Лидерство в малых группах
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 28.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Малая социальная группа: понимание, виды, структура 4
Лидерство в малых группах 7
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Согласно выявлению двух основных сфер деятельности малой группы: бизнеса, связанного с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоций, связанных с процессом общения и развитием психологических отношений между членами группы, существует два основных типа лидерства: лидерство в сфере бизнеса (иногда называемый «инструментальным лидерством») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два типа лидеров могут быть персонифицированы в одном человеке, но чаще всего они распределены между разными членами команды. По степени внимания к конкретным областям групповой жизни можно выделить типы лидеров, которые сосредоточены на решении групповых задач, лидеров, которые сосредоточены на общении и взаимоотношениях в группе, и лидеров в целом. В каждой сфере групповой жизни можно выделить более различные роли: лидер-организатор, лидер-эксперт, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоциональногонастроя и т.д.Представитель поведенческого метода исследования лидерства считает, что лидером становится человек с правильной формой поведения. В рамках этого метода было проведено множество исследований стилей лидерства и проведена их классификация. Самый известный из них - классификации стилей лидерства К. Левина он описал и изучил стили лидерства авторитаризма, демократии и свободы, а также Р. Лайкерт, он проводил различие между стилем руководства, ориентированным на выполнение задач, и стилем руководства, ориентированным на людей. Результаты эмпирического исследования показывают, что нет четкой связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т.Митчелл и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства зависит от качества лидера и соответствия между ее поведенческими характеристиками и ситуацией, в которой находится группа. (Ф.Фидлер обнаружил интересную закономерность: стили лидерства, ориентированные на выполнение задач, более эффективны при самых благоприятных и неблагоприятных условиях, а стили, ориентированные на людей, более эффективны при умеренно благоприятных условиях.) Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, то есть явление, вытекающее из специфики групповой деятельности и характеристик группы в целом. Поэтому нынешнее лидерство представляется сложным и многогранным явлением, определяемым многими факторами.ЗаключениеЛидер - это член группы, который предлагает организовать группу за счет взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи. Он проявляет более высокую активность, участие и влияние, чем другие члены группы, в решении этой проблемы. Поэтому лидер предлагает взять на себя определенные функции при определенных обстоятельствах. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть они устанавливают отношения с лидером, предполагая, что он будет руководить и они будут ведомы. Лидерство следует рассматривать как групповое явление: лидер немыслим. Он всегда дается как элемент групповой структуры. Лидерство - это система отношений в этой структуре. Таким образом, феномен лидерства относится к динамичному процессу в малой группе. Этот процесс может быть весьма противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его руководящую роль могут не совпадать.Выяснить реальные способности лидера означает выяснить, как другие члены группы воспринимают лидера. Мера влияния лидера на группу также не является постоянной величиной. В одних случаях лидерские возможности могут увеличиваться, в то время как в других случаях, наоборот, уменьшаться. Иногда понятие лидера согласуется с понятием «авторитет», что не совсем корректно: конечно, лидер - это авторитет группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские способности его носителя. Лидер должен организовывать решения каких-то задач. Если начальство не выполняет таких функций, он может просто служить примером, идеалом, но вообще не браться за выполнение задачи. Таким образом, феномен лидерства - это очень специфическое явление, и другого понятия для его описания не существует.Лидер должен быть авторитетом, но есть и другие важные характеристики. Одним из самых важных качеств лидера является умелое общение. Общение и доверие тесно связаны. Лидер может рассматривать каждый факт, о котором он сообщает людям, как реализованную или упущенную возможность оспорить их доверие.Лидер должен знать, чего он хочет достичь, и он должен сформулировать несколько реалистичных шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели включают в себя работу, отношения, самосовершенствование, материальный объект, который вы хотите получить, или что-либо еще - процесс будет таким же. Постановка целей и упорная работа по их достижению помогают развить качества, необходимые для реализации плана, и побуждают к действию. Чтобы достичь определенной цели, лидерам обычно приходится решать проблемы и принимать решения. Чем быстрее ему удастся это сделать, тем продуктивнее он будет.Следовательно, лидерство - это условие формирования индивида, его поведения и существования в социальной группе, признания его преимуществ, квалификации, опыта и благоприятных человеческих качеств.Лидерство - это добровольное подчинение человеку, который пользуется уважением и авторитетом, а также признание его квалификации и опыта независимо от его авторитета. Лидерство - это особое отношение к человеку, основанное на признании его способностей. Такого рода признание обычно устанавливается независимо от того, имеет ли человек право управлять им или нет.Список используемой литературыАнсофф, Игорь.Стратегическое управление : [Пер. с англ.] / И. Ансофф; [Науч. ред. и авт. вступ. ст., с. 11-32, Л. И. Евенко]. - Москва : Экономика, 2017. - 519 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-282-00652-9 (В пер.)Горбунова, Марина Юрьевна.Общая социология : конспект лекций / М. Ю. Горбунова. - Москва :Эксмо, 2017. - 159 с.; 20 см. - (Экзамен в кармане) (Хит сезона).; ISBN 978-5-699-26129-1Донцов, Александр Иванович (1949-2023).Проблемы групповой сплоченности [Текст]. - Москва : Изд-во МГУ, 2017. - 128 с. : ил.; 20 см.Кричевский, Роберт Львович (1936-2005).Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва : Изд-во МГУ, 2018. - 205,[2] с.; 22 см.; ISBN 5-211-01499-3Руководство и лидерство [Текст] : (Опыт социально-психол. исследования) / Под ред. проф. Б. Д. Парыгина. - Ленинград : [б. и.], 2017. - 143 с. : ил.; 22 см. - (Сборник научных трудов/ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена).
1. Ансофф, Игорь. Стратегическое управление : [Пер. с англ.] / И. Ансофф; [Науч. ред. и авт. вступ. ст., с. 11-32, Л. И. Евенко]. - Москва : Экономика, 2017. - 519 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-282-00652-9 (В пер.)
2. Горбунова, Марина Юрьевна. Общая социология : конспект лекций / М. Ю. Горбунова. - Москва : Эксмо, 2017. - 159 с.; 20 см. - (Экзамен в кармане) (Хит сезона).; ISBN 978-5-699-26129-1
3. Донцов, Александр Иванович (1949-2023). Проблемы групповой сплоченности [Текст]. - Москва : Изд-во МГУ, 2017. - 128 с. : ил.; 20 см.
4. Кричевский, Роберт Львович (1936-2005). Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва : Изд-во МГУ, 2018. - 205,[2] с.; 22 см.; ISBN 5-211-01499-3
5. Руководство и лидерство [Текст] : (Опыт социально-психол. исследования) / Под ред. проф. Б. Д. Парыгина. - Ленинград : [б. и.], 2017. - 143 с. : ил.; 22 см. - (Сборник научных трудов/ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена).