Проектная деятельность старших дошкольников по формированию основы культуры поведения и вежливого общения
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития и культуры поведения дошкольников
1.2 Сущность культуры поведения и особенности организации проектной деятельности старших дошкольников
ГЛАВА 2 Опытно - практическая работа по воспитанию культуры поведения и речевого этикета у старших дошкольников средствами проектной деятельности
2.1. Диагностика уровня воспитанности культуры поведения и речевого этикета у старших дошкольников
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры поведения и речевого этикета у старших дошкольников средствами проектной деятельности
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
,Данилина Т.,Каменщикова В.,Киселевара,Крупеннама,Хабарова Т. Подчеркивается важность использования проектной деятельности дошкольников для решения задач социального и нравственного воспитания. Выделяют три основных вида деятельности.Творческий, исследовательский, нормативный. Одним из эффективных средств нравственного воспитания дошкольников является нормативная проектная деятельность. Проекты по созданию норм направлены на формирование у детей моральных представлений и включение правил поведения. Проект инициирован учителями, которые всегда четко понимают необходимость введения определенных норм. Использование нормативной проектной деятельности помогает детям исследовать "пространство возможностей" для нежелательных последствий неадекватного поведения ребенка и в полной мере пережить образовательную ситуацию, следуя своему образу на картинке. Дети учатся обобщать эмоциональный опыт и когнитивные контексты, сами устанавливая правила и кратко описывая обстоятельства, в которых они создают правила. Нормативная проектная деятельность позволяет внедрять и усваивать определенные нормы и правила посредством нормотворческой деятельности детей с учителями[3].В России проектный метод привлек внимание учителей в начале 20 века. В 1905 году С.Т. Шацкий и А. У. Зеленко первыми выступили и начали использовать метод проектирования. Они использовали этот метод в летних колониях, в молодежных клубах. Первоначально в рамках проекта, с целью организации практической деятельности, было введено школьное образование, основанное на идеях бесплатного образования. Целью проектов была интеграция теоретических знаний и практической деятельности, понимание теоретического материала на практике. В американских школах проектная деятельность носила характер лабораторной практики, а в российской школе — выполнения производственных заданий.С 1918 года, после публикации книги В. Килпатрика "Проектный метод", в России началось массовое внедрение этого метода. Е.Г. Кагаров проанализировал опыт внедрения проектного метода в России и за рубежом и сформулировал его отличительные черты: опора на интересы детей, копирование тем из взрослой жизни Здесь ведущая роль принадлежит творчеству и самостоятельности. Г. Меандров изучил этапы работы над проектами и деятельность преподавателей и студентов на каждом этапе.Вскоре на основе проектного метода в массовой школе были созданы комплексно-проективные программы, в которых занятия по учебным предметам были отменены, а дети выполняли проекты под руководством учителей.В 20-е годы XX века проектный метод применялся не только в школах и дошкольных учреждениях, но и широко применялся во внеклассных мероприятиях. Это касается пионерского движения в России.Советские школы внедрили проектный метод без дополнительного изучения. В ходе работы возникли проблемы - недостаточное количество подготовленных учителей, отсутствие специализированной литературы, - которые затрудняли использование проектного метода в школьной практике. В то же время организаторы образования в России не были едины во внедрении проектного обучения. Н.К. Крупская писала, что проектный метод плох тем, что "планы" отрывают от учебы, нарушают систематический характер учебы, приучают детей думать, что учеба для них не важна... Советская педагогика 1920-х годов ориентировала учителей на адаптацию к потребностям ученика. Место образования как такового заняла организация самостоятельного обучения детей, которое заключалось в выполнении трудовых, лабораторных, эвристических, исследовательских заданий. При этом проектный метод рассматривался не только как средство развития творческой инициативы и самостоятельности в обучении, но прежде всего как инструмент установления прямой связи между приобретенными знаниями и навыками (исключительно при решении практических задач). В результате проектный метод, задуманный как развивающий, на самом деле таковым для отечественной педагогики не стал, по крайней мере, в национальном масштабе. И уже в 1932 году постановлением ЦК ВКП/б/ метод проектов был осужден, и с тех пор, до недавнего времени, в России не предпринималось никаких серьезных попыток широко возродить этот метод в педагогической практике.Только в начале 1980-х годов в СССР проектный метод вновь привлек к себе внимание в связи с новой волной интереса к идеям бесплатного образования, учитывающего личностный фактор в обучении и воспитании детей. Отныне появлению упоминаний проектного метода в периодических изданиях посвящено довольно много работ (Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И. Чечель и др.). Ряд школ используют этот метод обучения как основной в своей образовательной деятельности.2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и проектного метода в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими российскими педагогами и психологами (А. Данюковой, Е. Евдокимовой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А. И. Савенковым, Б. В. Хозиевым и др.).Сегодня, в XXI веке, в рамках меняющихся требований, проектный метод является одним из самых интересных и значимых в воспитании дошкольников. Его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, который умеет работать, постоянно проявляет свою инициативу, ставит перед собой широкие практические задачи и способен их выполнять.Проектный метод – это способ организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии учителя, ученика и его родителей, методе взаимодействия с окружающей средой, пошаговых практических мерах по достижению цели [9].Как отмечает В.А.Деркунская, организация детской проектной деятельности позволяет учителю интегрировать практически все образовательные направления, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и учителем, их активное сотрудничество и творчество, знания и труд. Интеграция является одним из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также необходимо для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать для себя новый практический опыт, извлекать его экспериментальным путем, искать, анализировать и преобразовывать. Проект предполагает тщательную проработку каждой детали от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами [16].В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, потому что он получает возможность быть независимой, инициативной, деятельной фигурой, которая несет ответственность за переживание своей деятельности, своих поступков.Суть проектной деятельности заключается в активизации и поддержании интереса детей к проблемам, выявленным в ходе этой деятельности. Проектная деятельность основана на развитии познавательных интересов детей, умении самостоятельно применять полученные идеи в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостаток знаний и приобретении навыков, развитии критического мышления.Проектная деятельность включает в себя:- задание для детей, сформулированное в виде задачи;- целенаправленная деятельность детей;- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;- результат деятельности как найденный детьми способ решения задачи проекта.В.А. Деркунская отмечает, что управление проектами приводит к изменению позиции преподавателя. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников и помогает ребенку овладеть универсальными культурными способами действия (навыками), универсальными компетенциями, которые помогают действовать при любых обстоятельствах жизни и деятельности [16].Согласно определению Н.Е. Вераксы, проектная деятельность - это сложно организованный процесс, который предполагает систематическое преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике отдельных занятий [11].ГЛАВА 2 Опытно - практическая работа по воспитанию культуры поведения и речевого этикета у старших дошкольников средствами проектной деятельности2.1. Диагностика уровня воспитанности культуры поведения и речевого этикета у старших дошкольников