Методика изучения морфемной структуры слова в начальной школе Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения русскому языку в начальной школе»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения морфемной структуры слова в начальной школе 7
1.1. Лингвистические аспекты изучения основы морфемики словообразования в начальной школе 7
1.2. Система работы над составом слова на уроках русского языка в начальной школе 10
1.3. Специфика организации работы над отдельными видами морфем 13
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. Особенности применения практических методов изучения морфемной структуры слова в начальной школе 16
2.1. Анализ учебно-методических комплексов на предмет изучения морфемной структуры слова 16
2.2. Примеры упражнений по формированию формирования морфемных и словообразовательных понятий в начальной школе 20
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Выписывание из ряда слов, текста форм одного слова, определение их отличий.Примеры упражнений:Из указанных рядов выбери формы слова: радость – радости, радостью, радостями, порадовать, радостей, обрадоваться, жизнерадостный; сладость – сладости, сладкий, слащавый, сладостей, сладостями, сластена, подсластить. Группировка слов по общему признаку, в частности выписывание в один столбик форм слова, в другой – однокоренных слов.Примеры упражнений:Найди разные формы одного и того же слов, и родственные слова: грибник, грибка, грибочка, грибничок, грибами, грибника, гриб. Выпиши их отдельно.Прочитай слова: домашний, домашние, домовой, дом, дома. Выпиши справа только родственные слова, то есть разные однокоренные слева – только слова и разные формы одного слова.При изучении приставок и суффиксов применяются такие задания как:Выделение и обозначение приставок и суффиксов в словах.Примеры упражнений:Выдели в словах приставки: вылететь, отлететь, залететь, прилететь, улететь, долететь, влететь, перелететь, слететь; выбегать, отбегать, забегать, прибегать, убегать, добегать, вбегать, перебегать, сбегать.Выделить в слове суффиксы: рост, подросток, росток, прирост, переросток, заросток.Образование однокоренных слов от заданного слова с помощью приставок и суффиксов.Примеры упражнений:Образуй из слова пять новых слов с помощью приставки: малина, снег, рост, бег, круг.Образуй из слова пять новых слов с помощью суффикса: вода, крик, зелень, трек.Определение смысловых различий между однокоренными словами с различными приставками и суффиксами.Примеры упражнений:Определи состав слова. В чем различия между словами? Какие части слова образуют эти различия: скорость, скорый, ускорение, скоростной, скоро, наскоро, поскорее, вскоре.Вставление в текст подходящих по смыслу однокоренных слов с другими приставками и суффиксами.Примеры упражнений:Вставь в текст подходящие по смыслу слова: Октябрь. Деревья давно …бросили желт… лист…. В лесу идет дождь, и лист… на дорож… не шуршит под ногами. Дрозды круж… над рябиной. Они клев…грозд… слад… ягод. В дубках кричали сойки. Над елью писк… синичка. Рябчики …летели в лес… чащу.Составление предложений с выбором слов с разными приставками или суффиксами в скобках, которые подходят к тексту по смыслу.Примеры упражнений:Бурого … (медведем, медведями, медведя) считают … (хозяин, хозяином, хозяевами) смешанных … (лес, лесами, лесов). Он очень любит … (малина, малину, малиновый) и мёд. Косолапый часто … (совершил, совершит, совершает)… (побеги, побеги, забеги) на жилища диких пчел, … (забредает, набредает, бродит, бредет) порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они … (жалят, жалит, ужалить) его в кончик носа, язык.Таким образом, для каждой морфемы можно подобрать ряд упражнений.Выводы по второй главеНами был проведен анализ наиболее распространенных УМК – «Школа России» и «Перспектива».В обоихУМКморфемная структура слова изучается во 2-м, 3-м и 4-м классах.УМК «Школа России» такие понятия как родственные слова, корень слова, однокоренные слова вводятся во 2-м классе, формы слова, окончание, приставка, суффикс, основа слова– в 3-м классе. В 4-м классе происходит повторение, уточнение.В УМК «Перспектива» такие понятия как родственные слова, однокоренные слова, корень, приставка, суффикс, окончание изучаются во 2-м классе.В 3-м, 4-м классе происходит повторение, уточнение.Нами были предложены упражнения на формирование понятий родственных и однокоренных слов, затем – на изучение корня, окончаний и основы слова, приставок и суффиксов.ЗАКЛЮЧЕНИЕРусский язык является одним из самых важных и наиболее трудных предметов в начальной школе. Сложность материала и относительное однообразие работы на уроках русского языка крайне редко ставят этот предмет в число любимых учениками. А отсутствие интереса к учению, как известно, чаще всего приводит к плохим знаниям и низким результатам обучения.Раздел «Состав слова» занимает значительное место в курсе изучения русского языка в период начального образования. Изучение морфемных и словообразовательных понятий развивает у учащихся умение мыслить, так как требует от них умения сопоставлять познаваемые факты, учит творческому применению теоретических знаний в различных видах речевой деятельности. Обучение орфографии теснейшим образом связано с изучением морфемики и словообразования.Мы изучили лингвистические основы терминов морфемики, которые изучаются в начальной школе, проанализировали наиболее распространенные программы и учебники для начальной школы в области морфемики и словообразования, привели упражнения по формированию у основных понятий морфемики и морфемным анализом слов, установление практическим путем словообразовательных связей между словами.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.Аюпова С.Б. Современный русский язык. Морфемика, морфонология и словообразование: учеб.-методическое пособие / С.Б. Аюпова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 107 с.Гасанова С.Х. Современный русский язык. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / С.Х. Гасанова, Э.З. Сантуева. – Махачкала: ДГПУ, 2020. – 238 с.Герд А.С. Мофемика / А.С. Герд. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2004. – 173 с.Зубова Л.В. Морфемика и словообразование современного русского языка: учебник для высших учебных заведений / Л.В. Зубова, Ю.В. Меньшикова. – СПб.: Филол. Фак. Санкт-Петербургского университета, 2014. – 254 с.КальметьеваЕ.А. Формирование базовых логических действий младших школьников при изучении морфемики на уроках русского языка / Е.А. Кальметьева // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2022. – № 6 (69). – С. 1-8.КанакинаВ.П. Русский язык. 2 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 143 с.КанакинаВ.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.КанакинаВ.П. Русский язык. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Левов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.Мали Л.Д. Методика обучения русскому и литературе в начальных классах (введение, методика обучения грамоте, методика литературного чтения): учебное пособие / Л.Д. Мали. – Пенза: изд-во ПГУ, 2014. – 183 с.Мережко Е.Г. Трудности морфемного анализа в начальной школе / Е.Г. Мережко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2022. – № 6-1. – С. 257-260.Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М.А. Мачулина, Е.Д. Суховеева, И.В. Иванченко, Р.И. Пелипенко. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2018. – 115 с.Морфемика и словообразование русского языка: учеб.пособие / под ред. Л.Г. Яцкевич. – Вологда: Русь, 2002. – 283 с.МусатовВ.Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словобразование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2016. – 356 с.Наумова Н.Г. Современный русский язык: лексикология. Фонетика. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / Н.Г. Наумова. – Киров: Радуга-Пресс, 2015. – 143 с.Николина Н.А. Современный русский язык. Морфемика: учебное пособие / Н.А. Николина, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 142 с.Плотникова С.В. Методические основы начального языкового образования: учебное пособие / С.В. Плотникова, В.А. Шуренкова. – Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2012. – 251 с.Разбор слова по составу. Начальная школа: пособие / сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, сор., 2015. – 96 с.РамзаеваТ.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в современной начальной школе/ Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. – 1991. – № 4. – С. 14-19.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014. – 340 с.Русский язык. Фонетика и орфоэпия. Орфография. Морфемика и словообразования. Лексикология и фразеология: учебное пособие / авт. сотс. А.В. Боброва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МАКС Прессс, 2018. – 258 с.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб.заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Мофемика. Словобразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин. Н.А. Нкиолина, И.И. Щеболева; под ред. Е.,И Дибровой; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.Современный русский язык: учеб.для студ. вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 557 с.Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учеб.пособие / Л.С. Филиппова. – М.: Флинат: Наука, 2009. – 248 с.ШуритенковаВ.А. Формирование знаний и умений по морфемике и словообразования в начальной школе / В.А. Шуритенкова // Филологический класс, 2004. – № 11. – С 44-48.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
2. Аюпова С.Б. Современный русский язык. Морфемика, морфонология и словообразование: учеб.-методическое пособие / С.Б. Аюпова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 107 с.
3. Гасанова С.Х. Современный русский язык. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / С.Х. Гасанова, Э.З. Сантуева. – Махачкала: ДГПУ, 2020. – 238 с.
4. Герд А.С. Мофемика / А.С. Герд. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2004. – 173 с.
5. Зубова Л.В. Морфемика и словообразование современного русского языка: учебник для высших учебных заведений / Л.В. Зубова, Ю.В. Меньшикова. – СПб.: Филол. Фак. Санкт-Петербургского университета, 2014. – 254 с.
6. Кальметьева Е.А. Формирование базовых логических действий младших школьников при изучении морфемики на уроках русского языка / Е.А. Кальметьева // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2022. – № 6 (69). – С. 1-8.
7. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 143 с.
8. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
9. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
10. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
11. Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
12. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
13. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
14. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Левов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
15. Мали Л.Д. Методика обучения русскому и литературе в начальных классах (введение, методика обучения грамоте, методика литературного чтения): учебное пособие / Л.Д. Мали. – Пенза: изд-во ПГУ, 2014. – 183 с.
16. Мережко Е.Г. Трудности морфемного анализа в начальной школе / Е.Г. Мережко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2022. – № 6-1. – С. 257-260.
17. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М.А. Мачулина, Е.Д. Суховеева, И.В. Иванченко, Р.И. Пелипенко. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2018. – 115 с.
18. Морфемика и словообразование русского языка: учеб. пособие / под ред. Л.Г. Яцкевич. – Вологда: Русь, 2002. – 283 с.
19. Мусатов В.Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словобразование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2016. – 356 с.
20. Наумова Н.Г. Современный русский язык: лексикология. Фонетика. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / Н.Г. Наумова. – Киров: Радуга-Пресс, 2015. – 143 с.
21. Николина Н.А. Современный русский язык. Морфемика: учебное пособие / Н.А. Николина, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 142 с.
22. Плотникова С.В. Методические основы начального языкового образования: учебное пособие / С.В. Плотникова, В.А. Шуренкова. – Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2012. – 251 с.
23. Разбор слова по составу. Начальная школа: пособие / сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, сор., 2015. – 96 с.
24. Рамзаева Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в современной начальной школе/ Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. – 1991. – № 4. – С. 14-19.
25. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014. – 340 с.
26. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. Орфография. Морфемика и словообразования. Лексикология и фразеология: учебное пособие / авт. сотс. А.В. Боброва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МАКС Прессс, 2018. – 258 с.
27. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Мофемика. Словобразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин. Н.А. Нкиолина, И.И. Щеболева; под ред. Е.,И Дибровой; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
28. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 557 с.
29. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учеб. пособие / Л.С. Филиппова. – М.: Флинат: Наука, 2009. – 248 с.
30. Шуритенкова В.А. Формирование знаний и умений по морфемике и словообразования в начальной школе / В.А. Шуритенкова // Филологический класс, 2004. – № 11. – С 44-48.