Развитие мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики с использованием активных методов обучения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 90 90 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 28.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития мотивации учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике с использованием активных методов обучения 7
1.1. Особенности формирования и развития мотивации 7
1.2. Виды активных методов обучения математике 11
1.3. Психолого-педагогические основы обучения математике учащихся 5-6 классов 19
Выводы по первой главе 24
Глава II. Методические основы развития мотивации учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике с использованием активных методов обучения 26
2.1. Комплекс заданий для учащихся 5-6 классов, направленных на развитие мотивации учащихся 26
2.2. Методические рекомендации по развитию мотивации учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике с использованием активных методов обучения 31
2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента 64
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Библиографический список литературы 72
Аннотация 78
Annotation 80
Приложение 1. Методика Г.А. Карповой 82
Приложение 2. Методика Н.Г. Лускановой 84
Приложение 3. Методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой 87
Приложение 4. Инфографика к уроку «Диаграммы» 90
Фрагмент для ознакомления

Отвечают на вопросы педагога. Отвечают на вопросы педагога.Тема урока была «Круговая диаграмма».Цель урока была: Научиться читать и строить круговые диаграммы».Да.Оценивают свои достижения.У обучающегося повысится способность к оценке успешности своей учебной деятельности.Домашнее заданиеОбеспечение целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.Создает условия для повторения материала.Домашнее задание – упражнение 849 на с. 155 учебника.Записывают домашнее задание.2.3. Организация и результаты педагогического экспериментаБазой исследования стала МБОУ «РусановскаяООШ» Нововаршавского района Омской области.Исследование проводилось в ряд этапов:Констатирующий этап. В рамках этапа проводились:Отбор участников исследования. Для отбора участников исследования применялись такие критерии как обучение в учреждении-базе исследования, возраст (10-11 лет), желание принимать участие в исследовании, наличие добровольного информированного согласие родителей или законных представителей испытуемого на проведение исследования.Отбор методов исследования. В качестве методов исследования использовались анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математико-статистические методы. В качестве методик педагогического тестирования на констатирующем этапе эксперимента применялись методикаГ.А. Карповой (приложение 1), Н.Г. Лускановой (приложение 2).Проведение констатирующего эксперимента. В процессе проведения эксперимента тестировался уровень мотивации обучающихся, проводился анализ полученных данных.Формирующий.На данном этапе предлагалась система коррекции выявленных недостатков мотивации средствами АМО.Контрольный этап. На данном этапе после применения АМО проводилось дополнительное тестирование.В качестве методик педагогического тестирования на контрольном этапе эксперимента применялась методика Лукьяновой М.И., КалининойН.В. (приложение 3).Результаты оценки мотивации по Г.А. Карповой можно видеть в таблице 1 и на рисунке 11.Таблица 1Результаты оценки мотивации по Г.А. Карповой в группе испытуемых на констатирующем этапе экспериментаМотивацияСредний процент, %Познавательная 17,6Коммуникативная76,5Эмоциональная35,2Мотив саморазвития16,0Позиция школьника45,7Мотив достижения успеха17,6Мотив одобрения53,4Рис. . Результаты оценки мотивации по Г.А. Карповой в группе испытуемых до и после исследованияКак видно из исследования, познавательный компонент до эксперимента составил 17,6%. Коммуникативный компонент составил 76,5%. Эмоциональный компонент составил 35,2%. Мотив саморазвития вырос ссоставил 16,0. Мотив «Позиция школьника» составил 45,7%. Мотив достижения составил 17,6%. Мотив одобрения составил 53,4%.Можно заключить, что на момент начала эксперимента преобладали такие мотивы как коммуникативный (76,5%), мотив одобрения (53,4%), позиция школьника (45,7%). Результаты оценки мотивации по Н.Г. Лускановой можно видеть в таблице 2 и на рисунке 12.Таблица 2Результаты оценки мотивации по Н.Г. Лускановой в группе испытуемых на констатирующем этапе экспериментаУченикБаллыУровень12345678910ВысокийСреднийНизкийОчень низкий133110333132123311011301143311011010194333113133324533311103131963311131103177333133113324833111000101093311110010111033310010111311331101131014123331110330181331110110111014331110001010153331001011131633110113101417300300113011183331110301161931131001111220333111011115Средний балл32,551,751,150,71,10,651,51,21,1514,75Рис. . Результаты оценки мотивации по Н.Г. Лускановой в группе испытуемых на констатирующем этапе экспериментаМожно говорить о том, что большая часть обучающихся имели низкий результат.Результаты оценки мотивации по М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой на контрольном этапе эксперимента представлен в таблице 3 и на рисунке 13.Таблица 3Результаты оценки мотивации по М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой в группе испытуемых на контрольном этапе экспериментаУченикВопросы, варианты, баллыУровень1 вопрос2 вопрос3 вопрос4 вопросОчень высокийВысокийнормальныйНизкийОчень низкий1 вариант2 вариант3 вариант1 вариант2 вариант3 вариант1 вариант2 вариант3 вариант1 вариант3 вариант3 вариант12445335435334422443353453334234433455405203944334533453434452345344500053564333355435334474333345345334383343455435054494435343343324110344333453003351134235434330539123333455345034113433534504500361433344554352344154335433450223816333533534505421744255454300339184333435330423719333543534500382032455354352344Как видно из представленных данных, после проведения эксперимента большая часть детей продемонстрировала высокий и очень высокий уровень мотивации.Рис. . Уровень учебной мотивации обучающихся, %Оценка мотивации по видам на основе на основе метода М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининойпредставлена в таблице 4.Таблица Результаты оценки мотивации по видам на основе метода М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой в группе испытуемых на контрольном этапе экспериментаУченикЧисло вопросов, по которым был выявлен данный мотивВнешнийИгровойПолучение отметкиПозиционныйСоциальныйУчебный115332163232123346325312336713772281434916311026311111532121623133323141533151242216161417212331811621192523202424Среднее1,00,00,74,92,52,6Можно заключить, что обучающиеся преимущественно обладают позиционной (в среднем по 4,9 вопросам был выявлен данный мотив), социальной (в среднем по 2,5 вопросам был выявлен данный мотив) и учебной (в среднем по 2,6 вопросам был выявлен данный мотив) мотивацией.Все сказанное выше говорить об эффективности АМО для повышения уровня мотивации учащихся 5 класса при изучении математики.Выводы по второй главеПодводя итоги, можно заключить следующее:Были предложены примеры заданий на повышение уровня мотивации обучающихся 5-6 классов при изучении математики.Были предложены конспекты уроков по математике для 5 класса с использованием приемов АМО.Анализ уровня мотивации по Г.А. Карповой показал, что на момент начала эксперимента преобладали такие мотивы как коммуникативный (76,5%), мотив одобрения (53,4%), позиция школьника (45,7%). Анализ уровня мотивации по Н.Г. Лускановой показал, что большая часть детей имели низку мотивацию.Были проведены уроки с использованием АМО.После проведения уроков уровень мотивации стал высоким и очень высоким.Повышение уровня мотивации говорит об эффективности АМО как средства повышения мотивации детей 10-11 лет при обучении математике.ЗаключениеМы изучили особенностей применения активных методов обучения на уроках математики как средство развития мотивации у обучающихся 5-6 классов.На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:Мотивация представляет собой систему внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к тем или иным действиям. Мотивация имеет функции побуждения, направления деятельности, смолообразования, становится ведущим звеном в структуре поведения человека. Учебная мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к учебной деятельности.АМО – это группа методов обучения, которые в принудительном порядке активизируют обучающихся, делают обучение более интенсивным, эффективность его более существенной. Эта группа методов неоднородна, выделяются неимитационные и имитационныеАМО. Последние принято делить на игровые и неигровые. Учебная мотивация подростков все больше переходит их внешней во внутреннюю. Если внутренняя мотивация не формируется, то падает успеваемость, желание проявлять себя в учении. Очень важно в этот период развития ребенка заинтересовать его в обучении, научить его получать знания, умения и навыки.Мы разработали комплекс заданий, методические рекомендации по развитию мотивации обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике с использованием активных методов обучения.Апробация разработанного комплекса задания и методических рекомендаций показала их высокую эффективность. Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.Библиографический список литературыАлександрова Е.В. Активные методы обучения как средство оптимизации познавательной деятельности при изучении математики / Е.В. Александрова, Т.Н. Белых // Russianagriculturalsciencereview, 2015. – Т. 5. – № 5-2. – С. 144-147.АруттюнянГ.Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике / Г.Н. Арутюнян // Проблемы современной науки и образования, 2021. – №7(164). – С.21-24.АфонинА.Ю. Понятие и значение мотивации и мотивационного процесса / А.Ю. Афонин // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2013. – № 17. – С. 105-112.БатаеваЯ.Д. Реализация активных методов обучения на уроках математики / Я.Д. Батаева // Информация и образование: границы коммуникаций, 2022. – № 14 (22). – С.112-115.БелковичН.С. Теоретический обзор изучения особенностей учебной мотивации подростков / Н.С. Белкович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2021. – № XVII. – С. 103-106.БиляловаЭ.Р. Психологические особенности мотивации учебной деятельности у подростков / Э.Р. Билялова // Форум молодых ученых, 2017. – № 5 (9). – С. 290-292.БуринаГ.Я. Активные методы обучения на уроках физкультуры в классах третьей ступени обучения / Г.Я. Бурина // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения, 2017. – № 1. – С. 5-9.ВиленскийН.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Я. Виленский, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбцрг. – 37-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019. – 199 с.Волкова Е.Е. Задачи и упражнения как метод и средство в структуре «активного» обучения математике / Е.Е. Волкова // Математические методы и модули в управлении, экономике и социологии. Сборник научных трудов, 2015. – С. 69-73.Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения / О.В. Горшкова // Концепт, 2017. – № 53. – С. 10-15.Ефимова Е.С. Основы общей психологии: учебник / Е.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.ЗарукинаЕ.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.ЗенковаЛ.А. Учебная мотивация: исторические подходы к пониманию феномена и современное состояние проблемы / Л.А. Зенкова // Мир науки, культуры, образования, 2017. – № 4 (65). – С. 114-116.Зорина А.А. Основные факторы, влияющие на учебную мотивацию / А.А. Зорина, Ю.С. Чекрыжина // Гуманитарный вестник, 2016. – № 11 (49). – С. 2-3.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие для студ. вузов / В.А. Иванников. – 3-е изд. – М.: Питер, 2006. – 203 с.ИзбицкаяО.В. Реализация методов активного обучения при подготовке к основному государственному экзамену по математике / О.В. Избицкая, К.В. Вальтер // Научное отражение, 2020. – № 2 (20). – С. 13-15.Исаева З.К. Детерминанты устойчивости учебной мотивации / З.К. Исаева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – № 48. – С. 36-41.Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся : Методические рекомендации / Г. А. Карпова; Министерство образования Российской Федерации. Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 1996. - 36 с.КлепачЮ.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцова // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview, 2019. – № 6 (28). – С. 63-72.Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков / А.В. Ковалевская // Концепт, 2015. – № S1. – С. 126-130.Косыгина Е.А. Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников средствами искусств: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Липецк, 2006. – 228 с.Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Левина М.М. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.ЛернерИ.Я. Процесс обучения и его закономерности / ЛернерИ.Я. - М.: Знание, 1980. – 96 с.Логинова Н.Г. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Логинова Н.Г. – Саранск, 2013. – 197 с.Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика/ Лукьянова М.И., Калинина Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.ЛускановаН.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие / Лусканова Н. Г. – М.: Фолиум, 1999. - 30 с.Макаров В.А. Особенности структуры учебной мотивации подростков / В.А. Макаров // Вестник Московского университета МВД России, 2008. – № 9. – С. 19-20.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст] : Методическое пособие по спецкурсу / Максимова В.Н.; Министерство просвещения РСФСР. Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. – Ленинград.: [б. и.], 1973. - 82 с.МахмутовМ.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории/МахмутовМ.И. — М.: 1975. – 364 с.Мухин Д.Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению / Д.Л. Мухин // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. – № 4 (119). – С. 104-109Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. / В.С. Мухина. – 18-е издание, перераб. и доп. – М.: Наука, 2022.– 674 с.Нургалиева М.К. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / М.К. Гургалиева, А.А. Булатбаева, К.А. Есенова, С.А. Рамазанова // Психолог, 2022. – № 2. – С. 1-7.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.Омельченко В.В. Управление процессом развития учебной мотивации подростков / В.В. Омельченко // Евразийский научный журнал, 2019. – № 4. – С. 39-41.Осипов Р.А. Деловые игры на уроках математики как один из методов активного обучения / Р.А. Осипов, Ю.Ю. Никанорова, Е.В. Морозова // Colloquium-journal, 2020. – № 3-4 (55). – С. 43-45.Петрова Ю.И. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Ю.И. Петрова // Студенческая наука и XXI век, 2021. – Т.18. – №1-2(21). – С. 230-232.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 24.04.2023).СеидоваА.М.К. Использование методов «активного урока» в процессе обучения математике в V классах / А.М.К. Сеидова // Актуальные научные исследования в современном мире, 2021. – № 3-6 (71). – С. 206-211.СкаткинМ.Н. Совершенствование процесса обучения [Текст] : Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин ; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1971. - 205 с.Ткач В.Н. Использование активных методов обучения на уроках математики, как опыт формирования метапредметных компетенций / В.Н. Ткач // Преемственность в образовании, 2020. – № 25 (03). – С. 348-352.Ткаченко Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л.М. Ткаченко // Концепт, 2015. – № S1. – С. 21-25.Тюрин Д.О. Активные методы обучения математике в старшей школе / Д.О. Тюрин // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов, 2022. – С. 219-226.Федина Л.В. К проблеме классификации методов активного обучения / Л.В. Федина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2008. – № 2. – С. 40-45.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебное пособие / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.ШиянГ.А. Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода / Г.А. Шиян // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 39-42.ШмигириловаИ.Б. Методы, формы и средства активного обучения школьной математике / И.Б. Шмигирилова // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. МанашаКозыбаева, 2019. – № 4 (45). – С. 196-204.ШутоваН.В. Анализ психологических подходов к проблеме мотивации личности / Н.В. Шутова, О.В. Смоловик // Нижегородский психологический альманах, 2015. – № 1. – С. 1-8.АннотацияАктуальность исследования определяется тем, что использование активных методов обучения математике способствует развитию у учащихся необходимых метапредметных компетенций, в частности способности к обучению.Объект исследования: использование активных методов обучения для развития мотивации учащихся 5-6 классов.Предмет исследования: активные методы обучения на уроках математики как средство развития мотивации учащихся 5-6 классов.Цель исследования - изучить особенности использования активных методов обучения на уроках математики как средства развития мотивации у учащихся 5-6 классов.Научно-исследовательские цели:1. Охарактеризуйте особенности формирования и развития мотивации студентов.2. Изучить виды активных методов обучения математике.3. Охарактеризовать психолого-педагогические основы обучения математике учащихся 5-6 классов.4. Разработать примеры задач, методические рекомендации по развитию мотивации учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике с использованием активных методов обучения.5. Проверить разработанные задания и методические рекомендации на практике.Гипотеза исследования состоит в том, что активные методы обучения могут повысить мотивацию учащихся к изучению математики.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены сведения о возможности использования активных методов обучения математике, приведены основные методы и приемы такого обучения.Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны примеры задач, методические рекомендации по развитию мотивации учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике с использованием активных методов обучения. Разработку можно использовать в практической деятельности учителя.Методы исследования:1. Анализ литературы по теме исследования.2. Педагогический эксперимент.3. Педагогическое тестирование.4. Математические методы получения данных.Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.AnnotationThe relevance of the study is determined by the fact that the use of active teaching methods in mathematics contributes to the development of the necessary meta-subject competencies in students, in particular the ability to learn.Object of study: the use of active teaching methods to develop the motivation of students in grades 5-6.Subject of study: active teaching methods in mathematics lessons as a means of developing motivation among students in grades 5-6.The purpose of the study is to study the features of the use of active teaching methods in mathematics lessons as a means of developing motivation among students in grades 5-6.Research objectives:Describe the features of the formation and development of students' motivation.To study the types of active teaching methods in mathematics.To characterize the psychological and pedagogical foundations of teaching mathematics to students in grades 5-6.To develop examples of tasks, guidelines for the development of motivation of students in grades 5-6 in the process of teaching mathematics using active teaching methods.Test the developed tasks and guidelines in practice.The hypothesis of the study is that active teaching methods can increase the motivation of students to study mathematics.The theoretical significance of the study lies in the fact that information was summarized on the possibility of using active teaching methods in mathematics, and the main methods and techniques of such teaching are given.The practical significance of the study lies in the fact that examples of tasks were developed, guidelines for the development of the motivation of students in grades 5-6 in the process of teaching mathematics using active teaching methods. The development can be used in the practical activities of the teacher.Research methods:Analysis of the literature on the research topic.Pedagogical experiment.Pedagogical testing.Mathematical methods of the received data.The structure of the final qualification work includes an introduction, three chapters, a conclusion, a list of sources used.Приложение 1. Методика Г.А. Карповой[18]Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого поставь в графе «балл» степень значимости каждого утверждения:0 баллов – не имеет значения2 балл – частично значимо3 балла – заметно значимо4 балла – очень значимоТаблица 1Текст и бланк регистрации ответов1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учительБалл2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться.9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную   с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде).17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе2. Обработка результатов.Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся  по каждой группе мотивов.КлючМотивы:Номера ответовПознавательные2915Коммуникативные31016Эмоциональные1821Саморазвития61319Позиция школьника71420Достижения51218Внешние (поощрения, наказания)41117Приложение 2. Методика Н.Г. Лускановой [26]Цель методики. Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.Инструкция.«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».ВОПРОСЫ АНКЕТЫ1. Тебе нравится в школе или не очень?не оченьнравитсяне нравится2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?чаще хочется остаться домабывает по-разномуиду с радостью3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?не знаюостался бы домапошел бы в школу4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?не нравитсябывает по-разномунравится5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?хотел быне хотел быне знаю6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?не знаюне хотел быхотел бы7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?часторедконе рассказываю8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?точно не знаюхотел быне хотел бы9. У тебя в классе много друзей?маломногонет друзей10. Тебе нравятся твои одноклассники?нравятсяне оченьне нравятсяОбработка. Для возможности дифференцировая детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.Интерпретация.1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, впри ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.Приложение 3. Методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой[25]Цель методики. Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.Инструкция.«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 4 вопросов. Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.».ВОПРОСЫ АНКЕТЫ1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...а) получить хорошую отметку;б) наш класс был лучшим;в) принести больше пользы людям;г) получать впоследствии много денег;д) меня уважали и хвалили товарищи;е) меня любила и хвалила учительница;ж) меня хвалили родители;з) мне покупали красивые вещи;и) меня не наказывали;к) я больше знал и умел.2. Я не могу учиться лучше, так как...а) у меня есть более интересные дела;б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;в) мне мешают дома;г) в школе меня часто ругают;д) мне просто не хочется учиться;е) не могу заставить себя делать это;ж) мне трудно усвоить учебный материал;з) я не успеваю работать вместе со всеми.3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...а) я хорошо знаю учебный материал;б) мои товарищи будут мной довольны;в) я буду считаться хорошим учеником;г) мама будет довольна;д) учительница будет рада;е) мне купят красивую вещь;ж) меня не будут наказывать;з) я не буду «тянуть» класс назад.4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...а) я плохо знаю учебный материал;б) это получилось;в) я буду считаться плохим учеником;г) товарищи будут смеяться надо мной;д) мама будет расстроена;е) учительница будет недовольна;ж) я весь класс тяну назад;з) меня накажут дома;и) мне не купят красивую вещь.Обработка результатовУчащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (таблица 2).Внешний мотив – 0 баллов.Игровой мотив – 1 балл.Получение отметки – 2 балла.Позиционный мотив – 3 балла.Социальный мотив – 4 балла. Учебный мотив – 5 баллов.Соотношение количества баллов с вариантами ответовВарианты ответовКоличество баллов по номерам предложений1234а)2355б)3332в)4033г)4433д)3133е)3303ж)3504з)0340и)0--0к)5---Баллы суммируются и по оценочной таблице 3, выявляется итоговый уровень мотивации учения.Выявление итогового уровня мотивацииУровни мотивацииСумма баллов итогового уровня мотивацииI41—48II33—40III25—32IV15—24V5—14Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.I – очень высокий уровень мотивации учения;II– высокий уровень мотивации учения;III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;IV – низкий уровень мотивации учения;V –  очень низкий уровень мотивации учения.Приложение 4. Инфографика к уроку «Диаграммы»

1. Александрова Е.В. Активные методы обучения как средство оптимизации познавательной деятельности при изучении математики / Е.В. Александрова, Т.Н. Белых // Russian agricultural science review, 2015. – Т. 5. – № 5-2. – С. 144-147.
2. Аруттюнян Г.Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике / Г.Н. Арутюнян // Проблемы современной науки и образования, 2021. – №7(164). – С.21-24.
3. Афонин А.Ю. Понятие и значение мотивации и мотивационного процесса / А.Ю. Афонин // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2013. – № 17. – С. 105-112.
4. Батаева Я.Д. Реализация активных методов обучения на уроках математики / Я.Д. Батаева // Информация и образование: границы коммуникаций, 2022. – № 14 (22). – С.112-115.
5. Белкович Н.С. Теоретический обзор изучения особенностей учебной мотивации подростков / Н.С. Белкович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2021. – № XVII. – С. 103-106.
6. Билялова Э.Р. Психологические особенности мотивации учебной деятельности у подростков / Э.Р. Билялова // Форум молодых ученых, 2017. – № 5 (9). – С. 290-292.
7. Бурина Г.Я. Активные методы обучения на уроках физкультуры в классах третьей ступени обучения / Г.Я. Бурина // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения, 2017. – № 1. – С. 5-9.
8. Виленский Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Я. Виленский, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбцрг. – 37-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019. – 199 с.
9. Волкова Е.Е. Задачи и упражнения как метод и средство в структуре «активного» обучения математике / Е.Е. Волкова // Математические методы и модули в управлении, экономике и социологии. Сборник научных трудов, 2015. – С. 69-73.
10. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения / О.В. Горшкова // Концепт, 2017. – № 53. – С. 10-15.
11. Ефимова Е.С. Основы общей психологии: учебник / Е.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
12. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
13. Зенкова Л.А. Учебная мотивация: исторические подходы к пониманию феномена и современное состояние проблемы / Л.А. Зенкова // Мир науки, культуры, образования, 2017. – № 4 (65). – С. 114-116.
14. Зорина А.А. Основные факторы, влияющие на учебную мотивацию / А.А. Зорина, Ю.С. Чекрыжина // Гуманитарный вестник, 2016. – № 11 (49). – С. 2-3.
15. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие для студ. вузов / В.А. Иванников. – 3-е изд. – М.: Питер, 2006. – 203 с.
16. Избицкая О.В. Реализация методов активного обучения при подготовке к основному государственному экзамену по математике / О.В. Избицкая, К.В. Вальтер // Научное отражение, 2020. – № 2 (20). – С. 13-15.
17. Исаева З.К. Детерминанты устойчивости учебной мотивации / З.К. Исаева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – № 48. – С. 36-41.
18. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся : Методические рекомендации / Г. А. Карпова; Министерство образования Российской Федерации. Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 1996. - 36 с.
19. Клепач Ю.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2019. – № 6 (28). – С. 63-72.
20. Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков / А.В. Ковалевская // Концепт, 2015. – № S1. – С. 126-130.
21. Косыгина Е.А. Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников средствами искусств: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Липецк, 2006. – 228 с.
22. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Левина М.М. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
23. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / Лернер И.Я. - М.: Знание, 1980. – 96 с.
24. Логинова Н.Г. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Логинова Н.Г. – Саранск, 2013. – 197 с.
25. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / Лукьянова М.И., Калинина Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
26. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие / Лусканова Н. Г. – М.: Фолиум, 1999. - 30 с.
27. Макаров В.А. Особенности структуры учебной мотивации подростков / В.А. Макаров // Вестник Московского университета МВД России, 2008. – № 9. – С. 19-20.
28. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст] : Методическое пособие по спецкурсу / Максимова В.Н.; Министерство просвещения РСФСР. Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. – Ленинград.: [б. и.], 1973. - 82 с.
29. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Махмутов М.И. — М.: 1975. – 364 с.
30. Мухин Д.Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению / Д.Л. Мухин // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. – № 4 (119). – С. 104-109
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. / В.С. Мухина. – 18-е издание, перераб. и доп. – М.: Наука, 2022.– 674 с.
32. Нургалиева М.К. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / М.К. Гургалиева, А.А. Булатбаева, К.А. Есенова, С.А. Рамазанова // Психолог, 2022. – № 2. – С. 1-7.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.
34. Омельченко В.В. Управление процессом развития учебной мотивации подростков / В.В. Омельченко // Евразийский научный журнал, 2019. – № 4. – С. 39-41.
35. Осипов Р.А. Деловые игры на уроках математики как один из методов активного обучения / Р.А. Осипов, Ю.Ю. Никанорова, Е.В. Морозова // Colloquium-journal, 2020. – № 3-4 (55). – С. 43-45.
36. Петрова Ю.И. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Ю.И. Петрова // Студенческая наука и XXI век, 2021. – Т.18. – №1-2(21). – С. 230-232.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 24.04.2023).
38. Сеидова А.М.К. Использование методов «активного урока» в процессе обучения математике в V классах / А.М.К. Сеидова // Актуальные научные исследования в современном мире, 2021. – № 3-6 (71). – С. 206-211.
39. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения [Текст] : Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин ; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1971. - 205 с.
40. Ткач В.Н. Использование активных методов обучения на уроках математики, как опыт формирования метапредметных компетенций / В.Н. Ткач // Преемственность в образовании, 2020. – № 25 (03). – С. 348-352.
41. Ткаченко Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л.М. Ткаченко // Концепт, 2015. – № S1. – С. 21-25.
42. Тюрин Д.О. Активные методы обучения математике в старшей школе / Д.О. Тюрин // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов, 2022. – С. 219-226.
43. Федина Л.В. К проблеме классификации методов активного обучения / Л.В. Федина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2008. – № 2. – С. 40-45.
44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебное пособие / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.
45. Шиян Г.А. Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода / Г.А. Шиян // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 39-42.
46. Шмигирилова И.Б. Методы, формы и средства активного обучения школьной математике / И.Б. Шмигирилова // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. Манаша Козыбаева, 2019. – № 4 (45). – С. 196-204.
47. Шутова Н.В. Анализ психологических подходов к проблеме мотивации личности / Н.В. Шутова, О.В. Смоловик // Нижегородский психологический альманах, 2015. – № 1. – С. 1-8.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности формирования и развития мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики?

Особенности формирования и развития мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики связаны с их возрастными и психологическими особенностями. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как личности, их интересы и цели становятся более ясными. Важно создавать обучающую среду, которая будет стимулировать их интерес и мотивацию к изучению математики. Для этого можно использовать активные методы обучения, которые помогут привлечь внимание учеников, сделать уроки интересными и практическими.

Какие виды активных методов обучения можно использовать на уроках математики для развития мотивации учащихся 5-6 классов?

На уроках математики для развития мотивации учащихся 5-6 классов можно использовать различные виды активных методов обучения, такие как игровые методы, проектная деятельность, работа с примерами и задачами из реальной жизни, групповая работа, работа с интерактивной доской и компьютерными программами. Важно создавать разнообразные ситуации, в которых учащиеся смогут самостоятельно и активно применять свои знания и умения в практической деятельности.

Какие психолого-педагогические основы обучения математике учащихся 5-6 классов следует учитывать при развитии их мотивации?

При развитии мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики необходимо учитывать их психологические особенности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к практическим задачам и применению математических знаний в реальной жизни. Важно создавать обучающую среду, которая будет учитывать эти интересы и предлагать задания, которые имеют практическую значимость. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его способности и уровень подготовки.

Как можно развивать мотивацию учащихся 5-6 классов на уроках математики с помощью активных методов обучения?

На уроках математики можно использовать такие активные методы обучения, как игровые задачи, проектные работы, соревнования и др. Эти методы помогут учащимся активно включиться в процесс обучения, почувствовать интерес к математике и развить свою мотивацию к предмету.

Какие особенности формирования и развития мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики?

Учащиеся 5-6 классов часто испытывают сложности в усвоении математического материала и могут терять мотивацию к предмету. Поэтому важно создавать на уроках ситуации успеха, поощрять достижения учащихся и помогать им развивать уверенность в своих математических способностях.

Какие виды активных методов обучения можно использовать на уроках математики для развития мотивации учащихся 5-6 классов?

На уроках математики можно использовать игры, конкурсы, головоломки, работу в группах, проектные работы и другие активные методы обучения. Они помогут учащимся активно включиться в процесс обучения, проявить свои способности и развить мотивацию к предмету.

Какие психолого-педагогические основы обучения математике учащихся 5-6 классов имеются?

При обучении математике учащихся 5-6 классов важно учитывать их возрастные особенности, интересы и потребности. Также важно создавать доверительную атмосферу в классе, обеспечивать взаимодействие и сотрудничество между учащимися, а также использовать разнообразные методы и формы работы, которые подходят для данного возрастного периода.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать выводы о том, что развитие мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики с использованием активных методов обучения является важной задачей. Для этого необходимо учитывать особенности формирования мотивации, использовать разнообразные активные методы обучения и основываться на психолого-педагогических принципах.

Какие активные методы обучения используются на уроках математики в 5-6 классах?

На уроках математики в 5-6 классах часто используются такие активные методы обучения, как игровые ситуации, ролевые игры, проектная и исследовательская деятельность, групповая работа, использование интерактивных технологий и др.

Какие основные факторы влияют на формирование и развитие мотивации учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике?

Основными факторами, влияющими на формирование и развитие мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики, являются: интерес к предмету, ощущение успеха, чувство значимости и полезности учебных задач, возможность самостоятельной деятельности, поддержка учителя и родителей.