2020 года.В 2022 году доходы бюджета города Нижнего Новгорода получены в объеме 68 314,90млн. рублей, что на 51,1% превышает уровень 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы в 2022 году получены в объеме 21 274,14млн. рублей, что составляет 15,2% к уровню 2021 года.Бюджет Нижнего Новгорода является дефицитным. Размер дефицита бюджета в 2022 году вчетверо превысил размер дефицита 2021 года, что является отрицательным фактором. Безвозмездные поступления больше налоговых и неналоговых доходов. Более того, объем безвозмездных поступлений в 2022 году увеличился на 80 % по отношению к 2021 году. В связи с этим особый интерес представляет анализ структуры налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.Тенденцию к увеличению имеют налоги на имущество: их доля увеличилась с 10% в 2020 году до 15 % в 2022 году. Это может быть связано с изменением порядка исчисления налоговой базы, а также с увеличением вводимой жилой и коммерческой недвижимости.Также увеличилась доля налогов на совокупный доход (это налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов): с 16 % в 2020 году до 19 % в 2022 году. Это можно объяснить влиянием пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году, когда часть предпринимателей прекратила свою деятельность. В 2021 году ситуация стала выравниваться в пользу увеличения.Особое внимание нужно обратить на земельный налог. Несмотря на то, что количество земельных участков не сокращается, доля доходов по земельному налогу имеет тенденцию к снижению с 10 % в 2020 году до 7 % в 2020 году. В целом расходы бюджета имеют тенденцию к увеличению. Наибольший темп роста наблюдается по статье «Национальная экономика» с 7 млрд руб. в 2020 году до 24 млрд руб. в 2022 году.Отрицательная динамика наблюдается по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга» – снижение произошло с 734 млн руб. в 2020 году до 299 млн руб. в 2022 году.Половину расходов бюджета составляют расходы на образование. Расходы на социальную политику, здравоохранение, а также на физическую культуру и спорт минимальны.Проблемы, связанные с дефицитом бюджета, требуют немедленного разрешения и активных действий со стороны представительных органов соответствующих муниципальных образований. Но проблема дефицита бюджета является далеко не единственной в экономике местного самоуправления. У большинства бюджетов муниципальных образований остается нерешенной проблема несоответствия финансовых и иных ресурсов в распоряжении местных органов власти объемам полномочий, возлагаемых на нижестоящий уровень местного бюджета. Чтобы решить эти проблемы, необходимо:1) закрепить за местными бюджетами такие налоги, которые муниципальное образование сможет возвести в качестве доходной базы;2) обеспечить сохранение существующей налоговой и бюджетной системы;3) обеспечить объемы доходных и расходных источников, а именно урегулировано определить размеры расходных обязательств.Выявление неучтенных земель и проведение дополнительных начислений земельного налога на них позволит более эффективно наполнять муниципальный бюджет. По данным Росреестра, на 1 января 2023 года в Нижнем Новгороде насчитывается около 800 участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, и соответственно по которым не начисляется земельный налог. При трехлетнем сроке налоговой давности и среднем размере платежа 1,5 тысячи рублей по этим участкам гражданам может быть дополнительно начислены налоги, которые пополнят бюджет Нижнего Новгорода.Также предлагаем пересмотреть распределение налога на прибыль и закрепить в Налоговом кодексе следующим образом: 3% в федеральный бюджет, 15% - в региональный бюджет, 2 % - в местный бюджет. Такое распределение увеличит доходную часть местного бюджета и позволит самостоятельно решать больший объем задач, стоящих перед муниципалитетом.Таким образом, предложенные мероприятия имеют положительный экономический эффект в виде увеличения собственных налоговых доходов, ликвидации дефицита бюджета, и могут быть приняты к реализации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. № 202.08.10.2003.Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов: приказ Минфина России от 26.07.2018 №75н.Приказ Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н "О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" // https://base.garant.ru/70867592/?ysclid=lgq25wni3t337225737ПриказМинфинаРоссииот08.12.2015№194н «Об утверждении Порядка передачи Министерствуфинансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженной в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований» // https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=105019-prikaz_minfina_rossii_ot_08.12.2015__194n_ob_utverzhdenii_poryadka_peredachi_ministerstvu_finansov_rossiiskoi_federatsii_informatsii_o_dolgovykh_obyazatelstvakh_otrazhennoi_v&ysclid=lgq24fnm89368635522ПриказМинфинаРоссииот28.12.2016№243н «ОсоставеипорядкеразмещенияипредоставленияинформациинаединомпорталебюджетнойсистемыРоссийскойФедерации» // https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=118352-prikaz_minfina_rossii_ot_28.12.2016__243n_o_sostave_i_poryadke_razmeshcheniya_i_predostavleniya_informatsii_na_yedinom_portale_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii&ysclid=lgq2a2lib8572141167Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» от 21 декабря 2018 года №889 (с изменениями на 31 декабря 2021 года) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 25.12.2018.Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 29 мая 2013 г. № 79 «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород» // https://base.garant.ru/36513733/?ysclid=lgq14g7ow778352039Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 23.05.2011 № 2013 «Об утверждении Положения о департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода» (в редакции от 22.02.2022 № 712) // https://base.garant.ru/8594462/?ysclid=lgq0kblf7j79619698Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 27.06.2013 № 2313 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра расходных обязательств города Нижнего Новгорода» // https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1609678?ysclid=lgq1fvdhkr561742426Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 апреля 2014 г. N 1228 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода" // https://base.garant.ru/36647048/?ysclid=lgq1hlogfi604644008Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 июля 2014 г. № 2542 «Об утверждении перечня муниципальных программ города Нижнего Новгорода» // https://admgor.nnov.ru/upload/fc/af/12/files/strateg1Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 20 января 2016 г. N 107 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза муниципального образования город Нижний Новгород на долгосрочный период" // https://base.garant.ru/36555377/?ysclid=lgq1thpkvf125499697Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 № 769 «О мерах по обеспечению исполнения бюджета города Нижнего Новгорода» // https://base.garant.ru/403416757/?ysclid=lgq1vah3kz815441251Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 09.02.2022 № 454 «Об утверждении Порядка казначейского сопровождения средств» // https://admgor.nnov.ru/upload/getODA/document24407.html?ysclid=lgq1xfcaq36133816Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода от 26.04.2019 № 493-р «Об организации электронного юридически значимого документооборота при подписании соглашений о предоставлении субсидий или иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Нижегородской области бюджету города Нижнего Новгорода в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения» // https://docs.cntd.ru/document/465589869?ysclid=lgq289xsrg218710924Приказ директора Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода от 29.01.2020 № 19 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Нижнего Новгорода» // https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/87/bd/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%2019%20%D0%BE%D1%82%2029%2001%202020.docx?ysclid=lgq1wo45oy38309786.Приказ директора Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода от 06.06.2022 № 110 «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальному бюджетному учреждению или муниципальному автономному учреждению, муниципальному унитарному предприятию субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Нижнего Новгорода» // https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/ed/93Учебная и научная литератураГоловин А.А., Роль государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / А.А. Головин, О.В. Сивцев // Молодежь и XXI век – 2020 – Том 1 – С. 72-75.Емелькина И. А. Перераспределение государственной и муниципальной собственности: правовые проблемы и тенденции развития законодательства // Российский юридический журнал. 2020. № 2. С. 110-118.Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Давудов С.И. Региональный бюджет как инструмент функционирования современной бюджетной системы Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 4 (460). С. 34-39Зиновьева Е. Г. Понятие финансовой устойчивости как характеристика местного бюджета // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2015. № 11 (57). С. 21-24.Казанкова Т. Н., Саблина М. В. Проблема формирования местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. С. 98-99.Лазарова Л.Б., Гиоева Е.Г. Расходы бюджетов субъектов РФ, повышение их эффективности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 1 (104). С. 90-92Лейба И. П., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Бюджет муниципального образования как ключевой элемент экономических основ местного самоуправления (муниципально-правовой аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 8. С. 94-97.Люкина А.Ю. Отдельные проблемы оптимизации бюджетных расходов на уровне субъекта РФ // Оценка программ и политик в условиях нового государственного управления. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Баранова. 2018. С. 277-283Павлов Н. В., Очаковский В. А. К вопросу формирования финансовоэкономической основы института местного самоуправления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 3. С 121-124.Петридис, М.Ю. Анализ роли государства в распределении финансовых ресурсов / М.Ю. Петридис, Е.А. Болотнова // Трансформация российской экономики: рычаги управления и развитие региональных экономических систем. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета Финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. – 2020. – С. 69-74.Тимаськова, А.Ю. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов / А.Ю. Тимаськова // Совершенствование инструментария финансового обеспечения стратегического развития экономических систем РФ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина. – 2019. – С. 344-347.Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник / коллектив авторов под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой.- Москва : КНОРУС, 2019. — 336 с. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020Колесов, Р.В. Эффективное и ответственное управление государственными и муниципальными финансами: актуальные проблемы и пути их решения: монография / Р.В. Колесов; Финуниверситет, Ярославский филиал ; науч. ред. В.А. Кваша. — Ярославль: Союз-Пресс, 2020 – 195 с.Курдюк П. М., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография. Краснодар: «Эпомен», 2019. 94 с.Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 333 с. Слепова, В. А. Государственные и муниципальные финансы / Под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2016. - 763 c. Интернет-ресурсыЗаключениена проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов» г.Нижний Новгород, 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gordumannov.ru/?id=127441&ysclid=lhhbeest9j257352915Основные параметры исполнения бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://budgetnn.ru/ispolnenie-byudzheta/osnovnye-parametry-ispolneniya-byudzhetaОтчет о работе Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода за2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gordumannov.ru/?id=116833&ysclid=lhhbo1t9ie403921153
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. № 202.08.10.2003.
4. Об утверждении методики проведения оценки результатов, дос-тигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффек-тивности бюджетных расходов, и динамики данных результатов: приказ Минфина России от 26.07.2018 №75н.
5. Приказ Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н "О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" // https://base.garant.ru/70867592/?ysclid=lgq25wni3t337225737
6. Приказ Минфина России от 08.12.2015 № 194н «Об утверждении Порядка передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженной в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований» // https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=105019-prikaz_minfina_rossii_ot_08.12.2015__194n_ob_utverzhdenii_poryadka_peredachi_ministerstvu_finansov_rossiiskoi_federatsii_informatsii_o_dolgovykh_obyazatelstvakh_otrazhennoi_v&ysclid=lgq24fnm89368635522
7. Приказ Минфина России от 28.12.2016 № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» // https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=118352-prikaz_minfina_rossii_ot_28.12.2016__243n_o_sostave_i_poryadke_razmeshcheniya_i_predostavleniya_informatsii_na_yedinom_portale_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii&ysclid=lgq2a2lib8572141167
8. Постановление Правительства Нижегородской области «Об ут-верждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» от 21 декабря 2018 года №889 (с изменениями на 31 декабря 2021 года) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 25.12.2018.
9. Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 29 мая 2013 г. № 79 «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород» // https://base.garant.ru/36513733/?ysclid=lgq14g7ow778352039
10. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 23.05.2011 № 2013 «Об утверждении Положения о департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода» (в редакции от 22.02.2022 № 712) // https://base.garant.ru/8594462/?ysclid=lgq0kblf7j79619698
11. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 27.06.2013 № 2313 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра расходных обязательств города Нижнего Новгорода» // https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1609678?ysclid=lgq1fvdhkr561742426
12. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 апреля 2014 г. N 1228 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода" // https://base.garant.ru/36647048/?ysclid=lgq1hlogfi604644008
13. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 июля 2014 г. № 2542 «Об утверждении перечня муниципальных программ города Нижнего Новгорода» // https://admgor.nnov.ru/upload/fc/af/12/files/strateg1
14. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 20 января 2016 г. N 107 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза муниципального образования город Нижний Новгород на долгосрочный период" // https://base.garant.ru/36555377/?ysclid=lgq1thpkvf125499697
15. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 № 769 «О мерах по обеспечению исполнения бюджета города Нижнего Новгорода» // https://base.garant.ru/403416757/?ysclid=lgq1vah3kz815441251
16. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 09.02.2022 № 454 «Об утверждении Порядка казначейского сопровождения средств» // https://admgor.nnov.ru/upload/getODA/document24407.html?ysclid=lgq1xfcaq36133816
17. Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода от 26.04.2019 № 493-р «Об организации электронного юридически значимого документооборота при подписании соглашений о предоставлении субсидий или иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Нижегородской области бюджету города Нижнего Новгорода в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения» // https://docs.cntd.ru/document/465589869?ysclid=lgq289xsrg218710924
18. Приказ директора Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода от 29.01.2020 № 19 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Нижнего Новгорода» // https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/87/bd/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%2019%20%D0%BE%D1%82%2029%2001%202020.docx?ysclid=lgq1wo45oy38309786.
19. Приказ директора Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода от 06.06.2022 № 110 «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальному бюджетному учреждению или муниципальному автономному учреждению, муниципальному унитарному предприятию субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Нижнего Новгорода» // https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/ed/93
Учебная и научная литература
20. Головин А.А., Роль государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / А.А. Головин, О.В. Сивцев // Молодежь и XXI век – 2020 – Том 1 – С. 72-75.
21. Емелькина И. А. Перераспределение государственной и муниципальной собственности: правовые проблемы и тенденции развития законодательства // Российский юридический журнал. 2020. № 2. С. 110-118.
22. Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Давудов С.И. Региональный бюджет как инструмент функционирования современной бюджетной системы Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 4 (460). С. 34-39
23. Зиновьева Е. Г. Понятие финансовой устойчивости как характеристика местного бюджета // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2015. № 11 (57). С. 21-24.
24. Казанкова Т. Н., Саблина М. В. Проблема формирования местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. С. 98-99.
25. Лазарова Л.Б., Гиоева Е.Г. Расходы бюджетов субъектов РФ, повышение их эффективности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 1 (104). С. 90-92
26. Лейба И. П., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Бюджет муниципального образования как ключевой элемент экономических основ местного самоуправления (муниципально-правовой аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 8. С. 94-97.
27. Люкина А.Ю. Отдельные проблемы оптимизации бюджетных расходов на уровне субъекта РФ // Оценка программ и политик в условиях нового государственного управления. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Баранова. 2018. С. 277-283
28. Павлов Н. В., Очаковский В. А. К вопросу формирования финансовоэкономической основы института местного самоуправления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 3. С 121-124.
29. Петридис, М.Ю. Анализ роли государства в распределении финансовых ресурсов / М.Ю. Петридис, Е.А. Болотнова // Трансформация российской экономики: рычаги управления и развитие региональных экономических систем. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета Финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. – 2020. – С. 69-74.
30. Тимаськова, А.Ю. Понятие и сущность государственных и муници-пальных финансов / А.Ю. Тимаськова // Совершенствование инстру-ментария финансового обеспечения стратегического развития эконо-мических систем РФ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина. – 2019. – С. 344-347.
31. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник / коллектив авторов под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой.- Москва : КНОРУС, 2019. — 336 с.
32. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020
33. Колесов, Р.В. Эффективное и ответственное управление государственными и муниципальными финансами: актуальные проблемы и пути их решения: монография / Р.В. Колесов; Финуниверситет, Ярославский филиал ; науч. ред. В.А. Кваша. — Ярославль: Союз-Пресс, 2020 – 195 с.
34. Курдюк П. М., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография. Краснодар: «Эпомен», 2019. 94 с.
35. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 333 с.
36. Слепова, В. А. Государственные и муниципальные финансы / Под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2016. - 763 c.
Интернет-ресурсы
37. Заключение на проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов» г.Нижний Новгород, 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gordumannov.ru/?id=127441&ysclid=lhhbeest9j257352915
38. Основные параметры исполнения бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budgetnn.ru/ispolnenie-byudzheta/osnovnye-parametry-ispolneniya-byudzheta
39. Отчет о работе Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода за 2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gordumannov.ru/?id=116833&ysclid=lhhbo1t9ie403921153
Вопрос-ответ:
Что такое местный бюджет?
Местный бюджет - это документ, в котором отражается планирование и исполнение доходов и расходов на территории определенного муниципального образования. В него включаются такие доходы, как налоги, сборы, платежи, а также расходы на социальные нужды, инфраструктуру, образование и другие общественные программы.
Какие основные элементы входят в структуру доходов и расходов местного бюджета?
В структуру доходов местного бюджета входят налоги на доходы физических и юридических лиц, имущественные налоги, транспортные сборы, а также неналоговые доходы. Расходы местного бюджета могут включать финансирование социальных программ, развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, культуру и другие общественные нужды.
Какое нормативное регулирование существует для управления местным бюджетом?
Управление местным бюджетом регулируется федеральными и областными законодательными актами, а также нормативными актами муниципальных образований. Конституция Российской Федерации и Бюджетный кодекс РФ являются основными нормативными актами, регулирующими управление местными бюджетами.
Как проводится анализ доходной части местного бюджета?
Анализ доходной части местного бюджета включает в себя изучение структуры доходов, динамики их изменения, прогнозирование поступлений, а также оценку эффективности сбора налогов и других платежей. Для проведения анализа используются различные методы, такие как горизонтальный и вертикальный анализ, сводные таблицы, графики и др.
Каким образом можно совершенствовать управление доходами и расходами местного бюджета?
Совершенствование управления доходами и расходами местного бюджета может быть достигнуто путем улучшения системы планирования и контроля бюджетных средств, оптимизации бюджетных процессов, повышения прозрачности и открытости в управлении, а также активного взаимодействия с населением и бизнесом.
Что такое местный бюджет?
Местный бюджет - это финансовая система, которой управляют на уровне местного самоуправления. Он представляет собой совокупность доходов и расходов, которые направляются на развитие и обеспечение нужд местного сообщества.
Какова структура доходов и расходов местного бюджета?
Структура доходов местного бюджета включает различные источники, такие как налоги, сборы, платежи за пользование территорией и другие поступления. Структура расходов местного бюджета включает расходы на социальные программы, благоустройство, образование, здравоохранение, культуру и другие области деятельности, которые имеют значения для местного сообщества.
Какое нормативное регулирование существует в управлении местным бюджетом?
Управление местным бюджетом регулируется нормативными актами на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. К федеральным актам относятся бюджетный кодекс, закон о местном самоуправлении. К региональным актам относятся законы о местных бюджетах, а к муниципальным актам - решения городских или сельских советов депутатов.