Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 10.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевого развития дошкольников с помощью дидактических игр 6
1.1. Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Задачи, формы и методы речевого развития дошкольников 10
1.3. Понятие и виды дидактических игр как средства речевого развития дошкольников 16
Глава 2. Прикладные аспекты использования дидактических игр для речевого развития дошкольников 22
2.1. Изучение уровня речевого развития дошкольников 22
2.2. План дидактических игр по речевому развитию дошкольников 27
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33
Приложение 35
Данные, полученные в результате исследования, подтвердили важность формирующего этапа эксперимента, заключающегося в организации работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.2.2. План дидактических игр по речевому развитию дошкольниковПерспективный план по развитию речи разрабатывался на основе программы «От рождения до школы». Цель: развитие словаря, грамматической стороны речи, связной речи.Группа: старшая.Задачи: обогащать и активизировать словарь; учить понимать обобщающее значение слов; формировать навыки словоизменения и словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками; закреплять навык составления простых и сложных предложений по вопросам, по картинке; учить распространять предложения путем введения определения.На основе изученной литературы мы систематизировали дидактические игры, которые будут эффективны в работе воспитателей и будут способствовать развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста. Игры подобраны по лексическим темам недели и отражены в перспективном плане (таблица 3).Таблица 3Комплекс дидактических игр по развитию словаря у дошкольников (старшая группа)МесяцЛексическая темаЗадачиИгрыСентябрьДетский сад. ИгрушкиРазличие слов, обозначающих похожие ситуации. Выделение слов-предметов по вопросам: Кто? Что? «Угадай по описанию»«Чудесный мешочек»«Назови одним словом»СемьяВыделение слов-действий по вопросу: Что делает? Практическое употребление глаголов. Рассказ по сюжетной картинке «Семья»«Кто что делает?»«Подбери действие к предмету»«Подбери словечко»ОктябрьТело человекаРазличение слов, сходных по звучанию, но различных по значению (глас - голос). Различие слов, обозначающих похожие ситуации (моет - стирает). Практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-ик» (нос - носик)«Наше тело»«Почини куклу»«Назови ласково»ОбувьАктивизация словаря существительных, обозначающих часть целого. Различие слов-омонимов«Рассмотри картинки» «Один – много»«Назови ласково»ОдеждаАктивизация существительных, обозначающих часть целого (рукав). Различие слов-омонимов (молния) «Рассмотри картинки»«Нарядим куклу»«Кто во что одет?»ОсеньПрактическое употребление глаголов (Валя собирала. Валя собирал). Рассказ по серии сюжетных картинок с опорой на предметные картинки на тему «Осень»«Какой у тебя листочек?» «Один – много» «Осенние листья» (лото) НоябрьОвощиВыделение слов-признаков по вопросу: Какой? Активизация прилагательных, обозначающих цвет«Чудесный мешочек»«Назови по порядку»«Поваренок»ФруктыАктивизация существительных, обозначающих форму предмета. Рассказ по схеме «Фрукты»«Мяч бросай, четко фрукты называй» «Назови ласковоДомашние птицыАктивизация существительных (домашние птицы). Рассказ по сюжетной картинке «Курица Ряба»«Кто как кричит?» «Кто где спрятался?»«Разрезные картинки»«Птичий двор»Зимующие птицыАктивизация существительных (зимующие птицы). Рассказ по сюжетной картинке «Кормушка»«Сосчитай воробьев» «Помоги Незнайке» «Построй голубятню»ДекабрьДомашние животныеАктивизация существительных, обозначающих детенышей животных. Рассказ по опорным картинкам «Корова»«Кто как ест?» «Помоги маме найти своих детенышей»«На пастбище»Дикие животныеАктивизация существительных, обозначающих детенышей животных. Описательный рассказ по опорным картинкам «Волк»«Помоги маме найти своих детенышей» «Угадай, кто это?» «Кто чем питается?»ЗимаПодбор слов-признаков к предмету (снег-какой? Пушистый). Рассказ по сюжетной картинке «Зима»«Что бывает зимой?» «Что лишнее?» «Назови ласково» «Сделай снеговика»Новый годАктивизация словаря (номинативный, атрибутивный, глагольный) по теме недели«В лесу родилась елочка», «Украсим елку к празднику» ЯнварьДомАктивизация прилагательных антонимов (узкий - широкий). Рассказ по опорным картинкам «Дом Наф-Нафа»«Мой дом» «Назови ласково» «Кошкин дом» «Разноцветная улица» МебельАктивизация прилагательных-антонимов (высокий-низкий). Рассказ по сюжетной картинке «Обезьяна Анфиса»«Мебель для Мишутки» «Один – много» (с предметами мебели) ФевральПосудаАктивизация относительных прилагательных (по материалу). Рассказ по сюжетной картинке «Добрая Федора пьет чай»«Рассмотри картинки»«Угостим медведей чаем»Продукты питанияПодбор слов-действий к предмету (Повар рыбу - что делает? - чистит, моет). Активизация слов-антонимов, обозначающих вкус (кислый - сладкий). Рассказ «День рожденья кошки»«Чудесный мешочек»«Магазин «Фрукты» «Назови ласково» «Разрезные картинки»«Кто чем питается?»День защитника ОтечестваАктивизация словаря (номинативный, атрибутивный, глагольный) по теме недели«Кто служит в Армии?»«Подбери признак»«Угадай, кто это?»МартПрофессииПодбор слов-действий, слов-признаков к предмету по вопросам (слесарь - что делает? - чинит; воспитательница - какая? внимательная). Рассказ «Профессии моей семьи»«Кому, что нужно для работы»«Давай познакомимся»«Угадай, кто это?»«Кто потерял этот предмет»Женский деньПодбор слов-признаков, слон-действий к предмету по вопросам (мама - какая? -добрая, ласковая, нежная; мама - что делает? - готовит, моет). Рассказ по серии сюжетных картинок «8 Марта»«Разрезные картинки»«Есть-нет» «Закончи предложение»ВеснаАктивизация словаря по теме недели«Забавная шкатулка» «Помоги Незнайке»АпрельПерелетные птицыАктивизация наречий - антонимов (высоко - низко) Составление рассказа «Петя и птенец» по серии сюжетных картинок«Забавная шкатулка» «Сосчитай воробьев» «Помоги Незнайке» «Построй голубятню»ТранспортАктивизация существительных, обозначающих профессии, связанные с управлением транспортом (капитан, пилот...). Составление рассказа «Игра в пароход» «Кто чем управляет»«Четвертый лишний»«Угадай, кто это?»ГородАктивизация словаря (номинативный, атрибутивный, глагольный) по теме недели Составление рассказа «Вова и Тузик в городе» «Мой дом» «Назови ласково» «Кошкин дом» «Разноцветная улица» «Строитель»Лес. ДеревьяАктивизация словаря (номинативный, атрибутивный, глагольный) по теме недели Составление описательного рассказа «Избушка медведя» «Чудесный мешочек»«Соберем грибы в лесу» «Разрезные картинки»«Один - много» МайНасекомыеАктивизация словаря по теме недели Пересказ сказки «Муха - Цокотуха» с опорой на предметные картинки«Забавная шкатулка»«Угадай, кто улетел?» «Один – много»«Где бабочка?»Река. РыбыАктивизация словаря (номинативный, атрибутивный, глагольный) по теме недели. Доскажи сказку «По щучьему велению» с опорой на серию сюжетных картинок«Подбери признак» «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» «Угадай, кто это?» Примеры игр представлены в Приложении.ЗаключениеВ ходе онтогенеза происходит поэтапное формирование речи. Сензитивным периодом для развития различных сторон речи являются ранний и дошкольный возраст. На этапе дошкольного детства речевое развитие является одной из важнейших направлений работы в ходе освоения образовательной программы. В ней отражаются цели и задачи образовательной области «Речевое развитие» для каждого возрастного этапа. Это формирование звуковой культуры речи, обогащению словарного запаса, развитие грамматически правильной и связной речи, подготовку к обучению грамоте. Речевому развитию детей дошкольного возраста способствуют различные виды деятельности, к которым ФГОС ДО относит игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность, двигательную, а также изобразительную деятельность, восприятие художественной литературы, трудовую деятельность, конструирование, музыкальную деятельность. Для достижения данных задач должны быть отобраны соответствующие формы и методы.Под игрой понимается вид деятельности, в основе которого лежит воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. В структуре игровой деятельности выделяются такие компоненты, как сюжет, игровые правила и игровые действия, роль, использование предметов-заместителей, реальные игровые взаимоотношения детей в процессе игры. Дидактическая игра – это вид обучающей игры. Дидактические игры подразделяются на предметные, настольно-печатные и словесные. Для развития речи был подобран комплекс дидактических игр для детей дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.Список использованных источников и литературыАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Academia, 2000. – 399 с. Баронова В.В. Развитие речи дошкольников. Обогащение словаря детей 5-7 лет глаголами: пособие для работы логопеда. – М.: Владос, 2020. – 87 с. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет: практическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с. Гербова В.В. Учусь говорить: пособие для детей мл. дошкол. возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 31 с. Куликовская Т.А. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников: дидактический материал. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 172 с. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С.В. Плотникова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 221 с. Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / авт.-сост. О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с. Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Арушанова. – М.: Флинта, 2014. – 132 с. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь: пособие для развивающего обучения: для чтения взрослыми детям. – М.: Эксмодетство, 2020. – 134 с. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 125 с. Яшина В.И., Ставцева Е.А. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками: монография. – М.: Прометей, 2016. – 188 с. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник / под ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с. Приложение«Чудесный мешочек»Цель: активизация словаря по лексической теме «Игрушки».Оборудование: игрушки, мешок.Дети по очереди опускают руки в чудесный мешочек, на ощупь берут одну игрушку и рассказывают о ней, остальные должны угадать. «Рассмотри картинки»Цель: активизация словаря по лексической теме.Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда», «Обувь».Назови, что на них нарисовано:Куртка, платье, брюки... – это одежда. Майка, трусы – это белье.Расскажи, какая одежда для чего нужна? Вспомни, где хранят одежду и бельё?Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... – это обувь. Расскажи, какая обувь для чего нужна?Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы (летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская).«Назови по порядку»Цель: Активизировать словарь существительных, названия овощей.Оборудование: Предметные картинки с изображением овощей. Ход игры: педагог показывает детям карточки с изображением овощей и спрашивает: «Что изображено на картинке?» А дети должны назвать, кто вперед, какой овощ изображен на картинке. Если детям сразу сложно назвать овощи по порядку на каждой карточке, то педагог может сначала перечислить все овощи и показать их картинки, чтобы дети вспомнили все названия. А после этого педагог показывает снова карточки по очереди и спрашивает у детей название овоща, изображенного на картинке.«Мяч бросай, четко фрукты называй»Цель: Закрепление знаний детей о названиях фруктов, расширение словаря существительных, изучение и закрепление обобщенных понятий.Оборудование: Мяч. Основные движения: подбрасывание мяча, удары мячом об пол, перебрасывание и перекатывание мяча по кругу.Ход игры: педагог называет обобщающее понятие, которое при повторном проигрывании меняется, и бросает мяч одному из детей. Ребенок, выполняя заданное действие с мячом, должен назвать предметы, относящиеся к этому обобщающему понятию.Фрукты: груша, яблоко, апельсин, мандарин, лимон, абрикос.Овощи: капуста, картофель, огурец, помидор, свекла, редиска, морковь.Ягоды: клубника, малина, брусника, смородина, черника, ежевика.Деревья: ель, береза, сосна, тополь, липа, дуб.«Что бывает осенью»Цель: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря существительных по теме.Оборудование: Сюжетные картинки с изображением различных времен года и природных явлений. Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и называет их. Пример. Идёт дождь. Листья желтеют и облетают с деревьев. Птицы улетают в тёплые края.«Подбери слова»Цель: Расширять словарный запас глаголов детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.Оборудование: Мяч.Ход игры: педагог предлагает детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу. Идет (дождь). Дует (ветер). Вянет (трава). Желтеют (листья). Опадают (листья). Льет (дождь). Улетают (птицы). Созревают (овощи, фрукты). Собирают (урожай).
2. Баронова В.В. Развитие речи дошкольников. Обогащение словаря детей 5-7 лет глаголами: пособие для работы логопеда. – М.: Владос, 2020. – 87 с.
3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет: практическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
5. Гербова В.В. Учусь говорить: пособие для детей мл. дошкол. возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 31 с.
6. Куликовская Т.А. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников: дидактический материал. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 172 с.
7. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С.В. Плотникова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 221 с.
8. Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / авт.-сост. О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с.
9. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с.
10. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.