Взаимодействие стихий Инь и Ян в организме человека и их влияние на здоровье.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История медицины
  • 18 18 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 24.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Развитие концепции инь и ян в доциньский период…………………….6
Основные положения «Хуан-ди Ней-Цзина» как философского и медицинского труда………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список литературы………………………………………………………………19
Фрагмент для ознакомления

Заболевание понимается как ухудшение возможности организма поддерживать равновесие между дыханиями-ци субстанций инь и ян, что приводит к искривлению жизненной траектории человека, траектории его внутреннего развития и внешнего выражения, что приводит к дисбалансу внутренних и внешних факторов и развитию патологического процесса. Важно понимать, что это относится не только к физическому состоянию организма: так же может характеризоваться моральная обстановка и даваться нравственная оценка, т.е. болезнь начинается в результате невозможности конкретного человека адекватно реагировать на ситуации, предлагаемые ему в процессе жизненного пути, и постепенное увеличение суммы неправильных реакций приводит к нарушению структуры внутреннего равновесия инь и ян, что, в конечном счёте, находит своё соматическое выражение. Таким образом, заболевание рассматривается как нарушение баланса внутреннего фактора (ослабление цзан-фу, потеря баланса инь-ян), внешнего фактора (ветер, холод, зной, изменение климата) и не внутреннего и не внешнего фактора (нервное истощение, утомляемость, стресс). Внешние факторы реализуют своё действие, влияя на внутренние [2, С. 1]. Болезнь может развиваться и в том случае, если человек слишком увлечён внешними ситуациями, ценностями, реакциями и оценками, а также в том случае, когда человек чересчур поглощён внутренним. Это приводит к тому, что «дыхания-ци субстанции ян имеется в избытке, тело становится горячим, но пот не выделяется; дыхание-ци субстанции инь имеется в избытке, выделяется много пота, но тело остается холодным. Если одновременно имеется слишком много субстанций инь и субстанций ян, тогда пот не выделяется, а тело холодное» [8, С. 206]. В зависимости от преобладания инь или ян, выделяется 8 классических симптомов: Синдром ян: высокая температура, гиперемия лица и языка, тревога, громкая речь, жажда, тёмная моча, запор, тахикардия; Синдром инь: озноб, бледность кожи и слизистых, тихая речь, светлая моча, понос, брадикардия; «Наружный» синдром: головная боль, заложенность носа, озноб с повышением температуры, ломота в теле; «Внутренний» синдром: высокая температура без озноба, жажда, рвота, боль в животе, нарушения стула; Синдром «жара»: высокая температура, жажда, беспокойство, жёлтый налёт на языке, тахикардия, малое количество и тёмный цвет мочи;Синдром «холода»: бледность кожных покровов и слизистых, похолодание конечностей, брадикардия, обильное количество светлой мочи, белый налёт на языке; Синдром «пустоты»: астеническая конституция, хронические боли, потливость, слабый пульс, периодическое вздутие живота; Синдром «полноты»:гиперстеническая конституция, острые боли, полный пульс, отсутствие потливости. Это кладёт начало пропедевтике внутренних болезней и формирует первичное представление о надлежащей диагностике. Представление о состоянии внутренних органов дает визуальное обследование. Накопленные эмпирические данные, полученные в результате визуального обследования, наблюдений и опыта, представляют конкретизированные по отношению к пациенту сведения.Соответствующим образом, самые сложные случаи в клинической практике, когда симптоматика запутана и неясна, могут обобщаться и пониматься через категоризацию симптомов и проявлений по принципам инь и ян. В «Су-вэнь» дана достаточно однозначная оценка: «Тот, кто умеет ставить диагноз, изучая цвет, ощупывая пульс, в первую очередь различает субстанции инь и ян» [8, С. 270]. Используя возможность разделения на инь и ян, можно идти от сложного к простому, потому что сначала болезнь определяется в общем как «иньский» или «янский» синдром. Конкретизация и детализация диагноза производится по четырём путям, которые кратко определяются как Визуализация; Прослушивание; Расспросы; Прощупывание (в данном случае пульса). Так, например, и в пульсовой диагностике поверхностный, учащённый, большой и скользящий пульсы являются выражением субстанции ян, а глубокий, замедленный, маленький и шероховатый пульсы являются выражением субстанции инь. При визуальном осмотре глянцеватые, свежие и светлые цвета соответствуют субстанции ян, а тёмные и мутные соотносятся с субстанцией инь. Тот же принцип сохраняется при расспросах: если больной говорит громким и ясным голосом, это свидетельствует о действии субстанции ян, а если голос слабый и неотчётливый, это свидетельствует о преобладании субстанции инь.Таким образом, «Хуан-ди нэй-цзин» содержит все фундаментальные теории китайской традиционной медицины. В нем рассматриваются вопросы гигиены и профилактики болезней, исходя из предпосылки, что лучше предотвратить болезнь в зачатке. Если же она уже возникла, то надо предвидеть все ее последствия. Даются различные методы диагностики, которые группируются по четырем видам: внешний осмотр, выслушивание голоса, расспрос и изучение пульса. Указывается, что врач, к-рый определяет болезнь по внешнему виду, называется высшим, по голосу – совершенным, по расспросу – ремесленником, по пульсу – мастеровым. Обсуждаются причины и признаки различных заболеваний, методы их лечения, включая диеты, массаж, прием лекарств, иглоукалывание, моксоприжигание и др.Таким образом, в первой части «Трактата Жёлтого императора о внутреннем» рассматриваются основные теоретические принципы как китайской традиционной медицины, основанные на даосской концепции, так и мировоззренческие философские принципы, объясняющие взаимодействие веществ, субстанций, человека и окружающей среды. Двоичность, представленная взаимодействием и взаимообусловленностью двух противоположностей, инь и ян, лежит в основе главного принципа лечения в китайской медицинской практике – воздействия противоположным. Троичность – единство неба, земли и человека – отражена в представлении о трех уровнях человеческого тела (верхний, средний и нижний). Пятеричная концептуальная схема расширяет поле взаимодействия двоичной понятийной конструкции, задействует пять внутренних органов у цзан, функционирующих в рамках общих процессов взаимопреодоления и взаимопорождения. Заключение«Хуан-ди Ней-цзин» является одним из наиболее ранних произведений древнекитайской философии, посвященных исследованию человека и его физиологии. Написанный 2202 лет назад, он остаётся актуальным для врачей, изучающих основы альтернативных методов лечений и нетрадиционной медицины. В данном реферате были рассмотрены исторические предпосылки развития философской и научной мысли общества древнего Китая, которые послужили фоном для развития концепции о здоровье и физиологии человека. Основным фундаментом теории, воплощенной в «Трактате» стало учение Дао, предложенное Лао-цзы в доциньскую эпоху развития философской мысли. «Су-вэй» раскрывает теорию дао и учение у-син в контексте наук о человеке, раскрывая взаимодействие систем органов, органов чувств, окружающей среды и гомеостатической системы. Помимо этого, «Су-фэй» закладывает фундамент для дальнейшего развития патофизиологии, высказывая предположение о патогенезе заболеваний: заболевания развиваются вследствие дисбаланса между внутренними и внешними факторами, между инь и ян—субстанциями. Можно сказать, что первая часть «Трактата» становится базой для развития пропедевтики внутренних болезней, предлагая врачевателю основные методы физикальной диагностики заболеваний и синдромальную их категоризацию. Наиболее важным аспектом также необходимо считать то, что трактат раскрывает не только медицинские аспекты, но и мировоззренческие и философские, что делает его уникальным трудом человеческой мысли. Список литературы1. Вогралик В. Г. В. Э. С. Очерки китайской медицины / В. Э. С. Вогралик В. Г., Москва:, 1961.2. Гохуа Ц. Роль традиционной народной медицины в лечении рака в Китае // Педиатрический вестник Южного Урала. 2016. № 2. C. 74–77.3. Дашеева В. В., Хандархаева В. В. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ 阴阳 ИНЬ-ЯН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. № 2. C. 17–24.4. Сорокина Т. С. История медицины / Т. С. Сорокина, Москва: Академия, 2008.5. Сточик А. М. Медицина / А. М. Сточик, 3-е изд., Москва:, 1980.6. Хайянь В. Философия даосизма и китайская традиционная медицина // Вестник Калмыцкого университета. 2019. № 1 (41). C. 126–132.7. Хандархаева Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2015. № 6. C. 30–35.8. Трактат Жёлтого императора о внутреннем. Часть первая: вопросы о простейшем. Москва: Издательский дом «Профит Стайл», 2007.9. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование Москва: Вост.лит.,.

1. Вогралик В. Г. В. Э. С. Очерки китайской медицины / В. Э. С. Вогралик В. Г., Москва:, 1961.
2. Гохуа Ц. Роль традиционной народной медицины в лечении рака в Китае // Педиатрический вестник Южного Урала. 2016. № 2. C. 74–77.
3. Дашеева В. В., Хандархаева В. В. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ 阴阳 ИНЬ-ЯН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. № 2. C. 17–24.
4. Сорокина Т. С. История медицины / Т. С. Сорокина, Москва: Академия, 2008.
5. Сточик А. М. Медицина / А. М. Сточик, 3-е изд., Москва:, 1980.
6. Хайянь В. Философия даосизма и китайская традиционная медицина // Вестник Калмыцкого университета. 2019. № 1 (41). C. 126–132.
7. Хандархаева Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2015. № 6. C. 30–35.
8. Трактат Жёлтого императора о внутреннем. Часть первая: вопросы о простейшем. Москва: Издательский дом «Профит Стайл», 2007.
9. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование Москва: Вост.лит.,.